Компании сегментируют бизнес

эксперты Андрей Безбогов директор фабрики мебели «Линда» Марина Гуляева директор консалтинговой компании «Гуляева и партнеры» Олег Перминов начальник отдела маркетинга ОАО «Уралсвязьинформ» Олег Пе

Один из верных способов расширить потребительскую аудиторию и выйти на новые рынки сбыта – сегментация существующего бизнеса. Этот прием становится все более популярным среди челябинских компаний. В то же время он грозит изменением отлаженных бизнес-процессов. Эксперты считают, что сегментирование бизнеса будет удачным, если компания проводит грамотную маркетинговую политику.

эксперты
Андрей Безбогов
директор фабрики мебели «Линда»
Марина Гуляева
директор консалтинговой компании «Гуляева и партнеры»
Олег Перминов
начальник отдела маркетинга ОАО «Уралсвязьинформ»
Олег Пермяков
директор «Корпорации СТРАТУМ»
Дмитрий Пырсиков
директор по маркетингу и продажам компании «Союзпищепром»
Дмитрий Серов
директор ГК «Стоматологическая практика»

Зачем компании выходят в новые сегменты
Для чего компании разграничивают свои бренды
Как выстраивать бизнес-процессы в новом сегменте

В конце 80-х гг. в одном из спальных районов Челябинска открылся стоматологический кабинет. Спустя десятилетие стоматологическая клиника вышла в дорогой VIP-сегмент, не прекращая работать в среднем. Оказалось, что работать с разной аудиторией под одной маркой непросто: получалась путаница. Тогда ДМИТРИЙ СЕРОВ, директор ГК «Стоматологическая практика», принял решение сегментировать бизнес по потребительскому поведению. Сегодня группа клиник объединяет бренды Maxima, Optima, Standart, Baby Dent и Prime Dent. Дмитрий Серов: «Сейчас сформировались три группы потребителей. В первую входят люди, для которых ключевым фактором является цена услуги, они идут в Standart. Вторую группу интересует соотношение цены и качества и ассортимент услуг, для них создана Optima. Третья группа – это искушенный потребитель, которого интересует эксклюзив. В этом сегменте работает Maxima. Бренд Prime был создан, когда появилась мода на эстетику: отбеливание, исправление и т. д. А отдельная клиника для детей Baby Dent открылась, когда топ-менеджмент компании усмотрел тенденцию повышения потребительской активности в этом сегменте. Через три года после реализации такой стратегии количество клиентов «Стоматологической практики» увеличилось вдвое, объем продаж – в 2-2,5 раза. Многие челябинские компании имеют аналогичный опыт при выходе на новую аудиторию.

Осваивая новый сегмент, компании расширяют потребительскую аудиторию

По мнению экспертов, сегментация аудитории присутствует в той или иной степени практически на всех рынках. ОЛЕГ ПЕРМЯКОВ, директор «Корпорации СТРАТУМ», считает, что ее един­ственным критерием является скорость потребления продуктов или услуг. При этом в один сегмент могут попадать люди разного пола, с разным образованием и семейным положением. Г-н Пермяков приводит в пример рынок недвижимости. Средний и малый бизнес, как правило, нуждается в офисах площадью до 50 кв. м. Если же при строительстве зданий исходить из свободной планировки и сдавать по этажу, то клиентов будет существенно меньше. Соответственно, сроки экспозиции таких помещений увеличатся. Также необходимо учитывать, что в другом сегменте иные требования к самому товару. Маленькая компания делает акцент на стоимость аренды помещений. Средний бизнес и финансовые институты не ставят цену на первое место, зато повышают требования к инфраструктуре и наличию паркинга. «Такая ситуация характерна и для других рынков. Так, 95% населения покупает хлеб, и только 5% – ананасы. Поэтому, если мы хотим продавать ананасы, число наших потенциальных покупателей уменьшается и меняется весь комплекс требований», – говорит г-н Пермяков.

