Подписаться
Курс ЦБ на 24.10
76,46
90,41

Как «МОБИОНИКА» завоевала три рынка подряд - 28.07.2008

Когда рынок обещает 20-кратный рост, мало кто из бизнесменов задумывается о необходимости разработки инновационных продуктов, перспективы которых только начинают проясняться. Для компании «МОБИОНИК

Когда рынок обещает 20-кратный рост, мало кто из бизнесменов задумывается о необходимости разработки инновационных продуктов, перспективы которых только начинают проясняться. Для компании «МОБИОНИКА», ведущего уральского производителя платежных терминалов, это нормальная ситуация. Более десяти лет «МОБИОНИКА» строит свой бизнес на том, что первой находит новые рынки и первой их покидает.
 

 

эксперты
Олег Гилёв
исполнительный директор ООО «Киберсити»
Алексей Константинов
генеральный директор компании «МОБИОНИКА»
Игорь Константинов
коммерческий директор компании «МОБИОНИКА»
Олег Пустовалов
управляющий челябинским субфилиалом компании «Евросеть»
Алексей Шестаков
директор по развитию холдинга «Русский Дом» (ТЦ «Фокус)

Кто сделает бизнес на информационных киосках?
Почему нельзя заработать на картоматах?  
Как часто надо менять сферу деятельности?

Пятница, 3 октября 2025 г. Уставший покупатель второй час перемещается по движущимся дорожкам огромного супермаркета «ТехноВидео» в поисках подарка. Казалось бы, 60 тыс. кв. м торговых площадей, а подходящий товар все как-то не находится. Последний раз окинув взглядом распродажу стереопанелей с диагональю экрана в 3 м, мужчина покидает торговый центр и на крыльце сталкивается с улыбающимся роботом, на костюме которого ярко блестит логотип конкурента техноторговой сети. «Я вижу, вы так и не смогли найти то, что вам надо, — бодро начинает свою речь электронное существо. — А у нас как раз сегодня начинается сезон скидок. Вы только посмотрите (На вмонтированном в корпус робота экране проявляется красочная голограмма.) — автоматические пельменелепщицы с модулями шоковой варки и заморозки дешевле на 80%. Каждому купившему холодильник — обновление антивируса бесплатно в течение года! Вы можете воспользоваться бесплатной нуль-транспортировкой до нашего магазина...»

Нуль-транспортировка — это дейст­вительно фантастика, а вот первый шаг к роботам, переманивающим покупателей у конкурентов, уже сделан. Компания «МОБИОНИКА», производитель платежных терминалов, налаживает в Екатеринбурге выпуск инфокиосков — прообразов тех самых роботов, которые должны вывести маркетинг на новый уровень.

Зачем «МОБИОНИКЕ» предки робототехники

Коренному жителю мегаполиса не совсем понятно, как можно заблудиться в центре — он слишком мал для этого. Но человеку, оказавшемуся на улице чужого города, так не кажется. Чтобы облегчить жизнь туристам, администрация Екатеринбурга пошла на эксперимент: в 2007 г. на улицах появились первые терминалы с сенсорными экранами, которые не только должны дать путешественникам возможность сориентироваться в пространстве, но и предоставить справочную информацию о достопримечательностях, отелях, ресторанах, транспорте и т. д. Пока таких терминалов в Екатеринбурге меньше десятка, но в других городах страны нет и этого.

Информационные киоски (один из видов которых — городские справочные терминалы) — продукт для страны новый и пока не освоенный, но у него огромные перспективы. По сути, это обычный компьютер, только вмонтированный в изящный вандалозащищенный корпус. Средство ввода информации на нем — сенсорный дисплей, специальная клавиатура или джойстик. Интерактивность создается с помощью программного обеспечения и подключения к Интернету. Современные информационные киоски — это полноценные интерактивные информаторы, через которые можно получить доступ к любым данным, а заодно и оплатить некоторые услуги. Функционал информационных киосков заказчик может определить сам (терминал — это только платформа для реализации услуг): их можно использовать как навигационные стойки в торговых центрах, они способны заменять экскурсоводов в зоопарке или промоутеров в продуктовом магазине, стать консультантом в автосалоне.

