IT-компании берутся за аутсорсинг

эксперты Антон Гончаров генеральный директор ООО «Лаборатория программных продуктов» Ольга Денисова инженер-программист, координатор по бизнес- процессам СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» Полина Дуйкова директор п

Многие современные компании вынуждены в нагрузку к основному направлению деятельности заниматься еще и поддержанием IT-структуры. Поэтому все больше челябинских фирм стремятся снять с себя эту «головную боль» и передают IT на внешнее обслуживание. Число контрактов, заключаемых между предприятиями и IT-аутсорсинговыми компаниями, растет с каждым годом.

эксперты
Антон Гончаров
генеральный директор ООО «Лаборатория программных продуктов»
Ольга Денисова
инженер-программист, координатор по бизнес- процессам СК «ЮЖУРАЛ-АСКО»
Полина Дуйкова
директор по развитию и маркетингу ООО «Скайтек»
Александр Портнягин
директор компании PortVision
Андрей Успанов
директор по IT ЦТ «Молния»
Данила Шмаков
директор «ИТ Энигма» 

В чем плюсы IT-аутсорсинга?
Сколько можно сэкономить с помощью IT-аутсорсинга?
Можно ли аутсорсерам доверять важные данные?

В2001 году, когда сотрудники компании «ИТ Энигма» в очередной раз разработали и внедрили на предприятии проект по защите информации, заказчик спросил у них: «Ну и что дальше?». В компании-клиенте никто не имел представления, как обслуживать и поддерживать новую систему. Так, руководство «ИТ Энигма» пришло к решению предоставлять аутсорсинговые услуги по системам защиты информации, а заодно и по «общекомпьютерным» вопросам. «Это своеобразный вариант гарантийного обслуживания», – говорит ДАНИЛА ШМАКОВ, директор компании «ИТ Энигма».

Объем рынка IT-аутсорсинговых услуг будет расти

Рынок IT-аутсорсинговых услуг в Челябинске еще не завершил свое формирование и, по мнению экспертов, пока еще недостаточно насыщен. «Рынок любого продукта должен созреть в течение определенного времени. Мы считаем, что сейчас рынок IT-аутсорсинга в нашем регионе как раз проходит финальную стадию созревания. Об этом свидетельствуют простейшие признаки: все говорят об IT-аутсорсинге, многие начинают что-то предпринимать в этом направлении. В Москве такая ситуация была пару лет назад. В следующем году мы уже увидим появление нескольких компаний, предлагающих IT-аутсорсинг в Челябинске», – объясняет АЛЕКСАНДР ПОРТНЯГИН, директор компании PortVision.

Для IT-компаний аутсорсинг обычно выступает в роли дополнения к основной деятельности. Г-н Портнягин планирует создать отдельное предприятие по IT-аутсорсингу: «Эта сфера нам интересна. Мы видим, что есть спрос. Хотя еще мало кто на это решился, но тенденция уже понятна». Дочерняя компания начнет свою деятельность уже в начале следующего года. «В первую очередь мы начнем сотрудничество с одним из наших клиентов. Совместно с ним продумаем все процессы, в том числе собственные. Сейчас я далек от того, чтобы заявить, что мы все знаем и умеем, однако уверен, что работа с клиентом позволит нам полностью отработать схему взаимодействия», – признается Александр Портнягин.

Пока же компаний, занимающихся исключительно IT-аутсорсингом, в Челябинске нет. Данила Шмаков считает, что, делая аутсорсинг своим основным видом деятельности, компания должна позаботиться о предоставлении клиенту дополнительной услуги, например, разработки и внедрении проектов: «Дополнительная сфера деятельности дает заказчику дополнительные возможности, а значит, появляются преимущества перед конкурентами в глазах потенциальных клиентов». Это относится в первую очередь к такому виду IT-аутсорсинга, как поддержка имеющегося парка компьютеров и ПО. Компания «Скайтек» предоставляет услуги IT-аутсорсинга в области моделирования и анализа бизнес-процессов и управления информационными потоками предприятия. «Предприятие-заказчик получает реальный результат: внедрение наших решений в короткие сроки с фиксированным бюджетом и минимальными для предприятия рисками. А главное – максимальную отдачу от инвестиций в информационные технологии», – рассказывает ПОЛИНА ДУЙКОВА, директор по развитию и маркетингу ООО «Скайтек».

