На старте новой гонки - 07.02.2011

Челябинские компании бросили сокращать издержки и жаловаться на стагнацию экономики. Почти на всех рынках началась новая гонка прибыли, прироста клиентских баз и оборотов.

Челябинские компании бросили сокращать издержки и жаловаться на стагнацию экономики. Почти на всех рынках началась новая гонка прибыли, прироста клиентских баз и оборотов. В нее включились даже отрасли, провалившиеся в кризис, пожалуй, больше других: металлургия, строительство и ИТ.

Самые страшные времена уже позади. Цены на металл растут, и сталевары прибавляют в производстве, вводят новые мощности и увеличивают прибыль. Возвращаются клиенты на рынок информационных технологий. В сфере недвижимости пока нет роста объема ввода жилья, но показательно увеличение интереса к новым участкам под строительство.

Металлурги готовятся к чемпионату мира по футболу

Металлургию стало понемногу «отпускать» еще с лета 2009 г., однако последствия глобального кризиса еще дают о себе знать. В частности, производственные мощности ММК, российского лидера металлопроката, в 2010 г. так и не были загружены на 100%. А группа ЧТПЗ до сих пор испытывает высокую долговую нагрузку— около $2,7 млрд1.
Тем не менее 2010 г. прошел позитивно: на фоне идущей вверх цены на металл компании отрасли фиксировали рост выручки и объемов производства. Магнитка увеличила выпуск стали почти на 20% (до 11,4 млн т), ЧТПЗ— производство стальных труб на 39% (до 723 тыс. т2), ЧЦЗ— выпуск товарного цинка и сплавов на 28% (до 153 тыс. т). По данным Минпрома области, в прошлом году росли также показатели ЧМК, ЧЭМК, «Уфалейникеля». Положительную динамику после кризисного провала показал даже Златоустовский метзавод (как отмечают эксперты, благотворно сказалась поддержка группы «Мечел»).

Благоприятным выдался год и для Ашинского метзавода. В пик кризиса аналитики не исключали возможности интеграции АМЗ в какую-либо металлургическую группу, среди возможных покупателей называли «Русспецсталь». Однако, как отмечает руководитель фондового департамента ФА «Милком-Инвест» ВИТАЛИЙ ШУРУПОВ, за этот период АМЗ показал, что можно успешно работать и вне вертикально-ориентированного холдинга. В 2010 г. завод полностью перешел с устаревшего мартеновского способа производства на электросталеплавильный, увеличив выпуск стали на 9%, а выручку на 20%.

Одной из главных причин роста рынка стало развитие внутрироссийского спроса на стальную продукцию. К примеру, ММК в прошлом году выдал рекордную для себя долю поставок на внутренний рынок— почти 70% от общих продаж. Основные покупатели продукции металлургов— нефтяники, газовики, машиностроители и трубники. Стабильный спрос был замечен также в автомобильном секторе и строительстве. В частности, резко увеличилась отгрузка толстолистового проката и арматуры в связи с подготовкой Олимпиады-2014 в Сочи.
Последующие годы для металлургов также обещают быть благоприятными. По оценкам Виталия Шурупова, цены как на черные, так и на цветные металлы близки к своим пиковым докризисным значениям. Кроме того, сегодня металлургическая отрасль одна из наиболее обновленных. «На рубеже 90-х и нулевых металлургам, в отличие, например, от строительных компаний, пришлось модернизировать производство, чтобы быть конкурентоспособными по сравнению не только с крупнейшими мировыми производителями, но и с той же Украиной или Казахстаном»,— подчеркивает г-н Шурупов.

Сейчас стратегия крупнейших металлургических предприятий направлена на увеличение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающих высокую доходность. На это рассчитывают как на Ашинском метзаводе, запустившим в 2010-м первую в СНГ 120-тонную электропечь (ДСП-120), так и на ЧМК, который в конце 2011-го намерен закончить строительство рельсобалочного стана для нужд РЖД. А на ММК объем высокомаржинальной продукции уже в 2010-м вырос на 44% (почти до 3,5 млн т). Основной причиной прироста стал выход на проектные мощности толстолистового Стана-5000. А в 2011-м комбинат намерен запустить первую очередь Стана-2000, который будет выпускать стальной прокат для автопроизводителей и, по оценкам «Ренессанс капитала», добавит к EBITDA Магнитки более $400 млн.

Ожидается, что драйвером внутреннего спроса на продукцию металлургов и трубников будут проекты российского правительства, в том числе в сфере трубопроводов. ЧТПЗ, запустивший в прошлом году цех «Высота 239» по выпуску труб большого диаметра, рассчитывает в этой связи на стабильное будущее. «Мы полностью попадаем во все перспективные программы, которые намечены топливно-энергетическим комплексом России. Это касается, прежде всего, проектов «Транснефти» и «Газпрома»,— отмечает генеральный директор группы ЧТПЗ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ. При этом предполагается, что основным сырьем для трубного завода станет стальной лист с магнитогорского Стана-5000.

