Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / Образовательные компании заманивают клиентов нестандартными форматами

Образовательные компании заманивают клиентов нестандартными форматами

06:00   14.04.2008

эксперты Наталья Акмурзина директор «Центра развития бизнеса и личности» Наталья Книс руководитель отдела бизнес-обучения компании «АПРАЙТ – Челябинск» Юлия Петрова директор «Ассоциации содействия

Насыщенность сегмента краткосрочных программ стимулирует игроков разрабатывать нестандартные продукты, искать креативные маркетинговые ходы. Компании ищут новые формы проведения даже для стандартных семинаров, например, проводят интерактивные конференции. Особым спросом пользуются программы, сделанные на стыке с другими направлениями, например, туризмом.

эксперты
Наталья Акмурзина
директор «Центра развития бизнеса и личности»
Наталья Книс
руководитель отдела бизнес-обучения компании «АПРАЙТ – Челябинск»
Юлия Петрова
директор «Ассоциации содействия бизнесу»
Наталья Топорикова
заместитель генерального директора ЗАО АФ «Аудит Классик»
Ксения Тысевич
директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»
Игорь Фелицин
директор филиала компании «Бизнес-мастер СНГ» в Челябинске

Зачем образовательные компании вывозят клиентов на природу?
Каким ученикам подходят нестандартные методики?
Почему эксклюзивный формат обучения живет лишь пару лет?
В 2004 г. «Ассоциация содей­ствия бизнесу» (АСБ) впервые организовала тренинг лидерства с необычным названием «В лодках только боссы», который получил грант мин­экономразвития именно за свою нестандартность: его слушатели проходили обучение на яхте, не сходя на берег. Оригинальный проект был очень успешен. «Босс Клуб» АСБ, в рамках которого был проведен тренинг, существует и по сей день, а идею со­вмещения обучения с туризмом в АСБ сейчас патентуют. ЮЛИЯ ПЕТРОВА, директор «Ассоциации содействия бизнесу»: «Идея нашего проекта состоит в сочетании нестандартной формы преподнесения материала (это не тренинг и не семинар, а деловая игра) и нестандартного места проведения (яхта). Такое сочетание дает возможность ломать стереотипы мышления».
Эксклюзивные программы привлекают внимание клиентов

Рынок бизнес-обучения начал формироваться вслед за развитием бизнеса в Челябинске. Во многом он повторял западные образцы, однако, как это характерно для России, преодолевал путь в ускоренном темпе. Из трех сегментов рынка, выделяемых по длительности образования, наиболее насыщенным стал сегмент краткосрочного обучения.

Сегодня прослеживается явный контраст: предложений долгосрочного образования недостаточно, тогда как сегмент краткосрочных программ перенасыщен. Основная причина – низкий порог вхождения, благодаря которому каждый год увеличивается количество небольших компаний. По оценкам экспертов, чтобы запустить свой проект, новичку хватит всего 150 тыс. руб. По мере насыщения рынка заполняемость программ не­уклонно снижается. По данным компании «АПРАЙТ – Челябинск», средняя загрузка сборных программ не превышает 60-65% от максимально возможной, а загрузка в 85-95% возможна лишь в эксклюзивных проектах. Неудивительно, что именно такие проекты стали появляться на челябинском рынке.

Нестандартным бизнес-обучение может быть по двум параметрам: форме проведения и внутреннему наполнению программы. Стандартные для Челябинска формы проведения краткосрочного обучения – это семинар, тренинг, лекция, которые проводятся на территории заказчика или тренинговой компании. Один из способов изменить привычную форму занятий – перенести их в другое место, например, на природу. НАТАЛЬЯ ТОПОРИКОВА, заместитель генерального директора ЗАО АФ «Аудит Классик», рассказывает, что актуализация стандартных форматов и тем – это одна из тенденций бизнес-образования в Челябинске. Руководители предпочитают бизнес-курсы с выездом за город, так как через погружение в тему и оторванность от текущих дел достигается максимально эффективное восприятие материала. НАТАЛЬЯ КНИС, руководитель отдела бизнес-обучения компании «АПРАЙТ – Челябинск»: «Стали популярными совмещение тренинга и путешествия, тренинга и отдыха, а также интеллектуальный бизнес-туризм, цель которого – раскрытие внутренних ценностей, поиск новых амбициозных бизнес-задач, знакомство с деловой культурой других стран. Впечатления ценились всегда и будут цениться, и особенно в бизнес-среде. Обучающий тренинг как источник новых впечатлений и эмоций, встряска, сплочение приобретает новые формы – это различные events и шоу бизнес-идей».

