Мы должны дать театрам возможность зарабатывать

Но в нынешнем Челябинске почти не осталось и следа той былой славы. Некоторое время назад я работал в Сочи и неоднократно слышал довольно обидные высказывания, что, мол, для Сочи культура — то же

Сегодня уже мало, кто помнит, но всего лишь 15 лет назад Челябинск считался театральной столицей Урала, и это звание не было придумано, оно было действительно заслужено. Наши театры — Театр Драмы имени Наума Орлова, ТЮЗ, Камерный театр — привлекали к себе заядлых любителей искусства со всей страны и даже ближнего зарубежья.

Но в нынешнем Челябинске почти не осталось и следа той былой славы. Некоторое время назад я работал в Сочи и неоднократно слышал довольно обидные высказывания, что, мол, для Сочи культура — то же самое, что для Челябинска металлургия. Понимаете, в чем проблема? Нас считают промышленниками, работягами, которым чуждо искусство. Таков имидж нашей области. Да, металлургия долгое время отодвигала культуру на второй, третий, а то и пятый план. Но я считаю, что пришло время задуматься — в каком городе мы хотим жить, и каким наш город должны видеть окружающие?
В этом смысле очень показателен один пример. В США одна американская бабушка завещала свои $5 млн местному культурному фонду. Шаг, для нас, русских, граничащий с безумием. А она, отвечая на вопрос «Зачем?», очень спокойно сказала: «Я не хочу, чтобы то прекрасное место, в котором я живу, превратилось в Гарлем». В этом особенность культуры — все вложения, которые мы в нее делаем, имеют отсроченный результат. Те деньги, которые пожертвовала эта пожилая американка, — гарант того, что ее внуки будут жить в хорошем, чистом городе, где не будут жечь костры, не будут плевать в подворотне и отбирать сотовые телефоны и часы. Самое интересное, что в Америке это понимают 99% населения. У нас пока приходится только говорить об этом.
Чем дольше мы раскачиваемся, думаем, совещаемся, тем сильнее мы отстаем от современных тенденций искусства. Один из столичных театров, который недавно приезжал к нам, столкнулся с проблемой: как им встать на сцену, как поставить декорации. Потому что их свет, необходимый для спектакля, совершенно не стыковался с нашими возможностями. Это как, если бы мы приехали в 19-й век, и нам бы сказали: «Извините, фонарей и электричества у нас нет, зато вот вам, пожалуйста, свечи и фильтры к ним».
Такова реальность российской глубинки, и мы с вами, к сожалению, именно ею и являемся.
В соседней Свердловской области в сферу культуры и туризма в 2010 г. привлекли порядка 3 млрд руб. Наши суммы в десятки раз скромнее, но значит ли это, что мы недостойны инвестиций? Если судить строго по сегодняшнему дню — да, значит. Но перспективы и возможности у нас колоссальные.
Сегодня немногочисленные челябинские очаги культуры находятся в плачевном состоянии. Деньги в материальную базу не вкладывались почти два десятилетия. Сцена драмтеатра не ремонтировалась уже 30 лет, с фасада здания облетает плитка. Кто из инвесторов захочет вкладывать деньги в южноуральский «Колизей»? И разве мы можем обвинять руководство театра в том, что оно не в состоянии заполнить залы? Винить мы можем только себя — как бы ни пыжилась рыночная экономика, но искусство никогда не будет самоокупаемо. И театр, как государево имущество, должен опекаться властями, тогда у режиссера останется время на творчество.
Поэтому, первое, что мы должны сделать — это дать театрам возможность зарабатывать, понять, какая поддержка им реально необходима, чтобы хотя бы вернуть прежние позиции. А уже потом требовать от них работы на полную мощность и привлечение зрителей. Ну а дальше, будет успех — будут и спонсоры, потому что спонсоры не идут туда, где плохо.
Пока еще все можно восстановить. Еще не до конца потеряна та система подготовки зрителя, которая существовала ранее — сначала кукольный театр, затем ТЮЗ, потом уже большая сцена академических театров.
Конечно, бороться с клиповым сознанием современной молодежи довольно сложно. И, тем не менее, делать это нужно. Театр уже умирал однажды, с появлением синематографа, был и повторный кризис — из-за массового засилия видео. Но, слава богу, искусство Мельпомены выстояло. Значит, оно для чего-то все-таки нам необходимо.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.