Какой бизнес подойдет для пенсионеров

«Деловой квартал» попросил Виктора Проскурина, исполнительного директора одного из ведущих российских магазинов готового бизнеса deloshop.ru, дать несколько советов будущим бизнесменам‑пенсионерам.

Покупка работающего малого бизнеса — одна из возможных форм «пенсионного обеспечения» для высокооплачиваемых работников, чья карьера подходит к завершению из‑за возраста. «Деловой квартал» попросил Виктора Проскурина, исполнительного директора одного из ведущих российских магазинов готового бизнеса deloshop.ru, дать несколько советов будущим бизнесменам‑пенсионерам.

 Виктор Проскурин делит готовые малые бизнесы на три ценовые группы. первая — до 2 млн руб. — предполагает покупку текущей прибыли небольшого объекта — салона красоты, розничного магазина, автомойки, шиномонтажной мастерской, находящихся на арендованных площадях. ликвидной недвижимости «внутри» бизнеса за эти деньги не приобрести. поэтому надо как можно тщательней проверить размер генерируемой прибыли, чтобы быть уверенным, что вложенные средства удастся вернуть в течение года или двух. надо понимать, что у небольшого коммерческого объекта всегда есть жизненный цикл, и вполне вероятно, что продавец стремится избавиться от бизнеса, чей срок уже в значительной мере отработан. такой объект надо покупать по цене, не превышающей полутора годовых прибылей.

Вложения в сумме от двух до пяти миллионов рублей, по словам Виктора Проскурина, позволяют уже рассчитывать на приобретение ликвидных активов, дающих гарантию возврата хотя бы части инвестиций, если с самим предприятием пойдет что‑то не так (а для малого бизнеса такой исход никогда не стоит сбрасывать со счетов). Активов (прежде всего, той же недвижимости) может и не быть, но тогда масштаб бизнеса и его прибыль должны быть значительнее, чем в первом случае. Это может быть ресторан среднего размера или кафе, раскрученная автомойка на арендованных площадях.

И, наконец, бизнес за сумму от пяти до десяти миллионов рублей должен обязательно включать ликвидные активы.

Совет 1. Проверяйте, проверяйте и еще раз проверяйте

Нельзя дать конкретных советов: за 3 млн руб. покупайте либо салон красоты, либо цветочный магазин. Виктор Проскурин объясняет, что любой объект малого бизнеса может быть прибыльным или наоборот: 30–40% салонов красоты показывают хорошую рентабельность, остальные — не очень.

Так что важно выбрать тот объект, который действительно дает прибыль. И для под-тверждения прибыльности все средства хороши: от проверки документации до личного контроля клиентского трафика.

Совет 2. Если вы собираетесь путешествовать на пенсии, выбирайте франчайзинг

Франчайзинговая схема с ее четкой формализацией бизнес‑процессов и возможностью назначить управляющего, отвечающего за результат, дает возможность владельцу малого бизнеса не погружаться в ежедневное управление. Поэтому Виктор Проскурин рекомендует тем будущим пенсионерам, кто на пенсии собирается именно отдыхать, выбирать франчайзинговое предприятие. Доходность его, как правило, ниже, чем у малого предприятия, созданного «с нуля», но и рисков меньше.

Совет 3. Начинайте выбирать франшизу загодя

Переговорный процесс с владельцами франшизы может быть очень длительным. Виктор Проскурин рекомендует вести параллельные переговоры с представителями нескольких брендов, чтобы путем сравнения выбрать оптимальный для себя вариант.

Сузив поле выбора до трех‑четырех вариантов, можно рассмотреть вариант с подбором помещения, соответствующего требованиям франшизы. Если средства позволяют, объект недвижимости можно приобрести в собственность, рассматривая его как основной актив, который в случае неудачи с бизнесом как таковым можно сдать в аренду или даже продать.

Остановившись на конкретном помещении, можно просчитать варианты франшиз для него и выбрать наиболее привлекательный для вас. Сайты, подобные deloshop.ru, позволяют «показывать» рассматриваемые вами помещения представителям франчайзинговых компаний, получая обратную связь от них: подходит ли недвижимость для коммерческого объекта по франшизе или нет.

Совет 4. Отслеживайте новые тренды и бренды на локальном рынке

Эксперт советует выбирать те развивающиеся франчайзинговые бренды, которые либо слабо представлены на локальном рынке, либо приносят на него новую прогрессивную технологию.

