Обзор: Частные медицинские центры

Падение покупательской способности населения уже в ближайшем будущем приведет к оттоку клиентов из частных медицинских клиник. Наиболее устойчивым окажется среднеценовой сегмент. Пока большинст

Падение покупательской способности населения уже в ближайшем будущем приведет к оттоку клиентов из частных медицинских клиник. Наиболее устойчивым окажется среднеценовой сегмент. Пока большинство экспертов не меняют инвестиционных планов на 2009 г., но задумываются о новых инструментах повышения и закрепления лояльности клиентов.
 
эксперты

Мария Аксёнова
заместитель директора медицинского центра «Лотос»
Елена Канаева
директор «Клиники репродуктивной медицины»
Виталий Матюнин
директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма»
Дмитрий Серов
генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика»
Елена Фатеева
исполнительный директор лечебно-косметологического центра «АПИ»
Ольга Чигринец
генеральный директор ООО «ДНК Клиника»

как
изменится спрос на платную медицину в будущем году
сколько
челябинцев берут кредиты на лечение
зачем
медицинские центры отправляют пациентов в чужие клиники

Рынок частной медицины пока еще не трясет. По ожиданиям ряда игроков, последствия кризиса проявятся ближе к весне: падение доходов граждан усилит «привычку» челябинцев экономить на здоровье. Потерь среди участников рынка, вероятно, избежать не удастся. «Допускаю, что произойдет определенная чистка рынка, — рассуждает МАРИЯ АКСЁНОВА, заместитель директора медицинского центра «Лотос». — В более сильной позиции сейчас находятся те клиники, которые не зависят от банковских кредитов и развиваются за счет собственных средств. Сильнейшие клиники, возможно, даже поглотят более мелких игроков».

Пациенты частных клиник начали экономить на лечении

По данным Discovery Research Group, ежегодный темп роста рынка платных медицинских услуг в России (без учета теневого сектора) за последние пять лет составил в среднем около 27%. Многие эксперты полагают, что в этом и следующем году темпы снизятся. В некоторых челябинских клиниках уже отмечают спад притока клиентов. ВИТАЛИЙ МАТЮНИН, директор ООО «Медицинский стоматологический центр «32 норма», признается, что в кабинет приходит лечиться вдвое меньше пациентов, чем в тот же период прошлого года. При этом наблюдается снижение среднего чека. «Если раньше пациенты, как правило, делали полную санацию полости рта, то сейчас уже по необходимости вылечивают глубокий кариес, пульпиты, а небольшие потемнения на эмали не трогают. Профгигиена отходит на второй план», — констатирует г-н Матюнин. Ожидается снижение доли профилактики и в сегменте гинекологических услуг. «Мы опять сталкиваемся с проблемой частоты посещения гинеколога. Женщины будут приходить к врачу не два раза в год, как положено, а только тогда, когда что-то заболит, и мы будем чаще получать запущенные случаи», — прогнозирует ОЛЬГА ЧИГРИНЕЦ, генеральный директор ООО «ДНК Клиника».

Пока еще на прежнем уровне держится доля пациентов, посещающих частные клиники по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС). В ряде челябинских медцентров она достигает 20-30%. Однако, по прогнозам экспертов, в будущем году поток пациентов по ДМС значительно сократится, так как многие предприятия из-за недостатка средств отказываются пролонгировать договоры со страховщиками.

В новых условиях для частных медицинских центров останется меньше возможностей для инвестиций. «Компании, которые планировали рост или расширение, теперь, вероятно, будут пересматривать свои планы», — допускает ДМИТРИЙ СЕРОВ, генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика». Клиники будут максимально сокращать издержки. «Для оптимизации расходов некоторым компаниям придется повышать цены на услуги, сокращать обслуживающий персонал и рабочее время врачей», — уверен г-н Серов.

Наиболее уязвимыми окажутся мелкие игроки, чьи собственные средства и возможности привлечения клиентов ограничены. Виталий Матюнин предполагает, что будут закрываться стоматологические кабинеты на 1-2 кресла, у которых стоимость услуг была первоначально занижена: «Раз цена была низкая, значит аудитория была сформирована из менее обеспеченных слоев населения. Сейчас такие пациенты будут уходить в городские поликлиники на бесплатный или частично платный прием».

Ряд более дорогих клиник будут снижать цены, считают некоторые участники рынка. В частности, стоматологи могут «вспомнить» о более дешевом пломбировочном материале: «Если раньше мы работали только с дорогим американским материалом, то сейчас думаем закупать и более доступные: российские световые и американские химические пломбы, чтобы пациент в любом случае остался и прошел лечение», — делится планами г-н Матюнин.

В целом многие эксперты настроены оптимистично и полагают, что трудности будут краткосрочны. «Здоровье останется одной из немногих сфер, в которую будут вкладывать деньги. Наши клиенты — люди с достатком средним и выше среднего. У них нет времени на посещение муниципальных поликлиник, тем более в такое непростое время», — уверена г-жа Аксёнова. По ее оценкам, рынок покажет увеличение на 10% за 2008 г., и такая же динамика сохранится в следующем году. «Думаю, ситуация будет напряженной, но вряд ли катастрофической», — считает ЕЛЕНА КАНАЕВА, директор «Клиники репродуктивной медицины». Г-жа Канаева рассчитывает сохранить клиентскую базу. «Хаос в головах уляжется, и к лету-осени следующего года все встанет на свои места. Надеемся, что радикально корректировать планы нам не придется», — отмечает в свою очередь Ольга Чигринец.

