Кейс: Плательщики административной ренты»

решение предыдущей серии Сходняк предлагает немцам продвигать ТОВУС-премиум через отдельное юрлицо — специально созданное, с чистой репутацией. Чтобы пролоббировать решение в пользу «Любо-Дорого 

У «Любо-Дорого & Ко» возникли трения с чиновниками. Совладелец бизнеса Равшан Нигматуллин предлагает генеральному директору Николаю Сходняку внимательнее относиться к просьбам о спонсор­стве со стороны городской и областной администраций.

решение предыдущей серии
Сходняк предлагает немцам продвигать ТОВУС-премиум через отдельное юрлицо — специально созданное, с чистой репутацией. Чтобы пролоббировать решение в пользу «Любо-Дорого & Ко» и добиться эксклюзива в УрФО, он обещает Халку Швайнеру финансовый бонус.
Самым популярным решением предыдущей серии, по результатам голосования на интернет-портале «Деловой квартал», стало предложение Ивана Костыгина, руководителя отдела продаж компании «Институт Радиоэлектронных Систем». Его поддержали 35% всех проголосовавших на сайте.

досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

действующие лица
Равшан Нигматуллин
совладелец бизнеса
Николай Сходняк
генеральный директор
Саркис Аванесян, Евгений Банько
директора розничных магазинов
Наталья Карпатская
финансовый директор
Юлия Белоусова
начальник отдела маркетинга
Светлана Петляева
маркетолог

После бизнес-ланча Равшан Нигматуллин затащил Николая Сходняка в антикварную лавку. Ее владелец — репатриант из Шанхая, известный в узких кругах как Застегнутый, — сколотил состояние на продаже поддельных «Черных квадратов» Малевича (две картины висели в приемной адвоката по уголовным делам, три — в штаб-квартире металлургического холдинга, а остальные восемь перекочевали с аукциона в бункер аравийского шейха). Нигматуллина, впрочем, живопись не интересовала. Последние 20 минут он крутил в руках 700-страничный том «Капитала», изданного в Санкт-Петербурге при жизни автора.

— Карл Маркс был прав, называя чиновников становым хребтом гражданского общества, — заметил Равшан. — Что бы мы ни затеяли, все дороги ведут к ним.

И, обратившись к хозяину, добавил:

— Вам придется дать скидку. На странице 584 — неприличное слово из пяти букв.

— Цена справедливая, — возразил Застегнутый, скосив взгляд в сторону входной двери, где топтался изнывающий от скуки Сходняк. — Надпись синими чернилами принадлежит перу Якова Михайловича Свердлова... Автограф большевистского сатрапа повышает цену фолианта на 10%. На вашем месте я бы не торговался.

К облегчению Сходняка, Ниматуллин достал из портфеля пачку денег и, не пересчитывая, вручил антиквару. Выйдя на улицу, партнеры направились к офису «Любо-Дорого & Ко».

— Зачем тебе «Капитал»? — поинтересовался Сходняк три минуты спустя.

— Это подарок одному человеку с Октябрьской площади, — пояснил Нигматуллин. — У него завтра день рождения.

— А что ты рассчитываешь получить взамен?

— Ничего, помимо добрых отношений, которые описываются формулой «Шар нашей благодарности катится по коридору вашей любезности», — сказал Нигматуллин и, помолчав, добавил: — Возможно, месяца через два мне понадобится его помощь.

Генеральный директор «Любо-Дорого & Ко» открыл было рот, чтобы вспомнить карманных политиков дона Корлеоне, но тут его голову посетила другая мысль:

— А ты мог бы оказать содействие в одном деле? Точнее, в двух

Первое дело касалось розницы. Магазин Саркиса Аванесяна занимал половину первого этажа в жилом доме из красного кирпича, стоявшем на пересечении центральных улиц. Вторая половина принадлежала агентству недвижимости «Тихая пристань»... Летом прошлого года соседи облицевали фасад нержавеющими кассетами и натуральным камнем... На фоне подобного расточительства торговая точка «Любо-Дорого & Ко» выглядела как лавка старьевщика, и после жалоб Аванесяна, устных и письменных, Наталья Карпатская скрепя сердце велела подготовить смету затрат на ремонт. Денег, которые она выделила, не хватало даже на «один раз покрасить». В ходе жарких дебатов остановились на обшивке стен виниловыми панелями сайдинг и профилированным металлическим листом, но замыслы остались на бумаге. По образному выражению Аванесяна (его слова можно было принимать на веру с поправочным коэффициентом 0,1), чиновник в Главархитектуре посоветовал ему свернуть сайдинг в трубочку и засунуть «сами знаете куда». На вопрос «Почему в Европе можно отделывать дома пластиковым листом, а у нас — нет?» Аванесян ответа не получил. Месяцем позже в «Любо-Дорого & Ко» пришло письмо, где Николаю Сходняку рекомендовали последовать примеру соседей, т. е. обшить фасад камнем и нержавейкой. К доводам, что такой подход чужд деловому имиджу «Любо-Дорого & Ко», чиновники остались равнодушными. Исчерпав логические аргументы, Саркис обрушил гнев на агентство недвижимости: позвонил в 02 и сообщил, что в «Тихой пристани» фасуют наркотики, а ближе к ночи прислал отряд граффити, расписавших стены агентства метровыми буквами. Его мелкое хулиганство осталось безнаказанным, но проблемы не решило. В свою очередь, Карпатская, стоявшая на страже интересов «Любо-Дорого & Ко», заявила, что не собирается выбрасывать деньги на ветер, даже если к ней на поклон придет городская администрация во главе с мэром... А администрация на поклон не торопилась.