К IT-аутсорсингу стали обращаться крупные компании

Основная аудитория IT-аутсорсинга – небольшие компании. «Использование услуг аутсорсинговых компаний выгодно в первую очередь предприятиям среднего бизнеса, отчасти и малого. Предприятие за сравнительно небольшие деньги получает качество услуг несоизмеримо выше, чем при найме собственных специалистов», – полагает АНТОН ГОНЧАРОВ, генеральный директор ООО «Лаборатория программных продуктов».

В последнее время целесообразность аутсорсинга стали признавать и крупные компании. ТЦ «Молния» передал на аутсорсинг обслуживание телекоммуникаций: телефонную связь, IP. Сейчас обсуждается вопрос о найме стороннего подрядчика для обслуживания оргтехники. АНДРЕЙ УСПАНОВ, директор по IТ Центра торговли «Молния»: «Аутсорсингу можно доверять только вторичные процессы, которые прозрачны и понятны. Например, услуги клининга (очевидно, что помещение должно быть чистым). Тоже в случае с IT. Например, есть копировальный аппарат. Зачем компании, которая занимается, скажем, программированием, содержать для этого специалиста? Проще заключить договор с аутсорсинговой компанией и требовать от нее результата. Это выгоднее и быстрее».

Правда, далеко не все потенциальные приобретатели этой услуги готовы идти «до конца». Антон Гончаров: «Топ-менеджеры хотят иметь все свое, и крупным предприятиям трудно решиться отдать свою IT-структуру на обслуживание сторонним организациям. В большинстве случаев они боятся доверить коммерчески важные данные посторонним людям». Андрей Успанов считает, что такие процессы, как разработка программного обеспечения и развитие информационных систем, достаточно рискованно целиком передавать на сторону.

В действительности предприятия также зависят от собственных IТ-сотрудников и не могут рассчитывать на их честность. Аутсорсинговым компаниям нецелесообразно злоупотреблять информацией клиентов, поскольку этот рынок не терпит ошибок. Антон Гончаров: «В России утечка коммерчески важных данных в подавляющем большинстве происходит изнутри предприятия, поэтому компания, заключив комплексный договор аутсорсинга, только выигрывает, страхуя себя условиями договора с компанией-аутсорсером (наличие штрафных санкций, проведение аудита системы на предмет утечки информации и т. д.)». Российские компании склонны в первую очередь отдавать на внешнее обслуживание печатающую и вычислительную технику (т. н. поддержка «железа»), но, как заявляет г-н Гончаров, процесс понимания преимуществ контрактов на полную техническую и консалтинговую поддержку нарастает, и в ближайшие два года ожидается лавинный спрос на услуги аутсорсинга.

Уже сейчас некоторые предприятия доверяют программное обеспечение сторонним компаниям. По этому пути пошла компания «ЮЖУРАЛ-АСКО». «Попытка самостоятельного упорядочения базы электронных документов натолкнула нас на ряд проблем, связанных с невозможностью своевременного обновления версий, отсутствием разграничений прав доступа к документам, а также отсутствием клиентских модулей для всех пользователей базы», – поясняет ОЛЬГА ДЕНИСОВА, инженер-программист, координатор по бизнес-процессам СК «ЮЖУРАЛ-АСКО».

Обычно компании приходят к необходимости внешнего обслуживания двумя путями. «Первый вариант – компания уже имеет опыт работы с собственным IT-подразделением. И на данном этапе ее цель – компенсировать свои затраты в управленческой области. Второй – когда все начинается с нуля, и компания совершенно не понимает, что ей нужно», – рассказывает Александр Портнягин. Андрей Успанов: «Передавать на аутсорсинг можно только то, в чем разбираешься сам. И компании, которые прошли путь упорядочивания бизнес-процессов, создания предписаний, формулирования различных критериев, могут легко переносить эту рутину на аутсорсинг. Они знают, как оценить работу стороннего специалиста, для них все прозрачно».

