Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
61,80
68,29
Деловой квартал / Новости / «Найдется конкурент, который устроит «маски-шоу». Или олигарх с улыбкой отберет...
«Найдется конкурент, который устроит «маски-шоу». Или олигарх с улыбкой отберет бизнес»
Источник: Из личного архива

«Найдется конкурент, который устроит «маски-шоу». Или олигарх с улыбкой отберет бизнес»

Самое читаемое
  • Миллиардер Игорь Рыбаков подарил школе в Магнитогорске 1 млн долларов Миллиардер Игорь Рыбаков подарил школе в Магнитогорске 1 млн долларов
  • В Челябинской области появился новый миллиардер В Челябинской области появился новый миллиардер
  • «Если в 40 лет ума нет, уже и не будет», — глава SuperJob Алексей Захаров «Если в 40 лет ума нет, уже и не будет», — глава SuperJob Алексей Захаров
  • В Челябинске продается «средневековый» замок за 20 млн руб В Челябинске продается «средневековый» замок за 20 млн руб
  • Законность проектирования детского хирургического корпуса в бору проверит ГКУ области Законность проектирования детского хирургического корпуса в бору проверит ГКУ области
08:39   14.05.2019

Чтобы вывести семейный производственный бизнес на международный рынок, его основателю Данилу Козыреву пришлось расстаться с иллюзиями, которые свойственны многим начинающим предпринимателям.

Опытно-конструкторское бюро «Козырев» — семейный бизнес, который буквально за несколько лет вырос в производственно-инжиниринговую компанию, выполняющую сложные контракты для металлургических заводов и предприятий военно-промышленного комплекса. 

Кризисный рост

В прошлом году в ОКБ «Козырев» за технической экспертизой обратилась австрийская инжиниринговая компания. Разработав и запатентовав уникальную технологию производства базальтовых плит, предприятие построило производственную площадку площадью 6 тыс. кв. м, планируя выпускать 25 тыс. т утеплителя в год. Но плавильное оборудование немецкого производства не справлялось с нагрузкой.

О знаковом для развития бюро опыте сотрудничества с крупным европейским предприятием собственник бизнеса рассказывает в достаточно скупых формулировках, избегая углубляться в технические детали индукционного нагрева, так что сложно избавиться от ощущения, что разговор идет о секретных военных разработках.

Познакомились, обсудили детали проекта, посетили производство в Австрии. Было понимание, что мы обладаем необходимыми возможностями для экспертизы, так что достаточно быстро согласовали требования к оборудованию, сроки и стоимость, заключили контракт и приступили к разработке. В марте, предварительно проведя сертификацию оборудования по нормам Евросоюза, успешно запустили его на заводе в Австрии, провели испытания. Ту задачу, которую возлагал заказчик, выполнили, — говорил Данил Козырев.

На этом сотрудничество не закончилось, и сейчас на предприятии совместно с австрийскими партнерами дорабатывают технологию для запуска серийного производства.

Недавно ОКБ «Козырев» получило крупный заказ на изготовление генератора, работающего сразу в двух режимах — 50 Гц и 250 Гц. Подобные установки используются в машиностроении, металлургии, в литейной промышленности, на оборонных заводах, но оборудования, которое на запуске действовало бы в одном режиме, а затем переходило в другой, — не было. «И за разработку никто не брался: деньги невеликие по масштабам крупного бизнеса, а голову напрячь придется. Многие контракты удалось выиграть именно потому, что заказчик выставлял «невыполнимые» требования. На самом деле, интересно браться за нестандартные проекты. На столь высококонкурентном рынке это, пожалуй, единственная рабочая стратегия», — говорит Данил Козырев.

Формально ОКБ «Козырев» относится к категории малого бизнеса, однако это не мешает успешно выполнять заказы для крупных предприятий, в числе которых концерн «Калашников», «Сухой», производственная компания «Сплав», научно-исследовательский институт «Сигнал».

Специфика работы с предприятиями военно-промышленного комплекса в том, что все контракты заключаются только по результатам тендеров. Зато подход на местах правильный: специалисты толковые, вникают во все тонкости, вовлечены в запуск оборудования. Приятно работать, словом. А бывают и долгоиграющие заказы: сроки запуска затягиваются, потому что приходится целыми днями бегать по предприятию в поисках нужного специалиста — никто ни за что не отвечает, — рассказывает Данил.

Сейчас рынок сбыта предприятия — преимущественно Россия и ближнее зарубежье, но основатели бизнеса вынашивают планы по развитию экспортного направления и выходу на рынки Евросоюза и Ближнего Востока. По наблюдениям предпринимателя, страны Европы в некоторых технологических нишах утрачивают интеллектуальный потенциал. Первоклассные специалисты покидают некогда могущественные европейские концерны и уезжают в Азию и страны Ближнего Востока, где более высокий уровень оплаты труда. В результате именитые фирмы то и дело сталкиваются с проблемами при запуске оборудования и выходе в технологический режим.

