Назад из декрета

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Татьяна Шумилина - заместитель директора по работе с персоналом Светлана Петляева - экс-маркетолог Алексей Носырев - коммерческий директор Юлия Белоусова - маркетолог Николай Сход

Год назад маркетолог компании ушла в декретный отпуск. На ее место взяли новую сотрудницу, которая весьма успешно проявила себя в этой должности, более того, сравнение явно не в пользу ее предшест­венницы. Но молодая мать решила вернуться на работу – основания законны. Надо решить, кого выбрать, поскольку двух маркетологов фирме не нужно.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Татьяна Шумилина - заместитель директора по работе с персоналом

Светлана Петляева - экс-маркетолог

Алексей Носырев - коммерческий директор

Юлия Белоусова - маркетолог

Николай Сходняк - генеральный директор

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

************************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии

Николай Сходняк проводит с начальником производства «воспитательную» беседу. Они решают воспользоваться левой системой сбыта, организованной Залесовым, для продаж настоящего ТОВУСа. Степан Залесов начинает готовить производство к выпуску ТОВУС-премиум.

 **********************************************************************************************************************************************

«Так, все, хватит, а то я сама скоро так же кудахтать начну!» — выдохнула Татьяна Шумилина, спуская вниз монитора страницы «мамско-детских» интернет-ресурсов. Полтора дня она убила на чтение этих сайтов и прекратить смогла только усилием воли, да и то потому, что стало стыдно: дескать, такая карьеристка, как она, и так непрофессионально тратит рабочее время. По правде сказать, ее очень захватили все эти материнские разговоры, а главное — как женщины могут без оглядки растворяться в своих детях. Шумилина полтора года назад родила дочку, но через три месяца после родов уже вышла на работу. Ей казалось, что в компании, где она работала до «Любо-Дорого & Ко», без нее все развалится, она потеряет квалификацию, да и вообще активная деятельность вызывала в ней почти физиологическую зависимость, и Татьяна внутренне не могла принять ту жизнь, которая свалилась на нее с рождением ребенка. Но в результате получилось, что вскоре с работы она уволилась — сказалась нагрузка, которую она сама на себя взвалила, и внутреннее разочарование в собственной незаменимости. К тому же сильно испортились отношения с мужем, которого не устраивало, какая из Татьяны мать («Сам он… тот еще отец!»), и они вступили в затяжную, выматывающую полосу ссор и упреков, которые легко могли привести к разводу.

Впрочем, на сайты для мамашек Шумилину залезть заставила не жалость к себе и не желание посоветоваться с «опытными детоводами» (все это накрыло ее позже, через полдня), а опять-таки производственная необходимость. Накануне из приемной ей перевели звонок Светланы Петляевой — бывшего маркетолога «Любо-Дорого & Ко», которая год назад ушла в декрет, а теперь хочет восстановиться в должности. Когда Татьяна решила выяснить роль и заслуги Петляевой в фирме, Алексей Носырев, удивленно подняв брови и собрав лоб в зигзагообразную складку, сказал: «Света?! Она что, вернуться хочет?! Ну не знаю… Она тут у нас такой муар вокруг своей персоны разводила, корчила из себя невесть что, концепции дикие клепала, а когда конкретные вопросы надо было решать, так ее пинать все время приходилось. Короче, когда Юля Белоусова на ее место пришла, мы поняли, что такое небо и земля». Шумилина осознавала, что второй маркетолог «Любо-Дорого & Ко» не требуется, по крайней мере сейчас. По трудовому законодательству получалось, что фирма обязана взять Петляеву взамен Белоусовой. Но после работы, которую Юля проделала для изучения региональных рынков и запуска ТОВУС-премиум, обмен казался явно невыгодным. К тому же Шумилина испытала приступ женской зависти вперемежку со злобой: одним приходится жертвовать семьей ради карьеры, а другие норовят успеть на «две ярмарки».

Изучение «мамских» сайтов, а точнее, подразделов «Работа, карьера» показало, что легкого разговора со Светланой ожидать не приходится: под ником ***_** Шумилина по профессиональной привычке натолкнулась на реальное имя Петляевой: та была активной участницей форумов, где специализировалась на консультациях товарищей по счастью в вопросах трудоустройства в пред— и постдекретный период, и, стоит заметить, весьма грамотных. Кроме того, в свободное от стирки пеленок и варки каши время Петляева вела несколько рекламных проектов для не последних в городе фирм… Ну или говорила, что вела. Шумилина предположила, что Света наблюдала за развитием «Любо-Дорого & Ко» и, проследив траекторию роста фирмы, прикинула, что возвращение в штат будет повыгоднее случайных заработков.

