Накрыть колпаком. Новый бизнес-кейс от «Любо-Дорого & Ко» и его решения

  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Николай Сходняк - генеральный директор Равшан Нигматуллин - партнер, соучредитель Алексей Носырев - коммерческий директор Игорь Семеряков  - эксперт по

Владельцы бизнеса обеспокоены недавней утечкой информации из компании и хотят предотвратить такие случаи в дальнейшем. Им необходимо придумать, как полностью обезопасить стратегические и коммерческие сведения и при этом не демотивировать сотрудников.

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Николай Сходняк - генеральный директор

Равшан Нигматуллин - партнер, соучредитель

Алексей Носырев - коммерческий директор

Игорь Семеряков  - эксперт по продажам

Юлия Белоусова - маркетолог

Татьяна Шумилина - заместитель директора

************************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии

Юлию Белоусову назначают начальником специально созданного отдела маркетинга. Светлану Петляеву по возвращении из декрета решают восстановить в должности маркетолога под началом Белоусовой. Петляева будет заниматься продвижением «Любо-Дорого & Ко» и ТОВУСа на региональных рынках и сбором первичной информации. Аналитику, креатив и разработку ТОВУС-премиум закрепляют за Юлией.

**********************************************************************************************************************************************

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

********************************************************************************************************************************************

Генеральный директор «Любо-Дорого & Ко» Николай Сходняк и его партнер Равшан Нигматуллин сидели на берегу озера с удочками и неторопливо обсуждали еще не успевшую забыться историю с «крысой»: один из сотрудников компании сливал инсайдерскую информацию конкурентам.

— Этого не должно было быть. Такие вещи нужно предвидеть, — отчеканил Нигматуллин тоном, не допускающим возражений.

Он как совладелец бизнеса был чрезвычайно обеспокоен дальнейшей судьбой своих инвестиций. Особенно его тревожило то, что стоимость ошибки в случае повторной утечки информации могла быть уже совсем другой.

— Ладно, всякое бывает, но больше тянуть нечего — принимай меры: сажай всех под колпак. Вот так! — категорично добавил он, накрыв перевернутым ведром пойманных рыб.

Нигматуллин, привыкший решать вопросы оперативно и радикально, твердил о проверке почты и установке камер, но Сходняк, погрузившись в свои мысли, полностью ушел в себя, внутренний голос настойчиво нудел, что это упущение — его вина: «Не исключено, что я пересортирую всю эту крысиную живность снова — не каждый же раз найдется Думкин и откроет нам глаза на изменников». Пока Николай мысленно чертил планы, задумчиво глядя в небо, с крючка сорвалась рыбешка. «И стратегическая, и коммерческая информация может, как вот эта скользкая рыба, вывернуться и уплыть из рук в любой момент…»

— Да, и еще жучки нужно будет везде установить, и договориться о прослушке сотовых... — навязчивые радикальные идеи не давали Нигматуллину покоя.

— Слушай, но это уже чересчур и, вообще, незаконно, — вяло пытался отделаться Сходняк.

— Все так поступают, успокойся! Зато они от нас после этого уже никуда не уплывут! — не унимался Нигматуллин.

То, что его так явно воодушевляло, Сходняка, наоборот, вгоняло в тоску, но ничего другого, как согласиться с казарменным режимом, директору не оставалось.

К делу требовалось подключить коммерческого директора Алексея Носырева. Встретившись с ним на нейтральной территории, Сходняк и Нигматуллин изложили суть своих планов.

Носырев радикальные идеи, как и радикальные меры, не одобрил. Скептически выслушав аргументы, про себя добавив «ну-ну», он в конце концов перебил:

— Давайте не будем делать резких движений и ударяться в крайности, кому надо, тот найдет способ инсайдерскую информацию слить. Зато такие действия демотивируют сотрудников: они ведь потом хором запоют, мол, нарушаете наши личные права и посягаете на свободу. Кто-то будет просто возмущаться, а кто-то ведь захочет и уволиться.

Нигматуллин на этом свободомыслии быстро затянул лассо:

— А кто возьмется за «дератизацию», если «крыса» заведется снова? Ты что ли, поборник либеральных свобод, «крыс» отлавливать или травить пойдешь?

