Наши чемпионы России неинтересны
Я не страстный фанат ХК «Трактор», однако болельщик, как говорят, со стажем. И хорошо помню, как невероятно популярен был «Трактор» после «бронзы» 1977 г. не только в Челябинске, но и во всем Союзе.
Как мы, тогда еще совсем дети, глубокой ночью занимали очередь в кассы Дворца спорта «Юность» и как этих билетов обычно не хватало. Потом — провал, долгий и трудный и для команды, и для болельщиков. Сейчас на дворе 2012 г., и снова не попасть в уже новый ледовый дворец: «Трактор» на подъеме. И вот 23 марта наш челябинский клуб вышел в финал розыгрыша Кубка Гагарина, обыграв дважды обладателя этого приза — казанский «Ак Барс».
Этот субботний день я, как обычно, проводил за городом, причем в такой глуши, что даже телевизор там не работает. Только «Радио России» — между прочим, главное радио нашей страны. И каково же было мое удивление, когда на следующий день после матча в выпусках новостей спорта говорили о чем угодно, только не о розыгрыше Кубка Гагарина по хоккею. О «Формуле-1», о том, как играли в Бундеслиге, о «пентакомпионах», о «канонирах», о том, какую связку, когда и при каких обстоятельствах потянул игрок «шпор»… Бодрый комментатор голосом только что пробежавшего стометровку и снова рвущегося в забег легкоатлета не говорил только о том, что происходит на Родине.
Можно, конечно, предположить, что судьба самого главного хоккейного трофея России — не самая важная тема для наших СМИ. Но ведь так у нас всегда: если когда и говорят о ней, Родине, то скороговоркой и в конце новостного блока, как бы извиняясь, что занимают время перед прогнозом погоды такой ерундой. Хотя осмелюсь предположить, что в выпусках новостей CNN и BBC не говорят о чемпионатах Росcии по футболу и хоккею, даже и не думают — достаточно своих новостей.
Так почему же не перестать заниматься популяризацией чужих чемпионатов, забывая о событиях в своей собственной стране? Сколько раз, к примеру, в выпусках новостей спорта вы слышали о молодежных российских соревнованиях? Я — ни разу. Большой спорт — это прежде всего большая политика. На деле же мы говорим о воспитании патриотизма, а делаем при этом все, чтобы подрастающее поколение спортсменов стремилось уехать из родной страны. Если из всех СМИ на них льется поток информации о том, как много платят в NBA, NHL и на футбольных чемпионатах Европы, если массированной пропагандой «их» образа жизни занимаются государственные телерадиокомпании, а события в собственной стране всегда второразрядные — что становится главной мечтой юного спортсмена? Правильно — скорее свалить за бугор. Хотя, поверьте, и зарплаты у нас сейчас в стране не маленькие, и бюджеты клубов иногда зашкаливают выше любых мировых грандов.
Условия создаются идеальные, а духа нет. И с такой пропагандой взяться ему неоткуда. А без победного духа, без слез на глазах от вида собственного флага и звуков гимна родной державы не выиграть нам Олимпиаду в Сочи. И если и упрекают наши команды по футболу и хоккею, то вовсе не в отсутствии мастерства, а в нежелании умереть за свою Родину на поле или на площадке. А ведь именно это желание не раз приводило к победе. Даже если силы соперника и его мастерство выше, сила духа всегда брала и брать верх будет.
Так, может, перестать называть команду «Челси» своей? Какая она, к черту, своя? Пусть бы купил Абрамович камышинский «Текстильщик» и делал бы из него топ-команду. И хватит рассказывать о том, как проходят чемпионаты в Америке и Европе, — рассказывайте о своих, а если кому надо, то сделайте отдельную передачу и там говорите хоть до утра, кто и за какие деньги кому продал какого игрока в чемпионате Испании по футболу.
А игрок, уехавший за большими деньгами в NHL, должен знать, что его ждет не великая слава в России, а забвение. Слава должна быть у того, кто на воспитавшей его Родине сверкает гранями своего таланта, добывает родной команде и сборной победы. И приоритет попадания в сборную должен быть у игроков, работающих в России. Глядишь, и уровень чемпионатов вырастет, и победы у сборных команд будут на самом высоком уровне. И если мы говорим, что СМИ — это четвертая власть, то пусть хотя бы она в нашей стране будет ответственной и вменяемой.
Григорий Цукерман, генеральный директор ГК "Канцбюро"







