О Голливуде, работе над «Фиксиками» и IT-рынке в Челябинске. ОПЫТ AnimaRender 

«Можно пробовать все, распыляться — майнить или сдавать в аренду сервера. Но у нас есть огромная матрица показателей, ее нужно выполнять. Нельзя заниматься только тем, что модно».

Сегодня челябинская компания AnimaRender, перечисляя проекты со своим участием, называет фильмы «Защитники», «Легенда о Коловрате» и мультфильм «Фиксики: Большой секрет». Они причастны и к организации таких событий, как Astana EXPO, форум «Россия – Казахстан», нескольких инсталляций в Европе, созданию видео для московского парка Зарядье и серии автомобилей  KIA. Место на мировом рынке компьютерной графики для AnimaRender обеспечивают ее 600 серверов, которые позволяют за короткие сроки обрабатывать огромные объемы информации, обычный компьютер с ними справляется только за несколько месяцев.

О Голливуде, работе над «Фиксиками» и IT-рынке в Челябинске. ОПЫТ AnimaRender   1

Три года назад руководитель отдела головной станции Dom.ru Юрий Ситников вместе с командой единомышленников начал разрабатывать мобильные приложения  заказов становилось все больше, и постепенно четверо коллег превратились в команду программистов. Потом решили создать собственный сервис для предоставления услуг по компьютерным вычислениям, начали писать ядро для управления центром обработки данных, а дальше было решено: пора покупать сервера и открывать компанию, которая будет соперничать с Google. 

Стартовал проект на трех серверах и инвестициях в 20 тыс. руб. А специализироваться решили на рендеринге  расчетах компьютерной графики для VFX, виртуальной реальности, архитектурной визуализации, рекламы и роликов.   

Наша работа — одна из последних стадий создания ролика. К нам приходит исходный материал в виде модели. Это такой набор текстур, геометрии, и чтобы картинка стала сочной, чтобы наложить элементы, и правильно расположить, например, свет и отражение, требуются вычислительные мощности,  объясняет суть работы Юрий Ситников.  

Интересно, что даже на самой мощной современной компьютерной станции одну минуту среднего мультфильма нужно считать несколько месяцев, в то время как AnimaRender справляется с этим за три-четыре часа за счет большого количества серверов.  

После покупки  мощностей предприниматель начал искать заказы. Первое, с чего начали,  наведение мостов с анимационными студиями. 

Объездили всю Россию, стучались в закрытые двери. И после этого в голове появился портрет клиента — мы поняли, с какими студиями будет интересно сотрудничать, на какую выручку можно рассчитывать, какие сроки ставит заказчик, какой штат специалистов нужен, — рассказывает Юрий Ситников.  

Спрос на такие услуги растет стремительно. За последние пять лет качество видеоконтента сделало не просто несколько шагов вперед, оно поразительно усовершенствовалось. Еще не так давно стандартом качества были HD разрешения, потом Full HD. А дальше, как говорит Юрий Ситников, «поехало»  2К, 4К, 8К. Еще более заметно выросло качество графики на мероприятиях  используются и диодные инсталляции, и мэппинг  проектирование высококачественных изображений на здания.  

Сейчас все меньше из того, что вы видите даже в исторических фильмах, снимается на видеокамеру. Если раньше для съемок строили целый город, если в «Войне и мире» Бондарчука 15 тыс. статистов в костюмах, то теперь — десять человек отсняли, размножили, нарисовали задники, драконов, провели рендер, собрали слои — и видео готово, — рассказывает коммерческий директор AnimaRender Александр Базаркин.

О Голливуде, работе над «Фиксиками» и IT-рынке в Челябинске. ОПЫТ AnimaRender   2
Сервера находятся в секретном центре обработки данных. Местонахождение не раскрывается: «мало ли сумасшедших»

Обработчики подмечают, что уровень графики сейчас настолько высок, что глаз не может отличить ее от реальности. Зритель охотно верит рекламному ролику, в котором внедорожник взбирается в гору под мифически крутым углом, а на краю пропасти делает головокружительный вираж. Но уже несколько лет автомобили для рекламы не снимают, а рисуют на компьютере. Количество контента увеличилось, и компьютерная графика применяется повсюду: и в телешоу, и в блогах, и в бизнес-презентациях.  

Российское кино портит запрос зрителя и бюджет 

Сейчас AnimaRender состоит из трех групп: по работе с компьютерной графикой, индивидуальной разработки на заказ, а третья занимается технологиями машинного обучения.  

Мы в меньшей степени ориентируемся на Россию. Здесь у нас по сути нет конкуренции, мы лидеры рынка СНГ. Если говорить о мировом рынке, то есть около 200 компаний, которые определяют свой профиль деятельности как рендеринг. В основном они находятся в США, Германии и Франции. Серьезных игроков, которые действительно обладают большими мощностями, около 20, — рассказывает Александр.  