— Ну есть же другие способы: можно вместо этого устроить публичную порку провинившихся, чтобы остальным впредь неповадно было… — пытался противостоять Носырев.

— Нет никаких других способов! А иногда информация сливается и вовсе непреднамеренно: у вас половина офиса в аське пальцы мозолит целыми днями, другая из форумов не вылезает — мало ли чего там из них вытянуть могут. Вон сын моего приятеля после института подрабатывает тем, что сидит на форумах да людей разводит: где что слышно да у кого какие планы! В конце концов, решение принимаю я. Иди и займись этим прямо сейчас, — пронзив холодным взглядом Носырева до глубины души, Нигматуллин дал понять, что тема исчерпана.

Вернувшись в офис, Носырев стал нехотя обзванивать фирмы, занимающиеся безопасностью, и методично узнавать, как «это» вообще бывает и сколько стоит. «Еще пара звонков, и я подумаю, что эти жучки завелись везде и у всех», — набирая очередной номер, теребил пальцами телефонный справочник Алексей. Выбор пал на контору, возглавляемую бывшим фээсбэшником по фамилии Востроухов. Фирма клятвенно обещала за выходные установить камеры и расплодить жучков так, чтоб ни одна муха не пролетела. Оставалось только сообщить IT-службе, чтобы закрыли доступ к ICQ, развлекательным и почтовым сайтам.

Воображение Носырева красочно нарисовало, что после этого начнется. Грузно, астматически вздохнув, он начал рассылать уведомления сотрудникам фирмы. Там было сказано, что с понедельника внутренний распорядок в «Любо-Дорого & Ко» ужесточается. Коммерческий директор не ошибся: возгласы возмущения сотрудников послышались изо всех углов. Работа в «Любо-Дорого & Ко» остановилась: новость бурно обсуждалась — шипели и бубнили и в каждой комнате, и в курилке. Ходивший между помещениями Игорь Семеряков напрягал слуховые рецепторы, пытаясь все вызнать, после чего отправился в кабинет к Сходняку с заготовленным дословным мнением народа, фактически точно подтверждавшим опасения Носырева.

— Они не имеют права прослушивать разговоры — это ущемление личной свободы! Вот бы еще в туалете камеры поставили! — пыталась злобно съязвить директор по персоналу Татьяна Шумилина.

— Где я буду брать новую информацию, если не могу общаться с коллегами на форуме, как я буду мониторить цены конкурентов, если мне закрыт доступ на их сайты? — надрывно, сбиваясь на сопрано, ныла маркетолог Юля Белоусова.

— Да у нас половина продаж идет по контактам в аське. Если из-за каждого пустяка через секретарей дозваниваться, сколько времени потратим на каждого клиента! — в один голос вопили продавцы.

— Вы же видите, у всех свои тараканы в голове! Я с сотрудниками сижу, хоть и немного отдельно, но все-таки с ними, и вижу, какая буча уже сейчас поднимается. Что же будет, когда вы это все сделаете?! — обрисовал Сходняку далеко не светлое будущее Семеряков.

В выходные приехали проворные сотрудники агентства и рассыпали по всем помещениям прослушивающие жучки, установили камеры, заблокировали доступ к ICQ, форумам и почтовым серверам, чтобы все письма проходили только через MS Outlook и прочитывались. Поставили прослушку на телефоны.

— Если что подозрительное обнаружим — закажем личную слежку, и все пойдет без проблем, — успокоил Востроухов и так слегка обомлевшего от масштабности и повсеместности расставленных ловушек Носырева.

— Да не будем мы в туалете ничего ставить, не нужны нам их голые задницы! Они сюда работать приходят или что? Какие могут быть личные разговоры? А все, что касается работы, мы хотим и будем знать! — вполголоса ругал весь белый свет за свалившуюся напасть Сходняк. «И вообще, все, кто недовольны, могут идти! Никто не держит…» — хотел было сгоряча прикрикнуть Сходняк, но задумался: а к чему приведет этот шаг и так задерганный коллектив? Может, Носырев и Семеряков действительно правы и стоит попытаться найти другой способ контролировать персонал и отслеживать информацию?

Как Сходняку контролировать информационную безопасность и не демотивировать сотрудников?

