Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / Обзор: Аудиторские компании - 15.10.2007
Обзор: Аудиторские компании - 15.10.2007
dk

Обзор: Аудиторские компании - 15.10.2007

Самое читаемое
  • «Путин усилил мою тревогу. Сокращайте людей: восстановления не будет!» «Путин усилил мою тревогу. Сокращайте людей: восстановления не будет!»
  • Текслер озвучил, на какую поддержку могут рассчитывать жители Челябинской области Текслер озвучил, на какую поддержку могут рассчитывать жители Челябинской области
  • «Если вваливать деньги, силы, время, то изменения не заставят себя ждать» – Олег Сиротин «Если вваливать деньги, силы, время, то изменения не заставят себя ждать» – Олег Сиротин
  • «Реальное производство в долгах, как в шелках, или уходит за рубеж» — Валерий Гартунг «Реальное производство в долгах, как в шелках, или уходит за рубеж» — Валерий Гартунг
06:00   15.10.2007

эксперты Галина Галеева директор компании «Файзи Аудит» Сергей Касьянов финансовый директор ЗАО АФ «Аудит-Консалтинг Центр» Светлана Киселёва генеральный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит»

Рынок аудиторских услуг Челябинской области растет в среднем на 40% ежегодно. Среди его основных тенденций – диверсификация бизнеса компаний, при этом наиболее крупные игроки осваивают относительно молодой сегмент услуг по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) . По-прежнему проблемой рынка остается наличие большого количества фирм, оказывающих услуги невысокого качества по низким ценам. Однако требования заказчиков возрастают, поэтому слабые игроки, не выдержав конкуренции, вынуждены будут уйти с рынка.

эксперты
Галина Галеева
директор компании «Файзи Аудит»
Сергей Касьянов
финансовый директор ЗАО АФ «Аудит-Консалтинг Центр»
Светлана Киселёва
генеральный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит»
Ирина Новикова
генеральный директор компании «Аудит. Финансовый и Налоговый Анализ» («АФиНА»)
Татьяна Севастьянова
генеральный директор ЗАО «Аудит-Классик»

Как растет рынок аудиторских услуг?
Почему у региональных аудиторских фирм мало заказов на услуги по МСФО?
Каким станет рынок после отмены лицензирования аудиторской деятельности?

Оценки экспертов по объему рынка аудиторских услуг Челябинской области разнятся. По одним данным, объем рынка в 2006 г. составил порядка 300 млн руб., а с учетом московских и международных компаний, оказывающих услуги крупнейшим предприятиям Южного Урала, – около 350-370 млн руб. По другим данным, объем рынка аудиторских услуг Челябинской области без учета московских и международных компаний в 2006 г. – 150-220 млн руб.

По оценкам ЗАО «Аудит-Классик», на челябинском рынке, как и в России в целом, объем выручки от проведения аудиторских проверок увеличивается в среднем на 40% в год. Рост спроса на аудиторские услуги эксперты связывают с возрастающей по­требностью в аудите как со стороны топ-менеджеров, так и со стороны собственников предприятий. Как отмечает СЕРГЕЙ КАСЬЯНОВ, финансовый директор ЗАО АФ «Аудит-Консалтинг Центр», все большее число предприятий малого и среднего бизнеса начинает понимать практическую пользу от аудиторской проверки в целях внутреннего контроля и принятия управленческих решений. ТАТЬЯНА СЕВАСТЬЯНОВА, генеральный директор ЗАО «Аудит-Классик», констатирует: «Раньше предприятия считали основной целью аудита проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Сегодня возрастает количество заказчиков, которые хотят получить проверку правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности». Аудит все чаще воспринимается как один из факторов повышения доверия к предприятию. «Особенно востребовано аудиторское заключение на этапе выбора партнеров, например, когда банк принимает решение о выдаче кредита предприятию или когда фирма выбирает страховую компанию», – говорит Татьяна Севастьянова.