В 2015 г. рынок рендеринга был оценен в $ 1,2 млрд, и ежегодно он растет на 9-12%. Пока сфера активно развивается, программисты ставят задачу — в перспективе двух лет освоить 80% рынка СНГ и 5% глобального рынка. Google является наиболее успешной компанией отрасли, русским ответом именно ей является создание AnimaRender. Правда, челябинские программисты признают — эта зарубежная компания «очень большая» — но ведь и она не сразу стала такой и прошла большой путь. И с тем, что в России отрасль компьютерной графики отстает, руководители AnimaRender не готовы согласиться. 

Да, мы отстаем от общемировых тенденций в объемах. Однако по уровню компетенций и качеству графики мы не уступаем, а иногда даже превосходим западные рынки. Это подтверждается и востребованностью наших специалистов за рубежом, и готовностью иностранных фильммейкеров отдавать производство отдельных визуальных эффектов на аутсорсинг отечественным студиям. Главное отличие — в бюджетах. Это прослеживается от бюджета фильма до бюджета массового мероприятия, — считает Юрий.  

О Голливуде, работе над «Фиксиками» и IT-рынке в Челябинске. ОПЫТ AnimaRender   3
Сервера выделяют так много тепла, что могут «прогреть» помещение до 100C. Для этого там круглосуточно работают кондиционеры, опуская тепрературу до 22 - 25C

Мало графики в отечественном кино определяется еще и тем, что большинство фильмов, которые делаются в России, нацелены на прокат максимум по СНГ. А кино, в котором акцент сделан именно на российскую ментальность и необычные для мира реалии, плохо продается в Европе и США. В то же время, Голливуд не производит картин, которые были бы понятны только в США, и ориентируется сразу на мировой прокат.  

Если говорить о российских проектах, то самый большой бюджет — около $30 млн — был у фильма «Сталинград», там были хорошие эффекты. Но в сравнении с голливудским кино эта цифра просто смешная, там ориентир идет в среднем на $100 млн, — рассказывает Александр.  

Отставание можно сокращать — главное, чтобы российский зритель быстрее потребовал новый уровень качества изображения. Сейчас он только пробует вау-эффекты, которые появились лишь в нулевых, в то время как в Штатах к графике привыкли еще в 90-е. И как только отечественный зритель наконец войдет во вкус — «ложка будет дорога к обеду».  

Чаще всего в AnimaRender выполняют заказы по обработке графики для промороликов и бизнес-контента. Сам Юрий отмечает: «Почти всегда наши услуги требуются, когда у клиента горит дедлайн».   

Скажем, на подготовку видеопрезентации у какой-то компании есть два месяца. И вот месяц они ее отрисовывают, показывают заказчику, он вносит правки. И за два дня до конференции они получают финальный материал, понимают, что на их компьютере он будет считаться неделю, и приходят к нам. И мы считаем их материал за ночь до мероприятия, — рассказывает Александр.  

Поэтому программисты называют бизнес «очень экстремальным» — оправдания в случае срыва дедлайна никому не интересны. Чуть реже, чем над бизнес-контентом, AnimaRender работает над рендерингом виртуальной реальности для VR-шлемов. И в-третьих, компания часто  обрабатывает анимацию, которая опять же может быть частью бизнес-презентации. Например, в 2017 г. подрядчик «Норильского никеля» рендерил анимационный фильм для обучения персонала. Предприятие запустило работу нескольких новых сооружений и проводило детальное обучение сотрудников. Им объясняли всё: от охраны труда до эксплуатации рабочих мест, так и пригодилась анимация.

«Мультфильм, как метр ремонта, стоит от нуля до бесконечности»  

AnimaRender подключается к созданию фильмов и анимации на одной из финальных стадий. То есть сначала художник-аниматор от руки рисует кадры на стикерах. Они располагаются на стене студии, получается схема происходящего. Потом изображению на стикерах уже на компьютере художник придает четкие очертания и начинает раскрашивать. Дальше создается 3D-модель — скелет, который показывает, как будут двигаться части тела персонажей. Так появляется фигурка героя, которая дополнена мелочами — он двигает руками, моргает. Этот продукт отдается аниматорам — они начинают задавать алгоритмику действий и разбивать на последовательность кадров. Когда готова сцена со всеми моделями и элементами, изображения выходят на рендер.  

Сначала в студии идет работа с раскадровкой отдельных сцен, чтобы визуально представить видение режиссера и синхронизировать команду. Потом начинается работа над ассетами (текстурами, задниками сцен и т.д.), параллельно 3D-художники создают модели объектов и персонажей, далее анимируют их. Когда готова сцена со всеми моделями и элементами студиивыходят на рендер, их обсчитывают, и получается готовый ролик.   

Вы видели, как снимали первые мультфильмы? Брали блокнот, и очень быстро его пролистывали. FPS — это количество кадров в секунду. Сейчас среднее количество кадров —  25. Это то количество кадров, которое нужно, чтобы глаз воспринимал движение плавно. И мы считаем покадрово разные слои, потому что к нам приходят отдельно кадры с персонажами, с оформлением, с эффектами и так далее. А потом клиент объединяет их, примерно, как аппликацию,— рассказывает Юрий. 