Сергей Касьянов
финансовый директор группы компаний «Аудит-Консалтинг Центр»

С точкой зрения Носырева полностью согласен: слить информацию можно, сидя дома в тапочках и попивая сладкий чай. Поэтому рассыпать жучки, устанавливать видеокамеры, отрезать доступ к ICQ бесполезно. Это только демотивирует сотрудников. К тому же специфика торговых компаний такова, что львиная доля продаж осуществляется посредством неформального общения.

Чтобы предотвратить подобную ситуацию в будущем, действовать следует поэтапно. Во-первых, необходимо устроить публичную порку провинившемуся сотруднику. Если есть возможность, то уволить с пометкой в трудовой книжке: «Уволен за разглашение коммерческой тайны согласно ТК РФ, ст. 81, п. 6, пп. в». Кроме того, сарафанное радио никто не отменял и церемониться с его репутацией в будущем не стоит. Во-вторых, Сходняку следует обсудить сложившуюся ситуацию с коллективом: провести собрание с участием всех, кто имеет доступ к коммерческой информации. Достаточно спокойно объяснить ситуацию: заверить, что «крысиной» охоты не будет, но всем поголовно придется подписать документ о неразглашении, а старшим менеджерам разделить ответственность со стажерами и младшим персоналом. В дальнейшем следует создать базу внутренних нормативов и регламентов, соблюдение которой позволит предприятию сохранить и использовать с выгодой свои секреты, а в случае утечки информации станет основанием для подачи искового заявления в суд.

Вадим Клевцов
генеральный директор компании «Генезис»

Решение лежит в двух областях: организационной и технической. Оптимальным решением, которое может объединить обе составляющие, является постановка в компании системы стратегического управления Balanced Scorecard (сбалансированная система показателей, ССП).

Нужно закрепить за каждым сотрудником ответственность, в том числе материальную, за выполнение конкретных мероприятий и достижение определенных показателей. Такие действия помогут определить источник утечки важной информации. Когда работник четко представляет, какой именно вклад он вносит в реализацию стратегии, от чего зависит его заработная плата и оценка руководством, у него появляется дополнительная мотивация.

Технически вопрос защиты информации решается ограничением доступа к конкретным цифрам, изложенным в ССП. В этом случае большинство сотрудников видит общее направление движения компании, но не фактические значения показателей, и, соответственно, не может разгласить того, чего не знает.

Константин Смирнов
генеральный директор группы компаний «ПРАЙС»

Очевидно, что принятые меры по обеспечению безопасности не помогут, поскольку ничто не мешает сотрудникам делиться стратегической информацией в нерабочее время. Кроме того, нарушаются простые правила работы с коллективом, что неминуемо вызовет сопротивление работников.

В первую очередь нужно провести общее собрание, на котором разъяснить смысл и цель предпринимаемых мер, а также по­следствия утечки информации для фирмы и для каждого сотрудника. В дальнейшем я бы рекомендовал устраивать публичное обсуждение столь серьезных вопросов хотя бы на уровне управленческого актива. Его результатом будут почти те же решения, но они уже воспринимаются коллективом как свои и внедряются без таких последствий. Потом Сходняку нужно обязательно описать и классифицировать информационные потоки в компании, а также ввести договорные обязательства по неразглашению секретной информации. Это дисциплинирует людей. Затем провести переговоры с учредителем о смягчении его категоричной позиции, гарантировав информационную безопасность компании. Шаг навстречу сотрудникам можно сделать, отменив наиболее радикальные меры: запрет на общение в форумах и жучки. Если все-таки привлекать подрядчиков, то нужно выбирать организацию, которая занимается вопросом безопасности комплексно, то есть охватывает работу с персоналом, юридические вопросы, технологии, информационные потоки и т. д.

решение предыдущей серии
Юлию Белоусову назначают начальником специально созданного отдела маркетинга. Светлану Петляеву по возвращении из декрета решают восстановить в должности маркетолога под началом Белоусовой. Петляева будет заниматься продвижением «Любо-Дорого & Ко» и ТОВУСа на региональных рынках и сбором первичной информации. Аналитику, креатив и разработку ТОВУС-премиум закрепляют за Юлией.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.