Другой способ организовать нестандартный формат обучения – это ввести малознакомую форму образования. Наталья Топорикова: «Нестандартным форматом для Челябинска можно считать конгрессы, конференции, бизнес-классы, форумы. Даже если мероприятия, которые проводились в Челябинске, и назывались так, то они не всегда соответствуют стандартам таких форматов».

Как замечает ИГОРЬ ФЕЛИЦИН, директор филиала компании «Бизнес-мастер СНГ» в Челябинске, нестандартность проекта не исчерпывается необычным местом проведения или экстремальными условиями мероприятия: нестандартным может быть заурядный, но до сих пор не применяемый в системе коучинг.

Как показывает опыт компаний, изменение формы не всегда способствует достижению конечной цели обучения, упор должен делаться именно на содержании проекта. При таком подходе акцент переносится с информационного наполнения тренинга на воздействие, которое он оказывает. Эффективность в данном случае определяется по профессиональным или личностным изменениям, к которым приводят занятия. НАТАЛЬЯ АКМУРЗИНА, директор «Центра развития бизнеса и личности»: «Стандартные программы направлены на обучение. Но бесполезно человеку рассказывать, «как делать», потому что все упирается в личность человека: его представления о себе, о мире. Более эффективный, хотя и не такой быстрый путь, – изменение себя». Исследование, которое проводила компания «АПРАЙТ – Челябинск», показало, что в настоящее время изменяется потребность в темах: если раньше в рамках сборных проектов клиенты были готовы воспринимать практически любую обучающую программу, то сейчас в числе требований участников стоят «новая информация», «практический опыт» и пожелание «зарядиться энергией ведущего и участников».

Сейчас на рынке Челябинска несколько направлений нестандартных программ. Тренинги лидерства в экстремальных условиях для топ-менеджеров устраивают, например, в «Бизнес-мастер СНГ» («Ночной экстрим», выездные мероприятия в пустыне, в горах). В этом же направлении работает «АПРАЙТ – Челябинск» (программа «Топ-менеджер, создающий будущее»). Кроме того, развитие получил формат event-семинара. Его основное отличие от обычного семинара в том, что в нем принимают участие авторитетные, сильные практики, руководители собственного бизнеса, консультанты, которые делятся не только опытом, но и эмоциями.

Уникальные программы требуют уникальных тренеров

От тренера, ведущего нестандарт­ные проекты, требуется не просто формирование готовой программы занятий, но и умение создать индивидуальную программу для каждой компании, соответ­ствующую ее целям и задачам. КСЕНИЯ ТЫСЕВИЧ, директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»: «Уникальные обучающие продукты покупают тогда, когда тренер способен разработать программу под конкретную задачу, «заточить» тренинг под потребности компании. Именно такое обучение приносит наибольший результат». Уникальная программа зачастую целиком зависит от личности тренера, что становится препятствием для расширения компаний, предоставляющих услуги бизнес-образования. Наталья Акмурзина признается, что именно этот фактор вызывает у нее основные опасения, так как все направления компании представлены уникальными авторскими тренингами. Выходом из этой ситуации, по мнению эксперта, может стать привлечение фрилансеров с готовыми разработками. За счет них компания сможет расширить спектр программ, предлагаемых клиентам, и таким образом развиваться дальше.

Уникальный тренинг может быть в разы дороже стандартного. Это одна из причин, по которой целевая аудитория эксклюзивных тренингов – топ-менеджмент. Кроме того, нестандартные форматы обучения чаще используются при проведении тренингов лидер­ства, по­скольку именно руководитель способен принять нестандартное решение. Игорь Фелицин характеризует потребителя подобных программ как амбициозного собственника, готового к переменам. Поэтому на рынке образовался некоторый перекос предложения в сторону программ для руководителей, тогда как рядовым сотрудникам приходится довольствоваться старыми, проверенными проектами. Изменения на рынке отмечает Ксения Тысевич: «Уходят те времена, когда обучали топ-менеджмент и предлагали «коробочные» решения для развития руководителей. Сейчас все чаще используют нововведения, и особой популярностью пользуются неформальные направления обучения, сочетающие игровое и интеллектуальное начало».

