Не терпите произвол!
Денис Константинов, председатель комитета по промышленной политике Челябинского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»Признаюсь, долгое время я считал, что локальные монополисты заключают публичные ти
Денис Константинов, председатель комитета по промышленной политике Челябинского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»Признаюсь, долгое время я считал, что локальные монополисты заключают публичные типовые договоры с потребителями, честно выставляют тарифы и вообще ведут себя в рамках действующего законодательства, а за рост платежей ответственны федеральные профильные органы. И думал бы так дальше, если бы в 2008 г. не увидел собственными глазами новый договор с «Челябинскрегионгазом». Условия, на которых предлагалось приобретать газ, были даже не драконовскими — просто неприемлемыми. Я составил протокол разногласий на десяти страницах, обратился в УФАС…
В общем, история долгая, но итогом ее стал заключенный справедливый договор. Благодаря поддержке Высшего арбитражного суда, мы создали правовой прецедент, после этого другим предприятиям решать подобные вопросы стало гораздо проще, а в области появились альтернативные поставщики. Статистика показывает, что сейчас предприятия практически перестали обращаться в УФАС, и ситуацию в сфере поставок газа можно назвать удовлетворительной.
Шоковый скачок цен на электроэнергию в январе 2011 г. привлек мое внимание к новой проблеме. Тариф, рассчитанный по установленной ФСТ формуле с учетом прогнозируемой цены электроэнергии на рынке АТС, должен был составлять для нашего предприятия 3,66256 руб./ кВт·ч, но в авансовом счете от компании «Челябэнергосбыт» я увидел цифру — 6,2437 руб./кВт·ч. В два раза больше! Для других компаний тариф оказался также завышен. В то время, когда на заседании Госсовета в Хакасии Дмитрий Медведев возмущался, что в Курской области стоимость электроэнергии составляет 15 евроцентов за киловатт-час, что выше, чем в большинстве стран Европы, мы получали счета по 16. Только спустя четыре месяца гарантирующим поставщиком была правильно рассчитана январская цена, которая составила 3,5371 руб./кВт·ч — т. е. немного ниже прогнозируемого значения. Такой вот самодеятельный отжим промышленности. И это в нашей области — норма.
Отстаивание интересов предпринимателей в УФАС, судах — это решение частных вопросов. Но есть проблемы серьезней — миллиардные встречные иски сетевых и сбытовых компаний друг к другу, десятки обращений в НП «Совет рынка», УФАС. Все недовольны всеми, но если бы эти стычки происходили на фоне идеального состояния сетей и энергохозяйства! На кону инвестиционные вложения в устаревающее электрохозяйство, доступность мощностей! А состояние энергетической инфраструктуры серьезно осложняет развитие МСБ на Южном Урале.
Исследование предпринимательского климата «Индекс ОПОРЫ 2010–2011», охватившее 40 промышленно развитых регионов России, также подтвердило неблагополучное состояние в электроэнергетике области. Судите сами: 35-е место из 40, о каких инвестиционно привлекательных условиях для иностранного и отечественного бизнеса может идти речь? Ситуация с электроэнергетикой в регионе не упирается только в тарифы, претензий к гарантирующему поставщику у потребителей много, от злоупотреблений со значениями уровня напряжения, авторского расчета ЧЧИМ до неправомерных веерных отключений. И главное — нет альтернативы.
К сожалению, в нашем регионе отсутствует единый орган, занимающийся комплексным развитием, координацией и контролем энергетики. Разве допустимо, скажем, чтобы правила расчета нерегулируемой цены на рынке АТС корректировались за год 130 раз? В этих условиях бизнесменам, возможно, не остается ничего другого, кроме как бежать из централизованной генерации в малую. Там, по крайней мере, все понятнее и прозрачнее. Технический уровень современного оборудования позволяет предприятиям уйти в собственную когенерацию, переложив тарифную нагрузку на плечи оставшихся предприятий, учреждений и населения.
Хотя для самой отрасли, на мой взгляд, массовый исход станет серьезным испытанием. Ведь она нуждается в масштабной модернизации и, соответственно, в больших объемах инвестиций. Где их взять, как будет решаться вопрос незагруженности сетей, если у каждого под боком появится своя мини-ЭС? Что будет с перекрестным субсидированием, если на малую генерацию перейдет значительное число компаний? Тоже большой вопрос. А вот вывод напрашивается один — все будет заложено в тарифы.
