Какие сайты просматривают в Челябинске и почему?

Региональный интернет-рынок сформировался в нулевых, и теперь зайти на него сложно: все ниши заняты. Впрочем, исключения тоже есть. DK.RU разобрался, какие сайты просматривают чаще всего и почему.

Региональный Интернет придумали и создали (во всех смыслах этого слова) местные веб-студии. Во конце 90-х в городе появился новый перспективный бизнес — создание веб-сайтов для предприятий. На рубеже десятилетий появилось множество небольших компаний, среди которых «Парамон Онлайн», «Уралмедиа», «Агентство развития бизнеса», Dextra и др. Рынок только формировался, но уже было видно, что поле для деятельности огромное. Тем более Челябинск, как показало время, вполне прогрессивный город с точки зрения присутствия бизнеса в сети. Согласно последним исследованиям компании «2ГИС», Челябинск попал в пятерку городов с наибольшей долей организаций, у которых есть собственный сайт.

Интернет в 74 регионе

Одним из главных игроков рынка стала компания «Мировая паутина», которая возникла в конце 90-х гг. и за несколько лет успела сделать более 200 сайтов. В какой-то момент времени для игроков стало очевидным, что сайты могут не только продвигать бизнес и быть приложением к нему, но и сами по себе быть успешным бизнесом. Одними из первых, не привязанных к торговле и производству сайтов были chelyabinsk.ru и chel.ru, зарегистрированные в 1996 г. Но переломным моментом можно считать возникновение в 2000-м г. портала 74.ru, который на долгое время вообще стал синонимом слова «Интернет» в Челябинской области.

Именно тогда сайт начали воспринимать как самостоятельную бизнес-единицу: он включал несколько разделов, таких как каталог, почта, работа, форум и был подключен к службе продаж. Впрочем, на первых порах менеджерам приходилось показывать клиентам, как пользоваться Интернетом, вспоминают в компании.

В этом же году, оценив потенциальные возможности рынка, компания «Мировая паутина» начала экспансию в другие регионы, за один год зарегистрировав порядка 30 доменов в разных областях и по такому случаю переродившись в другой проект — Rugion. За четырнадцать лет холдинг «освоил» 9 областей и создал около 40 сайтов. Регионов в итоговом списке могло быть и больше, но в некоторых городах по разным причинам (слабый интернет-рынок, дешевая реклама в Сети и пр.) приходилось закрываться.

По настоящему бизнес обратил внимание на Интернет в начале нулевых. В городе стали скопом появляться не только специализированные, тематические сайты, но и все то, что уже существовало в Интернете федеральном: поисковики, почтовые агенты и даже в определенный момент соцсети. Выживали немногие.

«Оставались проекты, которые имели четкую «привязку» к местности, т. е. ориентированные на регион. Объясняется это просто — остальных легко вытеснили с рынка федеральные сайты, поскольку без глубокой отраслевой локализации местные сайты не имели особых преимуществ и не могли с ними конкурировать», — объясняет генеральный директор компании INTEC Ярослав Голуб.

Новые СМИ

Первое полноценное интернет-СМИ Челябинска (и как показало время — самый востребованный формат регионального сайта) возникло в 2002 г. Именно тогда на «74-ке» появился первый журналист. С тех самых пор группа сайтов 74.ru остается лидером (а долгие годы и вовсе монополистом) местного медиапространства, имея в своем портфеле множество сайтов, каждый из которых держит первенство в своей сфере. Собственно в этом и заключается одно из конкурентных преимуществ холдинга — многопрофильность. Генеральный директор ГК Rugion Юлия Шевченко сравнивает 74.ru с супермаркетом:

«Здесь найдется все: от квартиры, машины, работы, курсов валют до погоды и новостей».

Основные же статьи дохода группы — классифайды: деньги приносит коммерческий доступ к сервисам «Работа», «Недвижимость» и «Авто». Чуть менее доходна медийная реклама и коммерческие информатериалы, еще чуть меньше — видео и спецпроекты.

Последние серьезные перемены на локальном рынке произошли в середине нулевых, когда появились новые игроки — в основном те, чей основной бизнес стал «подъедать» интернет-газеты, журналы, справочники.