Большие надежды связывают металлурги и с Чемпионатом мира по футболу-2018 г., заявку на проведение которого Россия выиграла в последние недели 2010 г. Первые лица ведущих меткомбинатов уже заявили, что рассчитывают активно поставлять продукцию для строительства спортивных объектов. Например, вице-президент ММК ОЛЕГ ФЕДОНИН не сомневается в полной загрузке мощностей предприятия, когда начнется строительство.

Застройщики ждут помощи от банков и государства

Для строительных компаний Челябинска 2010-й прошел без потрясений. Пожалуй, самый тяжелый случай был связан с «Массивом», который обратился за помощью к ЮУ КЖСИ, чтобы завершить строительство домов в Чурилово. В целом же эксперты еще в начале года отмечали, что подавляющее большинство застройщиков находится в состоянии поддержать текущий объем работ.
Рынок в прошлом году наконец-то перестал сжиматься и, как подчеркивают в СК «Легион», перешел от глубокой депрессии 2009 г. к возобновлению спроса, прежде всего на первичное жилье. «Мы с конца II кв. 2010 г. заметили оживление покупательского спроса, который достиг своего пика в декабре, когда мы выставили на продажу новый дом в ЖК «Александровский» с наиболее востребованным ассортиментом квартир по площадям и планировкам»,— делится заместитель директора по развитию СК «Легион» АЛЕКСЕЙ САХАРОВ. В компании «Наука, техника и маркетинг в строительстве» (НТМ) отмечают рост продаж строящихся квартир во II п/г 2010 г. Характерно, что 85% жилых помещений НТМ продала по договорам долевого участия.

Уже в начале 2010 г. рынок прошел ценовое дно. Так как в 2009 г. строили мало, сформировался определенный дефицит, в особенности на ходовые квартиры по цене 30-40 тыс. руб. закв.м. В итоге ценник медленно, но верно пошел вверх, показав рост к концу года на 5-10%. К 2012 г. ожидается прирост еще на 5-8%.

Строительные компании стали более осторожными, и если до кризиса была уверенность, что «рынок съест все», то сейчас приходится скрупулезно просчитывать спрос и сдавать жилье в разумных пределах. «Застройщики пытаются минимизировать риски, работая на небольших площадках, где инвестиционный цикл короче. Мы в 2010 г. сдали примерно столько же, сколько в 2009-м: около 7 тыс. кв. м жилья. Это то, что может «переварить» рынок Металлургического района»,— подчеркивает директор компании «Метчелстрой» АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ. Те, кто строит на больших площадках, вынуждены заниматься долгосрочным планированием, чтобы скоординировать действия десятков подразделений и внешних подрядчиков: «Сейчас наш фронт работ в ЖК «Александровский» расписан на несколько лет вперед. Кроме того, проектируем жилую застройку участка вдоль ул. Чичерина»,— уточняет Алексей Сахаров.

Первая десятка компаний, сдавших наибольший объем жилья в 2010 г., оказалась более предсказуемой, чем год назад. Четверка лидеров 2009 г. сохранила свои позиции. На первом месте «Центр управления проектами» (входит в НП ГК «Стройком) с 60 тыс. кв. м, на втором— ОАО СК «Челябинскгражданстрой» с 46,834 тыс. Далее следуют СК «Легион» (27,722 тыс.) и «Артель-С» (23,923 тыс.3). Вернулась в десятку компания НТМ (у нее пятое место и 21,247 тыс. кв. м), а вот такого крупного застройщика, как «КПД-Заказчик», в лидерах не оказалось (эксперты отмечают, что приоритетом для компании остается Копейск).

В перспективе на более высокие позиции может подняться СК «Легион»: в 2011 г. застройщик планирует ввести в эксплуатацию более 40 тыс. кв. м жилья. Претендует попасть в десятку лидеров этого года ЮУ КЖСИ. Раньше в Челябинске корпорация не присутствовала, в основном, строила в области, но уже в текущем году она намерена сдать почти 60 тыс. кв. м в пос. Чурилово и на Краснопольской площадке.
В начале февраля глава администрации Челябинска СЕРГЕЙ ДАВЫДОВ во время совещания с крупнейшими застройщиками города обозначил перед ними задачу, поставленную губернатором МИХАИЛОМ ЮРЕВИЧЕМ: сдать в 2011 г. в Челябинске не менее 800 тыс. кв. м жилья, а в 2012— 1,1 млнкв.м. Планка высокая, цифру 800 челябинские застройщики преодолевали лишь раз— в докризисном 2008 г. (тогда было сдано 880 тыс. кв. м). А в 2010 г. удалось сдать всего 487 тыс.