Стоимость мультфильма зависит от того, что происходит в кадре и на каком программном обеспечении он создан. Вопрос о цене за кадр мультика программисты сравнивают с вопросом о цене метра ремонта – она может варьироваться от нуля до бесконечности. И все-таки средняя цена за расчет одного кадра составляет 300 руб., работа над кадрами для одной секунды видео в AnimaRender занимает около четырех часов работы одного сервера  

Помните челябинца, которому планировалось сделать операцию по пересадке головы? Одна из американских компаний считала виртуальную реальность этой операции, там один кадр занимал больше суток. Они эмулировали сращивание нервных окончании, а это очень тонкая работа. Потому что права на ошибку нет, — рассказывает Юрий.   

«Про Голливуд скажем: ни «да», ни «нет»  

Про опыт взаимодействия с Голливудом руководители AnimaRender не рассказывают — коммерческая тайна. «Мы не можем сказать ни “да, было”, ни “нет, не было”», — говорит Юрий. Обработчики могут рассказать лишь про особенности американского рендеринга. Оказывается, крупные студии вроде Pixar и Disney имеют собственный парк серверов — около 10 тыс. Все они практически всегда удовлетворяют потребности компаний, а если этих мощностей не хватает, они обращаются напрямую к Amazon или Google Cloud, и получают в распоряжение еще 20 тыс. серверов.  

Еще есть ограничения, контракты, по которым данные не могут покидать пределы страны или даже здания. В таком случае студии не могут воспользоваться услугами не только российских, но и европейских рендер ферм. Осторожность можно понять: в производстве находится фильм, скажем, стоимостью $100 млн, и если хотя бы несколько ключевых кадров уйдут в интернет… Это риск потери огромных денег, — объясняет Александр.  

Учитывая эти сложности, челябинские специалисты по рендерингу уверены: опираться надо не на студии-гиганты, а тысячи мелких клиентов. Сейчас услугами компании пользуется 7000 клиентов из 53 стран мира. Более 60% выручки компании — экспортная.  

«Майнить биткойны – это для нас пустое»  

Имея такое количество серверов, компания могла бы благополучно майнить биткоины, но этого соблазна не было, говорят руководители AnimaRender. Причина в том, что криптовалюты «не имеют явного применения».  

Важно отвечать себе на вопрос, какой путь вы проходите в своей жизни, что вы после себя оставляете. Я понимаю, что компания Anima Render должна выйти за пределы срока моего руководства, понимаю, что она приносит пользу. В случае с майнингом мы этого не видим, — считает Юрий.  

Александр добавляет, что «это не очень-то и выгодно»: выручка компании по рендерингу за 2017 г. увеличилась в 30 раз, а этих показателей нельзя достичь, занимаясь только криптовалютами:  

Можно пробовать все, распыляться — майнить или сдавать в аренду сервера. Но у нас есть огромная матрица показателей, ее нужно выполнять. Нельзя заниматься только тем, что модно. У нас есть миссия, путь, сроки, бюджеты — и вот мы едем.  

«Выпускника портит челябинский рынок»  

Сейчас с компании работают штатно и внештатно около 60 человек. В их числе всего три девушки, и только одна из них программист. «Восьмое марта превращается в целое торжество», — рассказывает Юрий. Но вот найти нового специалиста в Челябинске — городе, который славится своим техническим образованием, — непросто.  

Да, здесь хорошее образование, есть талантливые ребята. Через два-три года выпускники начинают соответствовать предложениям на рынке труда, он их портит. Не так много компаний, которые позволяют растить компетенции. А мне хотелось построить такую корпорацию, которая позволила бы ребятам расти, — рассказывает руководитель Anima Render.  

О Голливуде, работе над «Фиксиками» и IT-рынке в Челябинске. ОПЫТ AnimaRender   4

Заметно бьет по отрасли и отток в Москву: на Южном Урале остается лишь сырьевой бизнес, а высокотехнологичный концентрируется в столице, туда часто перебираются и лучшие специалисты. Методом проб и ошибок обработчики графики  решили: проще взять человека после университета, «перспективного, с горящими глазами, амбициями, с хорошей базой», и учить его «под себя». Поэтому сейчас средний возраст сотрудника компании — чуть ниже 30 лет, а вот средняя зарплата не называется, но она «выше средней по Челябинску, причем значительно». Но несмотря на критику челябинского рынка, о переезде и переводе бизнеса в столицу основатели AnimaRender не задумываются.   

Сейчас нет никаких барьеров для того, чтобы из региона сделать федеральную или даже мировую компанию. На Южном Урале мы хотим сформировать центр компетенций и место, где будет базироваться аппаратная часть, — рассказывает Юрий.  

Но патриотизм легко сочетается с планами компании разместить офисы в Европе и Азии. Правда, там будут располагаться только «продажники» клиентского сервиса. Главная часть вместе с руководителями, программистами и серверами останется на Южном Урале. «Мы хотели бы внести вклад в развитие региона, работать с вузами — для нас это важно», — говорят руководители компании.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.