В ГК «Стоматологическая практика» уверяют, что их докризисные планы на будущий год остаются в силе: «Будем открывать новые клиники, внедрять новые разработки, в том числе, в области эстетических реставраций и имплантации», — поясняет Дмитрий Серов. Группа планирует также расширить сервисные предложения. «В частности, уже с января увеличится время работы клиник в вечернее время, а чтобы не пострадало качество услуг из-за перебоев с поставками материалов, увеличим складские запасы», — уточняет г-н Серов. Масштабные планы и у медцентра «Лотос». «Сейчас у нас действует четыре филиала. Географически они расположены так, что мы покрываем весь Челябинск. Поэтому новые филиалы мы будем создавать уже в области. Кроме того, мы планируем, что через три года у нас будет собственный стационар, а в качестве временного переходного варианта откроем стационар на базе одной из муниципальных больниц», — делится г-жа Аксёнова.

Медцентры объединяются в конгломераты

На челябинском рынке частной медицины усиливается тенденция к многопрофильности. Игроки стремятся предоставить комплекс взаимосвязанных услуг, потому что для решения любой серьезной проблемы требуется консультация нескольких специалистов. «При угревой сыпи, например, нужна консультация эндокринолога и гастроэнтеролога, а при болях в сердце — лор-врача, потому что очень часто кардиологические проблемы связаны с тонзиллитом», — поясняет Мария Аксёнова. Приемы смежных специалистов вводятся в клиниках, которые еще некоторое время назад специализировались исключительно на проблемах репродукции или эстетической медицины. ЕЛЕНА ФАТЕЕВА, исполнительный директор лечебно-косметологического центра «АПИ», считает, что будущее косметологии — за крупными многопрофильными центрами: «Состояние кожи зависит от внутреннего состояния организма — это может относиться к области эндокринологии, гастроэнтерологии, гинекологии, неврологии. Возможность прийти с косметологической проблемой в одно место и комплексно решить ее будет востребована».

Одно из конкурентных преимуществ в сфере частной медицины — использование передовых методик. Так, например, в медцентре «Лотос», чтобы не мучить маленьких детей глотанием трубок при диагностике гастрита и язвы желудка, заменили фиброгастроскопию на ультразвуковое обследование. Здесь же делают анализы, выявляющие пороки развития плода у беременных женщин. В «Клинике репродуктивной медицины» сделали ставку на неоперативные методы лечения миомы. «Стандартный вариант предусматривает удаление органа. Мы же подбираем для женщины один из способов нехирургического лечения», — комментирует Елена Канаева.

Одна из тенденций рынка — повышение оснащенности клиник, классности оборудования. 2007-2008 гг. стали периодом масштабного технического перевооружения медцентров. В большинстве случаев игроки ориентируются на средний класс оборудования. Аппаратуру высокого и экспертного классов клиники, как правило, приобретают для тех направлений, в которых наблюдается очень большой поток клиентов (стоимость техники среднего и экспертного класса отличается в 5-10 раз). Большой интерес для клиник представляет диагостическое оборудование: в частности, анализаторы для лабораторий, аппараты для ультразвукового обследования и др. Медцентр «Лотос» в этом году приобрел магнитно-резонансный томограф (МРТ). «Потребность назрела давно. Очередь на томографию в муниципальной больнице составляет от двух до трех месяцев. И только две частные клиники в Челябинске предлагают эту услугу: мы и филиал ЛДЦ МИБС (лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем, Санкт-Петербург). Сейчас к нам на томографию приходит 30-40 человек ежедневно. Планируем сделать круглосуточный прием, тогда сможем принимать до 60-70 человек в день. Людям очень важна скорость: если есть вероятность опухоли, человек не может ждать диагностики три месяца», — комментирует Мария Аксёнова.

Объять все медицинские услуги под одной крышей сложно, поэтому клиники создают своеобразные конгломераты. Например, стоматологические клиники консолидируются с общемедицинскими, а центры диагностики — с центрами репродуктивного здоровья. Г-жа Фатеева предполагает, что будут создаваться конгломераты центров терапевтической (мануальной, аппаратной) косметологии и пластической хирургии, так как хирургические услуги требуют предоперационной подготовки и послеоперационного ухода. Далеко не у всех частных клиник есть собственный стационар, поэтому некоторые центры начинают сотрудничать с городскими больницами, в частности, оказывать на их базе хирургические услуги. «Мы работаем с муниципальными отделениями проктологии, там наш доктор ведет пациента, и там же проводятся все операции», — приводит пример г-жа Аксёнова. Ряд челябинских клиник работает по сателлитным программам экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), иными словами — зачатия в «пробирке». Первой начала оказывать подобные услуги «Клиника репродуктивной медицины», заключив в 2005 г. договор с самарской «Медицинской компанией ИДК». «Такой союз позволяет пациентке получить большую часть программы ЭКО в родном городе. Женщина уезжает в клинику только на 3-4 дня. Если бы она ехала туда сразу, то жила бы там месяц», — поясняет Елена Канаева.

