«Мешают не санкции, а криминальный бизнес», — Андрей Косилов, агрохолдинг «Равис»

Возглавив упадочное предприятие, экс-вице-губернатор Андрей Косилов за пару лет вывел его в число лидеров российского рынка, сделав ставку на концепцию «от поля до прилавка».

В рейтинге ТОП-100 крупнейших компаний Челябинской области, составленном DK.RU, агрохолдинг «Равис» за прошлый год показал один из самых высоких темпов роста выручки среди птицефабрик региона — на 11%, до 9,08 млрд руб. О том, как на региональных сельхозпроизводителях отразились санкции, и в какую плоскость сместилась конкурентная борьба, собственник и генеральный директор агрохолдинга «Равис» Андрей Косилов рассказал в интервью DK.RU.

Кризис не кончился, но бизнес растет

— Хорошие темпы роста сельхозпроизводства в стране, по утверждению властей, во многом связаны с ростом импортозамещения. Вам санкции сыграли на руку?

— Я не сторонник рассуждать на эту тему, каждый свои решения принимал в той ситуации. Конкретно нам санкции с точки зрения роста импортозамещения ничего не дали, потому что вы же из Польши или Германии не привезете на Урал охлажденное мясо птицы. Реально же санкции привели к падению курса рубля, что привело к значительному удорожанию всех компонентов кормов. Были в связи с этим маневры определенные, были крайне напряженные переговоры с поставщиками. В любой ситуации задача собственника — найти те варианты, которые позволят предприятию развиваться и выживать. Общих рецептов нет, да и не думаю, что удалось сделать все на 100% правильно, но если санкции воспринимать как очередное испытание, то за три года мы точно стали сильнее.

— То есть кризисной просадки нет? Между тем, у одного из ваших основных конкурентов, ГК «Здоровая ферма», темпы роста выручки вдвое ниже.

—Это не наш конкурент. Это высокотоксичное предприятие, которое вот уже в который раз переходит из рук в руки, при этом с самого начала была выстроена модель бизнеса, связанная с глубоким вовлечением в бизнес-процессы обязательств областного бюджета.

Я еще шесть лет назад, при Юревиче, писал во все инстанции — и в приемную губернатора, и в Законодательное собрание, и в прокуратуру, что это неконкурентная среда, когда бизнесу, который не имеет ни собственных залогов, ни оборотов, предоставляют колоссальные государственные гарантии.

И предупреждал, что в конечном счете заложником сложившейся ситуации станет областной бюджет, из средств которого выплачиваются зарплаты учителям и врачам. Как показало развитие событий, к этому все и пришло. И сегодня властям вместо того, чтобы выводить предприятие в рамках законных процедур на банкротство, приходится заниматься решением этих проблем, постоянно держа в уме то, что там висят госгарантии, и банкротство как таковое обанкротившегося по своей сути предприятия невозможно, потому что первый, кто от этого пострадает — областной бюджет. Я не испытываю по этому поводу ни злорадства, ни внутреннего удовлетворения. Наличие на рынке таких высокотоксичных и финансово неэффективных предприятий, которых при этом продолжают активно поддерживать власти, создает растущий ком проблем: они не заинтересованы в получении прямой прибыли — а только в том, чтобы как можно дольше искусственно поддерживать жизнь и создавать видимость, что все хорошо. В области одним из документов принято решение о выделении нескольких сотен миллионов рублей субсидий предприятиям — и в первую очередь тем, что имеют госгарантии. Я задаю вопрос чиновникам: а с какой стати? С какой стати вы ставите нас в неравные условия: ну, платите на килограмм курицы или на килограмм корма. А в ответ: ты же сам понимаешь, у вас прибыль, и все нормально. А кто мешает этим господам реально зарабатывать прибыль? Модель бизнеса разная: у «Рависа» лишь 10-12% заемных средств от объемов реализации, а у «Здоровой фермы» и подобных ей компаний объем заимствований зачастую превышает объем производства. При такой бизнес-модели субсидий хватает на то, чтобы покрыть убытки от основной деятельности и еще показать какую-то прибыль. О какой конкуренции в принципе может идти речь? Обидно лишь, что это сопровождается государственными субсидиями и льготами – в частности, это предприятие освобождено областными властями от налога на имущество, а это сотни миллионов рублей. И на будущий год в проект бюджета заложена аналогичная мера. Мы молчать больше не будем и направим свое возражение относительно проекта бюджета в Законодательное собрание Челябинской области. Другой вопрос, прислушается ли к нам в этот раз.