Татьяна набрала внутренний номер Носырева. «Ну что, идем?» — напомнила она о совещании со Сходняком на тему возвращения маркетолога. Получив утвердительный ответ, зам по кадрам поправила съехавшую набок юбку и твердой походкой направилась в кабинет шефа. Мужчины молча поглядели на Шумилину — было ясно, что оба были в курсе, и это их не радовало.

— Юлю-то позовем? — с грустью спросил Сходняк.

— Давайте попозже, сперва все обсудим, — бодро парировала Татьяна и передвинула стул так, чтобы собравшиеся образовали равнобедренный треугольник.

После краткого обмена мнениями у Шумилиной сложилось двоякое впечатление: хоть Света в свою бытность маркетологом и была не подарком, но кое-какие успехи за ней числились. Работая в связке со сбытом, она очень помогла продвинуть ТОВУС среди оптовиков Екатеринбурга, с ее подачи приняли несколько «докруток» к продукту, чтобы выделить его из массы аналогов, да и просто долгое время она была неотъемлемой частью «Любо-Дорого & Ко» — любимой, к слову, многими сотрудниками, с которыми поддерживала контакт во время отпуска. Ощущение было такое, что Сходняк и Носырев скорее за Юлю, чем против Светы. Основные претензии к Петляевой были в том, что она никакой исполнитель (а именно этого требовали от нее полтора года назад), в то время как тогдашние ее идеи сейчас могли показаться здравыми.

— Но Юля-то объективно лучше — она закрывает весь объем работ, которые нам сейчас нужны в маркетинге, — Носырев внезапно сделался резким и категоричным. — Она пашет, она растет, она хочет большего, и у нее получается. Скажем, Света смогла бы придумать ТОВУС-премиум, но подготовить его к выпуску… Сомневаюсь. А сейчас она с ребенком — это ее надо будет отпускать постоянно… И потом, Татьяна говорит, что она с форума не вылазит… Что вы думаете, она тут не будет в нем зависать? Напрасно! Кроме того, у Юли с Игорем Семеряковым роман серьезный наклевывается, если мы ее обижать начнем, он так взовьется…

— Так мы, значит, женщину с дитем обижать будем, — улыбнулся горячности подчиненного Сходняк. — Леша, сейчас не то время, да и я не такой человек, чтобы так поступать.

Сходняк предвидел такую ситуацию еще полгода назад. Когда в коллективе все были молодыми да рьяными и ничего, кроме денег и карьеры, никого не интересовало, подобных проблем не возникало. Однако постепенно коллектив обновлялся, в том числе и за счет женщин, которые оказывались в естественном положении и принимали естественные решения.

— Нам, Леша, нужно возвести эти материнские дела в ранг стратегии. Прикинь, вернется Люся-бухгалтер, Вера, которая раньше начальника сбыта замещала, Ольга Петровна, после которой Женя Банько стал магазином управлять… Мы что, по каждому поводу чрезвычайку будем устраивать?

— Николай Евгеньевич, решать, конечно, вам, — Шумилина опустила уголки губ и стала похожа на охлажденную рыбу в супермаркете, — но второго маркетолога не нужно. Повода для угрызений совести нет — многие женщины после родов начинают с нуля и на работу выходят гораздо раньше, взять хотя бы меня… С другой стороны, если мы неаккуратно откажем Светлане, она, я уверена, доведет до суда и скорее всего выиграет. Сами понимаете, национальный демографический проект, новый Трудовой кодекс — в подобных спорах судьи всегда на стороне работника.

— Может, мы аттестацию проведем Свете?.. — задумчиво протянул Носырев. — И ей, и Юле. Покажем, что сравнение не в пользу Петляевой, объясним, что от паровоза она отстала и нам нужен совсем другой человек и т. д.

— Сейчас мы нафантазируем! — пожурил Алексея шеф. — Давай их еще на остров в Баренцевом море забросим! Леш, у нас тут не спецназ — мы с людьми работаем. Короче, вызывай Юлю, посмотрим, что она думает, а вы, Татьяна, свяжитесь со Светой — пусть приходит. Поговорим, поймем, чего она хочет, может, на другую должность сможем ее определить.

