«Не нанимайте русских». 5 лайфхаков ведения бизнеса за границей

«Не нанимайте русских». 5 лайфхаков ведения бизнеса за границей
Иллюстрация: Из личного архива

«Партнеров по бизнесу можно найти, просто разместив пост в соцсетях. Но российские бизнесмены оценивают все по «русским» меркам и обнаруживают стойкое неумение работать в зоне высокой конкуренции».

Основатель сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман по собственному опыту знает, с какими трудностями сталкивается бизнесмен, начинающий свое дело за границей. Сейчас кофейни «Даблби» открыты не только в городах России, но также в Грузии и Чехии. В авторской колонке Анна делится с читателями DK.RU лайфхаками по эффективному ведению бизнеса за рубежом.

Зарегистрируйте торговую марку

Первое, что должен сделать бизнесмен, начинающий свое дело за рубежом, — зарегистрировать торговую марку. Это убережет от разбирательств с местными партнерами, которые могут попытаться эту марку отнять. Такие случаи происходят даже тогда, когда франчайзера и франчайзи связывают доверительные отношения. Однако практика показывает, что когда франчайзи уходит в свободное плавание, поток клиентов начинает сокращаться, поскольку, присвоив марку, он тем не менее оказывается не состоянии обеспечить соответствующий уровень сервиса в одиночку.

Регистрация торговой марки — дорогая процедура, поэтому могут появиться люди, которые зарегистрируют марку с таким же названием чуть раньше. С такой проблемой столкнулась крупная российская сеть кофеен, когда планировала выходить на рынок Беларуси. Ситуацию нельзя назвать безвыходной, поскольку в большинстве стран марку можно аннулировать, если доказать, что она не используется уже в течение 3-5 лет. Если владелец сможет доказать, что он не использовал ее из-за независящих от него обстоятельств, марка останется за ним.

Изучайте местную аудиторию

Целевая аудитория за рубежом может существенно отличаться от российской. В каждой стране свои темы для общения, этикет и привычки. Открывая кофейню в Праге, мы решили сделать акцент на продукте и нацелились не на туристов, а на местных жителей. Оказалось, что чехи весьма неохотно меняют привычные маршруты, чтобы открыть для себя что-то новое. Если в Москве мы выходили на плановые показатели за полгода, в Чехии на это ушел год. А когда наши бариста победили в местном чемпионате, это повысило популярность кофейни на 10%.

Учитывайте уровень благосостояния предполагаемой аудитории. Например, в случае с грузинской кофейней мы сразу понимали, что среднестатистический житель Тбилиси не сможет себе позволить брать кофе в нашем заведении. Более обеспеченный сегмент в Грузии — это довольно специфическая аудитория, которую нам трудно было бы привлечь в тот район, где мы планировали арендовать помещение. Скорее всего, это этой аудитории нужно будет открыть отдельную кофейню. Поэтому сейчас в этой стране мы ориентируемся в основном на туристов.

«Не нанимайте русских». 5 лайфхаков ведения бизнеса за границей 1

Приготовьтесь к трудностям с персоналом

Когда вы нанимаете персонал, помните о разнице менталитетов и заранее продумывайте свое предложение для кандидатов с учетом особенностей местного образа жизни и мышления. Стоит быть готовым к тому, что европейцы не готовы работать в таком же сумасшедшем ритме, как москвичи. Например, в Праге мы столкнулись с тем, что бариста очень медлительные, не амбициозные. Чтобы решить эту проблему, мы практикуем обмен: пражские бариста приезжают к нам стажироваться, а мы в свою очередь ездим в Прагу и проверяем состояние дел.

Стоит учитывать и тот факт, что во многих европейских странах правила найма направлены в первую очередь на защиту интересов наемных работников, а не работодателей. Даже в случае, когда сотрудник допустил противозаконное поведение (например, украл что-то), увольнение может стать трудной задачей, и доказывать свою правоту придется в суде. Также период уведомления об увольнении в некоторых странах может длиться не две недели, а несколько месяцев. Поэтому стоит внимательно изучать местное законодательство и осторожно подбирать даже линейный персонал.

Актуализируйте свой продукт

Если вы планируете вести бизнес за границей, вы должны быть уверены в качестве продукта, его конкурентных преимуществах и, соответственно, его востребованности в выбранной стране. Второй важный момент касательно продукта — его актуализация. Если бизнес связан со свежими фруктами, стоит учитывать, что в Азии можно найти одни фрукты, в Латинской Америке — другие, а в Красноярске, возможно, вообще нужных фруктов нет. Кофе в этом смысле выигрышный продукт, поскольку его можно спокойно ввозить в любые страны.

В случае с рестораном или кофейней нужно адаптировать меню под национальные особенности. Например, мы в Москве разработали напиток, среди ингредиентов которой была черноплодная рябина, и, открывая кофейню в Грузии, обнаружили, что достать эту ягоду в тех краях невозможно. Если подобные проблемы возникают, стоит изучить, как ее решают сильные игроки, которые уже раскрутились на этом рынке. Если такие игроки есть — это очень хорошо.

Работайте с местными профессионалами

Сотрудничество с бывшими соотечественниками — самый простой путь, по которому вы можете пойти, начиная поиски зарубежного партнера. Потому что русские диаспоры есть везде, и порой желающих заниматься вашим бизнесом можно найти, просто разместив пост в соцсетях. Но этот путь имеет множество подводных камней. Российские бизнесмены оценивают все процессы по «русским» меркам и обнаруживают стойкое неумение работать в зоне высокой конкуренции. На Западе ты легко можешь попасть в условия, когда рядом с тобой будут открыты еще 10 конкурентов. И местные предприниматели находят способы выживать несмотря ни на что.

Я рекомендую выбирать профессионалов с локального рынка, которые хорошо понимают, как работает бизнес в их родной стране, как вести переговоры и какими связями нужно обладать, чтобы успешно заниматься тем или иным проектом. Вы получите актуальную экспертизу, на которую сможете опираться в дальнейшем.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.