Подписаться
Курс ЦБ на 11.04
73,75
80,73
Деловой квартал / Новости / Малые и средние компании осваивают уникальные ниши АПК

Малые и средние компании осваивают уникальные ниши АПК

06:00   26.05.2008

Сергей Баклыков глава фермерского хозяйства Баклыковых (Свердловская область) Александр Берестов президент некоммерческого партнер­ства «Объединение «СоюзПищепром» Игорь Картузов генеральный директ

Заметив тенденцию повышения спроса на продукты питания, бизнесмены и промышленники занялись развитием агропромышленного комплекса (АПК). Федералы не понимают, зачем металлургам и нефтяникам понадобилось производить молоко и зерно и почему мелкие собственники занимают свободные ниши, уходя от лобовой конкуренции. эксперты

Сергей Баклыков
глава фермерского хозяйства Баклыковых (Свердловская область)
Александр Берестов
президент некоммерческого партнер­ства «Объединение «СоюзПищепром»
Игорь Картузов
генеральный директор ООО «Картофель» (Екатеринбург)
Людмила Лиханова
главный бухгалтер тепличного ком­плекса ЗАО «РИТЗА» (г. Заводоуковск, Тюменская область)
Наталья Перетрухина
директор ООО «Маркетинговые технологии»
Елена Тюрина
генеральный директор Института аграрного маркетинга (Москва)
Олег Хабибуллин
инвестор, депутат Городской думы Екатеринбурга
Александр Хренов
главный редактор журнала «Школа грибоводства» (Москва)
Роман Шалимов
генеральный директор маркетингового агентства «Точка роста» (Москва)
Юрий Щербаков
генеральный директор ООО «СтильПрофиЛ» (компания управляет агропроектами холдинга «Лидер»)

Насколько выгодно инвестировать в сельское хозяйство?
Какая отрасль АПК окупается быстрее других?
Сколько можно заработать на розах?
Почему местные инвесторы не боятся федералов?
В любом крупном супермаркете Екатеринбурга представлено в среднем 3-4 вида перепелиных яиц: в прозрачной пластиковой упаковке или в разноцветных картонных тарах. Все из одного фермерского хозяйства. Его хозяин Сергей Баклыков не монополист: перепелов в области разводят еще три предприятия. Но бизнесмен первым успел занять нишу, и теперь его продукт есть во всех крупных торговых сетях города. А ростовская компания «СД-Юг» всего за два года наладила добычу и переработку речной, озерной и морской рыбы, а также пресноводных раков. Специально для этого компанией был создан рыбоперерабатывающий комбинат. Раки под маркой «Казачьи» очень популярны у жителей области.

Вслед за мелкими предпринимателями осваивать аграрный рынок стали строительные, металлургические и нефтяные компании. После успешной реализации зерновых и молочных проектов предприниматели начали инвестировать в производство замороженных овощей, цветов и зелени. Генеральный директор Института аграрного маркетинга ЕЛЕНА ТЮРИНА утверждает, что сегодня стимулом для покупки хозяйств промышленниками являются созданные государством привлекательные условия финансирования, а также ожидания роста потребления продуктов в связи с увеличением доходов населения.

Агрорынок притягивает большие и малые деньги

В России по инвестициям в АПК лидируют Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края. Насыщенная птицеводческими хозяйствами Нижегородская область активно развивает также молочный и свиноводческий сектор, а ленинградские аграрии открывают новые птицефабрики. Их близость к столице позволяет оперативно поставлять всю продукцию в Москву и Подмосковье, где высок спрос. Уральские предприниматели тоже своевременно осознали, что вкладываться в агробизнес выгодно. Компания УГМК увидела перспективы рынка одной из первых. В состав «УГМК-Агро» (выручка за 2007 г. — свыше 700 млн руб.), помимо свердловской агрофирмы «Патруши», входят ЗАО «Тепличное», ООО «Улыбка лета», агрофирма «Байрамгул» (Башкортостан) и «МедьПромАгро» (Оренбургская область). Вслед за молочной продукцией предприятие стало выпускать замороженные овощные полуфабрикаты под брендом Mister Green в противоречащей названию ярко-красной упаковке. Цвет, который произвел революцию в умах потребителей (конкуренты традиционно заворачивали овощи в упаковку салатно-зеленых или желтых цветов), дополнили не менее претенциозным слоганом: «Свежее свежего». Замороженные овощи компания «УГМК-Агро» стала позиционировать как продукт для среднего класса. Чтобы запомниться потребителям, предприятие заказало рекламные билборды с изображением эскимоса, которые вызывают позитивные эмоции и поныне веселят горожан. В основном сего­дня замороженные овощи поставляют в Россию Польша, Венгрия, Голландия и Бельгия. Польским компаниям Hortex, Hortino и Bauer принадлежит 70% рынка. Российские предприниматели занимают только 20%, но за счет открытия новых производств к концу 2008 г. эта цифра будет увеличена до 35%. Пока многие отечественные компании выступают в роли дистрибьюторов: они фасуют и продают импортные овощи. Причина — в нехватке и отсут­ствии технологий правильной очистки, заморозки и хранения продукции. Для решения этих проблем требуются значительные инвестиции.

