Кремниевый завод в Златоусте: я не понимаю, почему его обсуждают. РАЗБОР

Журналист DK.RU выслушал мнения инвесторов и противников строительства завода в Челябинской области. Мы собрали для вас подробности об этой ситуации, рассказав о том, что ранее было неизвестно.

— Кремниевый завод «Силарус» в Златоусте: почему вообще начались споры

 

Новость о том, что туристическую часть Челябинской области могут испортить очередным металлургическим производством, облетела регион в начале февраля. Внезапно стало известно о готовящихся публичных слушаниях, которые пройдут 11 марта. На них должно было произойти важное — изменение статуса земель на промышленное назначение.

Кремниевый завод в Златоусте: я не понимаю, почему его обсуждают. РАЗБОР 1

Информация о том, что некий завод, который строит омская компания «Титан», займёт 60 га около популярного «Смарта», выпускающего жареные семечки и орехи, и будет загрязнять воздух веществами неизвестно какого класса опасности, облетела регион буквально за часы.

На следующий день петицию против строительства подписали уже несколько сотен человек, в соцсетях сформировались сообщества противников проекта, они приготовились прийти на общественные слушания. Спустя две недели обсуждений (неопределённо высказался даже Борис Дубровский), власти Златоуста слушания отменили, сказав, что пока мероприятие проводить рано. В результате стороны ещё больше разобщились: активисты собрались на митинг 2 марта, а мэр Златоуста Вячеслав Жилин записал успокаивающее общественность видеообращение — но ему всё равно принесли 15 тыс. подписей против проекта.

 

— Нам нужны цифры: какие инвестиции, зарплата у сотрудников

 

При выходе на полную мощность на заводе обещают появление 420 рабочих мест. В перспективе их количество может дорасти до тысячи. Средняя зарплата сотрудника — 43 тыс. руб. Вложит «Силарус» в запуск €100 млн, из них более 40 млн уйдёт на покупку оборудования. Окупаемость — 7 лет. Выйти на полную мощность планируется за 36 месяцев.

 

— Теперь о производстве, но «простым» языком!

 

Технический кремний — это очень чистый кремний, примесей там должно быть не более 1,5%. Выплавка на «Силарусе» будет происходить в двух электропечах. В них складывается кварц или кварцит и древесный уголь — щепа. Под очень высокой температурой — выше 500С —  смесь взаимодействует, в результате получается жидкий кремний. Он выдувается из печи, продувается воздухом, разливается, охлаждается и отправляется на дробление. После дробления получается кремний разных фракций — его и отправляют на продажу.

Но есть побочный продукт — газы и шлаки. Состав газа представители «Силаруса» не уточняют, только обещают очищать их от пыли и выпускать в атмосферу. Пыль же планируется прессовать, превращая в «интересное сырьё для производителей бетона». А кремниевые шлаки решено продавать металлургам — они им могут пригодиться в качестве раскислителя, чтобы избавляться от кислорода в жидком металле. Объёмы шлаков обещают сделать максимально низкими — до 3% от готового продукта. «Ни о каком вывозе шлаков на свалку речи не идет», — заверяет замгендиректора по производству «Силарус» Андрей Коблик.

 

— Кому вообще нужен этот технический кремний?

 

Технический кремний используется в электронике, в алюминиевой промышленности, то есть в машиностроении, авиастроении, а ещё в производстве силиконовых масел, смазки и теплоносителей. Производство ориентировано на экспорт, сообщила гендиректор «Силариуса» Марина Красько.

«Более 80% планируем реализовать на Запад, около 20% в России», говорит г-на Красько. Так, в числе потенциальных покупателей производства топ-менеджер называет «Русал» российского бизнесмена Олега Дерипаски, а ещё некую японскую компанию и немецкий концерн.

 

— Чего боятся противники проекта?

 

Территория в 60 га, на которую претендует завод, находится рядом с рекой Балашиха, а она впадает в реку Ай. В свою очередь, река Ай является частью Волжского бассейна, поэтому в случае загрязнения последствия будут глобальными, уверена одна из лидеров протеста против производства, депутат Заксобрания Ольга Мухометьярова.

Производство кремния вызывает опасения из-за руды: под высокими температурами провоцируются выбросы в атмосферу — их состав людям непонятен. Кроме того, общественники боятся, что даже если сейчас завод начнёт производить технический кремний, то спустя пару лет перейдёт на более рискованное, химическое производство поликристаллического — площадка уже будет ими занята, а это главное. Правда, «Силарус» такую вероятность отрицает: этим направлением компания не занимается с 2014 г., да и край металлургов — Челябинская область не подходит для развития химического производства. Помимо этого, жителей смущает близость завода до «Смарта» — 1,7 га, да и до жилых домов предприятие в пешей доступности.

 

— Давайте о главном: выбросы отходов первого класса опасности будут или нет?

 

Здесь мнения представителей компании разделились.

«В санитарно-защитной зоне присутствуют вещества первого класса опасности, но они настолько минимальны, что согласно законам даже не подлежат подсчётам», — сообщил Андрей Коблик. При этом, насколько они минимальны эксперт не уточнил. Другие же представители производства тут же поправили коллегу, сказав, что выбросов веществ первого класса опасности всё же не будет: только те, что провоцируют аккумуляторы и газоразрядные лампы, например, но это вообще незначительно и происходит на всех производствах. Основные отходы же будут четвертого и пятого класса опасности.

