Какие сайты просматривают в Челябинске и почему?

Региональный интернет-рынок сформировался в нулевых, и теперь зайти на него сложно: все ниши заняты. Впрочем, исключения тоже есть. DK.RU разобрался, какие сайты просматривают чаще всего и почему.

Региональный Интернет придумали и создали (во всех смыслах этого слова) местные веб-студии. Во конце 90-х в городе появился новый перспективный бизнес — создание веб-сайтов для предприятий. На рубеже десятилетий появилось множество небольших компаний, среди которых «Парамон Онлайн», «Уралмедиа», «Агентство развития бизнеса», Dextra и др. Рынок только формировался, но уже было видно, что поле для деятельности огромное. Тем более Челябинск, как показало время, вполне прогрессивный город с точки зрения присутствия бизнеса в сети. Согласно последним исследованиям компании «2ГИС», Челябинск попал в пятерку городов с наибольшей долей организаций, у которых есть собственный сайт.

Интернет в 74 регионе

Одним из главных игроков рынка стала компания «Мировая паутина», которая возникла в конце 90-х гг. и за несколько лет успела сделать более 200 сайтов. В какой-то момент времени для игроков стало очевидным, что сайты могут не только продвигать бизнес и быть приложением к нему, но и сами по себе быть успешным бизнесом. Одними из первых, не привязанных к торговле и производству сайтов были chelyabinsk.ru и chel.ru, зарегистрированные в 1996 г. Но переломным моментом можно считать возникновение в 2000-м г. портала 74.ru, который на долгое время вообще стал синонимом слова «Интернет» в Челябинской области.

Именно тогда сайт начали воспринимать как самостоятельную бизнес-единицу: он включал несколько разделов, таких как каталог, почта, работа, форум и был подключен к службе продаж. Впрочем, на первых порах менеджерам приходилось показывать клиентам, как пользоваться Интернетом, вспоминают в компании.

В этом же году, оценив потенциальные возможности рынка, компания «Мировая паутина» начала экспансию в другие регионы, за один год зарегистрировав порядка 30 доменов в разных областях и по такому случаю переродившись в другой проект — Rugion. За четырнадцать лет холдинг «освоил» 9 областей и создал около 40 сайтов. Регионов в итоговом списке могло быть и больше, но в некоторых городах по разным причинам (слабый интернет-рынок, дешевая реклама в Сети и пр.) приходилось закрываться.

По настоящему бизнес обратил внимание на Интернет в начале нулевых. В городе стали скопом появляться не только специализированные, тематические сайты, но и все то, что уже существовало в Интернете федеральном: поисковики, почтовые агенты и даже в определенный момент соцсети. Выживали немногие.

«Оставались проекты, которые имели четкую «привязку» к местности, т. е. ориентированные на регион. Объясняется это просто — остальных легко вытеснили с рынка федеральные сайты, поскольку без глубокой отраслевой локализации местные сайты не имели особых преимуществ и не могли с ними конкурировать», — объясняет генеральный директор компании INTEC Ярослав Голуб.

Новые СМИ

Первое полноценное интернет-СМИ Челябинска (и как показало время — самый востребованный формат регионального сайта) возникло в 2002 г. Именно тогда на «74-ке» появился первый журналист. С тех самых пор группа сайтов 74.ru остается лидером (а долгие годы и вовсе монополистом) местного медиапространства, имея в своем портфеле множество сайтов, каждый из которых держит первенство в своей сфере. Собственно в этом и заключается одно из конкурентных преимуществ холдинга — многопрофильность. Генеральный директор ГК Rugion Юлия Шевченко сравнивает 74.ru с супермаркетом:

«Здесь найдется все: от квартиры, машины, работы, курсов валют до погоды и новостей».

Основные же статьи дохода группы — классифайды: деньги приносит коммерческий доступ к сервисам «Работа», «Недвижимость» и «Авто». Чуть менее доходна медийная реклама и коммерческие информатериалы, еще чуть меньше — видео и спецпроекты.

Последние серьезные перемены на локальном рынке произошли в середине нулевых, когда появились новые игроки — в основном те, чей основной бизнес стал «подъедать» интернет-газеты, журналы, справочники.