Другой случай тоже касался отношений с Главархитектурой. Неделю назад, вернувшись с деловой встречи, Николай Сходняк стал невольным свидетелем разговора между Юлией Белоусовой и Светланой Петляевой, обсуждавшими судьбу рекламного баннера... Баннер размером 4 х 5 метров делали специалисты агентства полного цикла, но чиновник из Главархитектуры проект зарубил, посетовав, что в рекламном обращении много текста, а потребитель Екатеринбурга жаждет ярких визуальных образов. По части образов у директоров магазинов вышел спор. Саркис Аванесян советовал нарисовать голую женщину, а Евгений Банько — слесаря 6-го разряда с лицом Николая Рыбникова из фильма «Весна на Заречной улице». В итоге появилось изображение танцующего на проволоке крокодила с ТОВУСом под мышкой. Глав­архитектура не одобрила и этот вариант. На эскизе появилась резолюция: «Баннер неэстетичен, немасштабен, нарушает архитектурное решение фасада». Площадь рекламного носителя спешно увеличили, крокодила заменили носорогом — но чиновник остался непреклонен. Теперь он ссылался на приказ № 509, запрещающий вешать на фасады зданий полотна большого формата. Что делать дальше, было непонятно. Юристы советовали плюнуть на человека из Главархитектуры и искать справедливости в ЕКУГИ, но с мертвой точки дело не сдвинулось и там.

— Сами виноваты, — сказал Нигматуллин, перекладывая «Капитал» из одной руки в другую. — Если чиновники обращаются к вам с просьбами, нужно идти навстречу. Иначе они тоже не захотят вам помогать. Вот объясни, почему ты не захотел оплатить десять подписок на «Уральский рабочий»? Сумма, прямо скажем, некритичная. Ты не дал министерству денег на справочник «Промышленные предприятия малого и среднего бизнеса», отказался от спонсор­ства на Дне района, не поехал с официальной делегацией на выставку в Аргентину. Ведь не поехал? И не стал обматывать деревья лампочками на Новый год.

— Потому что все эти мелкие затраты выливаются в круглую сумму, — ответил Сходняк. — Каждый тополь с лампочками — штука баксов, а украшать надо было не меньше девяти. И кому в Аргентине нужен ТОВУС? Напрасная трата денег.

— Я называю эти поборы «административной рентой», — сказал Равшан. — Можешь считать их инвестициями в лояльность чиновников к компании «Любо-Дорого & Ко». Если бы ты не пожалел денег на лампочки, возможно, тебе не пришлось бы рулиться с Главархитектурой.

— Ты хорошо осведомлен о наших отношениях с властью, — неприязненно сказал Сходняк.

— Большой Брат смотрит за вами, — ухмыльнулся Нигматуллин. — Это ты можешь позволить себе казаться независимым, а мне приходится читать классиков. Чиновники — становой хребет гражданского общества. Что бы мы ни затеяли, все дороги ведут к ним.

Кто прав — Николай Сходняк или Равшан Нигматуллин? Платить или не платить «Любо-Дорого & Ко» «административную ренту»?

 

Екатерина Багаутдинова
директор РА «Эго»
Решение задачи зависит от угла зрения: кто-то видит в просьбе чиновников взятку, я же рассматриваю ее как возможность извлечь выгоду для бизнеса. Стоит объединить свои усилия с усилиями чиновников. В Челябинске уже два года работает рекламная ассоциация «РА», которая призвана объединить интересы рекламистов и города. Главная задача ассоциации не сбор денег, а создание комплексного архитектурного и рекламного решения улиц, помощь городу в подготовке и проведении праздников. Это продуктивное сотрудничество власти и предпринимателей, выгодное для обеих сторон. Так, в Екатеринбурге украшение торговых улиц сначала было обязательным, а уже во второй год предприниматели по собственной инициативе украшали деревья около своих магазинов и офисов. Улучшая внешний вид своего помещения, вы неминуемо увеличиваете его стоимость. Создавая праздничное настроение, вы привлекаете дополнительных покупателей.