Эта глобальная реструктуризация рынка, как признается Данил Козырев, играет на руку: прежние лидеры утрачивают позиции, и у новых игроков открывается возможности для захвата перспективных ниш. И с этой точки зрения даже затянувшийся кризис не спутал карты: из-за скачка валютных курсов экспортно ориентированные российские предприятия чувствуют себя достаточно комфортно. К тому же государство сегодня вкладывает достаточно серьезные деньги в обновление военно-промышленного сектора. Плюс стоимость аналогичного европейского оборудования в пересчете на рубли за последние несколько лет достаточно серьезно возросла.

Китайцы, конечно, поддавливают за счет демпинга. Но продукция высокого качества по цене уже вполне сопоставима с продукцией российского и даже европейского производства, так что они эту фору уже утрачивают. Если оборудование качественное — неважно, китайское или нет, — оно и стоит соответственно. Другое дело, что оборудование, которое в основном представлено на отечественном рынке, — китайская продукция низкого качества: за счет использования дешевого сырья и элементной базы производители добиваются снижения стоимости, но ресурс использования невелик. К тому же в России, как правило, открываются только офисы торговых компаний, которые не осуществляют техническое обслуживание, их цель — продать и забыть. Так что даже простейшую деталь заменить по гарантии — настоящая эпопея, — смеется предприниматель.

Изначально его ОКБ создавалось как производственная компания и лишь спустя несколько лет собственники пришли к пониманию, что в основе бизнеса лежит все-таки экспертиза, которую можно усилить за счет производства высокотехнологичного оборудования. И эта смена ракурса, по словам Данила Козырева, серьезно повлияла и на динамику развития, и на финансовые показатели.

Владение собственным производством дает совершенно другой уровень экспертизы и понимания сложных индукционных процессов, работы оборудования в комплексе, — отмечает предприниматель.

Сегодня за экспертной консультацией в ОКБ «Козырев» обращаются в том числе и предприятия, обеспокоенные малой производительностью печей. Наиболее вероятной причиной, по словам предпринимателя, служит неправильный расчет параметров индукционного контура: несоответствующее напряжение, недостаток емкости в конденсаторной батарее, несоответствие витков индуктора. В результате печь не развивает полную мощность, плавка проходит слишком долго, возникают серьезные потери. Возможно, загвоздка и в плохо подготовленной шихте, но далеко не всегда истоки неполадок лежат в технической плоскости.

«Ленивый плавильщик — очень распространенная ситуация. Он еле ходит по площадке: движения плавные, действия неспешные, а выработка жалкая. При этом в качестве оправдания работник придумывает тысячи причин, и все — крайне убедительные. Возможно, виновата немотивирующая система оплаты труда. Если установить систему контроля параметров печи, начальник производства будет видеть как на ладони все действия плавильщика и параметры печи. Не справляешься — увольняйся. Важен, конечно, и правильный режим работы плавильного цеха: делать всего одну-две плавки в день, стоит ли удивляться слабой продуктивности? Первая плавка всегда идет долго, так как печь холодная, а следующие происходят при уже нагретом тигле или при определенном уровне болота. Так что если загрузка производства небольшая, имеет смысл выстроить график плавок так, чтобы сгруппировать их в определенный день, или обеспечить подогрев тигля в перерыве между сменами. В идеальном случае производство должно работать 24 часа в сутки без праздников и выходных», — говорит Данил Козырев.

Бегство от иллюзий

ОКБ «Козырев» — семейное предприятие, Данил основал его вместе с отцом, инженером-металлургом, который в течение долгих лет работал на Челябинском тракторном заводе — флагмане по внедрению индукционных и ТВЧ технологий в СССР и специализировался на технологиях индукционного нагрева. Данил по образованию тоже инженер-электрик, за плечами — опыт запуска сложных производств в области металлургии, машиностроения и литья металлов. Поэтому и над названием компании долго размышлять не пришлось.

На рынке много безликих компаний, названия которых образованы от слова «индуктор» с разными приставками. А «именной» бренд рождает доверие: владелец отвечает за качество продукции. Если посмотреть на список крупнейших европейских компаний: Bosch, Siemens, Philips — все по такому принципу названы, — отмечает Данил Козырев.

Предприниматели пошли по пути органического развития производства без кредитных рисков. Производственная площадка находится на улице Косарева в Челябинске, штатная численность предприятия — порядка двадцати человек, под большой проект привлекаются профильные ученые и узкие специалисты. Челябинск как точка локации бизнеса основателей вполне устраивает: как раз посередине карты страны. Правда, комплектующие нередко приходится заказывать из Москвы или Екатеринбурга.

«Конечно, есть амбиции перейти в следующее звено, построить крупную производственно-инжиниринговую компанию, которая ориентирована и на российский рынок, и на экспорт. Первоочередная задача — создать торговую структуру и наладить маркетинг. Потом уже имеет смысл расширять производство», — делится планами Данил Козырев.

