Новый визит-центр на Таганае может не окупиться - Эксперты
На территории Национального парка «Таганай» будет построен туристический визит-центр «Скала Откликного». Проект стоимостью 2,5 млн руб. будет расположен на территории стоянки «Гремучий ключ».
Она находится недалеко от Откликного гребня — самой популярной туристической площадки на Таганае.
Строительство визит-центра уже началось, а завершить его планируют в следующем году, рассказал директор ФГБУ НП «Таганай» АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВ. Проект «Скала Откликного» представляет собой 2-этажное административно-жилое здание: на первом этаже будет находиться администрация и общий холл, а на втором — комнаты для туристов. Чуть позднее здесь размесятся 11 1-этажных деревянных домов, способных одновременно принять до 70 человек, площадки для палаток и беседки. Зарабатывать организаторы планируют не только на предоставлении ночлега. Здесь будут и другие платные услуги, например, электрическая зарядка видео- и фототехники, сотовых телефонов, а также доступ в Интернет. Также при визит-центре будет работать гид.
На стоянке «Гремучий ключ» сейчас установлена автономная система электроэнергетики: ветрогенераторы и солнечные батареи в сумме позволяют генерировать электроэнергию мощностью 3 кВт. Как рассказала замдиректора по туризму Национального парка «Таганай» ЭЛЬВИНА НОВОСЕЛОВА, система уже апробирована, в ближайшее время ее запустят в работу. Батареи и ветряки поставила московская компания «Сорокопут», а профинансировал автономную систему благотворительный фонд «Красивые дети в красивом мире» компании «М.Видео».
Организаторы не отвечают на вопрос о сроках окупаемости проекта, отмечая, что цель визит-центра, помимо прочего, — создание условий для развития познавательного туризма и структурирование туристических потоков. Экспертам вполне понятна осторожность инициаторов проекта: по их словам, Таганай — не лучшая площадка для бизнеса.
«Если сравнивать «Таганай» с «Зюраткулем», первый имеет статус Национального парка гораздо дольше, но при этом менее популярен и известен. НП «Зюраткуль» гостей сегодня принимает во много раз больше, но собственники нескольких существующих там точек приема туристов работают «не в карман», — рассказывает директор компании «Русь-Тревел» ДМИТРИЙ КИСЕЛЕВ, — а те немногие, кто работает «в плюс», — все равно не имеют больших доходов».
С ним согласен ВИКТОР МИХАЛЬЧУК, генеральный директор компании «Тургид»:
«Круг людей, который занимается путешествиями по Уралу, восхождениями на гору и т. д., очень узок. Южноуральцы, побывав в Греции, Египте, Турции, привыкли к комфорту, — рассказывает эксперт. — Проект будет прибыльным, если заманить массового потребителя, а для этого нужно сделать путешествие комфортным: построить дорогу, чтобы можно было доехать, канализацию и т. д.».
По его словам, туристический рынок существенно изменился за последние несколько лет, и любителей подобного туризма осталось совсем мало: «Мы занимаемся внутренним туризмом и наблюдаем этот ежегодный спад».
Дмитрий Киселев уточняет, что такие центры региону необходимы, и при правильной организации они способны привлечь туристов не только из родного региона, но и из соседних и даже из-за рубежа. Но пока инфраструктура, мягко говоря, неразвита. Нет условий для приема гостей — с разными финансовыми возможностями, запросами и интересами. «Рентабельный бизнес на Таганае возможен, но сделать это будет крайне тяжело», — резюмирует эксперт.