Как связать все министерства

Любой IT-компании работать с госорганами гораздо сложнее, чем с бизнесом: все сроки проектов жестко регламентированы и изменить их нет никакой возможности.

Тем более если речь идет о создании системы регионального электронного правительства: такая  работа требует огромной ресурсной базы и уникальных компетенций.  Как оказалось,  в Челябинской области на это способна только одна компания.

«ЛАНИТ»  – один из крупнейших разработчиков бесплатных масштабируемых решений для государственного сектора.  Главные игроки  рынка IT, и в  частности, участники федерального проекта «Электронное правительство» (ЭП) - Минсвязи РФ, «Ростелеком», «Ланит» давно знакомы.  Очень важный нюанс: отношения игроков сложились до того, как правительство инициировало  перевод госуслуг  в электронный вид.

В 2009 году разработкой ЭП в России начал заниматься «Ростелеком (только на создание федерального ЭП он получил $30 млн). В соответствии с постановлением правительства РФ,  компания  был признана единым оператором инфраструктуры проекта и, по сути, - единственным ответственным лицом.

Электронное правительство, если пренебречь техническими тонкостями,  состоит из двух больших частей. Первая часть -инфраструктурная. Это  каналы связи между органами исполнительной власти и муниципалитетами, центры обработки данных, куда стекается вся информация, программные и аппаратные средства, отвечающие за бесперебойность потоков. Созданием всех этих элементов  должен заниматься «Ростелеком».  Наполнять инфраструктуру:  разрабатывать информационные системы, которые бы  взаимодействовали между собой – задача его партнеров

Увеличить штат  втрое

С 2011 года, когда «Ростелеком»  в регионах стал привлекать подрядчиков, последние столкнулись с серьезными проблемами: уже на начальном этапе чувствовалась нехватка профессиональных кадровых  ресурсов.   «Штат сотрудников у некоторых партнеров «Ростелекома» увеличивался в 2-3 раза каждые полгода», - рассказывает директор проектного офиса «ЛАНИТ-Урал» АЛЕКСАНДР БОЕВ.

В Челябинской области ответственным  за наполнение инфраструктуры был назначен «ЛАНИТ-Урал»  (Федеральная компания  «ЛАНИТ»  заключила контракт с «Ростелекомом» и передала полномочия на местах своим «дочкам»).  Сначала проектом занимались шесть человек - спустя полтора года их  стало уже 21. «Сейчас это треть от общего количества работников, при этом сам проект приносит  30-35% от общего оборота компании», - замечает генеральный директор «ЛАНИТ-Урал» АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ.

Компания разрабатывает электронные формы на едином портале госсуслуг и обеспечивает попадание готовой формы в информационную систему конкретного ведомства, как правило,  используя межведомственное взаимодействие.  На автоматизации «межведа» в 2012 году компания делает особый акцент. «Чиновник в рамках оказания госуслуги сейчас обращается к своему коллеге из смежного ведомства не посредством личной или курьерской почты, а с помощью информационной  системы», - поясняет г-н Боев.   Происходит это так: благодаря настроенной  маршрутизации запрос  попадает в то ведомство, которое необходимо. Там готовится нужный документ и по этой же системе он отправляется обратно.  При этом все «бумаги»  подписываются электронно-цифровыми подписями, что обеспечивает юридическую значимость транзакций.  В результате у заявителя полный набор документов, который ему необходим.

Работать на государство

До этого проекта «ЛАНИТ-Урал»  больше работал  с промышленниками.  В частности, компания занималась созданием  «виртуального  факса» (система, позволяющая отправлять и принимать факсы посредством электронной почты или через веб-интерфейс) для «ЧКПЗ», разработкой плана автоматизации златоустовского  метзавода  и проч.  Заказы от государства тоже были, и эти деньги доставались потом и кровью.

