Подписаться
Курс ЦБ на 30.11
74,98
84,48

Как выжить во время финансового кризиса?

Обсуждение вопроса началось с того, что модератор ЮЛИЯ КУЛЬЧИЦКАЯ, директор компании «Мак-групп», предложила экспертам «Дискуссионного клуба» поделиться своим опытом: за счет каких ресурсов противо

Челябинские компании уже успели убедиться, что самые уязвимые участки бизнеса, по которым кризис ударил больнее всего, — это финансы, персонал, клиенты, а также маркетинговые и рекламные бюджеты. Участники очередного «Дискуссионного клуба», организованного «Деловым кварталом» совместно с компанией «Мак-групп», обсудили, как оптимизировать свой бизнес, чтобы остаться на плаву в жестких экономических условиях.эксперты
Дмитрий Довбня
директор рекламного агентства «Иероглиф»
Олег Иванов
генеральный директор ГК «Рестостар»
Мария Можайцева
генеральный директор выставочного центра «ЮжУралЭкспо»
Елена Мозолева
директор челябинского представительства банка «Национальная Факторинговая компания» (НФК)
Юлия Петрова
директор компании «Ассоциация Содействия бизнесу»
Дмитрий Серов
генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика»
Илья Сотников
директор по развитию консалтинговой группы «Гуляева и партнеры»
Алевтина Юдаева
директор по развитию ГК «Азия» (отель Holiday Inn) Где взять средства для развития, если банк не дает кредит?
Как удержать позиции компании на рынке, не увеличивая издержки?
На чем можно заработать в условиях снижения спроса?

Обсуждение вопроса началось с того, что модератор ЮЛИЯ КУЛЬЧИЦКАЯ, директор компании «Мак-групп», предложила экспертам «Дискуссионного клуба» поделиться своим опытом: за счет каких ресурсов противостоят кризису их компании? МАРИЯ МОЖАЙЦЕВА, генеральный директор выставочного центра «ЮжУралЭкспо», рассказала, что спрогнозировала кризис и начала подготовку к нему еще летом 2008 г. Просчитать надвигающиеся экономические потрясения г-же Можайцевой, по ее словам, помогли многолетний стаж работы арбитражным управляющим и постоянный мониторинг изменений на основных рынках силами «ЮжУралЭкспо». В рамках антикризисных мероприятий были проинвентаризированы все проекты компании и выделены наи-более перспективные. В результате было принято решение разработать и внедрить ряд новых продуктов в формате выездных мероприятий, которые должны прийти на смену традиционным выставкам. «Выставочная деятельность, как таковая, в Челябинской области не развита, поскольку отсутствует культура посещения выставок», — объяснила нововведения Мария Можайцева. Следующим шагом, по ее словам, стало обучение персонала: «Выстоять в кризис можно только имея высокоподготовленную, профессиональную команду. Поэтому мы проводим обучение коллектива, выделяя деньги на то, чтобы подтянуть коллектив под новую реальность. После этого у нас запланирована аттестация. Кроме того, мы готовим новую систему мотивации сотрудников».

Самое ценное сейчас — это команда профессионалов, которая зачастую набиралась годами, подтвердил ОЛЕГ ИВАНОВ, генеральный директор ГК «Рестостар». Практически во всех бизнес-подразделениях «Рестостара» идет аттестация персонала, а прием на работу новых сотрудников был прекращен в ноябре. «Многократное сокращение издержек — это, на мой взгляд, самое разумное и практичное, что можно сделать сейчас. И мы это делаем», — негромко, но твердо сказал г-н Иванов.

ЕЛЕНА МОЗОЛЕВА, директор челябин- ского представительства банка «Национальная Факторинговая компания», заявила, что в НФК подготовка к грядущему кризису началась еще девять лет назад. По залу прошел шепоток удивления. «Мы девять лет отстраивали систему риск-менеджмента и к кризису подошли подготовленными. Именно это позволило нам выжить сейчас», — пояснила г-жа Мозолева.

Своим антикризисным секретом поделилась и ЮЛИЯ ПЕТРОВА, директор компании «Ассоциация содействия бизнесу». Под угрозой новых экономических реалий оказалось ее любимое бизнес-направление — туристическая компания «Босс-клуб», которая год назад появилась в непривычном для Урала сегменте яхтенного VIP-туризма. «Сначала мы немного приуныли, — рассказала г-жа Петрова, — но все равно в сентябре организовали Вторую Уральскую регату, а потом предприняли нестандартные действия: мы сразу же пошли на переговоры с английскими партнерами. У них тоже кризис, и они нам предоставили необычайно мягкие условия, хотя мы еще не набрали тот объем яхтенных продаж, при которых в обычных условиях могли бы рассчитывать на скидку. Поэтому мой совет — надо идти на диалоги с банками, партнерами, поставщиками».

