Максим Леонидов, MED74.RU: Из-за федерального закона мы потеряли треть рекламных бюджетов

Совладелец одного из самых посещаемых порталов Челябинска рассказал, как при развитии ресурса сталкивался с коррупцией и как удар по бизнесу нанес федеральный законодатель.

Сайт med74.ru (который вошел в топ локальных интернет-ресрсов Челябинской области) — детище владельцев студии веб-дизайна SoftDevelop. Ресурс задумывался как удобный инструмент для поиска клиник и врачей. При развитии проекта его создатели сталкивались с непониманием и коррупцией. А в начале текущего года удар по многолетним наработкам нанес федеральный законодатель. Историю становления и развития портала "ДК" расказал совладелец сайта Максим Леонидов.

— Идея сайта родилась в 2005 г., когда в нашей области таких проектов практически не было. Мы поставили перед собой задачу сделать ресурс, насыщенный сервисами, ориентированными на посетителей. Для этого решено было сделать ставку на качественный контент. Задача получить быструю отдачу от проекта не стояла. При таком подходе мы следовали стратегии «Яндекса»: делать все для пользователя, а рекламодатель придет сам. В самом начале финансовые вливания в проект были минимальными. Сайт разрабатывался и поддерживается до сих пор собственной веб-студией SoftDevelop. Создание МЕД74 расширило нашу сферу деятельности. Были определены ответственные люди, которые и начали развивать проект. На начальном этапе мы (от ред.: собственники проекта) также принимали участие в проекте, но сейчас уже отошли от него и следим лишь в общих рамках.

Первые 2-3 года было тяжело работать. Интернет был не сильно развит, тем более в сфере медицины. Мягко выражаясь, приходилось лбом пробивать стену, чтобы донести руководителям медицинских организаций, почему им важно и нужно участвовать в проекте. Взаимоотношения с  руководством городского здравоохранения и областного Минздрава тогда тоже оставляли желать лучшего. Стоить напомнить, что на тот момент в 2005 г. ни у одной бюджетной медицинской организаций не было сайта, а у коммерческих клиник они только начали появляться. Информация же о подавляющем большинстве организаций была представлена в крайне урезанном виде: адрес, телефон, время работы. Чтобы наполнить наш сайт, мы просили предоставить информацию об учреждениях здравоохранения для размещения на бесплатной основе. Но сталкивались с непониманием, бюрократией. Доходило до того, что чиновники говорили: «Мы дадим информацию, но нужна взятка».

Трудности были преодолены и к 2008 г. проект развился в полноценный медицинский портал, содержащий более 40 тыс. страниц, его посещали до 3 тыс. человек в день. Успех определила стратегия, направленная на добавление новых разделов и сервисов. На проекте med74.ru появились расширенные страницы медицинских учреждений со своими доменными именами, что превращало их практически в сайты медицинских организаций, сервисы записи на прием к специалистам, сервис сравнения цен на медицинские услуги в соответствии с разработанным нами классификатором этих услуг и многое другое.

С 2009 г. у нас есть своя дисконтная сеть, которая позволяет посетителям сайта обслуживаться в медицинских центрах с дополнительными скидками. Если посетитель зарегистрировался на нашем портале, то он может распечатать бланк на получение скидочной карты на медуслуги. При этом для организации, которая делает скидки, действуют бонусы на размещение рекламы на сайте.

В начале 2013 г. посещаемость портала med74.ru уже достигала 11 тыс. человек за сутки, на портале размещались страницы более 600 медицинских учреждений, страницы более 2000 врачей.

Следует понимать, что информация о медицине специфична. Люди её читают в основном, когда у них есть проблемы со здоровьем. Исходя из этого, мы решили сделать так, чтобы зайдя на портал, человек получил максимум информации по своей проблеме. Юзабилити (удобство использования сайта) настраивалось таким образом, чтобы попадая на страницу энциклопедии по какой-либо болезни, перед глазами человека появлялись клиники, в которые можно обратиться с таким диагнозом, врачи Челябинска, которые занимаются лечением данной болезни.

Конечно, мы не забываем и стремительно развивающиеся социальные сети. Самая большая группа подписчиков — более 11 тыс. — у группы «ВКонтакте», также  есть страница в «Твиттере», сравнительно недавно начали развивать группу в «Фэйсбуке».

На текущий момент у нас пять штатных сотрудников, внештатных сотрудников мы привлекаем по мере необходимости, при наличии большого объема работы, например, когда необходимо наполнить какой-либо раздел информацией. По отношению к персоналу я всегда считал и считаю, что сотрудникам должна быть интересна работа, они должны проявлять определенную долю инициативы и уметь брать на себя ответственность за работу проекта. Задача же владельцев быть в курсе работы, которая ведется по развитию проекта, принимать участие в утверждении стратегических решений, а все, что находится ниже данного уровня, необходимо делегировать ответственным людям. Людям нужно доверять!

Что касается монетизации проекта  med74.ru, то основная доля доходов идет от продажи рекламы на портале. На проекте достаточно много различных рекламных возможностей: баннерная реклама, имиджевые интервью, статейная реклама, внутренняя контекстная реклама, специальные конкурсы портала, размещение страниц организаций на приоритетных местах в каталогах и т. п. 

Большую ложку дегтя в нашу работу добавило Правительство РФ. С января 2014 г. был принят закон о фактическом запрете рекламы медицинских услуг. Мы встречались с ФАС, обговаривали функционал нашего портала, в итоге пришлось закрыть или откорректировать много полезных разделов. Просматривая сайт, теперь сложнее понять какой врач в каком медицинском учреждении работает, нам пришлось убрать связки между ответами специалистов на вопросы посетителей портала и координатами этих специалистов. Неофициальный обход мы, конечно, могли сделать, но в ФАС нам разъясняли, что любые такие связки на портале могут принести дополнительный доход медучреждениям, а значит это будет считаться незаконной рекламой и не важно, как мы это называем. В связи с этим функционал сайта был сильно урезан, были закрыты несколько разделов сайта и сервисов. После этого на редакцию обрушился шквал звонков, люди стали спрашивать, как попасть на прием к тому или иному врачу.  Для того, чтобы помочь посетителю сайта в такой ситуации, нашему контент-менеджеру  приходится искать координаты врача по внутренней базе, но это, конечно, неудобно как для нас, так и для посетителей нашего портала.

Конечно, это временные трудности и, как только будет отменен данный запрет, а отменен он будет гарантированно (в первом чтении закон уже пересмотрен, поправки, запрещающие рекламу мед.услуг, отменены), мы восстановим все отсутствующие разделы и функционал на портале.

Принятый закон серьезно отразился и на наших доходах: рекламные бюджеты сократились на 30-35 %. Хотя медицинские учреждения и готовы платить за рекламу, но у них просто нет возможности размещать необходимую им рекламу, не нарушая законодательства.

Уже несколько раз поступали предложения из других областей России сделать аналоги нашего проекта на другие города, оформив это в виде франшизы. В планах мобильная версия портала, которая позволит просматривать информацию о клиниках и врачах Челябинска, оставлять отзывы и ставить им оценки.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.