Обзор: Дилеры зарубежных автопроизводителей

эксперты Татьяна Назарова руководитель отдела продаж автомобилей компании «М-СЕРВИС» Янина Перчик директор компании «Каскад-моторс» Роман Пискунов генеральный директор компании «Автоальянс» Сергей

Автомобильный ритейл стал одной из тех отраслей, по которым мировой финансовый кризис ударил наиболее сильно. Продажи практически всех дилеров серьезно упали за последние месяцы. Вынужденные избавляться от складских остатков, компании ищут способы стимулирования спроса и перебирают возможные варианты ведения бизнеса в будущем.
эксперты
Татьяна Назарова
руководитель отдела продаж автомобилей компании «М-СЕРВИС»
Янина Перчик
директор компании «Каскад-моторс»
Роман Пискунов
генеральный директор компании «Автоальянс»
Сергей Попов
коммерческий директор компании «Регинас»
Сергей Суханов
исполнительный директор челябин­ского филиала компании «Машинный двор»
Станислав Черных
директор компании «Новый проект»
 
какие
автобренды становятся опасными для дилеров
как
игроки компенсируют почти полное прекращение выдачи автокредитов
когда
спрос на автомобили снова пойдет вверх

На волне мирового финансового кризиса на отечественном авторынке наблюдается беспрецедентное снижение темпов роста: упали продажи целого ряда брендов. Согласно данным агентства «Автомобильная статистика», по итогам сентября отрицательную динамику показали сразу 15 марок, причем пять из них — представители десятки наиболее продаваемых автомобилей в России. К их числу относятся Mitsubishi (– 25% по сравнению с уровнем прошлого года), Ford (– 13%), Volvo (– 35%), KIA (– 11%) и некоторые другие.

Несмотря на то что общий рост рынка за девять месяцев 2008 г. составил порядка 40%, исследователи пересматривают свои прогнозы будущего развития событий. Если ранее аналитики «Автостата» заявляли, что в текущем году на территории страны будет продано 3,15 млн новых автомобилей на сумму порядка $69 млрд, то сегодня предполагается, что объем продаж не превысит $2,7-2,8 млрд. Однако и эти цифры нель­зя назвать окончательными: пока не стабилизируется макроэкономическая ситуация, авторынок будет находиться в подвешенном состоянии. Так или иначе, эксперты полагают, что на возобновление бурного роста в ближайшем будущем можно не рассчитывать. «По итогам текущего года среднерыночный рост составит не более 20-30%, и в 2009 г. он не поднимется выше 35%», — считает СТАНИСЛАВ ЧЕРНЫХ, директор компании «Новый проект».

Челябинский автомобильный рынок отличается высокой конкуренцией

Рынок продаж новых автомобилей в Челябинской области, по различным подсчетам, сегодня занимает 2,7-2,9% в структуре федерального. Согласно данным ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», общий объем продаж в I полугодии 2008 г. в нашем регионе составил порядка 39,5 тыс. машин, причем более 76% из них — иномарки (в том числе отечественной сборки). В столице Южного Урала в настоящий момент представлены 34 зарубежных бренда. В число крупнейших входят Chevrolet (11,5% регионального рынка в I полугодии 2008 г.), Toyota (11,3%), Hyundai (9,1%), Ford (8,2%), Renault (7,9%) и Nissan (7,1%).

Эксперты отмечают активное появление в течение последнего времени новых марок и официальных дилеров и считают рынок насыщенным и сложным для входа. «В Челябинске продаются фактически все существующие бренды, и большинство из них представлены не одним дилером. Теоретически до конца года могут появиться вторые дилеры Audi и Subaru — такие планы озвучивались, но, смогут ли они реализоваться на практике, пока неизвестно», — говорит РОМАН ПИСКУНОВ, генеральный директор компании «Автоальянс». Как замечает ЯНИНА ПЕРЧИК, директор компании «Каскад-моторс», конкуренция сильна во всех сегментах рынка: «После недавнего появления дилеров Porsche, Lexus и Infiniti премиум-сегмент также полностью закрыт».

Продажами новых иномарок в столице Южного Урала занимается порядка 30 компаний, помимо собственно челябинских, есть и инорегиональные игроки — «Сатурн-2» и «Машинный двор» (Пермь), а также «Автомир» (Москва). Лидерами рынка эксперты называют «Регинас», «Джемир», «Сейхо-моторс», «Сатурн», «Планету Авто» и некоторые другие компании. По результатам исследования аналитического центра «Экс­перт — Урал», в I полугодии текущего года наибольший прирост среди салонов, объем продаж которых составил не менее 1 тыс. автомобилей, показали челябинские дилеры «Автоальянс» (75,6%), «Джемир Холдинг» (62,3%) и «Регинас» (53,5%). В отдельных нишах цифры еще выше. Так, по словам ТАТЬЯНЫ НАЗАРОВОЙ, руководителя отдела продаж автомобилей компании «М-СЕРВИС», опираясь на результаты прошедших лет, руководство фирмы запланировало на 2008 г. рост 67%.

Проблемы с выдачей автокредитов ударили по всем сегментам рынка

По мнению участников рынка, по­следствия кризиса еще не докатились до Челябинска в полной мере. «У нас на площадках пока массово не стоят неразгруженные автовозы, как сегодня это можно наблюдать в столице. Для нашего бизнеса характерна инертность, мы пока частично работаем на старых заказах, но, судя по работе банковского сектора, скоро ситуация усугубится», — говорит Татьяна Назарова.