По данным участников рынка, в Челябинской области работает свыше 100 аудиторских фирм. Подавляющее большинство из них ориентировано на средний и малый бизнес, и только 10-15 компаний работают в сегменте среднего и крупного бизнеса: ЗАО «Аудит-Классик», «Листик и партнеры», группа компаний «ВнешЭкономАудит» и др.

Структура клиентского портфеля аудиторских фирм по отраслевой принадлежности за последнее время изменилась незначительно. Основными клиентами остаются промышленные предприятия. Заказчики компании «Файзи Аудит» – строительные фирмы, производственные и перерабатывающие компании. В значительно меньшей степени представлены торговые предприятия. В структуре клиентского портфеля ЗАО «Аудит-Классик» ведущие позиции занимают предприятия машиностроения и металлообработки, строительства и производства строительных материалов, а также пищевой отрасли.

Участники рынка диверсифицируют бизнес

Эксперты отмечают, что потребности клиентов возрастают, поэтому участники рынка стремятся осваивать новые направления. Компания «Аудит-Консалтинг центр» предлагает девять видов услуг. У ГК «ВнешЭкономАудит» – семь видов дея­тельности, у компании «Аудит. Финансовый и Налоговый Анализ» («АФиНА») – шесть, у «Файзи Аудит» – четыре. СВЕТЛАНА КИСЕЛЁВА, генеральный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит»: «Еще в 2001 г., основывая фирму, мы понимали, что диверсификация необходима. Клиенту, который качественно поработал с компанией по аудиту, легче доверить ей другие направления, чем искать узкого специалиста из другой компании».

Многие участники рынка предлагают такие сопутствующие аудиту услуги, как ведение бухгалтерского учета и консалтинг (бухгалтерский, налоговый, кадровый, некоторые крупные фирмы предлагают управленческий консалтинг). Занимаются аудиторские фирмы и юридической деятельностью. Так, «Файзи Аудит» в 2007 г. начала оказывать услуги юридического аутсорсинга, а «АФиНА» открыла дочернее предприятие, сфера деятельности которого – хозяйственный и налоговый арбитраж, юридическое сопровождение, трудовые споры, регистрация предприятий и др.

Увеличивается количество аудиторских фирм, берущих на себя образовательные функции. «Аудит-Консалтинг Центр» занимается обучением с выдачей сертификатов Института профессиональных бухгалтеров России, «АФиНА» планирует готовить специалистов в соответствии с международной сертификацией бухгалтеров CAP/CIPA. ГК «ВнешЭкономАудит» в сентябре этого года внедрила новые программы бизнес-обучения с узкой специализацией: бухучет и налогообложение, право и др.

Доля аудиторских услуг в структуре выручки ведущих участников рынка по-прежнему остается значительной: эксперты называют цифры от 50 до 65%. Мнения об оптимальном соотношении расходятся. Так, ГАЛИНА ГАЛЕЕВА, директор компании «Файзи Аудит», ожидает, что в перспективе аудит, ведение бухгалтерского учета, юридические услуги и семинары будут приносить по 25% дохода фирмы. Однако Светлана Киселёва считает оптимальным вариант, когда выручка от аудиторской деятельности составляет 45-55%: «Несмотря на то что наша компания – одна из самых диверсифицированных в городе, у нас нет снижения доли аудита, она составляет около 50%».

Аудиторские компании осваивают сегмент услуг по МСФО

С 2005 г. российские кредитные организации были переведены на единый стандарт отчетности: банки обязали предоставлять финансовую отчетность и аудиторские заключения в соответствии с международными стандартами. Это предусмотрено концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на 2004-2010 гг.1 Следующий этап – переход на составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО публичных компаний (имеющих в обращении ценные бумаги), сделать это нужно до конца 2007 г.