АНАСТАСИЯ КАНЕВСКАЯ, руководитель проекта «Электронное правительство»  компании «ЛАНИТ-Урал»:  «Госсектор  четко исполняет нормативно-правовые акты, а это всегда ограничивает и усложняет работу».  При реализации любого крупного IT проекта  в процессе  возникает много изменений.  То, насколько оперативно на эти изменения может реагировать  разработчик,  напрямую влияет на итоговые сроки реализации проекта.  Но при работе с госструктурами управлять изменениями просто невозможно.  «Нет никакого инструмента для изменения срока реализации проекта. Если мы подписались на какую-то дату, то должны сделать все, чтобы уложиться в этот срок – отмечает Александр Боев. - Объем работ очень большой. Мы работаем значительно больше, чем 5 дней по 8 часов».  По его словам, за два года компания уже привыкла работать с чиновниками и теперь  старается заранее  отвоевать дополнительный ресурс по времени, понимая, что некоторые процедуры могут затянуться.

Ведомства являются не прямыми, но функциональными заказчиками  (прямой – это  Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, а генеральный подрядчик -  «Ростелеком»).  Но они предъявляют свои требования к содержанию форм на портале, к процессу оказания услуги и,  по сути, принимают работы.  К тому же всех чиновников  приходиться учить. «Все учатся довольно быстро. Но самые скрупулезные  работники - в министерстве социальных отношений.  Ониинтересуются всеми особенностями и нюансами, что очень похвально», - рассказывает г-н Боев. 

В компании даже есть особый сотрудник– он  занимается теорией и развитием  электронного правительства,  а также  информационно-аналитической поддержкой госорганов.  Он  знает последние и главные тренды и готов всегда проинформировать ведомства.  Кроме него -  в структуре компании есть группа бизнес-аналитиков  (8 человек)  и  группа инженеров - программистов. Аналитики исследуют  регламент предоставления услуг и  «рисуют» процессы, программисты их  обрабатывают и «зашивают» в автоматизированные системы.

Вынужденная монополия

В 2012 году  быстрорастущий  отдел «ЭП» в структуре ЛАНИТ-Урала был выделен в отдельное бизнес - направление.  С одной стороны из-за проектного подхода, с другой,  чтобы избежать путаницы в  управлении компанией и двойного подчинения. «Это приоритетное направление и  люди там  на 100% занимаются только ЭП, не отвлекаясь на другие проекты»,  - объясняет ЕВГЕНИЙ КИРЖАЦКИХ, заместитель генерального директора по работе с госсектором «ЛАНИТ-Урал».  Руководителем направления  был назначен  Александр Боев.

Но в этом же году, совсем некстати, изменился механизм определения  игроков  для реализации ЭП. Теперь подрядчиков надо было искать с помощью открытого конкурса, и кроме того – делать это следовало ежегодно. Нововведение могло бы здорово напугать игроков: не факт что федеральный конкурс выиграет «Ростелеком», да и участие «ЛАНИТ-Урала» в  этой цепочке тоже становится под вопросом. Впрочем,  по факту,  новые правила  никак не повлияли на общую картину: все остались на своих местах.  «Как такого внутреннего конкурса у «Ростелекома» не было»,  - поясняет Евгений Киржацких.  Дело в том, что в регламентах Ростелекома записано:  если какая-то компания  обладает единственной компетенцией  на данной территории, то такой конкурс проводить нет необходимости. «В Челябинской области кроме нашей компании никто не может предоставить необходимых услуг», - уверен г-н Киржацких.

Александр Боев  также склонен думать,  что «Ланит-Урал» в ближайшие годы не останется без заказов:  «Сегодня у  «Ростелекома»  и его  партнеров,  которые занимаются внедрением ЭП  по всей России, сложилась серьезная аналитическая и техническая база. Таких ресурсов у «сторонней» компании просто нет».  По его словам,  были прецеденты когда «Ростелеком» проигрывал  конкурсы в регионах на реализацию ЭП . «Заходили другие компании,  но их цель была не сделать качественный проект,  а,  скорее, получить быстрые деньги в качестве предоплаты и исчезнуть», - комментирует эксперт.  Другие же фирмы сталкивались с тем, что выполнить те работы,  на которые они подписались в установленные сроки нереально  - нужна развитая подготовленная инфраструктура, колоссальный опыт и  знания. 

Александр Боев акцентирует внимание на том, что контракты получены в рамках рыночных отношений, ни о каких неконкурентных преимуществах речи не идет. «Все торги проходят на открытых площадках.  Это рыночная  обстановка: участвуем не только мы, но и другие компании.  Принимать участие в торгах приходится  регулярно», - рассказывает эксперт.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.