Главная цель сегментирования бизнеса по принципу потребительского поведения – расширение числа потенциальных клиентов. ОЛЕГ ПЕРМИНОВ, начальник отдела маркетинга ОАО «Уралсвязьинформ», рассказывает, что группа тарифов «Грин» была выведена на рынок, когда встал вопрос о выходе в средний и низкий ценовой сегмент. В 2004 г., когда появился «Грин», далеко не у всех были сотовые телефоны. Услуги сотовой связи стоили дороже, и ими пользовалась преимущест­венно высокодоходная часть населения. «В «Грине» мы ввели посекундную тарификацию, за счет чего абоненты могли экономить. К аудитории этого продукта относились студенты, школьники, пенсионеры, то есть те, кто не имеет постоянного высокого дохода. Впоследствии мы еще более сегментировали предложение и выделили «Грин – студенческий», «Грин – дачный» и другие», – вспоминает г-н Перминов.

Для разных сегментов создаются отдельные бренды

Процесс сегментирования сопровождается выстраиванием архитектуры бренда. МАРИНА ГУЛЯЕВА, директор консалтинговой компании «Гуляева и партнеры», полагает, что потребность в создании древа бренда появляется, когда необходимо отделить друг от друга клиентов с разными моделями потребления. При этом головной бренд может дистанцироваться от дополнительного или, наоборот, усиливаться за счет новых, как в случае с ГК «Стоматологическая практика». «Эти стратегии называются соответственно «дом бренда» и «бренд-дома». Надо изначально строить осознанную политику маркетинга и брендинга вне зависимости от того, будете вы расширять свою марку или нет», – советует Марина Гуляева.

Создавая «Грин», компания «Урал­связьинформ» отделяла его от основного бренда. «Грин» был ориентирован на массовую аудиторию и поэтому дистанцировался от серьезного, престижного и недешевого бренда ЮУСТ. Впоследствии «Грин» был введен под марку ЮУСТ как зонтичный бренд . Однако до сих пор некоторые уверены, что «Грин» – это тариф другого оператора. Объединение брендов позволило увеличить лояльность клиентов к уже существующей марке. «У каждого абонента есть друзья, родст­венники, они находятся в разных сегментах аудитории и постоянно звонят друг другу. Несмотря на то что у клиентов из разных сегментов разные тарифы, совершать звонки внутри сети им выгодно, поскольку всех объединяет один оператор», – говорит Олег Перминов. При этом важно дать такое название продукту, которое будет говорить, для кого он предназначен, кому он будет выгоден. «Название должно отражать целевую аудиторию. У нас это «Грин – семейный», тариф «Команда» и т. д.», – рассказывает г-н Перминов.

Далеко не всегда дополнительный бренд, выведенный при сегментировании бизнеса, выполняет поддерживающие функции. Многие компании, напротив, стремятся к четкому разграничению брендов, ориентированных на разные сегменты аудитории. «Союзпищепром» до недавнего времени работал только в низком ценовом сегменте. Около 2,5-3 лет назад было решено выйти в самый массовый средний ценовой сегмент. Первой ласточкой стала розничная торговая марка «Царь». В 2006 г. компания начала производство кукурузных хлопьев «Завтрак супершпиона» (подробности см. в «ДК» № 19 от 9 октября 2006 г.). ДМИТРИЙ ПЫРСИКОВ, директор по маркетингу и продажам компании «Союзпищепром»: «Когда мы проанализировали, почему продажи готовых завтраков стали падать, оказалось, что дело не только в дистрибуции. Я наблюдал в гипермаркете «Молния» за одной семьей: папа, мама и ребенок. Набор продуктов в их корзине был не очень богатый, но готовые завтраки там лежали самые дорогие, какие только были на прилавке. То есть люди не экономят на детях и приобретают для них более дорогие и качественные продукты питания». При выходе из низкого ценового сегмента в средний «Союзпищепром» старается не связывать бренды между собой. «Потребитель не должен ассоциировать продукты среднего сегмента с дешевыми, иначе он решит, что качество у всех товаров одинаковое, а значит, не будет переплачивать. Средний ценовой сегмент обязывает производителя делать более качественные товары, вносить добавленную ценность», – полагает Дмитрий Пырсиков. Директор фабрики мебели «Линда» АНДРЕЙ БЕЗБОГОВ, проанализировав ценовые предпочтения аудитории, полтора года назад вывел свой продукт в эконом-сегмент (до этого фабрика производила кухни на заказ в бизнес-сегменте). Мебели эконом-класса было присвоено совершенно новое название, которое не ассоциируется с брендом «Линда». «Нужно, чтобы в голове покупателя формировалось абсолютно разное восприятие дорогого и дешевого товара. Каждый из них должен восприниматься отдельно», – поясняет г-н Безбогов.