Спрос на инфокиоски только начинает формироваться. Но если кто-то возьмется возрождать городскую справочную службу на базе таких терминалов, то поступят заказы на изготовление тысяч устройств по всей стране. Поэтому «МОБИОНИКА» усиленно вкладывает средства в развитие нового продукта. Ситуация с продвижением пока сложная. Мало кто думает об использовании такого оборудования. В прайсе «МОБИОНИКИ» семь моделей информационных киосков, но не каждая из них нашла хотя бы одного покупателя. Тем не менее предприниматели не унывают. «Это же предки будущих роботов», — уверен ИГОРЬ КОНСТАНТИНОВ, коммерческий директор компании «МОБИОНИКА». Сейчас возможностями информационных киосков интересуются производители игорных автоматов, которые были вынуждены уйти с рынка после вступления в силу ряда законов, ограничивающих игорный бизнес. Владельцы «МОБИОНИКИ» верят, что им удастся раскрутить новое направление. В свое время они первыми в городе начали продавать мобильные телефоны, затем первые освоили рынок приема платежей за сотовую связь, а сейчас лидируют на Урале в производстве терминалов по оплате этого вида связи.

Как «МОБИОНИКА» дала людям выбор

Руководители «МОБИОНИКИ» с середины 1990-х гг. ориентировались только на современный и технологичный бизнес. «На факультете международных экономических отношений УрГЭУ нас не просто учили тому, как работает мировая экономика, а формировали мировоззрение: объясняли, как не зацикливаться на собственных интересах, а воспринимать мир целиком, быть космополитом», — рассказывает г-н Константинов. В 1996-1997 гг. бизнес компании начался с сотовой связи. На тот момент в городе уже работали три оператора, предоставляющие эту услугу: «Уралтел», «Уралвестком» и «Екатеринбургская сотовая связь» (под брендом «Би Лайн»), но подключениями занимались только сами компании. Игорь Константинов: «Мы были первыми, кто объединил всех операторов сотовой связи под одной крышей, поэтому и вопросов, как назвать наш салон на пересечении улиц Куйбышева и Белинского, не было — просто «Центр сотовой связи». Он так и работает под этим названием. До того момента телефоны продавали и подключали только в офисах операторов. Было сложно убедить сотовиков, что людям нужен выбор. Тогда на рынке работали сети в стандартах NMT, GSM и DAMPS. Видимо, связисты тоже понимали, что эпоха монополизма прошла. А нам эта торговля была интересна: в то время не было более инновационного бизнеса, чем сотовая связь. Нас эта идея захватила». За четыре года компания выстроила первую сеть сотового ритейла в городе — 12 салонов. «Еще ничто не предвещало ажиотажа, мобильные телефоны были недоступны по цене большей части населения. В продажах мы конкурировали только с операторами, боялись лишь того, что они отнимут право подключать абонентов к сотовой связи», — рассказывает г-н Константинов.

Ситуация изменилась, когда сотовый ритейл перестал относится к luxury-сегменту и начал превращаться в массовый. «После прихода федералов мы каждый месяц видели, как падает норма прибыли. «Евросеть» могла себе позволить торговать даже в убыток. У них отпускные цены на некоторые модели были ниже, чем у нас закупочные», — вспоминает Игорь Константинов. Сейчас в составе компании до сих пор работают три салона сотовой связи, другие закрывались по мере снижения рентабельности, а вырученные от продажи недвижимости деньги инвестировались в новые направления. Например, в строительство гостиницы, которую должны открыть уже этой осенью. К моменту окончательного захвата рынка федералами торговля телефонами для «МОБИОНИКИ» отошла на второй план. Компания успела перепрофилироваться на прием и обработку платежей за сотовую связь.

Как «МОБИОНИКА» пропускала через себя сотни миллионов

Продажа карт предоплаты (скрэтч-карт) достаточно долго была заметной частью бизнеса любого торговца сотовыми телефонами, а для клиентов — един­ственной возможностью пополнить счет, не заходя в офис оператора. Были даже попытки выстроить отдельные сети по продаже карт оплаты. Для этого приобретали старые автоматы по продаже сигарет, переоборудованные под продажу карточек. Однако этот бизнес был чрезвычайно сложным: у автоматов не было обратной связи, они не могли сообщить владельцу о расходе товара или переполнении ящика с деньгами. Эти недочеты сильно усложняли логистику. Да и первое поколение купюроприемников оставляло желать лучшего — банкноты можно было иногда выдернуть из аппарата, он не принимал старые или мятые деньги. Руководители «МОБИОНИКИ» в свое время отвергли все предложения заняться таким бизнесом.

