«Наше» — не значит барахло

Ни для кого не секрет, что последние 20 лет мы на отечественные деньги покупаем товары из-за рубежа. Иными словами, инвестируем финансы в западную экономику.

Это вопрос не патриотизма, а здравого смысла. Работая на отечественных предприятиях, люди зарабатывают деньги лишь потому, что продукция их компаний кому-то нужна и кем-то покупается. Почему тогда они не поддерживают себя, свои рабочие места непосредственно в магазине? Ведь покупка товара, произведенного за пределами национальной экономики, напрямую обрекает их самих на финансовый голод. Понимание этой ситуации не менее важно, чем инициативы властей по привлечению инвесторов.

Сегодня отечественные сырьевые гиганты и естественные монополии вносят существенный отрицательный вклад в рост инфляции, а могли бы выступить в роли основных потребителей средств автоматизации и управления, машин и оборудования, производимых или собираемых на отечественном рынке. Вместо этого деньги уходят «за рубеж».

Естественный шаг в этом случае — это переориентация естественных монополий и государственного сектора на закупки у национальных компаний.

Власти необходимо уточнить принципы ведения экономической и промышленной политики. Челябинская область — один их немногих регионов, где исторически существуют якорные производства металлургического и машиностроительного комплексов. Но при этом наши производственные гиганты закупают сырье, материалы и комплектующие для своего жизненного цикла в основном вне региона, покрывая до 90% своих нужд за счет импорта. Деньги уходят из области, а ведь часть из них могла бы «остаться» и стимулировать развитие региональных предприятий.

На мой взгляд, власти пора отказаться от подхода «рынок сам все отрегулирует» и использовать подход «региональная стратегия развития с опорой на механизмы рыночной конкуренции и приоритетом местным производителям». Приоритет означает, что при прочих равных условиях (цена, качество, гарантии, сервис и т. д.) предпочтение — местному производителю! Этот подход в конечном счете должен стимулировать «зарубежных» поставщиков товаров и услуг создавать свои производства на национальных и региональных территориях и становиться стратегическими инвесторами, а местных производителей — соответствовать требованиям рынка.

Вот несколько шагов по достижению этих целей. Во-первых, можно организовать региональную выставку продукции, «закупаемой» предприятиями за пределами области. Во-вторых, сгруппировать импорт в однотипные классы (например, литьевые машино-комплекты, штампованные машино-комплекты, инструменты, оборудование и прочее). В-третьих, проранжировать эти группы по объемам закупа. В-четвертых, определить среди них группы товаров и услуг, которые выгодно производить внутри региональной территории. В-пятых, пригласить инвесторов для создания на региональной территории конкурентоспособных производств, обеспеченных платежеспособным спросом.

Собрать всех региональных производителей под одной крышей под силу только региональному правительству во главе с губернатором. При этом из-под палки заставить бизнес идти на импортозамещение нельзя! Однако у правительства есть инструменты, мотивирующие бизнес, — это налоговые льготы, подготовленная инфраструктура, обеспеченность доступными энергоресурсами, финансовые гарантии и прочее.

Таким образом, вокруг якорной специализации Челябинской области — металлургии и машиностроения — могут вырасти вспомогательные производства в формате малого и среднего высокопередельного бизнеса, продукция которых будет стабильно пользоваться спросом на местном рынке. При этом новые предприятия смогут поставлять свою продукцию и за пределы области в рамках межрегиональной кооперации и специализаций. Создавшись и развившись на внутрирегиональных поставках, они смогут выходить за пределы области и даже страны. Вот это и есть, на мой взгляд, создание по-настоящему благоприятной среды для развития экономики региона в сфере промышленного бизнеса, который в свою очередь обеспечивает базис для развития малого и среднего бизнеса в сфере торговли и услуг населению, спрос на образованные кадры и вообще — человеческий капитал.

Константин Захаров

Колонка была написана специально для журнала "Деловой квартал"

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.