При выходе в новый сегмент меняются бизнес-процессы

Выходя в новый сегмент и выводя на рынок новый бренд, многие уже отработанные технологии зачастую приходится пересматривать. Марина Гуляева отмечает, что для нового товара меняется вся упаковка в широком понимании этого слова: «Мы даже состав продукта можем оставить тот же, но продвижение в новом сегменте будет совершенно другое. Место продажи или мерчандайзинг, промоакции, каналы размещения рекламы изменятся». Олег Перминов согласен, что от сегмента зависит позиционирование и продвижение товара: «C корпоративными клиентами нужно работать индивидуально: они не всегда успевают посмотреть телевизор, послушать радио, почитать газеты. Для массового сегмента мы рассказываем о наших новинках через СМИ. Продвижение «Грина» было построено на наружной, газетной и телевизионной рекламе. На этапах его поддержки мы использовали СМИ, у которых наибольшая аудитория». Кроме того, от выбранного сегмента зависит форма обслуживания. До «Грина» все тарифы ЮУСТ были авансовыми, то есть клиент мог уйти в кредит. «Грин» – prepaid-продукт , работающий по принципу «горячего биллинга». Текущий баланс можно узнать в любой момент по телефонным номерам автоматического обслуживания.

В каждом сегменте действуют разные подходы к ценообразованию. Дмитрий Серов ориентируется в этом вопросе на потребности потребителя. В клинике Standart клиентов интересует в первую очередь стоимость. Здесь выставляются минимально возможные при оказании качественной помощи цены – это рыночный подход к ценообразованию. В Maxima стоимость высчитывается с учетом брендовой надбавки, потому ключевым фактором здесь является не цена, а качество услуги.

Помимо этого, в новом формате работы руководству ГК «Стоматологическая практика» пришлось менять штатное расписание и логистические процессы. «Два года назад мы решили добавить в клинике новую должность – координатор лечения, или персональный менеджер. Задача этого специалиста – решать организационные вопросы с клиентами, которых ожидает длительное лечение, и направлять в нужные подразделения компании», – рассказывает г-н Серов. «Союзпищепром» с выходом в средний сегмент также увеличил вложения в развитие собственного персонала. «Нужно было, чтобы все функциональные подразделения, которые связаны с продажами, работали более эфективно», – объясняет Дмитрий Пырсиков.

При переходе в более дорогой сегмент стоит уделить внимание качеству товара и, возможно, изменить технологию производства. Для выпуска «Зав­трака супершпиона» компания «Союзпищепром» приобрела шотландскую производственную линию стоимостью 15 млн руб. Новая технология позволила в разы улучшить качество продукта. Г-н Пырсиков считает, что инвестиции в производство и маркетинг окупятся через три года.

К изменениям рабочих процессов заранее готовилось руководство фабрики мебели «Линда». Выход в эконом-сегмент в фабрике «Линда» сопровождался сменой дизайна и модульного ряда, который стал усеченным. Потребовались региональные склады (раньше фабрика работала по системе «заказ в заказ», и готовый товар на складах не хранился «впрок») и новые дистрибьюторы, способные развить сеть внутри регионов. По оценке Андрея Безбогова, на выведение нового бренда потребовалось не больше 1 млн руб. Это расходы на поиск региональных представителей и продвижение.

Если оставить без внимания какой-то из этих моментов, работа в новом сегменте вряд ли будет успешной. Это подтверждает опыт Олега Пермякова. Его «Корпорация СТРАТУМ» всегда работала в премиальном сегменте. В компании много времени уделяется индивидуализации продукта и контролю качества. «У каждого клиента должно сложиться ощущение, что других заказчиков у нас нет», – поясняет г-н Пермяков. Четыре года назад руководство решило запустить в более дешевом сегменте младший бренд «Региональное маркетинговое агентство «Смарт». Через полтора года его закрыли. Олег Пермяков: «В среднем сегменте нужны люди с менее высокой квалификацией, там должен быть стандартный, четко отформатированный продукт, в него нельзя вкладывать много времени, потому что себестоимость должна быть ниже. А мы решили предлагать более дешевую услугу, не перестроив технологию и не снизив себестоимость. В итоге предприятие стало убыточным».

Prepaid-продукт – товар или услуга, предоставляемые по предоплате.

Зонтичный бренд – торговая марка, объединяющая товары разных категорий.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.