В феврале на базе агрохозяйства «Каменское» (входит в состав группы «Синара») открылась первая очередь современного молочного комплекса (он рассчитан на 1 тыс. голов крупного рогатого скота). Олег Хабибуллин, депутат Городской думы Екатеринбурга, в 2006 г. инвестировавший в три хозяй­ства Свердловской области, объединил их в компанию под общим названием «Агроника». Сегодня предприниматель развивает свой бизнес, но секретов успеха не раскрывает.

По словам Елены Тюриной, на молочном рынке сегодня большая доля производства приходится на личные подсобные и фермерские хозяйства. «В результате объемы предложения товарных партий молока гарантированного качества ограничены. Ожидаемый рост производства молочного сырья на новых мегафермах приведет к улучшению ситуации с обеспечением молокозаводов. Также через 2-3 года значительно возрастет предложение свинины и мяса бройлера, поэтому конкуренция обострится. На рынках свинины и птицы уже сегодня отмечается высокий уровень активности инвесторов», — отметила г-жа Тюрина.

Занялись сельскохозяйственным бизнесом и крупные промышленные холдинги из других регионов. В частности, неф­техимическая группа «Титан» в Омской области в 2006 г. начала инвестировать в строительство завода по производству биотоплива. Чуть позже компания наладила выпуск комбикормов и организовала животноводческую ферму, став одним из крупнейших покупателей зерна в России. А Кирилл Подольский, один из бывших владельцев таганрогской компании «Югтранзитсервис» (экспортер российских нефтепродуктов), создал с компаньонами зерновую компанию Valars Group. В прошлом году она заработала $12 млн и по финансовым показателям обогнала ведущих российских зернотрейдеров. Этому поспособствовал и скачок цен на пшеницу.

Растениеводство (выращивание зелени, овощей и т. п.) наряду с зерновым бизнесом предприниматели считают прибыльным делом. Также привлекают бизнесменов молочная и мясная промышленность. Как пояснил Роман Шалимов, генеральный директор маркетингового агентства «Точка роста», сельское хозяйство — толчок для экономики: «Во-первых, за минувшие годы прошла реструктуризация отрасли, а во-вторых, был взрывной рост цен на продовольствие в мировых масштабах. Судите сами, когда такие страны, как Индия и Китай, в которых человек раньше съедал пару чашек риса в день, начинают усиленно закупать пищевую продукцию, мировое предложение серь­езно возрастает. Отсюда и увеличение стоимости. Мир вошел в долгосрочную фазу высоких цен — это и есть основной мотиватор инвестиций в сельское хозяйство в нашей стране». По словам г-на Шалимова, самая быстрая ниша по окупаемости, конечно, птицевод­ство, дольше всего инвестиции возвращаются при разведении крупного рогатого скота. О том, что птицы приносят хорошую прибыль, говорит и Игорь Картузов, генеральный директор ООО «Картофель». «С производством птицы и яйца в Свердловской области дела обстоят лучше всего, — уточняет он. — Молочная промышленность держится на среднем уровне. А вот с разведением крупного рогатого скота, растениевод­ством и овощеводством — полный провал». По словам г-на Картузова, овощи, зелень и цветы — продукция, наиболее востребованная на рынке: в этих сегментах можно быстро вернуть вложенные средства. «Я сам мечтаю выращивать зелень. Это богатейшая ниша, ведь спрос на такие продукты «всходит» прямо на глазах», — нашел плодородную почву для бизнеса Игорь Картузов.