Главное, что надо понять и нам, потребителям, и энергетикам, — есть возможность сделать отрасль конкуренто- и работоспособной. Необходимо лишь выработать системное понимание будущего, как, например, это делают в Тюменской области, где под руководством Евгения Куйвашева работает рабочая группа по вопросам соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей электроэнергии в рамках программы развития энергосистемы региона до 2020 г. Именно продуманные, просчитанные и выверенные шаги приведут нас к успеху, а не бессистемные шараханья от одного перегиба к другому.
В общем, история долгая, но итогом ее стал заключенный справедливый договор. Благодаря поддержке Высшего арбитражного суда, мы создали правовой прецедент, после этого другим предприятиям решать подобные вопросы стало гораздо проще, а в области появились альтернативные поставщики. Статистика показывает, что сейчас предприятия практически перестали обращаться в УФАС, и ситуацию в сфере поставок газа можно назвать удовлетворительной.
Шоковый скачок цен на электроэнергию в январе 2011 г. привлек мое внимание к новой проблеме. Тариф, рассчитанный по установленной ФСТ формуле с учетом прогнозируемой цены электроэнергии на рынке АТС, должен был составлять для нашего предприятия 3,66256 руб./ кВт·ч, но в авансовом счете от компании «Челябэнергосбыт» я увидел цифру — 6,2437 руб./кВт·ч. В два раза больше! Для других компаний тариф оказался также завышен. В то время, когда на заседании Госсовета в Хакасии Дмитрий Медведев возмущался, что в Курской области стоимость электроэнергии составляет 15 евроцентов за киловатт-час, что выше, чем в большинстве стран Европы, мы получали счета по 16. Только спустя четыре месяца гарантирующим поставщиком была правильно рассчитана январская цена, которая составила 3,5371 руб./кВт·ч — т. е. немного ниже прогнозируемого значения. Такой вот самодеятельный отжим промышленности. И это в нашей области — норма.
Отстаивание интересов предпринимателей в УФАС, судах — это решение частных вопросов. Но есть проблемы серьезней — миллиардные встречные иски сетевых и сбытовых компаний друг к другу, десятки обращений в НП «Совет рынка», УФАС. Все недовольны всеми, но если бы эти стычки происходили на фоне идеального состояния сетей и энергохозяйства! На кону инвестиционные вложения в устаревающее электрохозяйство, доступность мощностей! А состояние энергетической инфраструктуры серьезно осложняет развитие МСБ на Южном Урале.
Исследование предпринимательского климата «Индекс ОПОРЫ 2010–2011», охватившее 40 промышленно развитых регионов России, также подтвердило неблагополучное состояние в электроэнергетике области. Судите сами: 35-е место из 40, о каких инвестиционно привлекательных условиях для иностранного и отечественного бизнеса может идти речь? Ситуация с электроэнергетикой в регионе не упирается только в тарифы, претензий к гарантирующему поставщику у потребителей много, от злоупотреблений со значениями уровня напряжения, авторского расчета ЧЧИМ до неправомерных веерных отключений. И главное — нет альтернативы.
К сожалению, в нашем регионе отсутствует единый орган, занимающийся комплексным развитием, координацией и контролем энергетики. Разве допустимо, скажем, чтобы правила расчета нерегулируемой цены на рынке АТС корректировались за год 130 раз? В этих условиях бизнесменам, возможно, не остается ничего другого, кроме как бежать из централизованной генерации в малую. Там, по крайней мере, все понятнее и прозрачнее. Технический уровень современного оборудования позволяет предприятиям уйти в собственную когенерацию, переложив тарифную нагрузку на плечи оставшихся предприятий, учреждений и населения.
Хотя для самой отрасли, на мой взгляд, массовый исход станет серьезным испытанием. Ведь она нуждается в масштабной модернизации и, соответственно, в больших объемах инвестиций. Где их взять, как будет решаться вопрос незагруженности сетей, если у каждого под боком появится своя мини-ЭС? Что будет с перекрестным субсидированием, если на малую генерацию перейдет значительное число компаний? Тоже большой вопрос. А вот вывод напрашивается один — все будет заложено в тарифы.
Главное, что надо понять и нам, потребителям, и энергетикам, — есть возможность сделать отрасль конкуренто- и работоспособной. Необходимо лишь выработать системное понимание будущего, как, например, это делают в Тюменской области, где под руководством Евгения Куйвашева работает рабочая группа по вопросам соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей электроэнергии в рамках программы развития энергосистемы региона до 2020 г. Именно продуманные, просчитанные и выверенные шаги приведут нас к успеху, а не бессистемные шараханья от одного перегиба к другому.