Особенность нестандартных форматов образования еще и в том, что работа тренинговой компании, как правило, строится на сочетании уникального и стандарт­ного подходов. Наталья Топорикова: «В компании должны быть и стандартные форматы обучения, и нестандартные проекты. В некоторых программых акцент может быть сделан на актуальности темы, в других прин­ципиальное значение имеет харизма и опыт тренера, в третьих может стать решающим состав группы обучающихся. Интересно и эффективно проходит только тот тренинг, на который приходят заинтересованные люди».

Как признаются эксперты, поставить на поток оригинальные мероприятия значит лишить их уникальности, сделать повседневными, что приведет к утрате нестандартного подхода. Хотя, как отмечает Наталья Книс, опираясь на опыт компании «АПРАЙТ – Челябинск», нестандартные проекты можно сделать циклическими: «Все эти форматы объединяет общая идея формирования площадок для живого бизнес-общения участников. На наш взгляд, нестандартные проекты могут быть циклическими, а вот поставить их на поток удастся вряд ли».

Тренеры сами создают моду на креативные тренинги

Сегодня инициатива создания эксклюзивных проектов принадлежит прежде всего образовательным компаниям. Юлия Петрова: «Я не думаю, что дело в растущем спросе на нестандартные форматы. На самом деле консалтинговые фирмы с креативными идеями из-за жесткой конкуренции стали искать нестандарт­ные формы, предлагать их клиенту и формировать этот сегмент».

Неудивительно, что для некоторых клиентов участие в подобных проектах – это не осознанная необходимость, а стремление попробовать что-то новое, необычное. Отсюда и основная опасность использования формата: приобретенные умения в лучшем случае не окажут никакого влияния на деятельность компании. Игорь Фелицин: «Заказать и купить можно практически любой формат. Важно помнить, что колесо от Mercedes на «Жигулях», возможно, и красиво, но работе мешает. Мы стремимся предлагать продукты, которые близки челябинскому бизнесу, а не компании Procter & Gamble, например. Сегодня максимально полезны системы непрерывного обучения, обучение на рабочем месте, программы различной длительности».

Другая опасность нестандартного обучения, которая касается уже компаний-тренеров, – это риск, связанный с продвижением эксклюзива. Эффект новизны длится от 1,5 до 3 лет. Есть два варианта развития событий в этот срок. Либо проект оказывается настолько рискованным, что его не удается продать и он умирает. Либо он демонстрирует успешность, активно копируется конкурентами и уже через пару лет теряет новизну, превращаясь в стандартный, хотя и не менее действенный тренинг. Яркий пример – так называемые «веревочные тренинги», пик популярности которых пришелся на 2004-2005 гг. Другой пример – «Босс Клуб». Юлия Петрова рассказывает, что четыре года этот проект был единственным в Челябинске. Теперь же формат клуба директоров стал распространенным в городе инструментом привлечения и удержания ключевых клиентов. Сохранить лидерство в таких условия «Ассоциации содействия бизнесу» помогает постоянный поиск новых идей. Юлия Петрова: «Ресурсы у всех обучающих компаний разные, например, мы никогда не будем такими крупными, как международный факультет ЮУрГУ. Однако мы стремимся быть первыми, быть лидерами в области инноваций. Мы понимаем, что примерно через 1,5-2 года актуально будет что-то другое, и уже готовим идеи следующего проекта».

Эксперты сходятся во мнении, что за нестандартными форматами обучения будущее, поскольку, только держась на пике тенденций и потребностей клиентов, тренинговая компания может рассчитывать на успех. Клиентам подобные программы позволят подтвердить высокий уровень менеджмента и выжить в конкурентной борьбе. Наталья Акмурзина: «На челябинский рынок выходят национальные компании, растет внутренняя тревожность местных игроков, которым приходится как-то выживать. Востребованность нестандартных программ возрастет хотя бы потому, что ожидания от использования стандартных программ далеко не всегда оправдываются на практике».

С развитием рынка уникальные форматы все чаще будут формироваться местными тренерами и качественно приближаться к уровню москвичей. Ксения Тысевич: «Бизнес-обучение – это бизнес для бизнеса. При выборе тренинговой компании самое главное – качество услуг и продуктов, они определяют репутацию. Успешны будут те провайдеры, у которых есть большой штат тренеров с опытом работы в бизнесе, возможность работать со всеми уровнями менеджмента и ресурсы для развития».

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.