А вот АЛЕВТИНА ЮДАЕВА, директор по развитию ГК «Азия», спокойно сообщила собравшимся, что ее компания к кризису не готовилась и практически его не чувствует. «Во все времена мы много и тяжело работали, и сейчас просто продолжаем это делать, — сказала г-жа Юдаева. — Я кризисы люблю, потому что это, с одной стороны, великолепная возможность реально посмотреть на ситуацию вокруг. А с другой стороны — интересных, инновационных решений за этот период родится столько, сколько мы даже не предполагали, если бы кризиса не было».

Урезать затраты не единственный способ пережить кризис

Одним из самых главных и ощутимых последствий мирового кризиса для челябинского бизнеса стало резкое сокращение объемов выдаваемых кредитов: банки гораздо щепетильнее относятся к выбору кредитополучателя и на всякий случай закладывают свои возросшие риски в процентную ставку, делая получение кредита малопривлекательным или вообще бессмысленным. В то же время авторитетные российские и западные гуру-маркетологи уверяют, что сегодня компаниям, как никогда, необходимо развиваться, увеличивая свою долю рынка за счет фирм, выходящих из игры. Где же брать деньги на развитие?

Применительно к ресторанному биз.несу Олег Иванов осторожно сказал, что, действительно, стоит вопрос о целесообразности развития, но, видимо, лучше вместо этого работать над снижением потерь. По словам эксперта, в октябре 2008 г. в челябинских ресторанах наблюдался спад посещаемости на 20%, в ноябре — уже на 30-50%, а доходность снизилась еще больше. «Те, кто вовремя сейчас остановился, дальше продолжат плавание», — подытожил г-н Иванов. Точку зрения коллеги поддержала и Елена Мозолева: «Развивать бизнес в кризис — неоправданно». Оппонентом выступил один из гостей — ДМИТРИЙ ДОВБНЯ, директор рекламного агентства «Иероглиф». Он привел пример из собственной практики: «Иероглиф» взял лизинговый кредит и успешно его вернул. «Сегодняшняя ситуация — это системный кризис, — напомнил г-н Довбня. — Вспомните 1991 г.: тогда кооперативы брали кредиты, а через год отдавали их с одной зарплаты. Да, деньги дорожают, но это просто экономический виток. Если вы хотите развивать свой бизнес, то развивайте. Корректировать планы в связи с кризисом необходимо, но отказываться от развития нельзя». Дмитрия Довбню поддер-жала Юлия Петрова, предложив искать резервы внутри компании. Г-жа Петрова привела пример одной из челябинских фирм: осенью банк прекратил ее кредитование, но каждый из топ-менеджеров смог взять потребительский кредит на 1,5 млн руб., и тем самым фирма была спасена. Юлия Петрова рассказала также случай из жизни другой компании, руководители которой когда-то начинали свою карьеру в ней простыми менеджерами. И после вынужденного сокращения персонала, им пришлось «вспомнить молодость»: теперь в первой половине дня они — директор по маркетингу и коммерческий директор, а во второй половине дня переходят в кабинет, где сидели менеджеры, и работают вместо них.

Немного примирить разошедшихся коллег смогла Мария Можайцева, высказав свою точку зрения: минимизация затрат — это лишь один из путей, который может избрать компания. Существует еще стратегия развития новых продуктов. Ведь ресурсы на самом деле никуда не делись, они просто из одного сегмента ушли в другие. И нужно лишь проанализировать рынки и найти сегменты, в которые ресурсы ушли. «Да, люди перестали питаться в ресторанах, но при этом сфера развлечений остается, ведь люди уже привыкли развлекаться вне дома. Они уйдут, например, из ресторанов, но зато придут в какие-то другие места», — пояснила свою мысль г-жа Можайцева. Олег Иванов тут же поспешил уточнить: «Никто не говорит о том, что ресторанный или ювелирный рынок «загнулся». Он просто переживает период трансформации. Наша компания на ювелирном рынке проводит акцию «Миллион за «Адамас», которая с огромным бюджетом идет в четырех областях Урала, плюс проходят локальные ювелирные выставки. Жизнь не останавливается, и бизнес идет. Да, многие предприятия будут трансформироваться, кто-то закроется. Но народ как ходил по ресторанам и кафе, так и продолжит, потому что менталитет действительно уже складывается: по кухням люди сидеть уже не будут. Да, параллельно с посещаемостью падает средний чек, потому что посетители тратятся меньше. Но одним из решений в этом случае может стать более демократичное меню и расценки».

Кризис — это возможность заработать

Более оптимистичный тон обсуждению задал один из гостей «Дискуссионного клуба» — ИЛЬЯ СОТНИКОВ, директор по развитию консалтинговой группы «Гуляева и партнеры». «Участвуя в работе и жизни 16 предприятий, могу с уверенностью сказать: те, кто упорно работал последние пять лет, сегодня не ощущают кризиса», — заявил г-н Сотников. По его подсчетам, в среднем бизнесе готовятся к банкротству лишь около 15% компаний. Еще 15% не потеряли в продажах, более того, некоторые успешно развиваются на собственные деньги и планируют открытие новых точек. Остальные 70% компаний находятся где-то между этими полюсами. «Рынки сократились, закупки уменьшились, поэтому, чтобы сохранить объемы, компания вынуждена «быстрее бегать» — обслуживать больше клиентов», — резюмировал г-н Сотников.

