«Корпоративный пластик»: модная фишка или современный инструмент?

В Челябинской области за первые 9 мес. прошлого года было выпущено 1,8 млн пластиковых карт. Однако карты используются лишь для получения в банкоматах наличных денег и почти не применяются для безн

В Челябинской области за первые 9 мес. прошлого года было выпущено 1,8 млн пластиковых карт. Однако карты используются лишь для получения в банкоматах наличных денег и почти не применяются для безналичных расчетов в торговых сетях. Эксперты Дискуссионного клуба, который «Деловой квартал» провел совместно с Челябинвестбанком, обсудили причины непопулярности корпоративных пластиковых карт.

Как компании экономят на зарплатных проектах Что мешает развитию «корпоративного пластика»
Почему некоторые компании отказываются от корпоративных пластиковых карт


эксперты

Алексей Ачимов
начальник отдела пластиковых карт банка «Резерв»
Дмитрий Гасенко
заместитель начальника управления платежных средств ОАО «Челябинвестбанк»
Марина Гуляева
директор консалтинговой фирмы «Гуляева и партнеры»
Анатолий Давыдов
директор компании «Плаза-Девелопмент Сервис»
Елена Ершова
главный врач станции «Скорой медицинской помощи»
Антонина Митина
директор по развитию ООО «ПРОКСИ-СЕРВИС»
Елена Моркова
менеджер по качеству сервиса ЦТ «Молния»
Артем Радаев
директор «Компании [ОФИС]»
Алина Рачкова
заместитель директора РА «Результат»
Ольга Трифонова
директор ООО «Сладкий Конди»
Ольга Шахова
директор Группы компаний «Агентство правового Креатива»
Любовь Юркова
начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Центробанка по Челябинской области

Очередная встреча Дискуссионного клуба началась с обсуждения целей использования пластиковых карт. По словам ЛЮБОВИ ЮРКОВОЙ, начальника отдела платежных систем и расчетов Главного управления Центробанка по Челябинской области, наиболее часто с помощью «пластика» реализуются зарплатные проекты. Карты нужны также для поездок за границу и расчетов по хозяй­ственным нуждам. Г-жа Юркова отметила, что пока безналичный «пластиковый» оборот небольшой  всего 2%. Чтобы его увеличить, необходимо информировать население о назначении карт и развивать сервисную сеть. Тему развила ЕЛЕНА ЕРШОВА, главный врач станции «Скорой медицинской помощи», рассказав о реализации зарплатного проекта в муниципальном учреждении здравоохранения со штатом более 1 тыс. человек. Подразделения «Скорой медицинской помощи» находятся во всех частях города, а касса  на Северо-западе. Сотрудникам удобнее получать деньги с помощью карт в банкоматах своего района. Основным критерием при выборе банка для реализации этого проекта, по словам г-жи Ершовой, было наличие развет­вленной сети банкоматов Челябинвестбанка. Второй момент, сыгравший значительную роль при выборе,  система управления банкоматом должна быть как можно проще. «Если мы отправили банку сумму зарплаты, то в течение часа деньги распределяются по банкоматам»,  подчеркну­ла г-жа Ершова. Компания «Агентство правового Креатива» применяет «пластик» при обслуживании представительского транспорта и используемых по договорам найма личных автомобилей сотрудников. ОЛЬГА ШАХОВА, директор Группы компаний «Агентство правового Креатива»: «Зная лимит средств, мы можем эффективнее планировать бюджет и отправлять определенные суммы на карточки». Своим опытом работы с корпоративными картами поделился АНАТОЛИЙ ДАВЫДОВ, директор «Плаза-Девелопмент Сервис». Корпоративная карта упрощает расчеты, позволяя осуществлять их внутри бизнес-центра между контрагентами с использованием электрон­ных систем. В компании «Сладкий Конди», помимо зарплатного проекта, с помощью «пластика» реализуется таможенная оплата. ОЛЬГА ТРИФОНОВА, директор ООО «Сладкий Конди», рассказала собравшимся, что в рамках этого проекта осуществить таможенный платеж и выпустить товар в свободное обращение можно в течение часа.