Региональные аудиторские компании не упускают шанса заняться новым направлением бизнеса. В сфере банковского аудита в Челябинской области работает компания «Листик и партнеры»2. Для других предприятий участники рынка оказывают несколько видов услуг по МСФО: аудит, трансформация бухгалтерской отчетности (перевод отчетности, составленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, на МСФО), а также консалтинговые услуги и обучение. По­следнее направление, пожалуй, наиболее востребовано на рынке Челябинской области. Так, ГК «ВнешЭкономАудит» с осени 2006 г. занимается подготовкой специалистов для получения диплома АССА  по МСФО (за год прошло пять потоков). ЗАО «Аудит-Классик» с 2005 г. совместно с Pricewaterhouse Coopers3 и Всероссий­ским заочным финансово-экономическим институтом организует обучение составлению отчетности по МСФО. В прошлом году курсы прошли 40 человек. В сентябре этого года был проведен первый этап подготовки к сдаче экзаменов на ДИПИФР для 55 специалистов.

Мнения участников рынка о перспективах развития сегмента услуг по МСФО на рынке области разделились. Светлана Киселёва сомневается, что такие услуги будут распространены среди челябинских аудиторских фирм: «Чтобы оказывать качественные услуги по МСФО, необходимы значительные затраты на обучение персонала». По мнению ряда экспертов, популярность темы МСФО связана, прежде всего, с заинтересованностью специалистов-бухгалтеров предприятий в повышении квалификации. «На программы по МСФО люди приходят обучаться в основном за свой счет – это те, кто хочет работать в компаниях с иностранным капиталом, делать карьеру в Москве или Санкт-Петербурге», – говорит Светлана Киселёва. В Челябинске применить свои знания обучившимся специалистам почти негде, отмечает г-жа Киселёва, – мало заказов: «Крупный бизнес работает с международными аудиторскими компаниями. Средний бизнес, как правило, пока не осознает, зачем ему это нужно. Амбициозных компаний, намеревающихся строить национальные сети, получать кредиты в западных банках, выходить на IPO, в Челябинске единицы». «Трансформация российской отчетности на МСФО и аудит отчетности, составленной по МСФО силами региональных аудиторских компаний, пока не востребованы на рынке Челябинской области», – полагает Татьяна Севастьянова. Г-жа Севастьянова считает, что челябинские аудиторские компании сегодня могут качественно заниматься только обучением составлению отчетности по МСФО.

Другие эксперты более оптимистичны. «Наши ожидания связаны с тем, что средний и малый бизнес либо начинает работать с иностранными инвесторами, появляющимися в регионе, либо сам выходит на международный рынок, а значит, нуждается в составлении отчетности в соответствии со стандартами МСФО», – говорит ИРИНА НОВИКОВА, генеральный директор компании «АФиНА». Показательно, что в 2006 г. «АФиНА» оказала услуги по трансформации финансовой отчетности на МСФО некоторым челябинским туристическим фирмам.

Галина Галеева отмечает, что сегодня многие предприятия имеют зарубежных учредителей, есть компании, поставщики или клиенты которых находятся за границей: «Такие предприятия ведут бухгалтерский учет в двух вариантах: по российским и международным стандартам». По словам г-жи Галеевой, в 2006 г. доля услуг по МСФО в структуре выручки компании «Файзи Аудит» от аудиторской деятельности составила 8%.

Судьбу рынка услуг по МСФО эксперты связывают и с ожидаемым переходом российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности. «Сейчас ситуация напоминает замедленный старт перед большим бумом», – уверена Галина Галеева.

Аудиторские услуги становятся более качественными

Одной из проблем рынка аудиторских услуг остается демпинг. По оценкам компании «АФиНА», 30-40% действующих участ­ников рынка оказывает услуги сомнительного качества. «Клиенты, очевидно, не зная, каким должен быть отчет, думают, что они за меньшие деньги покупают что-то достойное», – замечает Ирина Новикова. «Когда говоришь, что аудит должен стоить от 80 тыс. руб., многие удивляются, потому что им «уже предложили аудиторское заключение за 15 или 20 тыс. руб.», – возмущена Светлана Киселёва. Зачастую клиенты аудиторских фирм вырабатывают свои критерии оценки качества аудиторской проверки. Как отмечает Тать­яна Севастьянова, для одних аудит является качественным, если при последующих налоговых проверках предприятию не начисляются дополнительные налоги. Другие выбирают аудиторов на том основании, что они «делают мало замечаний». Третьи показателем качественного аудита считают толщину аудиторского отчета. Г-жа Севастьянова обращает внимание на то, что, согласно закону «Об аудиторской деятельности», аудит считается качественным, если он проводился в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, которых более 30: «Эти правила посвящены как порядку проведения аудиторских процедур, так и регулированию бизнес-процессов внутри аудитор­ской фирмы (порядок подбора и обучение персонала, выбор клиентов и др.)». «Действия недобросовестных участников рынка, во-первых, дискредитируют профессию аудитора, во-вторых, приводят к падению рентабельности отрасли в целом», – констатирует Ирина Новикова. Светлана Киселёва подтверждает снижение рентабельности аудиторского бизнеса, но связывает это с ростом затрат на удержание специалистов, их обучение.