В 2003 г. московская компания ОСМП («Объединенная сеть мобильных платежей») начала экспансию в регионы и стала искать партнеров за пределами МКАД. Их предложение попало и в руки «МОБИОНИКИ», которая тогда была заметным игроком на местном рынке сотового ритейла. Суть предложения заключалась в следующем. Москвичи разработали открытую систему платежей, по архитектуре напоминавшую платежную платформу VISA, которая должна была объединить всех операторов сотовой связи, интернет-провайдеров и пункты приема платежей. Открытость системы подразумевала отсутствие региональной привязки, то есть можно было свободно работать с любым городом страны.

Развивалась сеть через уполномоченных агентов, которые находили новых участников и получали доли процента каждого платежа и вознаграждение. К системе подключали не только салоны сотовой связи, но и продуктовые магазины, автозаправки и т. д. «Мы сразу же активно начали участвовать в этом бизнесе и быстро стали одним из лидеров среди партнеров ОСМП. Принимали платежи сами, рекламировали эту услугу, включали в систему местных интернет-провайдеров, добавляли к ней партнеров по всей стране. Сегодня в субагентскую сеть «МОБИОНИКИ» входят партнеры из разных городов России — от Балтики до Дальнего Востока. Даже несмотря на то, что с каждого платежа, посредником в котором выступала «МОБИОНИКА», компания получала лишь доли процента, прибыль от них быстро обогнала доход от торговли телефонами. Через организацию проходили сотни миллионов рублей в месяц. Поражала не столько сумма, сколько динамика. За 2004-2005 гг. произошел рост более чем в десять раз», — рассказывает г-н Константинов. Успех был настолько ошеломляющим, что операторы сотовой связи начали закрывать свои кассовые центры: смысл их существования исчез — заплатить за связь стало легче легкого.

Как «МОБИОНИКА» рассталась с имперскими амбициями

В августе 2005 г. АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВ, генеральный директор компании «Мобионика», на одной из московских выставок впервые увидел платежный терминал и попробовал закинуть через него к себе на счет 100 руб. Платеж прошел моментально, о чем сообщило SMS. Тут же на выставке «МОБИОНИКА» заказала пару терминалов на тестирование. Как потом оказалось, свердловчане стали первыми покупателями платежных терминалов у ОСМП.

Осенью 2005 г., когда терминалы прибыли в Екатеринбург, в городе еще мало кто мог предположить, что буквально за год они оттянут на себя практически весь бизнес по приему платежей за сотовую связь, вплоть до того, что сами операторы начнут ставить их в своих офисах. А пока специалисты «МОБИОНИКИ» провели несколько встреч с владельцами магазинов по поводу установки терминалов, но везде получили отказ. Ритейлеры мотивировали это тем, что в магазинах и так слишком много оборудования — никто не станет пользоваться непонятными терминалами, которые будут лишь занимать место. На эксперимент согласились только в «Звездном». «В этом большая заслуга лично Светланы Лясс, управляющей «Звездным». Она быстро увидела перспективу. «Звездный» всегда позиционировал себя как магазин, создающий удобство для клиентов, так что для них терминалы стали выгодным преимуществом. Мы со «Звездным» моментально сработались, и руководство попросило в дополнение к первым двум поставить терминалы во все магазины торговой сети», — вспоминает Игорь Константинов. Однако пока «МОБИОНИКА» вела переговоры и тестировала услугу в «Звездном», партнеры ОСМП в других городах тоже не сидели без дела. На запрос выслать еще несколько аппаратов москвичи могли только развести руками: все поставки уже были расписаны на несколько месяцев вперед. Един­ственное, что оставалось «МОБИОНИКЕ», дабы не упустить рынок, — производить терминалы самостоятельно. Москвичи были не против, только поинтересовались: а сможете сделать? Уральцы ответили: мол, «опорный край державы» еще и не такое изготавливал.

Под сборочное производство сняли теплый склад, наняли инженеров-компьютерщиков и уже через пару месяцев, в январе 2006 г., приступили к серийному выпуску и выдали партию терминалов в 30 штук. Первые аппараты полностью соответствовали московским образцам — ОСМП тогда была больше заинтересована в распространении своей платежной системы, нежели в заработках на продаже «железа», поэтому свободно делилась технологиями. Позже «МОБИОНИКА» начала вносить в модели коррективы — в аппаратах появились ноу-хау собственной разработки. Никаких новшеств в дизайне изначально не допускали — ОСМП пыталась создать единообразную сеть терминалов, чтобы потребители видели масштаб предприятия. Сейчас эта задача уже неактуальна. Дизайн начинают менять, например, использовать корпоративные цвета заказчика.