Подытожил первый этап дискуссии ДМИТРИЙ ГАСЕНКО, заместитель начальника управления платежных средств ОАО «Челябинвестбанк»: «Пластиковая карта позволяет экономить время на выдаче денег, на их транспортировке и охране, экономично организовать систему расчетов внутри организации. В настоящее время компании, которые интересуются пластиковыми картами, стали намного требовательней. Поэтому сейчас может считаться успешным зарплатный проект, который предлагает значительно более широкий спектр услуг». Челябинвестбанк, к примеру, предоставляет сотрудникам компаний, имеющим зарплатные проекты, кредиты на льготных условиях, возможность оплаты счетов за сотовую связь и Интернет, использование системы «Город». По словам г-на Гасенко, сотрудникам таких компаний банк предоставляет даже более широкий спектр услуг, нежели остальным клиентам.


Некоторые компании отказываются от карточных проектов

После перечисления преимуществ «пластика» участники Дискуссионного клуба перешли к обсуждению его недостатков. Ольга Шахова рассказала, почему ее компания «Агентство правового Креатива» решила отказаться от зарплатного проекта. Перед тем как принять такое решение, г-жа Шахова поинтересовалась мнением работников компании, которые отказались признать пользу карт. Ольга Шахова выделила две причины: маркетологи и психологи говорят, что для людей интеллектуального труда важно получать в руки реально осязаемый результат их работы. А сами сотрудники ответили, что они не настолько дисциплинированны, чтобы следить за своими платежами по карте. «Когда человек имеет кредитную карту, у него есть искушение воспользоваться не только зар­платой, но и другими возможностями карты, используя кредитные средства. И потом, если он вовремя не погасит все платежи, он попадает в зависимость от своих покупок. Пластиковая, особенно кредитная карта для дисциплинированных людей, которые вовремя обслуживают свои счета»,  резюмировала г-жа Шахова. Еще один минус «пластика», по ее мнению, в том, что карта привязывает потребителя к системе банкоматов конкретного банка: «Совершая покупку, мы должны подумать, есть ли рядом банкомат или можно ли использовать безналичный расчет». АЛИНА РАЧКОВА, заместитель директора РА «Результат», согласилась, что небольшое количество банкоматов и магазинов, где карточки принимают для расчета, ограничивает оборот безналичных средств. Но иногда человек просто-напросто не может обналичить деньги. «Например, Альфабанк выпустил мультивалютную карту, это очень удобно. Но банкомат либо не работает, либо денег в нем нет»,  поделилась случаем из жизни г-жа Рачкова. Елена Ершова парировала тем, что каждый человек имеет право выбора. В Трудовом кодексе указано, что работник имеет право получать заработную плату там, где он предпочитает: либо в банкомате, либо в кассе предприятия. Например, в «Скорой медицинской помощи» небольшая часть сотрудников по-прежнему получает день­ги в кассе. В бюджетном учреждении есть положение о пластиковых картах, которое согласовано с профсоюзным комитетом. Отвечая на заявление о том, что пластиковая карта только для дисциплинированных людей, г-жа Ершова заметила: «Каждый человек отвечает за себя. Некоторые сотрудники получают по пять кредитов в разных местах без всякой пластиковой карты. Где гарантия того, что они будут расплачиваться своевременно? Человеку ничего не стоит обналичить сразу всю зар­плату и потратить ее, так же как ничто не мешает перевести деньги на другой вклад, чтобы получать больше процентов».