Однако столица Урала в зелени пока не утопает: масштабных производств нет. Например, в Новосибирске компания «Экосервис-Агро» выращивает овощи на агрокомплексе «Емельяновский» с 2004 г. Различные виды салатов, укроп, петрушка продаются в специальных контейнерах с тепличным торфом под маркой «Сочно-Зелено». Использование этой технологии позволяет хранить зелень в холодильнике до двух недель. Кроме этого, на «Емельяновском» выпускают вымытые овощи в вакуумной упаковке «Родная кладовая». Такая продукция в России появилась относительно недавно, в Америке же знаменитая агрокорпорация Simplot только переработанного картофеля предлагает более 30 видов: от специальных сортов, предназначенных для жарки картофеля фри, до готовых картофельных пюре. Агрокомплекс «Елисеевский» — сегодня крупнейший поставщик свежих овощей и зелени в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, Красноярском и Алтайском краях. В Омске инвестировать средства в производство зелени и свежих овощей только собираются, поэтому предприятие «РИТЗА», выращивающее овощи с 2003 г., — сегодня монополист на рынке Свердловской, Омской и Тюменской областей. «Пока покупатели постоянны в своих предпочтениях, — рассказывает Людмила Лиханова, главный бухгалтер тепличного комплекса «РИТЗА». — Лучше всего продается обыкновенный салат. В начале года мы пытались вводить более экзотичные виды листового салата, но они не особенно пользуются популярностью».

В Свердловской области нашлись сразу две компании, решившие рискнуть и вложить деньги в цветы. «УГМК-Агро» с 2006 г. выращивает розы по голландской технологии, а холдинговая компания «Лидер» приобрела в том же году тепличное хозяйство в селе Арамышево площадью в 30 тыс. кв. м и продала в прошлом году более 3,5 млн цветов. Вопреки негативным предсказаниям бизнес расцвел и оказался вполне рентабельным. По планам «Лидера» к концу 2007 г. компания должна была занять 20% этого рынка в Свердловской области, но пока удалось освоить только 10%. Как рассказал «ДК» Юрий Щербаков, генеральный директор ООО «СтильПрофиЛ» (компания, управляющая агропроектами холдинга «Лидер»), 70% продукции реализуется в Тюмени, Сургуте, Кургане, Челябинске, Перми, Ижевске, Уфе и Оренбурге. Сейчас, по словам г-на Щербакова, дело дает неплохие «всходы». «Наш бизнес активно развивается, — отметил он — Строим еще два тепличных комплекса общей площадью 9 га. Благодаря им мы рассчитываем покрыть до 25% цветочного рынка Свердловской области. Пока лидеры продаж — розы красного и белого цвета: темно-бордовые «гран-при» занимают 30% в общем объеме продаж, красные «модена» — 15%, а бело-зеленые «айсленд» — 12%. Дополнительно в ассортименте появятся розовые и желтые розы, а также несколько сортов двухцветной гаммы».

Другой перспективной отраслью для инвестирования эксперты называют грибоводство. Этот сектор АПК настолько популярен, что Александр Хренов, главный редактор журнала «Школа грибоводства», даже приезжал в Екатеринбург в феврале этого года с лекцией на тему: «Эффективность инвестиций в грибной бизнес в Урало-Сибирском регионе». «В России нет традиции выращивать грибы специально. За ними обычно ходили в лес. Шампиньоны в советское время были в страшном дефиците. Кроме того, раньше грибовод просто не мог купить специализированное оборудование. Сегодня это современная высокотехнологичная отрасль сельского хозяйства. Все процессы механизированы и компьютеризированы. Например, выращивание вешенки на собственном субстрате может давать до 50% рентабельности, а шампиньонов — до 100%», — показывает путь грибникам г-н Хренов.

При создании агробизнеса необходимо учитывать, по словам г-жи Тюриной, климатическую и сбытовую особенно­сти региона. Так, себестоимость производ­ства зерна, мяса, птицы, молока в южных регионах ниже, чем в центральных. А по показателям сбыта лидируют, конечно, Москва и города-миллионники.