Первые аппараты «МОБИОНИКА» расставляла сама или продавала партнерам. Сильно выручали связи, наработанные при развитии платежной системы еще до появления терминалов. Первое время постоянно приходилось тратить деньги на продвижение самой идеи платежей через автомат. Парадоксально, но больше всего проблем было в бизнес-центрах. Нередко терминалы там были не востребованы, приходилось нанимать промоутеров. Главное было уговорить человека закинуть на счет хоть 10 руб. — после этого к зачислению средств через кассу он уже не возвращался. В «Звездном» новую услугу восприняли на ура, и никакой дополнительной рекламы не требовалось. Через 3-4 месяца вслед за этой сетью потянулись и другие ритейлеры. Нередко небольшие магазинчики сами приглашали владельцев терминалов, чтобы предоставить своим клиентам дополнительный сервис.

Меньше чем за год производственные мощности компании удесятерились. Так как почти половина себестоимости терминала — это металлический корпус, «МОБИОНИКЕ» пришлось запустить два цеха по металлообработке в Новоуральске и Невьянске. К сентябрю 2006 г. объем выпуска терминалов достигал уже 500 штук в месяц, а объем продаж — почти 40 млн руб. ежемесячно. Появились заказы из других регионов России, а также из Казахстана, Украины и Армении. Г-н Константинов: «Когда-то был огромный соблазн делать аппараты только для себя и строить на них свою сеть. Собственное производство — сильный козырь. Но на одном из этапов мы не смогли договориться о размещении своих терминалов в сетях супермаркетов «Кировский» и «Купец» — зато наши партнеры нашли компромисс и поставили там аппараты, купленные у нас. С тех пор производство терминалов и развитие собственной сети по приему платежей идут параллельно друг другу как самостоятельные направления и иногда даже конкурируют». Сейчас у «МОБИОНИКИ» своя сеть более чем из 100 аппаратов, практически каждый второй терминал в городе сделан именно этой компанией (остальные терминалы изготовлены московскими и санкт-петербургскими организациями). Игорь Константинов: «Если бы мы стали лоббировать интересы сети за счет производства, то больше терминалов вряд ли бы поставили, а вот рынок продажи оборудования наверняка бы потеряли, да и не смогли бы развиться в серьезную производственную компанию, весьма заметную в России и странах СНГ».

Сегодня платежные терминалы есть уже повсюду, даже в подъездах домов. «Рынок кажется насыщенным, и поставить новый аппарат уже достаточно тяжело. Но вопрос в том, какую часть потенциальных платежей мы принимаем. Пока охватили только сотовую связь и Интернет. По большому счету, нет телевидения, нет коммунальных платежей, нет услуг традиционной телефонии, «междугородки», а еще можно платить штрафы в ГИБДД, кредиты... Потенциал роста рынка как минимум 20-кратный. Емкость огромная, главное — успеть, пока не сменилась технология», — уверенно заявляет г-н Константинов. Интересоваться терминалами начинают банки, которые рассматривают их как дополнение к сети банкоматов. Правда, кредитные учреждения требуют серьезной защиты аппаратов, и «МОБИОНИКА» начала разрабатывать такие модели. На их корпуса пойдет более толстая сталь, купюроприемники будут увеличенного объема, принтеры должны стать более производительными. Но уже сейчас рентабельность продажи оборудования по­стоянно падает, и уже скоро на горизонте появится товар-заменитель. По расчетам «МОБИОНИКИ», это происходит раз в пять лет — так что пока есть время, чтобы успеть заработать на этом рынке, а дальше — вперед, к роботам. 

 

Самое читаемое
  • В Челябинске завершили первый этап благоустройства набережной озера СмолиноВ Челябинске завершили первый этап благоустройства набережной озера Смолино
  • «Чтобы увеличить прибыль, наведи порядок на рабочем месте и в голове» — Сергей Казаков«Чтобы увеличить прибыль, наведи порядок на рабочем месте и в голове» — Сергей Казаков
  • С Кировки уберут две скульптурные композицииС Кировки уберут две скульптурные композиции
  • Премия «Человек года»: кто кормит Южный Урал?Премия «Человек года»: кто кормит Южный Урал?
  • В Челябинской области срываются сроки начала массовой вакцинации от коронавирусаВ Челябинской области срываются сроки начала массовой вакцинации от коронавируса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.