«Картина начала меняться, когда на рынок начали заходить федеральные проекты с большей аудиторией или профессиональной командой», — рассказывает Андрей Ситко, генеральный директор «Ситко.ру».

Появились такие сайты как chel.kp.ru, dk.ru, kursdela.biz и т.д. Этот процесс продолжается, что вполне понятно: рынок интернет-рекламы растет очень быстро (за 2013 г. он вырос на 27% по России), чего не скажешь о рекламе в традиционных СМИ.

74.ru стал терять свою монополию на медиапространство региона.

«Сейчас этот ресурс также является сильным проектом, с высокими позициями и компетентной командой, — рассуждает Ярослав Голуб. — Однако в последнее время 74.ru утратил статус регионального новостного сайта №1 и большую долю его целевой аудитории перетянули специализированные новостные агентства: dostup1.ru, 1obl.ru».

По мнению эксперта, 74.ru из ведущего новостного сайта трансформировался в конгломерат региональных досок объявлений. И тут его позиции достаточно крепки.

Купить дешево

Если посмотреть на рейтинг самых посещаемых сайтов «ДК», то кроме информационных ресурсов можно выделить еще две большие группы сайтов, которые востребованы — это так называемые справочники и интернет-магазины.

Причина такой популярности в поисковом трафике, рассказывают эксперты. Огромный потенциал трафика для большинства сайтов — это запросы из поисковика. А позиция того или иного ресурса в поисковой системе напрямую зависит от количества страниц, находящихся в индексе поисковика. У справочников по определению гораздо больше страниц, чем у любых других сайтов.

Еще одна причина — в высокочастотных коммерческих запросах. Такие страницы имеют коммерческие запросы, которыми чаще интересуются люди (в отличие от информационных запросов), тем самым получая мощный трафик.

«Нет смысла находиться в топе по запросу «Сегодня произошла коммунальная авария в Копейске». Поскольку такие запросы просто никто не вводит. Ищут как правило коммерческие — «Купить двери в Челябинске дешево» и пр.», — поясняет г-н Голуб.

Для справочников самое главное — сделать удобный сайт, чтобы посетитель сразу нашел то, что нужно, рассказывает менеджер проекта Qlaster.ru Константин Эзугбая. Этот ресурс возник в 2009 г., но импульс к развитию получил только в 2011 г. Тогда за сайт взялись всерьез — поменяли дизайн, оптимизировали поиск и т.д. Сейчас его посещаемость 40-45 тыс. человек в сутки, ресурс присутствует в трех областях — Тюменской, Челябинской и Свердловской.

«Мы внедрили отзывы о компаниях на ресурсе, что сыграло на посещаемости», — комментирует г-н Эзугбая.

Еще одна точка для роста популярности справочников (до 30% пользователей заходят на такой сайт через смартфон) — мобильная версия и приложение. Скоро команда портала планирует запустить первое и задумывается над вторым.

Ждать ослабления интереса к справочникам не стоит. Популярность запросов определяется интересами пользователей. А она очень статична, рассказывают эксперты. Людей всегда больше интересуют их личные потребности, чем новостной фон или что-то еще.

Идея на 4 млн

Лидером в секторе сетевого ритейла в Челябинске является Idei74.ru  — интернет-магазин, выросший из «оффлайнового» четыре года назад. Занять эту высоту было не так просто, рассказывает генеральный директор «IdeЯ!» Дмитрий Симоненко:

«Главное было выиграть гонку за доверие покупателей. Это значит полностью выполнить взятые на себя обязательства по доставке, срокам и т.д.».

Чтобы стать первым на рынке, г-ну Симоненко понадобилось два года упорного труда. Чтобы окупить проект — еще больше. По планам инвестиции в размере $4 млн окупятся только в этом году, спустя четыре года после запуска.

«Раньше был такой миф, что открыть интернет-магазин практически ничего не стоит. Что, конечно, неправда. Это очень серьезный бизнес, требующий огромного количества ресурсов».

Конкурировать «Идее», филиалы которой есть в 15 городах, придется с федеральными сетями, которые массово стали выходить на рынок примерно в тоже время, что магазин Дмитрия Симоненко, но сейчас усилили свое внимание в Сети.