Виктор Проскурин приводит в качестве примера изначально екатеринбургский бренд «Поль Бейкери», который сейчас активно развивает франчайзинговую сеть кафе в российских регионах. Естественно, в Екатеринбурге, где этот бренд представлен очень хорошо, франшиза на него может быть успешной только в случае идеальной локации. Но там, где «Поль Бейкери» еще нет, требования к расположению не столь жесткие. По словам Виктора Проскурина, успешно работающее кафе этого бренда можно открыть при вложениях от 3,5 млн руб.

Другой пример — франчайзинговая сеть постаматов Peakpoint.

Технология доставки товаров из крупных интернет‑магазинов в пункты выдачи — постаматы — сейчас активно развивается в Европе и США, а для российских регионов с их большими расстояниями может быть очень востребованной. Постаматы могут быть очень успешны в населенных пунктах, где нет крупных ТЦ с магазинами федеральных сетей.

Вложения в открытие постамата Peakpoint невелики — 600–700 тыс. руб., но эксперты советуют открывать одновременно 5–7 точек на арендованных площадях, с тем чтобы иметь возможность маневра, если какая‑то из точек окажется неходовой.  

Совет 5. Суммируйте доход от недвижимости и коммерческой деятельности на ней

По словам Виктора Проскурина, в случае приобретения недвижимости «вложенной» в бизнес, следует рассчитывать на годовой доход на нее от 5% до 10% — за счет роста ее стоимости. Сам же бизнес (если рассматривать его в отрыве от недвижимости) должен окупаться за срок от года до двух, принося от 50% до 100% годовой прибыли.

Для примера рассмотрим работающий бизнес за 10 млн руб., 70% от стоимости которого (7 млн руб.) — это объект недвижимости, а 30% — стоимость генерируемой прибыли. Недвижимость, прибавив в стоимости за год 10%, принесет 0,7 млн. А 100% годовых от основного бизнеса даст 3 млн. Общий доход за год — 3,7 млн, или в относительном исчислении — 37% годовых на вложенный капитал. Таким образом, если доходность сохранится на таком же уровне (не случится форс‑мажора) общие инвестиции полностью вернутся примерно через три года.

 

Мнение челябинских предпринимателей:

 

Спокойную старость обеспечат «доходные дома»

Юрий Симанков, управляющий партнер компании LA`consulting:

При выборе бизнеса «на пенсии» я рекомендовал бы обратить внимание на 2 важных аспекта — постоянный высокий потребительский спрос и минимальные риски потери собственности (контроля). В дореволюционной России бизнесмены, для того чтобы обеспечить спокойную старость, строили «доходные дома». Сегодня это назвали бы «коммерческой недвижимостью» — небольшие меблированные квартиры для сдачи в аренду в центре города, офисные или торговые помещения. Плюсы очевидны: спрос всегда есть, высокая ликвидность, риски минимальны. Минус — высокая цена начальных вложений и длительный срок окупаемости. Это касается и торговли продуктами питания и потребительскими товарами. Создание стабильно работающего интернет-магазина с отлаженными поставками, сервисом и продвижением позволит, не выходя из дома, управлять бизнесом и получать постоянный доход.

 

Торговая недвижимость в моногородах — идеальный вариант для инвестиций

Михаил Кузьмин, директор «Агентства продажи бизнеса»:

Инвестиции в коммерческую недвижимость — наиболее удачный вариант «инвестиций в старость». Можно обратить внимание на моногорода области — Озерск, Касли, Кыштым. Ликвидность объекта инвестиций в них обеспечивает дефицит в этих городах современных торговых площадей. По нашим данным, в расчете на душу населения в квадратных метрах этот показатель в 4,8 раза ниже, чем в Челябинске, и в 12,1 раза — чем в Екатеринбурге. При этом жители обеспечены работой, стабильной заработной платой, растет предпринимательская активность. Есть еще один немаловажный нюанс — ликвидность объекта инвестиций на начальном этапе постройки помещения намного ниже ликвидности объекта, существующего не первый год. Главное — выбрать юридически чистый вариант, когда и помещение и земля в собственности, имеется возможность расширения площадей.

Подготовил Евгений Федоров

 

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.