Как вы думаете, куда направляются эти деньги? Ответ очевиден: на борьбу с добросовестными предприятиями, которые этих льгот не имеют, на создание недобросовестной конкуренции, когда льготы превращаются в немотивированную скидку. Это демпинг, продукция продается ниже себестоимости.

Все разговоры, что от снижения цены в конечном счете выигрывает покупатель — это бред сивой кобылы. По большому счету, если у государства есть деньги на то, чтобы лечить токсичные предприятия, лучше их направить на поддержку малоимущих слоев населения, выдавая талоны на покупку базового набора продуктов.

— А вы поддержку региональных властей чувствуете?

— Как показал тяжелейший период с 2010 по 2014 год, когда мы находились под жесточайшим полукриминальным давлением господина Юревича и всей его команды, ключевым является не вопрос поддержки, а то, чтобы бизнесу просто не ставили палки в колеса. После смены власти в регионе все искусственные препоны были убраны, и мы наконец вздохнули полной грудью. Конечно, есть реальная поддержка в рамках тех программ, которые осуществляет Минсельхоз, областное правительство.

«Мешают не санкции, а криминальный бизнес», — Андрей Косилов, агрохолдинг «Равис» 1

От поля до прилавка

— Как известно, в Челябинской области находится сразу несколько крупных птицефабрик. Не чувствуется перенасыщения?

— Нет, да и не может возникнуть: птица, выращенная на Южном Урале, продается в магазинах от Владивостока до Калининграда. Просто у каждого производителя свои приоритеты, каждый ищет свои модели переработки и сбыта. Насколько мне известно, у других производителей в сети уходит до 70-80% продукции, в то время как мы поставляем не более 10-15%.

Мы выбрали именно этот путь — развитие собственной торговой сети и увеличение глубокой переработки.

Когда я только возглавил «Равис», переработанная продукция составляла всего 10-12%, сегодня мы и объемы производства существенно нарастили, и от них умудряемся 27% производить в виде готовой продукции: это позволяет увеличить среднюю цену реализации, создает добавленную стоимость, что сказывается на общем финансовом результате.

— Показатели Среднеуральской птицефабрики, которую агрохолдинг приобрел в Свердловской области, оправдывают ожидания?

— Одно то, что за год мы вывели на прибыльную работу фабрику, которая десятилетиями погружалась в глубокое финансовое неблагополучие и фактически была доведена до банкротства, уже о чем-то говорит. Но сказать, что радует — нет, постоянно возникают какие-то проблемы. Если здесь многие вопросы уже отработаны, то там это только предстоит: к примеру, та же утилизация помета, который мы здесь вносим на поля. Иными словами, была бы шея — хомут найдется.

— Масштабная программа по модернизации производства уже завершена?

— Модернизация — это бесконечный процесс. Производственные площадки полностью модернизированы, сегодня основное направление вложений — это сельское хозяйство: закупка комбайнов, новой техники. Второе направление, требующее капитальных вложений, — развитие переработки. Заканчиваем очередной этап переоснащения термического цеха: монтируется оборудование, которое даст снижение затрат на производство за счет использования более эффективных энергорежимов и увеличения производительности. Все это в совокупности даст возможность инвестировать в новые направления, которые быстро окупаются.

— Судя по рекламным роликам «Рависа», год выдался урожайным?

— Да, год особенный в части достижений в работе на земле: сейчас уже молотим, перейдя за планку в 100 тыс. т зерновых и масличных культур, — такого результата не было никогда, хотя и предыдущие пара лет были чрезвычайно успешными. Два года подряд при разной погоде собирали с полей по 85 тыс. т. Все глубже понимаем принципы, как живет земля, как совмещаются ключевые факторы получения хорошего урожая. За последние три года мы в два с половиной раза увеличили приобретение удобрений, в этом году практически все посевы зерновых защитили от болезней и вредителей. Господь бог и природа вознаградили достойным урожаем. Мы говорим о самообеспечении агрохолдинга, но в принципе готовы приобрести с рынка еще не менее 30 тыс. т зерна — компания развивается,объемы производства растут, и потребность в кормах постоянно увеличивается. К тому же теперь мы ориентируемся не только на потребность «Рависа», но и Среднеуральской птицефабрики, а это ни много ни мало еще около 25-30 тыс. т в год, и Дубровки, где у нас огромное поголовье крупного рогатого скота. Достаточно сказать, что в лучшие дни мы только по производству молока выходили на 75 тонн. По этому показателю мы крупнейший производитель молока на всем Урале.