Высоких накладных расходов требует содержание офиса, наличие информационных баз и пр. Затратен и процесс обеспечения и контроля качества аудита. Расходы связаны, в частности, с оплатой труда специалистов-методологов, контролирующих качество аудиторских документов. «Все это требует как кадровых, так и материальных ресурсов, чего априори не может быть у дем­пингующих фирм», – подчеркивает Татьяна Севастьянова.

По оценкам ряда экспертов, за последний год четче проявилась тенденция отрыва ведущих игроков от остальных участников рынка. «На уровне лидеров происходит выравнивание цен на аудиторские услуги», – констатирует Светлана Киселёва. Становится все больше предприятий, готовых платить деньги за качественный, а не формальный аудит. В компании «Файзи Аудит» за год стоимость договоров выросла в среднем на 20%. В ГК «ВнешЭкономАудит» – на 15-20%, и, по прогнозам, к середине 2008 г. цены по сравнению с июлем 2007 г. увеличатся еще на 10-15%.

Ожидания ведущих участников рынка связаны с возрастающей потребностью предприятий в качественном аудите. «Многие компании сегодня заинтересованы вести прозрачный легальный бизнес без двойной бухгалтерии. Налоговые органы с каждым годом все больше «закручивают гайки», – констатирует Светлана Киселёва. Сергей Касьянов: «Потребитель аудитор­ских услуг сегодня имеет высокий профессиональный уровень в своей области, и к аудиторам он предъявляет соответ­ствующие требования». Г-н Касьянов отмечает также, что аудиторская проверка все чаще рассматривается как инструмент контроля со стороны акционеров и инвесторов. Это также диктует определенные требования к качеству услуги. «Когда компании начнут активнее выходить на фондовый рынок, потребность в качественном аудите возрастет еще больше. Эта отчетность будет уже интересна не только собственнику компании», – добавляет Светлана Киселёва.

Слабые игроки уйдут в бухгалтерию

Отмена лицензирования аудиторской деятельности, которую уже давно ожидают участники рынка, в очередной раз отложена. На этот раз законодатели перенесли сроки до 1 июля 2008 г. Дело в том, что государ­ственные органы никак не могут окончательно разработать новый механизм контроля за качеством аудиторских услуг.

Предполагается, что контрольную функ­цию передадут саморегулируемым объединениям (СРО), членство в которых станет обязательным для всех аудиторов.

Ряд участников рынка считает, что подобные меры помогут навести порядок на рынке. Галина Галеева: «Для получения лицензии сегодня достаточно написать заявление в минфин и приложить к нему копии нотариально заверенных аттестатов. Работают эти аттестаты или нет – не проверяется. Вступить в аккредитованную фирму с «мертвым» аттестатом будет намного сложнее».

По оценкам компании «Аудит-Консалтинг Центр», в результате перехода на саморегулирование численность аудиторских компаний в Челябинской области снизится более чем на 50%. «Это будет связано с необходимостью оплаты членских взносов и ужесточением контроля качества оказываемых услуг со стороны СРО», – полагает Сергей Касьянов.