«Картина начала меняться, когда на рынок начали заходить федеральные проекты с большей аудиторией или профессиональной командой», — рассказывает Андрей Ситко, генеральный директор «Ситко.ру».

Появились такие сайты как chel.kp.ru, dk.ru, kursdela.biz и т.д. Этот процесс продолжается, что вполне понятно: рынок интернет-рекламы растет очень быстро (за 2013 г. он вырос на 27% по России), чего не скажешь о рекламе в традиционных СМИ.

74.ru стал терять свою монополию на медиапространство региона.

«Сейчас этот ресурс также является сильным проектом, с высокими позициями и компетентной командой, — рассуждает Ярослав Голуб. — Однако в последнее время 74.ru утратил статус регионального новостного сайта №1 и большую долю его целевой аудитории перетянули специализированные новостные агентства: dostup1.ru, 1obl.ru».

По мнению эксперта, 74.ru из ведущего новостного сайта трансформировался в конгломерат региональных досок объявлений. И тут его позиции достаточно крепки.

Купить дешево

Если посмотреть на рейтинг самых посещаемых сайтов «ДК», то кроме информационных ресурсов можно выделить еще две большие группы сайтов, которые востребованы — это так называемые справочники и интернет-магазины.

Причина такой популярности в поисковом трафике, рассказывают эксперты. Огромный потенциал трафика для большинства сайтов — это запросы из поисковика. А позиция того или иного ресурса в поисковой системе напрямую зависит от количества страниц, находящихся в индексе поисковика. У справочников по определению гораздо больше страниц, чем у любых других сайтов.

Еще одна причина — в высокочастотных коммерческих запросах. Такие страницы имеют коммерческие запросы, которыми чаще интересуются люди (в отличие от информационных запросов), тем самым получая мощный трафик.

«Нет смысла находиться в топе по запросу «Сегодня произошла коммунальная авария в Копейске». Поскольку такие запросы просто никто не вводит. Ищут как правило коммерческие — «Купить двери в Челябинске дешево» и пр.», — поясняет г-н Голуб.

Для справочников самое главное — сделать удобный сайт, чтобы посетитель сразу нашел то, что нужно, рассказывает менеджер проекта Qlaster.ru Константин Эзугбая. Этот ресурс возник в 2009 г., но импульс к развитию получил только в 2011 г. Тогда за сайт взялись всерьез — поменяли дизайн, оптимизировали поиск и т.д. Сейчас его посещаемость 40-45 тыс. человек в сутки, ресурс присутствует в трех областях — Тюменской, Челябинской и Свердловской.

«Мы внедрили отзывы о компаниях на ресурсе, что сыграло на посещаемости», — комментирует г-н Эзугбая.

Еще одна точка для роста популярности справочников (до 30% пользователей заходят на такой сайт через смартфон) — мобильная версия и приложение. Скоро команда портала планирует запустить первое и задумывается над вторым.

Ждать ослабления интереса к справочникам не стоит. Популярность запросов определяется интересами пользователей. А она очень статична, рассказывают эксперты. Людей всегда больше интересуют их личные потребности, чем новостной фон или что-то еще.

Идея на 4 млн

Лидером в секторе сетевого ритейла в Челябинске является Idei74.ru  — интернет-магазин, выросший из «оффлайнового» четыре года назад. Занять эту высоту было не так просто, рассказывает генеральный директор «IdeЯ!» Дмитрий Симоненко:

«Главное было выиграть гонку за доверие покупателей. Это значит полностью выполнить взятые на себя обязательства по доставке, срокам и т.д.».

Чтобы стать первым на рынке, г-ну Симоненко понадобилось два года упорного труда. Чтобы окупить проект — еще больше. По планам инвестиции в размере $4 млн окупятся только в этом году, спустя четыре года после запуска.

«Раньше был такой миф, что открыть интернет-магазин практически ничего не стоит. Что, конечно, неправда. Это очень серьезный бизнес, требующий огромного количества ресурсов».

Конкурировать «Идее», филиалы которой есть в 15 городах, придется с федеральными сетями, которые массово стали выходить на рынок примерно в тоже время, что магазин Дмитрия Симоненко, но сейчас усилили свое внимание в Сети.