«В этом году произойдет увеличение доли интернет-торговли крупнейших федеральных игроков на рынке ритейла, которые сократят площади магазинов, преобразуя их в меньший формат «оффлайн-витрин».

Рынок интернет-торговли региона растет меньше, чем на то рассчитывали местные игроки — за этот год он прирастет 5%, что связано с общей негативной экономической ситуацией. Тем не менее, по сравнению с другими городами России Челябинск выглядит вполне уверенно. По данным shopolog.ru, город входит в пятерку крупнейших онлайн-покупателей по России.

Занять место

Успех каждого сайта индивидуален и, как правило, неповторим. Точно можно сказать, что одним из главных факторов любого выдающегося результата на этом поприще — это команда проекта. Дело в том, что в отличие от традиционных отраслей экономики, на российском интернет-рынке не существует отлаженной схемы финансирования. Банки практически не выдают кредиты под интернет-проекты, а для инвестора со стороны это дремучий лес.

«Первые два-три года интернет-проекты развиваются только за счет энтузиазма команды. И если команде хватает уверенности в своем проекте до того момента, когда он выходит на окупаемость и становится стабильным бизнесом, то проект получает источники финансирования, если нет — он умирает, — рассказывает Ярослав Голуб. — Основная часть команд — это выходцы из веб-студий или фриланс-сообщества, которые хорошо знакомы с технологиями и видят в них потенциал».

Юлия Шевченко вспоминает, что прорыв для 74.ru случился тогда, когда появился качественный редакционный контент и спецпроекты.

«Главное в успехе сайта — это эксклюзивность и интерес», — считает Павел Сергиенко, владелец информационного сайта hornews.ru. Он вместе с коллегами попытался сделать в регионе lifenews, но с одним существенным отличием: быстрые и эксклюзивные новости подаются здесь в «позитивном» ключе.

С другой стороны популярность интернет-сайтов определяется силой человеческой привычки.

«Когда пользователь встречает тот или иной сайт, который удовлетворяет его определенную потребность, он начинает им активно пользоваться и его уже перестают интересовать аналогичные сервисы и сайты, поскольку, потребность уже удовлетворена и нет особой нужды «менять шило на мыло», — рассказывает г-н Голуб.

Именно в этом, по его мнению, кроется секрет стабильности почти всех крупных интернет-проектов.

«Очень важно оказаться в нужном месте в нужное время», — резюмирует эксперт.

С этим соглашается Борис Лисовский, гендиректор «Proдвижения» — компании, в которой семь лет назад придумали агрегатор туристических предложений — tur74.ru. Эксперт рассказывает, что за  эти годы сайт, который, к слову, сейчас работает на устаревшей платформе, много раз копировали, но составить конкуренцию ему так ни разу и не смогли.

«Создать свой сайт можно, но зайти на занятый рынок очень тяжело», — объясняет г-н Лисовский.

В этом правиле тоже есть исключения. Например, успешно вышел на конкурентный рынок коллективных покупок челябинский сервис gilmon.ru, который буквально за два года занял лидирующие позиции в своем сегменте и успешно потеснил таких известных мастодонтов, как groupon.ru, biglion.ru и др.

«На занятый рынок можно выйти. Главное сформировать правильное торговое предложение и попасть в тренд. Сыграть на настроениях клиентов», — утверждает г-н Лисовский.

В данном случае Gilmon установил безоплатную систему продажи купонов, которая, с одной стороны, позволила привлечь больше рекламодателей-партнеров, а с другой, рядовому пользователю стало гораздо удобнее оформить купон бесплатно и рассчитаться за него на месте.

Самые успешные идеи челябинского Интернета (да и российского в целом) — это локализация западных проектов. Именно поэтому в будущем регионе стоит ждать порталы, аналогичных тем, что уже давно популярны в США или Европе. Как, например, система интернет-бронирования отелей booking.com. Подобный проект уже в разработке у одной из местных компаний, но подробности пока не раскрываются. 

Полностью рейтинг порталов в Челябинске можно посмотреть на специальной странице

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.