— Есть планы выпуска молочной продукции под своей торговой маркой?

— Нет, собственной переработки пока нет, и не думаю, что появится. Со временем, с приобретением определенного опыта пришло понимание, что это совершенно отдельное направление бизнеса, требующее серьезного подхода. И даже несмотря на то, что у нас уже почти 400 магазинов, через которые мы продаем в том числе и молочную продукцию других производителей, очевидно, что одной только нашей торговой сети будет явно недостаточно для реализации переработанного молока. Поэтому мы пока отдаем его молокопереработчикам: это дает дополнительные 10-15% выручки, причем есть постоянно растущая динамика, так что будем развивать это направление, улучшать финансовые показатели.

Что же касается основного бизнеса, птицеводства, то в этом году мы впервые пошли традиционным капиталистическим путем и в условиях дефицита платежеспособного спроса ограничили собственные планы по производству: исключили все то, что не можем продать с прибылью.

Многие сельхозпроизводители, ни для кого это не секрет, в силу разных причин — чтобы сохранить долю рынка, побороться за субсидии — производят мяса больше, чем могут продать. В итоге продукция отправляется на склад либо сбывается за бесценок.

Демпинг никакого отношения к конкуренции не имеет. Ведь цель бизнеса всегда — это извлечение прибыли, а не просто произвести любой ценой эти 100, 200 тыс. тонн.

— Речь идет о серьезном снижении объемов производства?

— В этом году мы скорректировали показатели по «Равису» на 6 тыс. по отношению к прошлому году. Но из-за того, что Среднеуральская птицефабрика дала прибавку в 3 тыс. т, общее снижение по агрохолдингу будет где-то на уровне 3-4 тыс. т.

— Как это отразится на ценах?

— В отличие от большинства предприятий, где отмечено резкое снижение, у нас средняя цена реализации килограмма продукции выросла — в среднем на 7,6 руб. за год. Во-первых, за счет того, что мы продолжаем расширять собственную торговую сеть, и к концу года количество магазинов агрохолдинга достигнет четырехсот против трехсот год назад. Основной прирост дали Среднеуральская птицефабрика и Дубровка. Ну, и собственных магазинов «Равис» уже 325, а до конца года, думаю, будет 350. Сегодня оборот по агрохолдингу достигает 400 млн руб., и доля фирменной торговли — почти 50% от объемов производства в натуральном и более 60% — в денежном выражении. Ни один агрохолдинг, ни одна птицефабрика ни на Урале, ни в России не может похвастаться таким соотношением производства и объемов собственной реализации.

— А география какая?

— Ключевой регион, конечно, Челябинская область. Кроме этого — Екатеринбург, Курган, Тюмень, Башкирия. Регион активных действий с точки зрения продаж — 1-1,5 тыс., максимум — 2 тыс. км. И вряд ли мы пойдем дальше.

Торговля замороженными продуктами сейчас идет только на Крайних Северах, люди в массовом порядке перешли на потребление охлажденных продуктов, это заметно даже в сегменте полуфабрикатов.

Так что стремление к транспортной доступности не от невозможности организовать логистику, а от нежелания терять время жизни продукта на его доставку. По большому счету, можно дать суперцену, но если продукт будет несвежий, это его уничтожит.

«Мешают не санкции, а криминальный бизнес», — Андрей Косилов, агрохолдинг «Равис» 2

Бизнес конкурирует с нелегалами

— Судя по тому, что вы можете до последней копейки назвать актуальную цену за килограмм курицы, с торговой наценкой при такой жесткой конкуренции особо не разбежишься?

— Благодаря тому, что продукция формально не переходит с птицефабрики на другое юрлицо — к примеру, торговый дом, который создается при производстве, — она не облагается лишними налогами, и эту налоговую выгоду мы отдаем в виде стабильных и относительно низких цен потребителям. И если в части охлажденной продукции — тушка, нарезка — ценовая конкуренция становится все более жесткой, то по готовой продукции мы по-прежнему остаемся вне конкуренции. Но конкурируем не только ценой: многие производители используют искусственные ингредиенты, замещающие процессы копчения, так как при традиционном копчении теряется 7-8% веса курицы, а это деньги. Но люди уже научились различать настоящую копченую и «крашеную» курицу.