IT-аутсорсинг позволяет компаниям экономить

Содержать собственный штат IT-специалистов – достаточно дорогое удовольствие. Обратившись к IT-аутсорсингу, можно избежать расходов на поиск, привлечение и удержание квалифицированных специалистов. Не нужно тратить деньги на поддержание квалификации своих IТ-сотрудников, создание и поддержание их рабочего места. «Аутсорсинг экономичнее своего IT-подразделения, – считает Данила Шмаков. – Мы, к примеру, обслуживаем один компьютер за 500 рублей в месяц. А зарплата системного администратора – от 12 до 15 тысяч рублей. Поэтому организация, имеющая меньше 30 компьютеров, получает реальную выгоду». Несмотря на то, что в «ЮЖУРАЛ-АСКО» имеется информационно-техническое подразделение, компания тем не менее отдает ряд услуг на внешнее обслуживание. «Количественно оценить экономию довольно сложно. Для этого пришлось бы сравнить затраты на поставку и внедрение ПО с затратами на содержание дополнительного персонала для разработки довольно масштабной информационной системы. Причем понятно, что временные затраты на самостоятельную разработку составили бы не меньше года. По данным компании-разработчика внедренной у нас системы, затраты времени на документооборот снижаются более чем в четыре раза, а окупаемость составляет порядка пяти месяцев, тем более, что внедрение мы проводили самостоятельно, и это дополнительно снизило наши затраты», – объясняет Ольга Денисова.

Некоторые эксперты считают, что аутсорсинг выгоден прежде всего в стратегическом плане, поскольку дает компании возможность сконцентрироваться на основных бизнес-процессах. Андрей Успанов: «Если компания развивает все вторичные бизнес-процессы в сфере IT у себя внутри, то на определенном этапе, когда необходимо прикладывать усилия в другие области, они начинают тяготить ее».

Основное преимущество аутсорсера перед аналогичным отделом предприятия-заказчика в его клиентоориентированности. Это подтверждает Александр Портнягин: «Аутсорсинговая компания состоит из профессионалов, которые заинтересованы в выполнении определенной работы. То есть, обратившись к ней, директор предприятия решает также проблему мотивации собственного персонала. Если компания специализируется на IT, то эффективность ее работы может быть выше, нежели IT-подразделения, так как при низком уровне обслуживания есть риск потерять клиента. Поэтому и качество работы обычно достаточно высокое».

Внешнее IT-обслуживание помогает компании не впасть в зависимость от сотрудника, написавшего программу для управления и оптимизации бизнес-процессов. Полина Дуйкова: «Решение задач управления информационными технологиями силами собственных специалистов зачастую приводит к рискам. Это высокая степень зависимости от конкретных сотрудников (они могут заболеть или уйти к конкурентам со всеми наработками), увеличение сроков проектов (сотрудники обычно работают на повременной системе оплаты), необоснованное увеличение стоимости проектов за счет так называемых «откатных схем» работы с поставщиками и т. д.». Юридически оформленные договорные отношения с аутсорсинговой компанией страхуют предприятие от подобных «сюрпризов».

Плюсом аутсорсинга эксперты называют также прозрачность всех процессов взаимодействия. В «ИТ Энигма» проработана четкая система построения обслуживания, которая понятна заказчику и исполнителям. Данила Шмаков: «Сам был начальником IТ, сам знаю про мифы о программистах (зачем-то придут, что-то сделают). Наш принцип – полное информирование пользователя. Всегда объясняем, что у вас это произошло потому-то. Обязательная фиксация времени исполнения, факта, материальная ответственность с нашей стороны. Можно найти и студента, положив ему 6-7 тысяч, и он «что-то» будет делать. Но будет ли это «что-то» тем, что нужно?» Переходя на аутсорсинг, предприятие автоматически избавляется от всех проблем, связанных с техникой. Эту «головную боль» аутсорсинговая компания берет на себя. Андрей Успанов: «Разница между договором обслуживания и аутсорсинговым договором как раз и состоит в передаче рисков. Думаю, что многие крупные компании готовы такие риски передавать. Но вот есть ли компании, способные принять риски и управлять ими? На сегодня это больной вопрос».

IT-аутсорсинг (англ. IT-outsourcing) – передача (полностью или частично) специализированной компании функций, связанных с обслуживанием сетевой инфраструктуры; проектированием и реализацией автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системной интеграцией и оффшорным программированием.

Самое читаемое
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
  • Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынкиКак уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.