Сейчас, по мнению большинства экс­пертов, наступил переломный момент для авторынка: во всех компаниях отмечается снижение объемов продаж минимум на 30%. «Это объясняется тем, что 50-60% всех автомобилей в Челябинске продавались в кредит, а сего­дня каждый второй покупатель получает отказ в банке», — отмечает СЕРГЕЙ ПОПОВ, коммерческий директор компании «Регинас». Неуверенность в завтрашнем дне также побуждает многих потенциальных клиентов самостоятельно отложить покупку машины в кредит на неопределенный срок.

Повышение практически всеми банками первоначального взноса с 10 до 30-50% и процентной ставки на 1-2 пункта сильнее всего ударило по низшему ценовому сегменту. «Продажи бюджетных автомобилей стоимостью $10-12 тыс. пострадали особенно сильно, так как у людей, которые их покупают, чаще всего нет возможности для единовременной оплаты без заемных средств. Так, машины Chevrolet Lanos, бывшие хитом продаж и разлетавшиеся, как горячие пирожки, сегодня пылятся на складе», — рассказывает СЕРГЕЙ СУХАНОВ, исполнительный директор челябинского филиала компании «Машинный двор».

Отмечают автодилеры и снижение спроса в сегменте более дорогих автомобилей. «В нашей компании большинство отказов по заявкам клиентов приходится на машины стоимостью выше 800 тыс. руб. — в основном внедорожники SsangYong. Если раньше фактор комфортности при покупке превалировал над экономностью, то теперь наоборот — люди берут автомобили в меньшей комплектации, с менее мощными двигателями», — говорит Стани­слав Черных.

Среди потребителей марок премиум-сегмента наблюдается двоякое поведение: часть из них также отказывается от дорогостоящей покупки, другие в противовес им начинают покупать машины, рассматривая их как некую инвестицию. Такие настроения дилерам на руку. «Пока нельзя сказать, каковы будут последствия кризиса и на какие товары спрос будет расти, а на какие — падать. Сегодня стоимость золота и недвижимости снижается, и интерес к автомобилям может повыситься в случае нестабильной ситуации с курсом валют. Надо сказать, это весьма вероятный ход событий», — считает Сергей Попов. Сложности с оформлением кредита также повлияют на премиальный сегмент. «У нас, как и у других дилеров, более половины машин продается в кредит, поскольку часто клиенты не хотят отвлекать деньги из своего бизнеса. Есть вероятность, что, просчитав его ликвидность, они все-таки решат приобрести автомобиль за наличные», — полагает Татьяна Назарова.

С другой стороны, отмечают эксперты, сложная ситуация с автокредитованием имеет и некоторые плюсы: уделяя пристальное внимание проверке финансовой надежности клиента, банки помогут дилерам отсечь большое количество мошенников.

Автодилеры ищут способы борьбы с кризисом

Несмотря на кризис, перед автодилерами стоит задача в полной мере выполнить планы производителей в текущем году, иначе в будущем им могут сократить квоты. «Слухи о надвигающемся кризисе появились еще в феврале-марте этого года, но производители им не верили до последнего. Опираясь на бурное развитие рынка в 2007 г., они запланировали очень большие квоты. Сегодня очень трудно реализовать весь скопившийся на складах товар», — хмурится Роман Пискунов.

Многие игроки как самостоятельно, так и с подачи поставщиков активно занялись проведением стимулирующих мероприятий — различных акций, распродаж. Эксперты отмечают, что традиционно такие «ивенты» бывают приурочены к сезону, но в современных условиях компании вынуждены проводить их круглый год. «Мы сущест­вуем на рынке недолго, но уже успели провести несколько мероприятий для клиентов. Нам важно не просто продать автомобиль, а заслужить доверие человека и выстроить с ним долговременные отношения», — говорит Янина Перчик.

Также дилеры ищут пути решения проблем с кредитованием, многие разрабатывают льготные программы. «Если человеку одобряют кредит на меньшую сумму, мы готовы отдать ему в подарок какую-то часть дополнительного оборудования — таким образом он экономит», — подчеркивает г-жа Перчик. При этом дилерская маржа часто сокращается до минимума.

В будущем, считают эксперты, дилеры вообще перестанут зарабатывать на продажах новых автомобилей, наибольший эффект будет приносить сервисное обслуживание и продажа машин с пробегом. «Мы делаем ставку на развитие параллельных направлений — строительство техцентров, розничных магазинов. Диверсификация бизнеса поможет пережить сложные времена», — говорит Роман Пискунов. Сергей Попов согласен с коллегой: «Для успешной продажи нужны четкие экономические условия внешней среды, а обслуживать и ремонтировать машины нужно всегда, независимо от того, есть кризис или нет». Компания «М-СЕРВИС» развивает тренд продажи автомобилей с пробегом: в ноябре открывает автокомплекс, специализирующийся на этом направлении.

Пока достоверных сведений о планах той или иной компании по уходу с челябинского рынка нет, но в будущем игроки не исключают такой возможно­сти. «Такая участь может постичь компании, которые занимаются молодыми брендами, не имеющими большой истории продаж в России, а также тех, у кого плохо выстроены бизнес-процессы, — отмечает Сергей Суханов. — А вот дилеры, продающие старые и успешные марки — практически все «японцы» и «европейцы», — выстоят».

Эксперты полагают, что, воспользовавшись кризисом, на рынок могут зайти федеральные сети. Местные компании, напротив, пока притормозят региональную экспансию и строительство современных автоцентров. Однако, по некоторым мнениям, застой будет недолгим. «Затишье продлится до следующей весны, далее все встанет на круги своя. Кризис может даже спровоцировать новый виток спроса», — считает Сергей Суханов. 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.