 

директор РА «Эго» Решение задачи зависит от угла зрения: кто-то видит в просьбе чиновников взятку, я же рассматриваю ее как возможность извлечь выгоду для бизнеса. Стоит объединить свои усилия с усилиями чиновников. В Челябинске уже два года работает рекламная ассоциация «РА», которая призвана объединить интересы рекламистов и города. Главная задача ассоциации не сбор денег, а создание комплексного архитектурного и рекламного решения улиц, помощь городу в подготовке и проведении праздников. Это продуктивное сотрудничество власти и предпринимателей, выгодное для обеих сторон. Так, в Екатеринбурге украшение торговых улиц сначала было обязательным, а уже во второй год предприниматели по собственной инициативе украшали деревья около своих магазинов и офисов. Улучшая внешний вид своего помещения, вы неминуемо увеличиваете его стоимость. Создавая праздничное настроение, вы привлекаете дополнительных покупателей.

Николаю и Равшану нужно прислушаться к тому, чего от них хотят чиновники, и не истолковывать это как дополнительные поборы, а воспринимать как улучшение города. Если что-то морально устарело, например, пластик, которым они хотят украсить фасад, то нужно идти навстречу. Никто же не говорит, что нужны сверхъестественные траты: чиновники в разумных пределах оценивают возможности предпринимателей. Хотя интересы чиновников и предпринимателей не совпадают на 100%, всегда можно найти точки пересечения и повернуть ситуацию в своих интересах.

Сергей Бухдрукер
директор СП «Лазерные технологии»
Очевидно, что основная проблема в отношениях между совладельцами бизнеса. На общем собрании учредители принимают программу развития бизнеса: определяют цели и способы их достижения. Если способы принимаются, то они становятся обязательными для выполнения генеральным директором. Покупать власть – один из способов. Он применяется по двум причинам: первая – чтобы власть не мешала, вторая – чтобы помогала. Не боясь показаться странным, напоминаю, что давать взятку (так называемую «административную ренту») противозаконно, существует строгая уголовная статья. Возможный путь развития событий: Николай предлагает Равшану самому решать этот вопрос, и в случае неудачи вся ответственность (уголовная и финансовая) ложится на Равшана. Равшан соглашается, но в свою очередь ставит условие: возможную прибыль от этого проекта он забирает себе. Николай приходит к выводу, что находиться в одном предприятии невыгодно, и они расходятся – вот самый оптимальный вариант. Я считаю не совсем корректным заставлять директора действовать вопреки закону.

Регулировать конфликты директора и учредителя сложно, поэтому изначально должны устраиваться собрания учредителей, на которых директор отчитывается о проделанной работе. Обычно такие совещания кажутся не совсем уместными, потому что бизнес формируют люди, которые давно друг друга знают. Тем не менее, если вы хотите, чтобы компания успешно развивалась, рано или поздно надо переходить к таким отношениям.

 

Вячеслав Барыкин
управляющий партнер консалтинговой фирмы MD-Group
«Любо-Дорого & Ко» перекладывает проблемы внутренних процессов на «несправедливых» чиновников. У фирмы начинается «болезнь роста»: головокружение от успешного старта бизнеса мешает увидеть, что часть персонала плохо понимает, что делает. Нагляден пример с горе-маркетологами: они готовы с легкостью менять крокодилов на носорогов, лишь бы повесить баннер. Стоит продумать стратегию дальнейшего развития, корпоративные стандарты, а также программу продвижения ТОВУСа.

Тему коррупции власти опускаю, так как эта проблема общественная и по отношению к организации – надсистемная, в данной ситуации важнее вопрос: кто будет платить? Совладелец бизнеса, подталкивая наемного менеджера «внимательнее относиться» к просьбам чиновников, роет яму себе. Подачки чиновникам развратят управленца, который перестанет думать о законных способах развития бизнеса. Поскольку взятки сложно контролировать, менеджер начнет злоупотреблять представительскими расходами. Кроме того, когда делаются подарки чиновникам, то выстраиваются отношения не «фирма-чиновник», а «человек-человек». Менеджер «дары приносящий» после увольнения наверняка будет использовать наработанный канал либо на себя, либо на конкурента.

Если не платить нельзя, то совладелец должен оставить эту функцию себе: менеджеры, деньги и связи останутся в фирме. Тем более что Равшану тема «инвестиций в лояльность чиновников» нравится, делает он это творчески, легко и непринужденно.

 

решение предыдущей серии
Сходняк предлагает немцам продвигать ТОВУС-премиум через отдельное юрлицо – специально созданное, с чистой репутацией. Чтобы пролоббировать решение в пользу «Любо-Дорого & Ко» и добиться эксклюзива в УрФО, он обещает Халку Швайнеру финансовый бонус.
Самым популярным решением предыдущей серии, по результатам голосования на интернет-портале «Деловой квартал», стало предложение Ивана Костыгина, руководителя отдела продаж компании «Институт Радиоэлектронных Систем». Его поддержали 35% всех проголосовавших на сайте.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.