«Новые спальные районы с громкими фамилиями на адресных табличках — книжки без картинок»

Пора помимо уличной бижутерии в виде буковок «Ч», цветочных машинок, губ, сердечек, бесконечных верблюдов и прочей секонд-хендовой атрибутики создавать образцы актуальной городской уличной эстетики.

Олег Чернышев, член правления фонда «Будущее Отечества»:

— От наполнения уличных пространств смыслами, не в последнюю очередь, зависит и уровень удовлетворенности жизнью, и чувство территориальной принадлежности, и осознание горожанами истории города и края, и формирование креативного мышления. «Провинциальность города … отсутствие вкуса, низкая культура, что сразу видно по внешнему облику города»- это про нас сказал недавно наш земляк, профессор архитектуры, лауреат премии «Светлое прошлое» Владислав Кирпичев и, похоже, он прав.

Вот сквер у театра «Манекен»: за постаментом Самуилу Цвиллингу вдруг появилась конструкция с умильными сердечками. Недолго авторы идеи размышляли над новым культурным продуктом и неожиданно разместили этот комплект скамеек в исторической охранной зоне памятника герою-революционеру, правда, убившему в 1905 году своего богатого родственника-аптекаря во имя революции. Причем этот скверик, когда-то был пространством для отдыха за кинотеатром им. А. С. Пушкина. Неизвестно чьих «кистей» этот шедевр уличной композиции и чей палец ткнул в это место, где разные по смыслу темы — историческая, революционная и свадебная — наезжают друг на друга.

И это не первый случай архитектурных экспромтов. Как будто город боится пустоты.

На наших глазах пал жертвой безответственных решений памятник великому ученому Игорю Курчатову работы скульптора Вардкеса Авакяна, над которым с особым цинизмом просто надругались, захватив охранную зону пафосного монумента спортивными сооружениями, торговыми рядами с пестрой рекламой, ресторанами, стоянками.

Вызывает много вопросов и Парк Победы в Тракторозаводском районе. При огромной популярности этого богатого зеленью и аттракционами парка непонятна логика избыточно расставленных воинских монументов, памятных камней, знаков. Неужели в громадном городе мало скверов, уголков для достойного размещения именных воинских, исторических памятников, собранных в одну кучу в уютном парке? Или вот там же, например, еще забавная коллизия: на гранитных плитах основания стелы «Добрый ангел мира», вместо, как ожидалось, имен борцов за мир, золотыми буквами высечены фамилии здравствующих депутатов и чиновников. Пролезли в историю без очереди, молодцы. Не удивительно теперь и появление в парке им. Терешковой творческих уродцев, вызвавших жесткую критику искусствоведов.

В этот ряд ляпов попал и тротуарно-плиточный портрет Альберта Эйнштейна с высунутым языком у ЮУрГУ, изображение которого уже «пометил» лужей машинного масла колесный снегоуборщик.

В ряду урбанистических утрат стоит упомянуть и исчезающий бульвар «Увертюра к лесу» на проспекте Ленина. Созданный в 70-х годах прошлого века как уникальный дендропарк уральской флоры, рекреация с сотнями пород специально подобранной растительности из разных уголков страны, сегодня он наполовину изуродован стоянками, ларьками, закусочными, избыточными тропами, по «горлышко» замурованными липами. Или вот еще замах: на месте бывшего, создаваемого в симбиозе с тогдашним краеведческим музеем, Сада камней, из той же эпохи нашего архитектурного ренессанса, сегодня уже запроектирован отдаленный от жилой застройки невнятный сквер с обычными забегаловками. Хорошо, хоть Кировка начала меняться к лучшему.

Традиция устанавливать почти все скульптуры в центре города оскопляет, люмпенизирует периферийные районы. Полюбуйтесь на группу соседей, стоящих плечом к плечу: Столыпин, Прокофьев, Глинка. При челябинской «островной» урбанистике каждый микрорайон должен иметь свое лицо, свой маленький бренд, свои символы.

Новые спальные районы с громкими фамилиями на адресных табличках не иллюстрируются зримыми декоративно-художественными композициями и воспринимаются, как неинтересные книжки без картинок. А ведь это наша история. Так, памятник известному татарскому поэту Габдулле Тукаю уместнее было бы разместить на улице его имени на северо-западе, а не на улице Воровского, как одобрила городская Дума. Модные нынче уличные граффитисты могли бы рассказать историю родного края с помощью муралов.

В городском пространстве еще не нашли своего места действительно выдающиеся люди, прославившие наш край своим трудом и творчеством. К примеру, Николай Патоличев, который, возглавляя в течение всей Великой Отечественной войны партийные организации Челябинска и области, руководил эвакуацией и размещением семисот промышленных предприятий, которые производились в гигантских масштабах и в сжатые сроки. Или поэтесса Людмила Татьяничева, воспевшая красоту уральского Синегорья. Ведь десятки общественных пространств еще ждут ревитализации! Примечательно, что православная братия с расчетом и дальновидно выдвигает свою сеть культовых сооружений в новые районы. 

Пора помимо уличной бижутерии в виде буковок «Ч», цветочных машинок, губ, сердечек, бесконечных верблюдов и прочей секонд-хендовой атрибутики создавать образцы современной, актуальной городской уличной эстетики.

Должны быть и художественный совет по городской среде, и разноформатные конкурсные практики, и выставочная активность, и музеи современного искусства. Тогда и появятся талантливые художники, скульпторы, архитекторы, а потоку туристов будет что показывать и рассказывать.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.