Подписаться
Курс ЦБ на 21.10
77,77
91,56

Мы должны дать театрам возможность зарабатывать

Но в нынешнем Челябинске почти не осталось и следа той былой славы. Некоторое время назад я работал в Сочи и неоднократно слышал довольно обидные высказывания, что, мол, для Сочи культура — то же

Сегодня уже мало, кто помнит, но всего лишь 15 лет назад Челябинск считался театральной столицей Урала, и это звание не было придумано, оно было действительно заслужено. Наши театры — Театр Драмы имени Наума Орлова, ТЮЗ, Камерный театр — привлекали к себе заядлых любителей искусства со всей страны и даже ближнего зарубежья.

Но в нынешнем Челябинске почти не осталось и следа той былой славы. Некоторое время назад я работал в Сочи и неоднократно слышал довольно обидные высказывания, что, мол, для Сочи культура — то же самое, что для Челябинска металлургия. Понимаете, в чем проблема? Нас считают промышленниками, работягами, которым чуждо искусство. Таков имидж нашей области. Да, металлургия долгое время отодвигала культуру на второй, третий, а то и пятый план. Но я считаю, что пришло время задуматься — в каком городе мы хотим жить, и каким наш город должны видеть окружающие?
В этом смысле очень показателен один пример. В США одна американская бабушка завещала свои $5 млн местному культурному фонду. Шаг, для нас, русских, граничащий с безумием. А она, отвечая на вопрос «Зачем?», очень спокойно сказала: «Я не хочу, чтобы то прекрасное место, в котором я живу, превратилось в Гарлем». В этом особенность культуры — все вложения, которые мы в нее делаем, имеют отсроченный результат. Те деньги, которые пожертвовала эта пожилая американка, — гарант того, что ее внуки будут жить в хорошем, чистом городе, где не будут жечь костры, не будут плевать в подворотне и отбирать сотовые телефоны и часы. Самое интересное, что в Америке это понимают 99% населения. У нас пока приходится только говорить об этом.
Чем дольше мы раскачиваемся, думаем, совещаемся, тем сильнее мы отстаем от современных тенденций искусства. Один из столичных театров, который недавно приезжал к нам, столкнулся с проблемой: как им встать на сцену, как поставить декорации. Потому что их свет, необходимый для спектакля, совершенно не стыковался с нашими возможностями. Это как, если бы мы приехали в 19-й век, и нам бы сказали: «Извините, фонарей и электричества у нас нет, зато вот вам, пожалуйста, свечи и фильтры к ним».
Такова реальность российской глубинки, и мы с вами, к сожалению, именно ею и являемся.
В соседней Свердловской области в сферу культуры и туризма в 2010 г. привлекли порядка 3 млрд руб. Наши суммы в десятки раз скромнее, но значит ли это, что мы недостойны инвестиций? Если судить строго по сегодняшнему дню — да, значит. Но перспективы и возможности у нас колоссальные.
Сегодня немногочисленные челябинские очаги культуры находятся в плачевном состоянии. Деньги в материальную базу не вкладывались почти два десятилетия. Сцена драмтеатра не ремонтировалась уже 30 лет, с фасада здания облетает плитка. Кто из инвесторов захочет вкладывать деньги в южноуральский «Колизей»? И разве мы можем обвинять руководство театра в том, что оно не в состоянии заполнить залы? Винить мы можем только себя — как бы ни пыжилась рыночная экономика, но искусство никогда не будет самоокупаемо. И театр, как государево имущество, должен опекаться властями, тогда у режиссера останется время на творчество.
Поэтому, первое, что мы должны сделать — это дать театрам возможность зарабатывать, понять, какая поддержка им реально необходима, чтобы хотя бы вернуть прежние позиции. А уже потом требовать от них работы на полную мощность и привлечение зрителей. Ну а дальше, будет успех — будут и спонсоры, потому что спонсоры не идут туда, где плохо.
Пока еще все можно восстановить. Еще не до конца потеряна та система подготовки зрителя, которая существовала ранее — сначала кукольный театр, затем ТЮЗ, потом уже большая сцена академических театров.
Конечно, бороться с клиповым сознанием современной молодежи довольно сложно. И, тем не менее, делать это нужно. Театр уже умирал однажды, с появлением синематографа, был и повторный кризис — из-за массового засилия видео. Но, слава богу, искусство Мельпомены выстояло. Значит, оно для чего-то все-таки нам необходимо.

Самое читаемое
  • В Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятийВ Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятий
  • «Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций»  – Лилия Логунова«Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций» – Лилия Логунова
  • Бизнес-премия «Человек года»: кто завоюет звание «Промышленника года»?Бизнес-премия «Человек года»: кто завоюет звание «Промышленника года»?
  • До 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленкеДо 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленке
  • В Челябинске растет спрос на коммерческую недвижимостьВ Челябинске растет спрос на коммерческую недвижимость
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.