Коллегу горячо поддержал ДМИТРИЙ СЕРОВ, генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика». Его компания успешно пережила трудности и 1992, и 1998 гг., потому что кризис, убежден г-н Серов, это время зарабатывать: «Когда работаешь на спокойном рынке, возможностей мало, и приходится выдавливать каждый процент. А во время кризиса все наоборот». Главное, по мнению г-на Серова, выискивать антитренды и использовать их: «Все будут работать меньше — а мы увеличиваем время работы. С января будем работать до 23  часов, в первом квартале 2009 г. перейдем на круглосуточный режим. Все сокращают персонал — а мы его набираем, потому что когда, если не во время кризиса, можно взять столько хорошего персонала за нищенские деньги? Все будут поднимать цены, потому что евро растет, — а мы будем цены держать. Все сокращают рекламные издержки — а мы их увеличим. Да, средний чек падает, но он не будет падать вечно. И если использовать кризис для захвата доли рынка, то эти клиенты потом останутся и средний чек у них вырастет».

Дмитрий Серов говорил эмоционально, взволнованно и сумел убедить большинство собравшихся. С коллегой согласилась и Алевтина Юдаева: «Мы тоже получаем кайф от кризиса. Все вокруг говорят, что на строительном рынке кризис, а я получаю давно забытое удовольствие от работы с профессионалами. И как раз теперь, когда компании закрываются, а зарплаты уменьшаются, можно за достаточно небольшие деньги найти адекватных специалистов».

После этого модератор Юлия Кульчицкая поинтересовалась, на чем именно может компания зарабатывать в кризис? «Я продолжаю настаивать, что продукт имеет значение, — ответила Мария Можайцева. — Если то, что вы делаете, востребованно, то вы будете зарабатывать: люди и предприятия будут приобретать ваш товар или услугу». И привела в пример свою компанию, которая организовала в богатых регионах — Сочи и Краснодаре — постоянно действующие выставки предприятий строительной отрасли, зарабатывает на комплексном обслуживании предприятий, а также проводит выездные православные выставки, которые в условиях духовного кризиса оказались востребованными. «Мы провели православные выставки в Нижневартовске, Сургуте, Самаре и Казани. Посещаемость сумасшедшая!» — заверила г-жа Можайцева. «Зарабатывать можно на чем угодно, — поддержал обсуждение Олег Иванов. — Просто в каждом бизнесе своя специфика зарабатывания денег». Конечно, уточнил г-н Иванов, спрос, например, на ювелиирные украшения может колебаться, но если потребители окажутся перед выбором, какой подарок купить, многие отдадут предпочтение ювелирным украшениям. «Во-первых, это инвестиции в вечные ценности, а во-вторых, ликвидность украшений из золота очень высокая», — обосновал свою уверенность Олег Иванов. Объясняя, на чем будут зарабатывать заведения общепита, г-н Иванов рассказал, что 90% посетителей сейчас желают получить то же меню, что и до кризиса, но за меньшие деньги. И если компания хочет удержать посетителя, то ее задача — предложить клиенту докризисное качество по доступной цене.

К беседе вновь подключилась Юлия Петрова: «В любом бизнесе сейчас нет тупиков и остаются возможности и пути развития». Чтобы проиллюстрировать этот тезис, г-жа Петрова рассказала о том, что свой ежегодный проект — «Детский яхтинг» для директоров с детьми — «Ассоциация содействия бизнесу» раньше проводила в Хорватии, Турции и Греции. А в 2009 г. проект будет перенесен на озеро Тургояк и с большим количеством детей, что позволит не снизить рентабельность проекта. Кроме того, Юлия Петрова призвала всех сконцентрироваться на диалоге с постоянными клиентами, напомнив, что привлечение нового клиента обходится компании в восемь раз дороже, чем сохранение постоянного, особенно в этот трудный период. «Для нас всех кризис — это возможность повернуться лицом друг к другу и по-настоящему полюбить друг друга как клиентов», — под аплодисменты гостей резюмировала Юлия Петрова.

Самое читаемое
  • Двух руководителей челябинского завода отправили в колониюДвух руководителей челябинского завода отправили в колонию
  • Бывший вице-мэр Челябинска Олег Извеков стал фигурантом нового уголовного дела о взяткеБывший вице-мэр Челябинска Олег Извеков стал фигурантом нового уголовного дела о взятке
  • Известный челябинский рок-музыкант зарегистрировал свой псевдоним как товарный знакИзвестный челябинский рок-музыкант зарегистрировал свой псевдоним как товарный знак
  • За езду по «выделенкам» на Комсомольском проспекте начнут штрафовать в декабреЗа езду по «выделенкам» на Комсомольском проспекте начнут штрафовать в декабре
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.