Однако другие эксперты не ожидают кардинальных перемен, связанных с отменой лицензирования. «Если сокращение и произойдет, то не больше чем на 5-10%», – считает Светлана Киселёва. Татьяна Севастьянова сомневается, что вступление в СРО будет сопровождаться жесткими требованиями: «Сегодня для получения лицензии аудиторской фирме достаточно лишь формального исполнения ряда требований, предусмотренных законом «Об аудиторской деятельности». На мой взгляд, аналогичным образом будет осуществляться и вход в аудиторское сообщество через членство в СРО. Да, нужно будет платить членские взносы, но я не думаю, что размеры взносов будут завышены. Поскольку в России будут действовать несколько СРО, то конкуренция сделает свое дело».

Ирина Новикова считает, что рынок не готов к отмене лицензирования, так как это «может спровоцировать новую волну выхода на рынок непрофессиональных игроков». С другой стороны, сократить состав участников рынка способно ужесточение аудиторского законодательства, требующего развития внутрифирменных стандартов аудиторских компаний. По мнению г-жи Новиковой, те фирмы, которые почувст­вуют неуверенность на рынке аудитор­ских услуг, займутся ведением бухгалтерского учета и консалтингом: «Это те виды деятельности, которые не требуют лицензирования и контроля качества в соответствии с законодательством».

Ряд экспертов ожидает изменения структуры рынка в связи с возможным появлением новых участников из других регионов. По мнению Сергея Касьянова, на рынок войдут аудиторские компании федерального уровня, ориентированные на средний и крупный бизнес. Татьяна Севастьянова отмечает продолжающуюся экспансию на региональный рынок крупных московских аудиторско-консалтинговых групп, которые имеют преимущества в заключении договоров с управляющими компаниями крупных южноуральских промышленных холдингов, чьи офисы расположены в Москве. «Может быть, московские компании и придут, но ведь их не интересует средний клиент, им нужны заказы от 300 тыс. руб., а таких клиентов не так много. К тому же ведущие челябинские компании чувствуют себя уверенно: по уровню качества мы не уступаем московским аудиторским фирмам», – добавляет Светлана Киселёва.

В отношении общей для России тенденции глобализации аудиторского рынка за счет вхождения средних и мелких фирм в состав крупных аудиторско-консалтинговых групп эксперты настроены скептически. Они отмечают, что на челябинском рынке никто объединяться не хочет: рынок поделен, предприятия за аудиторскими фирмами более или менее закреплены, к тому же региональные компании сами заинтересованы в расширении географии присутствия. Игроки активно привлекают клиентов из других регионов. ЗАО «Аудит-Классик» работает с предприятиями Москвы, Пермской области и Красноярского края. «АФиНА» – с клиентами из Свердловской и Пермской областей, Башкирии, Нижнего Новгорода, ГК «ВнешЭкономАудит» – с компаниями из Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Курганской областей. Участники рынка рассматривают также возможности открытия офиса или филиала за пределами Челябинской области. Компания «АФиНА» и ГК «ВнешЭкономАудит» планируют открыть представительства в одном из соседних регионов, «Аудит-Консалтинг Центр» в будущем намерен создать филиал в Екатеринбурге.

МСФО – стандарты, утверждаемые Советом по МСФО (независимой организацией, основанной в 1973 г. соглашением бухгалтерских организаций 12 стран).

2 Для оказания услуг банковского аудита необходимо получение отдельного аттестата. Сегодня на рынке аудиторских услуг существует четыре вида аттестатов: для инвестиционного, банковского, страхового и общего аудита.
3 Pricewaterhouse Coopers – одна из компаний «большой четверки», крупнейших представителей российского аудиторского рынка (помимо Pricewaterhouse Coopers, это Deloitte, KPMG и Ernst & Young).

АССА (Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров) – международная организация профессиональных бухгалтеров, осуществляющая сертификацию специалистов в области финансов и бухгалтерского учета.
ДипИФ (Diploma in International Financial Reporting) – разработанный АССА диплом, подтверждающий квалификацию специалиста в области составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

1 Согласно утвержденной в России программе реформирования бухгалтерского учета планируется поэтапный переход к обязательному применению международных стандартов финансовой отчетности.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.