И признается, что главной помехой на пути развитии предприятия были ошибочные представления о сути бизнеса. Переломным моментом, по его словам, стало знакомство с бизнес-консультантом Денисом Яхно, основавшим бизнес-клуб и сообщество предпринимателей «Детонатор 27».

Я получил взгляд со стороны на себя, на свой бизнес, на препятствия, которые меня останавливают, на свои сильные стороны. И познакомился с огромным количеством успешных предпринимателей, профессионалов в сфере управления персоналом, маркетинга и продаж. Полгода общения с такими «монстрами» развивает во много раз сильнее, чем десятилетия чтения бизнес-литературы и прохождения бизнес-тренингов, — говорит Данил Козырев.

Рассуждая о типичных ошибках начинающих предпринимателей, он отмечает, что, как правило, собственное дело рождается из профессии или хобби его создателя. «И в один прекрасный момент ему в голову приходит блестящая идея: а почему бы не монетизировать свои знания? При этом серьезной бизнес-литературы, как правило, никто не читает, в основном — чужие истории успеха, где одни только взлеты, а о косяках и промахах — ни слова.

У новичка в бизнесе создается иллюзия, что для достижения успеха нужно просто делать качественный продукт. Или сгенерировать некую идею — и сразу магическим образом стать мультимиллиардером, не занимаясь всяким занудством вроде стратегии, концепции, системы маркетинга, системы продаж, бухгалтерского и управленческого учета, кадровой работы, охраны труда, системы безопасности и прочего.

На самом деле оказывается, что никаких золотых ниш нет, и если через какое-то время в сознании основателя не происходит определенная трансформация, сам он быстро выгорает, а бизнес и сотрудники обречены на бесконечную ходьбу по замкнутому кругу. Для реальных прорывов и достижений необходимо вырваться из привычного образа мыслей.

Изначально я тоже был нацелен на то, что продукт должен быть супермегакачественным. Но, как оказалось, качественный продукт сам себя не продаст: конкуренция слишком высока, рынок насыщенный. Продает правильный маркетинг, реклама, красивая упаковка. В определенной степени — ценовая политика. Только 1% покупателей реально интересуется качеством. А половина покупателей клюют на яркую подачу, и еще половину интересует только низкая цена. Так что, до бесконечности оттачивая качество, ориентируешься только на 1% покупателей.

И даже несмотря на то, что выпускаемая предприятием продукция ориентирована исключительно на В2В-сектор, вкладываться в маркетинг стоит в той же степени, что и в сегменте потребительских товаров. Покупку-то совершает в конечном счете живой человек, у которого есть свои представления и ожидания, а качество оборудования он не в состоянии оценить, пока не проверит его в деле. Чтобы прийти к пониманию этих вещей, понадобилось серьезно перестроить сознание», — рассказывает Данил Козырев.

Бесценным навыком стало и умение делегировать полномочия, которое, как признается предприниматель, появилось далеко не сразу. «Как и многие из малого бизнеса, я привык действовать по принципу: для полной уверенности в конечном результате сделай все сам. Но когда научился распределять обязанности, сам поразился, сколько времени высвободилось для решения других задач и как выросла производительность. Главная задача любого бизнесмена — найти людей, которые справятся с текущими задачами гораздо лучше, чем он сам», — уверен основатель ОКБ.

А самые большие ямы, по его словам, подстерегают тех, кто так одержим идеей, что при составлении бизнес-плана склонен минимизировать риски и полагаться на то, что «как-нибудь проскочим». «Не выйдет, не проскочите. Всё вылезет обязательно, причем в самом неудобном виде, когда нет ни времени, ни ресурсов отвлекаться от основного процесса и затыкать дыры. Эйфория начинающего предпринимателя тут же испарится, и лишь единицы смогут волевым усилием довести дело до конца. Практика показывает, что на этом этапе на эмоциях сливается большинство», — говорит бизнемен. 

Многим начинающим предпринимателям мир бизнеса представляется сказочной страной, где все мило друг другу улыбаются, соблюдают нормы морали и стремятся сделать мир лучше. Если вовремя не избавиться от этой опасной иллюзии, то снять розовые очки поможет конкурент, который, увидев в вашем лице угрозу, организует «маски-шоу» с вывозом за город. Или же предприятие вместе с нажитыми непосильным трудом активами, а также производственной командой перейдет под юрисдикцию олигарха с обаятельной улыбкой.

Во всех учебниках по экономике пишут, что единственная цель коммерческой деятельности — это прибыль, то есть деньги. Казалась бы, вполне очевидная мысль, но на практике оказывается, что это далеко не так, по крайней мере, для большинства малых предприятий. Люди идут в бизнес за свободой, за самореализацией, за самоутверждением, за желанием изменить мир и за многим другим, но только не за деньгами. Если ты приходишь в бизнес за прибылью, то и всю структуру компании, стратегию развития выстраиваешь в угоду максимальной прибыльности», — заключает предприниматель.

Автор: Ульяна Бисерова
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.