В дискуссию вмешался Дмитрий Гасенко и пояснил, что каждый банк предлагает обладателям «пластика» механизм контроля его счета. Во-первых, это SMS-информирование после расходных операций и начисления средств на пластиковую карточку. Во-вторых, это возможность управления счетом и лимитными средствами, перераспределение денег между несколькими счетами через Интернет. Также г-н Гасенко отметил, что выдача кредитной карты совместно с зарплатным проектом предполагает, что кредит должен погашаться из поступающей заработной платы автоматически. Организация этого процесса лежит на самом банке, который, рассчитывая лимит кредита, должен позаботиться о том, чтобы клиент смог его вернуть. Однако, несмотря на доводы г-на Гасенко, участники дискуссии увлеклись перечислением минусов корпоративных карт. АРТЕМ РАДАЕВ, директор «Компании [ОФИС]», указал, что в челябин­ских магазинах невозможно рассчитываться безналичным способом: в них отсутствуют терминалы. В дискуссию вступила ЕЛЕНА МОРКОВА, менеджер по качеству сервиса ЦТ «Молния». Она рассказала, что в гипермаркетах «Молния» установлено по 12 банковских терминалов. «Мы не раз обращались к банкам с просьбой установить терминалы у касс и получали ответ, что это «неоправданно высокие инвестиции». Мы понимаем, что люди используют карты для снятия наличности и не видят выгоды расплачиваться ими через терминалы. Но можно запустить программы лояльности для клиентов, оплачивающих услуги с помощью карт. В Европе, например, такой клиент знает, что при оплате услуг он может рассчитывать на возмещение 1-2% от суммы покупки. У нас пока такого нет»,  заключила г-жа Моркова.


Защищая «пластик», Дмитрий Гасенко отметил, что по количеству терминалов Челябинск занимает не самое последнее место в России. А торговые сети, которые не установили у себя терминалы, просто не могут найти ком­промисс с банком о выплате процентов, позволяющих окупить инвестиции. Существует также проблема обучения сотрудников работе с этим оборудованием, что связано с высокой текучестью персонала. «Установить терминалы на все кассы и повысить качество обслуживания клиентов в магазинах  хорошая идея, но за чей счет это должно быть? В наш банк поступало предложение поставить расчетные терминалы на каждую кассу. Несколько миллионов рублей, вложенных в проект, могут окупиться при ведении расчетов по этим картам за 5-10 лет. При таких сроках окупаемости это не бизнес»,  заявил г-н Гасенко.


Корпоративные карты помогают сэкономить на банковском обслуживании

Обозначив негативные стороны «пластика», эксперты решили разобраться, кому из работников компании такие услуги полезны в первую очередь. Слово взял Дмитрий Гасенко. По его мнению, банк в рамках одного проекта должен предлагать рядовым сотрудникам и руководителям разные услуги и стоимость. Для рядового работника важно в первую очередь обеспечить удобство пользования картой и сохранность средств, чтобы при потере карты он знал, что все день­ги будут в полной мере сохранены и возвращены ему. Для руководителей среднего и высшего звена нужны такие карты, которыми можно пользоваться и в России, и за рубежом. Коллегу дополнил АЛЕКСЕЙ АЧИМОВ, начальник отдела пластиковых карт банка «Резерв». По его словам, многие банки переходят сейчас на зарплатные проекты с использованием международных карт. Они предоставляют возможность расплачиваться не только на территории России, но и за рубежом. «Вариантов реализации зар­платных проектов очень много. Главное выбрать для себя подходящий»,  резюмировал г-н Ачимов.


Несмотря на многочисленные предложения банков, потенциальным клиентам все же трудно сделать выбор. Об этом сказала МАРИНА ГУЛЯЕВА, директор консалтинговой фирмы «Гуляева и партнеры»: «Перед банками стоит проблема, как донести информацию до клиента. В основном используется директ-маркетинг. Но вот я вспоминаю предложения об услугах, которые я получаю от банков как частное лицо, там очень много пунктов. Чтобы выделить главное, у меня как у человека, ведущего активный образ жизни, просто нет времени. Наверно, нужно по-другому подойти к рекламе этих услуг?»


Завершая дискуссию, эксперты обсудили, на чем пластиковые карты помогают компаниям сэкономить. Дмитрий Гасенко рассказал, что Челябинвестбанк предлагает возможности мобильных и интернет-платежей, SMS-информирования. Сейчас разрабатывается вопрос о введении страхования от финансовых потерь в случае утраты карты. Елена Ершова вспомнила об экономии времени: «Для получения кредита с по­мощью карты не нужно оформлять справки о доходах и искать поручителей». Подвел итог дискуссии Дмитрий Гасенко, выделив основные виды экономии: «Во-первых, это преимущество в процентах перед получением наличных денег. Во-вторых, экономия рабочего времени сотрудников, которые не стоят в очередях».


Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.