Подписаться
Курс ЦБ на 04.06
68,34
76,62

«Не нанимайте русских». 5 лайфхаков ведения бизнеса за границей

«Не нанимайте русских». 5 лайфхаков ведения бизнеса за границей
Иллюстрация: Из личного архива

«Партнеров по бизнесу можно найти, просто разместив пост в соцсетях. Но российские бизнесмены оценивают все по «русским» меркам и обнаруживают стойкое неумение работать в зоне высокой конкуренции».

Основатель сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман по собственному опыту знает, с какими трудностями сталкивается бизнесмен, начинающий свое дело за границей. Сейчас кофейни «Даблби» открыты не только в городах России, но также в Грузии и Чехии. В авторской колонке Анна делится с читателями DK.RU лайфхаками по эффективному ведению бизнеса за рубежом.

Зарегистрируйте торговую марку

Первое, что должен сделать бизнесмен, начинающий свое дело за рубежом, — зарегистрировать торговую марку. Это убережет от разбирательств с местными партнерами, которые могут попытаться эту марку отнять. Такие случаи происходят даже тогда, когда франчайзера и франчайзи связывают доверительные отношения. Однако практика показывает, что когда франчайзи уходит в свободное плавание, поток клиентов начинает сокращаться, поскольку, присвоив марку, он тем не менее оказывается не состоянии обеспечить соответствующий уровень сервиса в одиночку.

Регистрация торговой марки — дорогая процедура, поэтому могут появиться люди, которые зарегистрируют марку с таким же названием чуть раньше. С такой проблемой столкнулась крупная российская сеть кофеен, когда планировала выходить на рынок Беларуси. Ситуацию нельзя назвать безвыходной, поскольку в большинстве стран марку можно аннулировать, если доказать, что она не используется уже в течение 3-5 лет. Если владелец сможет доказать, что он не использовал ее из-за независящих от него обстоятельств, марка останется за ним.

Изучайте местную аудиторию

Целевая аудитория за рубежом может существенно отличаться от российской. В каждой стране свои темы для общения, этикет и привычки. Открывая кофейню в Праге, мы решили сделать акцент на продукте и нацелились не на туристов, а на местных жителей. Оказалось, что чехи весьма неохотно меняют привычные маршруты, чтобы открыть для себя что-то новое. Если в Москве мы выходили на плановые показатели за полгода, в Чехии на это ушел год. А когда наши бариста победили в местном чемпионате, это повысило популярность кофейни на 10%.

Учитывайте уровень благосостояния предполагаемой аудитории. Например, в случае с грузинской кофейней мы сразу понимали, что среднестатистический житель Тбилиси не сможет себе позволить брать кофе в нашем заведении. Более обеспеченный сегмент в Грузии — это довольно специфическая аудитория, которую нам трудно было бы привлечь в тот район, где мы планировали арендовать помещение. Скорее всего, это этой аудитории нужно будет открыть отдельную кофейню. Поэтому сейчас в этой стране мы ориентируемся в основном на туристов.

«Не нанимайте русских». 5 лайфхаков ведения бизнеса за границей 1

Приготовьтесь к трудностям с персоналом

Когда вы нанимаете персонал, помните о разнице менталитетов и заранее продумывайте свое предложение для кандидатов с учетом особенностей местного образа жизни и мышления. Стоит быть готовым к тому, что европейцы не готовы работать в таком же сумасшедшем ритме, как москвичи. Например, в Праге мы столкнулись с тем, что бариста очень медлительные, не амбициозные. Чтобы решить эту проблему, мы практикуем обмен: пражские бариста приезжают к нам стажироваться, а мы в свою очередь ездим в Прагу и проверяем состояние дел.

Стоит учитывать и тот факт, что во многих европейских странах правила найма направлены в первую очередь на защиту интересов наемных работников, а не работодателей. Даже в случае, когда сотрудник допустил противозаконное поведение (например, украл что-то), увольнение может стать трудной задачей, и доказывать свою правоту придется в суде. Также период уведомления об увольнении в некоторых странах может длиться не две недели, а несколько месяцев. Поэтому стоит внимательно изучать местное законодательство и осторожно подбирать даже линейный персонал.

Актуализируйте свой продукт

Если вы планируете вести бизнес за границей, вы должны быть уверены в качестве продукта, его конкурентных преимуществах и, соответственно, его востребованности в выбранной стране. Второй важный момент касательно продукта — его актуализация. Если бизнес связан со свежими фруктами, стоит учитывать, что в Азии можно найти одни фрукты, в Латинской Америке — другие, а в Красноярске, возможно, вообще нужных фруктов нет. Кофе в этом смысле выигрышный продукт, поскольку его можно спокойно ввозить в любые страны.

В случае с рестораном или кофейней нужно адаптировать меню под национальные особенности. Например, мы в Москве разработали напиток, среди ингредиентов которой была черноплодная рябина, и, открывая кофейню в Грузии, обнаружили, что достать эту ягоду в тех краях невозможно. Если подобные проблемы возникают, стоит изучить, как ее решают сильные игроки, которые уже раскрутились на этом рынке. Если такие игроки есть — это очень хорошо.

Работайте с местными профессионалами

Сотрудничество с бывшими соотечественниками — самый простой путь, по которому вы можете пойти, начиная поиски зарубежного партнера. Потому что русские диаспоры есть везде, и порой желающих заниматься вашим бизнесом можно найти, просто разместив пост в соцсетях. Но этот путь имеет множество подводных камней. Российские бизнесмены оценивают все процессы по «русским» меркам и обнаруживают стойкое неумение работать в зоне высокой конкуренции. На Западе ты легко можешь попасть в условия, когда рядом с тобой будут открыты еще 10 конкурентов. И местные предприниматели находят способы выживать несмотря ни на что.

Я рекомендую выбирать профессионалов с локального рынка, которые хорошо понимают, как работает бизнес в их родной стране, как вести переговоры и какими связями нужно обладать, чтобы успешно заниматься тем или иным проектом. Вы получите актуальную экспертизу, на которую сможете опираться в дальнейшем.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • «У неё случился срыв». Начальник отдела продаж курорта «Увильды» покончила с собой«У неё случился срыв». Начальник отдела продаж курорта «Увильды» покончила с собой
  • Южноуральский бизнесмен из списка Forbes готовится к крупной сделкеЮжноуральский бизнесмен из списка Forbes готовится к крупной сделке
  • На Южном Урале рухнул пассажиропоток в поездахНа Южном Урале рухнул пассажиропоток в поездах
  • «Чувствуете уровень?» Челябинский «Трактор» получил 1,4 млрд руб. из бюджета области«Чувствуете уровень?» Челябинский «Трактор» получил 1,4 млрд руб. из бюджета области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.