В АПК еще много неосвоенных доходных сегментов

Из бизнеса на перспективу АПК превратился в модную область инвестирования. Российские инвесторы чаще покупают хозяйства и заводы в качестве площадки, на которой создают производство, а вот иностранцы, наоборот, строят предприятия с нуля. Новички аграрного рынка не считают зарубежных производителей конкурентами, хотя федеральных брендов побаиваются. Многие мелкие собственники занимают очень узкие ниши, чтобы не конкурировать с крупными промышленными и агрокомпаниями. Например, Алексей Бурмистров с 2004 г. в Нижнем Новгороде разводит страусов на собственной ферме площадью в 30 га. Особи были завезены из Дании, Швеции и Финляндии — стран со схожими климатическими условиями. В создание фермы было вложено 14 млн руб. Сейчас «Нижегородский страус» зарабатывает на продаже птенцов, мяса и яиц. В Калуге владелец компании «ДИК» Андрей Давыдов выращивает несколько сотен быков-герефордов для производства «мраморного мяса». Рентабельность в 100% обусловлена уникальностью товара и востребованностью среди потребителей продукции премиум-класса. Изначальные инвестиции в производство составляли около $100 тыс. Работы на ферме ведутся по американским технологиям.

Как отмечает Роман Шалимов, истории успеха агропредприятий индивидуальны, а истории развала хозяйств у всех одинаковы: «Быстро окупить инвестиции помогает так называемый cost effective — минимальные затраты на производственную единицу продукта. Универсальных критериев успеха нет. Каждый пытается занять либо уникальную нишу, на которой в регионе пока нет конкуренции, либо предложить покупателям что-то качественно новое среди десятков марок молока, яиц и овощных смесей». На рынке Свердловской области, например, больше всего импортного мяса и грибов. Последних — около 95%. Это и свежие польские шампиньоны, и китайские консервы. «Оптовая цена на польский шампиньон в Екатеринбурге сейчас около 100 руб. за 1 кг, а себестоимость шампиньона, выращенного на собственном компосте, на Урале может достигать лишь 50 руб., — взвешивает ситуацию Александр Хренов. — И это при том, что никаких мер для продажи шампиньонов принимать не нужно. Уже при цене на 5 руб. дешевле польской продукции все покупатели будут ваши. Не говоря уже о том, что местные грибы могут оказаться в магазинах в день сбора, чего никак не смогут добиться иностранные производители».

Юрий Щербаков соглашается, что многие сегменты агрорынка еще не заняты полностью и могут вместить в себя еще множество фирм. По его словам, компания «СтильПрофиЛ» предварительно провела маркетинговые исследования цветочного рынка Свердловской области и других регионов, собрала «букет» потенциальных клиентов и с началом подготовки к запуску производства стала адресно работать с каждым из них. Опыт показал, что цветочный рынок пока свободен. Российских конкурентов «СтильПрофиЛ» рассматривает исключительно как партнеров, поскольку каждый игрок уникален. А вот производителям зелени, несмотря на то что спрос на эту продукцию зреет, на рынок приходится пробиваться с трудом. «В течение первого года наш директор практически не выезжал из соседних городов, заключая договоры. Сложно было наладить человеческие отношения, составить удобные графики ввоза. Отказов не было, хотя на рынке есть несколько крупных московских брендов. Первая рассадная линия обошлась нам в 360 тыс. евро, и бизнес окупился за полтора года», — подсчитала г-жа Лиханова.

По мнению российских предпринимателей, идеальный агробизнес должен представлять собой цепочку от сырья до бренда. Но, во-первых, не каждой отрасли сельского хозяйства нужен такой подход, а во-вторых, подобных производств сегодня немного. «В России такой метод работы скорее исключение, чем правило, — объясняет ситуацию г-н Шалимов. — Раньше бизнес строился не от сырья к бренду, а наоборот. Производители, сталкиваясь с невозможностью контроля за качеством и стабильностью поставок, сами покупали хозяйства. В целом приобретение владельцами брендов хозяйств — временная мера, думаю, что в итоге каждым этапом производства будет заниматься отдельная фирма».

По такому принципу сегодня работают агропредприятия в Европе. Только для переработки сырья требуется гораздо меньше инвестиций, чем для производства продукции в целом, поэтому отдельные сегменты АПК более доступны бизнесменам. «Но такой процесс возможен, если между фирмами существуют партнерские доверительные и юридически закрепленные отношения. Если хоть один в этой цепочке начнет буксовать или играть по своим правилам, весь бизнес рухнет», — считает г-н Картузов.