«В этом году произойдет увеличение доли интернет-торговли крупнейших федеральных игроков на рынке ритейла, которые сократят площади магазинов, преобразуя их в меньший формат «оффлайн-витрин».

Рынок интернет-торговли региона растет меньше, чем на то рассчитывали местные игроки — за этот год он прирастет 5%, что связано с общей негативной экономической ситуацией. Тем не менее, по сравнению с другими городами России Челябинск выглядит вполне уверенно. По данным shopolog.ru, город входит в пятерку крупнейших онлайн-покупателей по России.

Занять место

Успех каждого сайта индивидуален и, как правило, неповторим. Точно можно сказать, что одним из главных факторов любого выдающегося результата на этом поприще — это команда проекта. Дело в том, что в отличие от традиционных отраслей экономики, на российском интернет-рынке не существует отлаженной схемы финансирования. Банки практически не выдают кредиты под интернет-проекты, а для инвестора со стороны это дремучий лес.

«Первые два-три года интернет-проекты развиваются только за счет энтузиазма команды. И если команде хватает уверенности в своем проекте до того момента, когда он выходит на окупаемость и становится стабильным бизнесом, то проект получает источники финансирования, если нет — он умирает, — рассказывает Ярослав Голуб. — Основная часть команд — это выходцы из веб-студий или фриланс-сообщества, которые хорошо знакомы с технологиями и видят в них потенциал».

Юлия Шевченко вспоминает, что прорыв для 74.ru случился тогда, когда появился качественный редакционный контент и спецпроекты.

«Главное в успехе сайта — это эксклюзивность и интерес», — считает Павел Сергиенко, владелец информационного сайта hornews.ru. Он вместе с коллегами попытался сделать в регионе lifenews, но с одним существенным отличием: быстрые и эксклюзивные новости подаются здесь в «позитивном» ключе.

С другой стороны популярность интернет-сайтов определяется силой человеческой привычки.

«Когда пользователь встречает тот или иной сайт, который удовлетворяет его определенную потребность, он начинает им активно пользоваться и его уже перестают интересовать аналогичные сервисы и сайты, поскольку, потребность уже удовлетворена и нет особой нужды «менять шило на мыло», — рассказывает г-н Голуб.

Именно в этом, по его мнению, кроется секрет стабильности почти всех крупных интернет-проектов.

«Очень важно оказаться в нужном месте в нужное время», — резюмирует эксперт.

С этим соглашается Борис Лисовский, гендиректор «Proдвижения» — компании, в которой семь лет назад придумали агрегатор туристических предложений — tur74.ru. Эксперт рассказывает, что за  эти годы сайт, который, к слову, сейчас работает на устаревшей платформе, много раз копировали, но составить конкуренцию ему так ни разу и не смогли.

«Создать свой сайт можно, но зайти на занятый рынок очень тяжело», — объясняет г-н Лисовский.

В этом правиле тоже есть исключения. Например, успешно вышел на конкурентный рынок коллективных покупок челябинский сервис gilmon.ru, который буквально за два года занял лидирующие позиции в своем сегменте и успешно потеснил таких известных мастодонтов, как groupon.ru, biglion.ru и др.

«На занятый рынок можно выйти. Главное сформировать правильное торговое предложение и попасть в тренд. Сыграть на настроениях клиентов», — утверждает г-н Лисовский.

В данном случае Gilmon установил безоплатную систему продажи купонов, которая, с одной стороны, позволила привлечь больше рекламодателей-партнеров, а с другой, рядовому пользователю стало гораздо удобнее оформить купон бесплатно и рассчитаться за него на месте.

Самые успешные идеи челябинского Интернета (да и российского в целом) — это локализация западных проектов. Именно поэтому в будущем регионе стоит ждать порталы, аналогичных тем, что уже давно популярны в США или Европе. Как, например, система интернет-бронирования отелей booking.com. Подобный проект уже в разработке у одной из местных компаний, но подробности пока не раскрываются. 

Полностью рейтинг порталов в Челябинске можно посмотреть на специальной странице

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.