Сотрудничество клиник возникает и в тех случаях, когда необходимо высококлассное оборудование. «Сегодня ни у одного частного медцентра в Челябинске нет высокооснащенного стационара. Поэтому, когда нужно оборудование высокого уровня, иногда приходится задействовать мощности других лечебных учреждений. К примеру, оборудование для фокусированной ультразвуковой аблации миомы стоит порядка $3 млн, в России таких приборов всего три. Мы своих пациенток направляем в Москву», — рассказывает Елена Канаева.

Клиники помогают клиентам получать кредиты

Структура спроса на платные медицинские услуги в обших чертах сохранится, считают эксперты. По-прежнему наиболее востребованными будут стоматология, гинекология, урология, дерматовенерология и диагностика. Сохранит популярность консультационный прием (услуги эндокринолога, невропатолога, кардиолога, окулиста, гастроэнтеролога, сосудистого хирурга и др.), так как зачастую в городских поликлиниках добывать талоны к узким специалистам приходится с боем, после чего еще нужно высиживать длинные очереди в коридорах.

Будет расти потребность в лечении бесплодия и проблем невынашивания беременности, прогнозируют врачи-репродуктологи. В том числе возрастет интерес к программам ЭКО. «ДНК Клиника» в этом году первой в Челябинске открыла собственную лабораторию ЭКО. «Сейчас у нас в очереди на ЭКО находится около 60 человек, а всего в процедуре нуждаются около 3 тыс. пар в Челябинске, и это только верхушка айсберга, — констатирует Ольга Чигринец. — В репродуктивный период сегодня вступают девушки, рожденные в 90-х гг. — период психических и психологических драм, и врачи понимают, что работы будет больше, потому что такие девушкии самостоятельно, скорее всего, не забеременеют. Кроме того, по статистике, на одного мужчину в России сейчас приходится две женщины. Это одна из предпосылок развития донорских программ, в том числе в Челябинске». В медцентре «Лотос» также планируют создание собственного центра ЭКО. Сейчас центр готовит врачей в клиниках Германии, Москвы, Санкт-Петербурга и Самары. «Средняя пропускная способность центров ЭКО в России составляет 40 процедур в месяц. Думаю, в Челябинске есть место еще минимум для четырех таких центров», — считает г-жа Чигринец.

Некоторые участники рынка прогнозируют увеличение интереса со стороны пациентов к услугам врача-генетика. Пока, по оценкам «Клиники репродуктивной медицины», в Челябинске есть около 10 таких специалистов. Но, как замечает Елена Канаева, сегодня показания к генетическим исследованиям и консультациям врача-генетика серьезно расширяются. «С помощью анализа крови можно выявить предрасположенность человека ко многим заболеваниям: невынашиванию беременности, развитию инсультов, инфарктов, гипертонической болезни и т. д. Довольно востребованная услуга — определение отцовства и родства», — уточняет г-жа Канаева.

Ожидается некоторый спад в сегменте эстетической стоматологии. «Спрос, вероятно, будет трансформироваться в пользу оказания срочной стоматологической помощи и протезирования. Косметические услуги, такие как отбеливание и зубные украшения, будут менее популярны», — считает Дмитрий Серов. Предполагается, что станет меньше пациентов у пластических хирургов, особенно в высшем ценовом сегменте. В «ДНК Клинике», ориентированной на клиентов со «средним кошельком», пока спада не наблюдают, а возможную стагнацию стараются предупредить путем переговоров с банками. «Если раньше мы отправляли заявку в два банка, и этого было достаточно, то сейчас — сразу в шесть кредитных организаций, — делится опытом Ольга Чигринец. — Таким образом пациенты получают возможность воспользоваться кредитом даже в этот непростой период, а мы можем сохранить свои объемы». Г-жа Чигринец обращает внимание: если раньше кредитами на пластику пользовались 10-15% клиентов клиники, то сейчас — до 40%, несмотря на то, что банки подняли ставки.

В новых экономических условиях возрастает роль инструментов повышения лояльности клиентов. Вместе с тем, клиники зачастую сталкиваются с ситуацией, при которой уходит специалист и уводит за собой клиентов. «Клиент легко привязывается к специалисту, а наша задача — привязать его к центру. Я стараюсь, чтобы человек посещал разных специалистов, и видел, что они могут заменять друг друга, и если один специалист уйдет в отпуск или заболеет, пациент не останется «брошенным», — делится Елена Фатеева. «У нас разработаны комплексные программы исследования и лечения. Доктору уже не нужно ломать голову, какие анализы или процедуры назначать. Мы очень долго отходили от практики, когда есть один «супер-доктор», к которому идут все. Программы были созданы для того, чтобы уровень услуг сохранялся вне зависимости от субъективных факторов», — резюмирует Елена Канаева.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.