Вернувшись в свой кабинет, Шумилина очень сухо поговорила с Петляевой и назначила ей на понедельник. Через пару часов, не удержавшись, она развернула окошко браузера и увидела новое сообщение от ***_**: «Народ, иду в понедельник к бывшему шефу, чтоб он снова стал будущим, ругните меня добрым словом». Через пару минут пришел первый ответ форумчанки: «Давай, Свет, растряси там этих куркулей — мы с тобой!»

Как поступить руководству «Любо-Дорого & Ко»?

************************************************************************************************************************************************

Елена Шведько
директор по развитию НП ОЦ «Диалог»
Конечно, руководству необходимо встретиться с экс-маркетологом, чтобы выяснить мотивы ее выхода на работу, а также ее видение функций в компании сегодня (необходимо учитывать, что есть маленький ребенок). На работу Петляеву нужно принять однозначно, другое дело, соответствует ли она должности. Исходя из текста это не тот случай, когда человек просто сидел и ничего не делал – у Петляевой тоже были свои достижения. Руководству необходимо понять, какие задачи стоят перед маркетологом на ближайшие три-пять лет, чтобы сделать правильный выбор с учетом развития компании.

Так как эта ситуация может повториться и в дальнейшем, то лучший способ ее разрешения – это введение системы оценки. Каждый сотрудник должен максимально соответствовать занимаемой должности. Разработанная под компанию модель компетенций станет системообразующим элементом, а также инструментом для решения основных задач в работе с человеческими ресурсами. И здесь важно оценить не только профессиональные знания и умения, но и результативность работы. Имеет смысл обеим претенденткам поручить задачу, по результатам решения которой и определить человека, максимально полезного для компании в данной должности. Поскольку второй маркетолог в компании не нужен, то, скорее всего, произойдет сокращение.

Владимир Шевченко
совладелец салона красоты LU-LY
Первый шаг, который должен сделать директор, – это восстановить экс-маркетолога в должности, поскольку того требует закон. А вот дальше возможны варианты в зависимости от того, чего хочет Петляева.

Первый вариант (если она действительно планирует профессионально расти и зарабатывать деньги) – создать отдел маркетинга, назначив его руководителем Белоусову. Плюс такого решения в том, что предприятие страхуется от вероятности остаться вообще без маркетолога, ведь ценного специалиста всегда пытаются переманить, а Белоусова может вскоре уволиться сама. Минус – дополнительные расходы, поскольку второй сотрудник пока не нужен. Кроме того, можно предложить Петляевой работу, которая позволит более полно реализовать ее таланты, например, учитывая ее креативность, должность менеджера по рекламе. Или же помочь ей устроиться в другую фирму. Так фирма продемонстрирует персоналу заботу руководства о сотрудниках.

Второй вариант развития событий (если экс-маркетолог пришла не работать, а просто «растрясти куркулей») – предложить ей уволиться по собственному желанию с выдачей разумной денежной компенсации либо провести мероприятия для подтверждения служебного несоответ­ствия Петляевой (аттестация, контроль ключевых показателей работы, подтверждение траты рабочего времени на сидение в чатах или проведение рекламных кампаний посторонних фирм), что даст основания для ее увольнения.

Антон Гончаров
генеральный директор ООО «Лаборатория программных продуктов»
Принять Петляеву на работу стоит в любом случае: она имеет полное на это право. Вопрос – на какую должность? Сотрудник она ненадежный, так как у нее маленький ребенок, заменить ее будет некем. К тому же для нее возвращение в компанию – самоцель.

Необходимо поговорить с Белоусовой и выяснить ее отношение к работе в этой должности, ведь, принимая в компанию, ее поставили в известность, что предыдущий сотрудник ушел в декрет, значит, большая вероятность, что это место для нее временное. Возможно, у Юли есть какие-то виды на дальнейший рост в «Любо-Дорого & Ко». Тогда надо предложить ей повышение, а Петляеву принять на место маркетолога.

Если Белоусова надеется остаться в этой компании в прежней должности и будет прилагать для этого максимум делового рвения, необходимо предложить Петляевой место с невысоким уровнем ответственности и возможностью работать неполный рабочий день или в команде, где ее могут подменить на период отсутствия. Как показывает практика, немалая часть женщин, горящих желанием выйти из декрета как можно скорее (в особенности после рождения первого ребенка), увольняются в течение года, по­этому нет смысла рисковать, тем более что у Белоусовой явно поутихнет пыл и рвение к работе в этой компании.

Конечно, более выгоден второй вариант, поскольку так снижаются риски для компании.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.