 

— Производство шумное? Жителям Златоуста дадут спать по ночам?

Источников шума достаточно — грохочут и печи, и дробилка кремния, и газоочистка. Но с помощью стен и сэндвич-панелей, поглощающих шум, представители компании обещают не беспокоить местных жителей. Так, до жилых территорий должен доходить шум уровнем не выше 40 децибел — это обычная тишина в ночном городе.

 

— Компании «Силарус» принципиально занять именно эту площадку?

 

Нет! В «Силарусе» не планируют добывать руду, её будут привозить. С двух месторождений кварцитов из Свердловской области по железнодорожной дороге. И одно месторождение есть в Челябинской области, доставлять кварц оттуда будут на фурах.

Ещё раз — добывать руду в Златоусте не планируют, поэтому для компании важна лишь налоговая выгода от размещения на той или иной территории: вот её и даёт статус ТОСЭР, которым в ближайшей перспективе обзаведётся Златоуст. Как сообщает гендиректор скандального проекта, ранее производство планировало разместиться в Новоуральске (Свердловская область), но эта территория не изменила свой статус с ЗАТО на ТОСЭР, поэтому в конце 2018 г. компания начала искать другую площадку

 

— Так может, заводу разместиться в других ТОСЭР Южного Урала?

 

Они рассматривали Бакал, Верхний Уфалей и Троицк. Но кремниевому заводу нужна электроэнергия такой мощности, которой в этих городах не оказалось: печи-то нужно разогревать до 5000 С.

 

— Хорошо, другие ТОСЭРы не подходят. Так может, вообще компании не нужно в Челябинскую область?

 

Вообще-то инициативу первым проявило южноуральское Агентство инвестиционного развития. По словам гендиректора «Силаруса», Агентство долго «обрабатывало» компанию, чтобы та заинтересовалась размещением в Челябинской области. Директор Агентства Алексей Бобов слова г-жи Красько подтвердил: инициатором появления кремниевого завода на Южном Урале компания «Силарус» не была.

 

— Все ли жители Златоуста против завода?

 

Вы удивитесь, но социологический опрос по этому поводу уже провели. Сделало это челябинское агентство «Социометрика» по заказу администрации Златоуста. Правда, случилось это ещё в середине декабря прошлого года — когда о подробностях производства никто не знал, а все мысли у златоустовцев были о новогодних каникулах. Да и выборка для населения из 160 тыс. человек составила всего 400 респондентов.

Тем не менее, тогда 79,8% опрошенных заявили, что они поддержали бы идею появления нового металлургического завода, 82% согласились с тем, что производство даст рабочие места, а 84,8% считают, что проект улучшит экономику Златоуста. Чуть более 12% высказались против проекта, а вот экологической ситуацией в городе на тот момент вообще были обеспокоены лишь 7% опрошенных.

 

— Всё уже решено за нас: кремниевому заводу в Златоусте быть?

 

Сейчас — стадия проектирования. Занимается этим Магнитогорский гипромез, они же будут проводить изыскательские работы на площадке. Да, и компания уже подписала контракты на поставку основного оборудования. Проведением расчёта санитарно-защитной зоны и оценкой риска занимается Институт проектирования, экологии и гигиены (Санкт-Петербург). И закрытый тендер на выбор генподрядчика для всего строительства уже проводится. Да, инвестор стремится к старту реализации очень активно, но окончательное решение о размещении в Златоусте компания «Силарус» ещё не приняла. Да и власти Златоуста официально заявляют: на площадку претендуют сразу несколько компаний, сейчас чиновники взвешивают все плюсы и минусы.

 

— Теперь всё ясно. Почему раньше-то никто не рассказал подробно о проекте?

 

По крайней мере, все стороны дискуссии — и противники проекта, и златоустовские депутаты, и представители «Силаруса» — признают, что на каком-то этапе была необходима совместная встреча с населением. Но на этом консенсус сторон заканчивается. Потому что если, например, депутат Юлия Прокопьева считает, что представители «Силаруса» должны были появиться на экологических советах или собраниях промышленников и там раскрыть детали проекта, то руководитель компании Марина Красько заявляет: их никуда не приглашали, а должны были. 

 

— Что теперь будет?

 

Жители Златоуста выходят на митинг против строительства завода 2 марта. «Силарус» ждёт расчёт санитарно-защитной зоны, и на его основе заявится на дальнейшие госэкспертизы. Только после нескольких этапов проверок компания сможет обратиться в администрацию Златоуста за выделением площадки для строительства завода. В то же время мэрия этого города говорит о публичном рассмотрении других претендентов на этот участок, а Борис Дубровский обтекаемо комментирует: «При рассмотрении любого инвестиционного проекта нами учитывается мнение людей, бизнеса, местных властей, а также социальная, экологическая и экономическая значимость проекта». В то же время, скандал уже вышел на федеральный уровень: противники проекта обратились к сенатору Олегу Цепкину с просьбой помочь инвестору найти новое место для размещения завода.

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.