— А вы готовы этой прибылью поступиться?

— Мы в любом случае выдерживаем конкуренцию, потому что в день оборачиваем через свои магазины 35-50 т охлажденной продукции.Если вы зайдете сегодня, то купите в худшем случае вчерашнюю тушку. А как правило, покупатели замечают, что к вечеру полки уже пустые, и с утра приходит машина со свежей продукцией. В некоторые магазины завозим новую партию товара даже дважды в день. Мы берем маленькие площади, на которых не расставить много холодильников, — это не дает затовариваться. Стремясь зарабатывать на обороте, держим относительно невысокие цены — чтобы продукция в течение одного дня продавалась. Это классическая модель европейских магазинов: с раннего утра распродают товар, а вечером только прилавки моют.

В крупных торговых сетях при кричащей цене, как правило, оказывается, что курице — три, четыре, пять дней, она в истекающих сроках.

Понимая, что основное конкурентное преимущество — именно в свежести продукции, мы не ломим цены, а работаем в рынке. Так, недавно мы проанализировали конкурентную среду и увидели, что цена, которую мы предлагали – 105,9 руб., становится непроходной, и, с учетом того, что птицефабрика обеспечена зерном по низкой себестоимости, сделали шаг: снизили цену сразу на шесть рублей. И рынок откликнулся: увеличились продажи и охлажденного распила, и тушки. Думаю, что это не последнее ценовое решение: за своего покупателя, которого мы три года после санкций холили, берегли и поддерживали, мы будем бороться. Если мы сохраним ключевые преимущества, победа будет за нами. А если победа не светит, какой смысл вообще заниматься бизнесом?

— Проблема ценовой конкуренции стоит остро?

— Да. С другой стороны, никто же три года назад, когда санкции прогремели, не сказал: мы гарантируем, что не будем повышать цены. Мы сказали. И обязательства выполнили. Более того, если проанализировать прайсы трехлетней давности, станет очевидно, что по многим позициям произошло снижение. Всем — и тем, кто пытается повысить цены в поставках, и своим — постоянно говорю: рынок мяса птицы не является дефицитным, поэтому у нас как у производителя нет никакой возможности переложить свои проблемы на плечи покупателей, как это делают монополии: энергетики, транспортники. Выход только один: искать внутренние резервы. И этот бесконечный поиск носит изнуряющий характер, поэтому, наверное, я в последнее время стараюсь не так много эмоций вовне излучать. Приходится все время искать новые продукты, новые подходы.

У нас миссия по жизни — кормильцы. Вот и кормим людей, преодолевая все сложности, которые подкидывают то природа, то рынок, то власти.

Сейчас ситуация до предела напряженная, потому что если раньше конкурировать приходилось с другими производителями, с сетями, то сейчас в конкуренцию вписывается криминальная торговля, которая любыми путями пытается отгрызть свой кусок пирога.

— Вы имеете в виду трейлеры с курицей гриль и шаурмой?

— Да, совершенно непонятно, почему в последние годы все эти шаурмячники и киоскеры так распоясались в Челябинской области. Они же не ставят лотки с шаурмой в чистом поле. Торгуют курицей, режут ее чуть ли не на коленке: ни санитарных условий, ни санитарных книжек, ни холодильников, ни сертификатов на продукцию, ни возможности даже руки помыть. Эти люди, попирая все законы и правила, не платят ни налоги, ни за аренду городской земли. Электроэнергия тоже ворованная — запитываются нередко прямо от сетей городского транспорта, приборов учета, разумеется, никаких не стоит. Мы в месяц только 24 млн, а в целом по холдингу — 30 млн руб. выплачиваем в виде страховых взносов в Пенсионный фонд, то есть почти 10 тыс. пенсионеров в Челябинской области получают пенсии из ежемесячных выплат«Рависа». Кто-то скажет: ну и что, вы обязаны это делать. Да, я согласен. Но те, кто никаких выплат не делает, только черный нал по вечерам собирают и раздают всем заинтересованным, в том числе и коррумпированным чиновникам — они, по сути дела, ставят нас в положение, что белый бизнес должен конкурировать с полукриминальными торговыми точками, которые стоят на каждой остановке общественного транспорта. И никого это почему-то не смущает, — ни во власти, ни в правоохранительных органах, ни в прокуратуре. Теневой бизнес подрывает работу легально действующих предприятий, а у нас и без этого хватает проблем в экономике.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.