В компании «Метчелстрой» считают, что 800 тыс. «квадратов» жилья сдать вполне реально. «Но вот все ли эти метры найдут покупателя в разумные сроки, другой вопрос»,— обращает внимание Александр Воробьев. «Челябинские строители однозначно в состоянии построить 800 тыс.кв.м. Но необходима помощь в реализации квартир— действенная господдержка покупателей»,— присоединяется генеральный директор НТМ ГЕННАДИЙ АРЖЕВИТИН. По словам Алексея Сахарова, в решении такой задачи могут помочь банки, снизив ставки ипотечного кредитования, а также властные структуры, облегчив условия подключения новых объектов к энергоносителям и коммунальным сетям.

Ритейл и госсектор тянут ИТ-рынок вперед

Слабое оживление ИТ-рынок показал еще весной 2009 г. Правда, тогда айтишникам приходилось по большей части решать насущные проблемы заказчика, иными словами, заниматься латанием дыр. В прошлом году картина изменилась: пошли проекты, нацеленные на будущее развитие. В частности, рынок автоматизации, по оценке челябинского регионального директора компании «ДатаКрат» АЛЕКСАНДРА ЕФАНОВА, в прошлом году вышел на уровень 2007 г. Одним из факторов роста стало снижение цен на технологическое оборудование. По разным направлениям бизнеса ситуация неодинакова, но, к примеру, в ресторанной тематике, по словам г-на Ефанова, заметен «вал заказов».

Более мобильными стали и торговые предприятия: они все чаще переходят от обычных систем учета к автоматизации, подчеркивает директор компании «Челяб-Интер» РУСЛАН МАНАНОВ. В первую очередь, это становится актуальным для организаций, которые увеличивают объемы продаж, открывают новые магазины. Пошли заказы от клиентов и на модернизацию ИТ-структуры. К примеру, в конце 2010 г. компания г-на Мананова внедрила для одной крупной челябинской торговой сети проект стоимостью порядка 2,5 млн руб.
В 2010 г. начал оживать и сегмент контрольно-кассовой техники, который в 2009 г., по экспертным оценкам, просел на 50-60%. Стали активнее открываться новые торговые предприятия, и обороты подросли на 15-20%, отмечают динамику в «Челяб-Интер». Пошло движение вверх и в продажах противокражных систем, которые в начале 2009 г. упали почти до нуля.

Впрочем, по ощущениям коммерческого директора компании «ИТ Энигма» АЛЕКСАНДРА ОВОДОВА, в целом коммерческий сектор в прошлом году продолжал экономить деньги, а рынок, в основном, делали госучреждения. Так, в структуре выручки «ИТ Энигма» доля госсектора за последние два года возросла в 1,5-2 раза, достигнув 70%. Связано это с проектами «электронного правительства», а также модернизацией информационных систем в сфере образования и здравоохранения. Кроме того, почти на 30% выросло направление по защите информации в связи с вступлением в силу закона «О персональных данных».

В 2011 г. драйвером роста ИТ-рынка, по мнению г-на Оводова, останется государственный сектор. На ближайшие два года запланирован большой объем федеральных и региональных инвестиций на модернизацию ИТ-систем в госорганах, в т. ч. на внедрение электронного документооборота, указывает он.

Но и корпоративный сегмент сулит новые проекты. Так, в компании «СофтСервис» одним из актуальных направлений рынка считают автоматизацию управления персоналом и взаимоотношениями с клиентами. А «Челяб-Интер» в 2011-м намерена заняться автоматизацией малых торговых предприятий. «У нас порядка 90% небольших магазинов до сих пор не автоматизированы. Поэтому разрабатываем решение, которое по стоимости не будет превышать 35 тыс. руб., но позволит внедрить оптимальный комплект для автоматизации торговли с применением системы штрих-кодирования»,— поясняет Руслан Мананов.

Количество ИТ-компаний в пик кризиса существенно сократилось. Преимущественно с рынка ушли мелкие продавцы ПО. Все ключевые игроки пережили тяжелый период почти без потерь. Так, НТЦ «Логис Челябинск» в 2009 г. приступил к проекту автоматизации систем данных для областного Минфина. Компания «Автоматизация бизнеса» взялась за модернизацию ИТ-системы ЦПИ «Ариант», а в 2010 г.— Усть-Катавского вагонзавода. ГК «Астра Системные Технологии» сохранила статус крупнейшего системного интегратора. В 2009-2010гг. группа продолжила работать над масштабным проектом «Безопасный город» для органов МВД и системой мониторинга для Минздрава области.
Эксперты подчеркивают: борьба за клиента усилилась. В кризис многие компании частично распускали свои ИТ-отделы, уволенные сотрудники группировались, открывали свои компании или работали как фрилансеры. Но сейчас, по словам Александра Оводова, начинается другой процесс: бывших сотрудников компании зовут обратно, поэтому мелкие игроки уходят, а им на смену приходят более крупные. В частности, свое представительство в Челябинске в прошлом году открыла ГК «ЛАНИТ» (Москва). Также заявила об открытии филиала ГК «БАРС Груп» (Казань).

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.