Кто заплатит за новую железную дорогу Челябинск-Магнитогорск?

Новая дорога сможет интегрировать Южный Урал в мировые транспортные коридоры, но пока не ясно, кто будет финансировать строительство и как быстро дорога окупится.

Протяженность новой ветки, которая пройдет напрямую через Пласт, всего 150 км, что на 150 км меньше существующего пути. Стоимость дороги порядка 16 млрд руб ($3 млн за км). При этом главным выгодоприобретателем от строительства станет ММК: у предприятия появится возможность экономить более 1 млрд руб. в год. Себестоимость продукции холдинга и продукции ряда крупных предприятий области, например ЧТПЗ, снизится на 1%, рассказывают эксперты. По новому пути могут пойти и высокоскоростные транспортные поезда, в таком случае дорога из Челябинска в Магнитогорск займет всего 2 часа.

Кроме этого, по словам инициатора проекта, директора компании «КЭМП» ЯКОВА ГУРЕВИЧА, дорога способна интегрировать Южный Урал в глобальные транспортные коридоры.

«Стоимость морских грузопотоков между Европой и Юго-Восточной Азией больше 1 трлн долл. Как только появится сухопутный вариант этого коридора, он будет забирать 12-25% объемов потока, — рассказывает эксперт, — и сейчас существует конкуренция между территориями — как этот путь пройдет».

«Мы любим говорить об уникальном географическом положении Челябинской области. Но положение это выгодно лишь в том случае, если транзитный потенциал области будет реализован. В обратном случае наше географическое положение хуже некуда, — рассказывает директор «ПрофКапиталСервис» СЕРГЕЙ КОЛОБОВ: — мы находимся в центре континента. Нам, чтобы завезти сырье и вывезти товар, нужны огромные транспортные плечи во все концы. И это существенно влияет на конкурентоспособность наших товаров».

Организаторы надеются, что новая магистраль будет построена на условиях государственно-частного партнерства. Яков Гуревич утверждает, что «один из крупнейших банков» готов подписать соглашение с областью о финансировании проекта, и соответствующее письмо лежит в правительстве. Строительство дороги может занять менее года, но начинать лучше в декабре, и при самом удачном раскладе она может появиться не раньше осени 2015 г.

Тем не менее, инициатором строительства, по мнению Якова Гуревича, должно быть государство. Это самое узкое место проекта: на бумаге он существует уже 8 лет, но правительство Михаила Юревича так и не дало ему хода. 

«Что можно объяснить только отсутствием политической воли у прежнего руководства области», — комментирует Колобов.

Сейчас вся надежда на нового губернатора — экс-гендиректора ММК, который как никто должен понимать всю прибыльность дороги не только для Магнитогорска, но и для всего региона. Проект уже был представлен премьер-министру местного правительства. О результатах встречи Яков Гуревич не распространился, сказав лишь, что теперь проект будет курировать АЛЕКСЕЙ БОБРАКОВ — недавно назначенный министр промышленности.

«Проект способен генерировать серьезный мультипликативный эффект в масштабах экономики региона. Ведь, не говоря уже об общестроительных работах, практически все, что необходимо для реализации проекта, от рельсов и металлоконструкций до опор линий электропередач и керамических электроизоляторов, производится у нас, нашей промышленностью. А это значит, что заказами может быть обеспечено не одно предприятие Челябинской области», — уверен г-н Колобов.

Эксперты говорят, что пока непонятно, кто будет локомотивом проекта и как быстро он окупится.

«Нужно определиться в терминах. Если нет структуры и параметров, то это не проект, а идея. Когда будут понятны все параметры: сколько денег нужно вложить, каков будет доход и за какой период проект окупится, тогда можно будет обсуждать его. Пока это только хорошая идея», — рассуждает зам. управляющего банком «Петрокоммерц» АНДРЕЙ РОЧЕВ.

С ним соглашается СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ, руководитель Научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН и ЧелГУ:

«Нужно считать оптимизацию прибыли для каждого из участников: области, муниципалитетов, предприятий. Вся сложность в расчетах. Этот проект уже обсуждался раньше, но до сих пор конкретные цифры для каждого из этапов и участников предоставить никто не смог». Тем не менее, по его словам, здесь есть гарантированный эффект: ММК будет существовать минимум лет 50, и за это время проект может неоднократно окупиться.

Сергей Клобов называет еще одну сложность реализации задуманного: чтобы построить дорогу, нужно решать вопрос о выкупе земли, на отдельных участках — у частных собственников. Впрочем, сегодня уже рассматривается законопроект, который позволит эффективно решать и эти вопросы, добавляет он.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.