Промышленное сознание чуждо сельскому хозяйству

Промышленным производствам не страшны морозные зимы, осадки или недостаток тепла. Металл не испортится в течение нескольких часов из-за того, что работники цеха не выдержали должный температурный режим. Сельское хозяйство требует к себе другого, более внимательного отношения: приходится и пылинки сдувать. Отсюда и сложности работы в секторах АПК по сравнению, например, со строительным бизнесом. Игорь Картузов: «Здесь совершенно другие сроки производства и окупаемости. Многое зависит от погодных условий. Вы забыли цветочек полить — он засох­нет. Надо понимать, что, работая с картофелем, молоком или зеленью, сухим языком цифр коэффициент эффективности просчитать трудно. Все это похоже на рынок ценных бумаг, только контролировать процессы в сельском хозяйстве легче — можно подстраховаться. Риски высоки, но в случае удачи агробизнес окупается в разы быстрее, чем, например, сырьевой».

Но не все предприниматели воодушевлены перспективами отраслей АПК, ведь у этого сектора экономики есть ряд минусов. «Перед тем как принять решение об инвестициях в АПК, необходимо, опираясь на исследования конъюнктуры рынка, четко определить отрасль. Сегодня состояние отраслей сельского хозяйства России различно — есть высоконасыщенные и дефицитные рынки, и риски инвестиций также различны. Главным для инвестора сегодня является не просто принятие решения о строительстве или реконструкции комплекса, а разработка концепции бизнеса», — считает г-жа Тюрина.

А г-н Хабибуллин предостерегает, что быстрая окупаемость бизнеса еще не залог успеха и получения большой прибыли: «Люди, инвестирующие деньги в АПК, должны учитывать, что сегодня основные средства производства катастрофически изношены. Для восстановления старого и покупки нового оборудования требуются большие финансовые вливания. Это основная проблема агропромышленного комплекса. Заработать в сельском хозяй­стве можно, но не стоит думать о басно­словных деньгах. Основная часть прибыли должна идти на поддержание хозяйства и постоянное развитие. На 2-3 примерах вообще сложно понять тенденцию всей отрасли. Говорить о том, что сырьевой бизнес активно вкладывается в сельское хозяйство, пока преждевременно». «Хозяйства должны быть максимально автоматизированы и компьютеризированы. Тогда и урожаи, и прибыль будут выше. Псевдоэкономия приводит лишь к банкротству», — объясняет г-н Хренов.

И действительно, львиная доля инвестиций бизнесменов идет на прокладку дорог, покупку дорогостоящего (чаще всего импортного) оборудования, а также на обеспечение животных качественными кормами, для производства которых опять же необходима техника. Отдельная строка расходов — обучение сотрудников. За волной такого стремительного развития АПК не успевают вузы — не хватает квалифицированных агрономов, зоотехников и ветеринаров. Предприниматели вынуждены обучать выпускников без опыта за собственный счет, привлекать иностранных специалистов и даже строить сотрудникам жилье. «Проблему кадров производители решают путем увеличения оплаты труда квалифицированных кадров, строительства жилья, — комментирует Елена Тюрина. — Привлечение сезонных рабочих — это нормальный путь развития производства, который используется во всем мире, а вот квалифицированные специалисты, на мой взгляд, должны быть в штате предприятия».

Начинать агробизнес с нуля рискованно. Как и в любом другом деле, непрофессионал сделает много ошибок. В этом плане фермеры-собственники не конкуренты промышленникам по размерам инвестиций. Как считает Роман Шалимов, примеров компаний, которые наряду с основным бизнесом занимаются и сельским хозяйством, очень много: «Такие инвесторы застрахованы от неудач. У них есть основной бизнес, который обеспечивает финансовую проч­ность. Они привыкли привлекать профессионалов для управления непрофильными активами, работают по принципу: «Лучший способ разбить сад — нанять садовника». В будущем, по прогнозам г-на Шалимова, подобные холдинги в период будут выгодно распродавать такие активы, чтобы зафиксировать прибыль. К тому времени основные сливки от роста цен будут сняты. Основными же игроками станут не портфельные, а стратегические инвесторы — те, кто пришел работать в агропромышленный комплекс навсегда.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.