«Новые спальные районы с громкими фамилиями на адресных табличках — книжки без картинок»

Пора помимо уличной бижутерии в виде буковок «Ч», цветочных машинок, губ, сердечек, бесконечных верблюдов и прочей секонд-хендовой атрибутики создавать образцы актуальной городской уличной эстетики.

Олег Чернышев, член правления фонда «Будущее Отечества»:

— От наполнения уличных пространств смыслами, не в последнюю очередь, зависит и уровень удовлетворенности жизнью, и чувство территориальной принадлежности, и осознание горожанами истории города и края, и формирование креативного мышления. «Провинциальность города … отсутствие вкуса, низкая культура, что сразу видно по внешнему облику города»- это про нас сказал недавно наш земляк, профессор архитектуры, лауреат премии «Светлое прошлое» Владислав Кирпичев и, похоже, он прав.

Вот сквер у театра «Манекен»: за постаментом Самуилу Цвиллингу вдруг появилась конструкция с умильными сердечками. Недолго авторы идеи размышляли над новым культурным продуктом и неожиданно разместили этот комплект скамеек в исторической охранной зоне памятника герою-революционеру, правда, убившему в 1905 году своего богатого родственника-аптекаря во имя революции. Причем этот скверик, когда-то был пространством для отдыха за кинотеатром им. А. С. Пушкина. Неизвестно чьих «кистей» этот шедевр уличной композиции и чей палец ткнул в это место, где разные по смыслу темы — историческая, революционная и свадебная — наезжают друг на друга.

И это не первый случай архитектурных экспромтов. Как будто город боится пустоты.

На наших глазах пал жертвой безответственных решений памятник великому ученому Игорю Курчатову работы скульптора Вардкеса Авакяна, над которым с особым цинизмом просто надругались, захватив охранную зону пафосного монумента спортивными сооружениями, торговыми рядами с пестрой рекламой, ресторанами, стоянками.

Вызывает много вопросов и Парк Победы в Тракторозаводском районе. При огромной популярности этого богатого зеленью и аттракционами парка непонятна логика избыточно расставленных воинских монументов, памятных камней, знаков. Неужели в громадном городе мало скверов, уголков для достойного размещения именных воинских, исторических памятников, собранных в одну кучу в уютном парке? Или вот там же, например, еще забавная коллизия: на гранитных плитах основания стелы «Добрый ангел мира», вместо, как ожидалось, имен борцов за мир, золотыми буквами высечены фамилии здравствующих депутатов и чиновников. Пролезли в историю без очереди, молодцы. Не удивительно теперь и появление в парке им. Терешковой творческих уродцев, вызвавших жесткую критику искусствоведов.

В этот ряд ляпов попал и тротуарно-плиточный портрет Альберта Эйнштейна с высунутым языком у ЮУрГУ, изображение которого уже «пометил» лужей машинного масла колесный снегоуборщик.

В ряду урбанистических утрат стоит упомянуть и исчезающий бульвар «Увертюра к лесу» на проспекте Ленина. Созданный в 70-х годах прошлого века как уникальный дендропарк уральской флоры, рекреация с сотнями пород специально подобранной растительности из разных уголков страны, сегодня он наполовину изуродован стоянками, ларьками, закусочными, избыточными тропами, по «горлышко» замурованными липами. Или вот еще замах: на месте бывшего, создаваемого в симбиозе с тогдашним краеведческим музеем, Сада камней, из той же эпохи нашего архитектурного ренессанса, сегодня уже запроектирован отдаленный от жилой застройки невнятный сквер с обычными забегаловками. Хорошо, хоть Кировка начала меняться к лучшему.

Традиция устанавливать почти все скульптуры в центре города оскопляет, люмпенизирует периферийные районы. Полюбуйтесь на группу соседей, стоящих плечом к плечу: Столыпин, Прокофьев, Глинка. При челябинской «островной» урбанистике каждый микрорайон должен иметь свое лицо, свой маленький бренд, свои символы.

Новые спальные районы с громкими фамилиями на адресных табличках не иллюстрируются зримыми декоративно-художественными композициями и воспринимаются, как неинтересные книжки без картинок. А ведь это наша история. Так, памятник известному татарскому поэту Габдулле Тукаю уместнее было бы разместить на улице его имени на северо-западе, а не на улице Воровского, как одобрила городская Дума. Модные нынче уличные граффитисты могли бы рассказать историю родного края с помощью муралов.

В городском пространстве еще не нашли своего места действительно выдающиеся люди, прославившие наш край своим трудом и творчеством. К примеру, Николай Патоличев, который, возглавляя в течение всей Великой Отечественной войны партийные организации Челябинска и области, руководил эвакуацией и размещением семисот промышленных предприятий, которые производились в гигантских масштабах и в сжатые сроки. Или поэтесса Людмила Татьяничева, воспевшая красоту уральского Синегорья. Ведь десятки общественных пространств еще ждут ревитализации! Примечательно, что православная братия с расчетом и дальновидно выдвигает свою сеть культовых сооружений в новые районы. 

Пора помимо уличной бижутерии в виде буковок «Ч», цветочных машинок, губ, сердечек, бесконечных верблюдов и прочей секонд-хендовой атрибутики создавать образцы современной, актуальной городской уличной эстетики.

Должны быть и художественный совет по городской среде, и разноформатные конкурсные практики, и выставочная активность, и музеи современного искусства. Тогда и появятся талантливые художники, скульпторы, архитекторы, а потоку туристов будет что показывать и рассказывать.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.