IT-компании берутся за аутсорсинг
эксперты Антон Гончаров генеральный директор ООО «Лаборатория программных продуктов» Ольга Денисова инженер-программист, координатор по бизнес- процессам СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» Полина Дуйкова директор п
эксперты
Антон Гончаров
генеральный директор ООО «Лаборатория программных продуктов»
Ольга Денисова
инженер-программист, координатор по бизнес- процессам СК «ЮЖУРАЛ-АСКО»
Полина Дуйкова
директор по развитию и маркетингу ООО «Скайтек»
Александр Портнягин
директор компании PortVision
Андрей Успанов
директор по IT ЦТ «Молния»
Данила Шмаков
директор «ИТ Энигма»
Сколько можно сэкономить с помощью IT-аутсорсинга?
Можно ли аутсорсерам доверять важные данные?
В2001 году, когда сотрудники компании «ИТ Энигма» в очередной раз разработали и внедрили на предприятии проект по защите информации, заказчик спросил у них: «Ну и что дальше?». В компании-клиенте никто не имел представления, как обслуживать и поддерживать новую систему. Так, руководство «ИТ Энигма» пришло к решению предоставлять аутсорсинговые услуги по системам защиты информации, а заодно и по «общекомпьютерным» вопросам. «Это своеобразный вариант гарантийного обслуживания», – говорит ДАНИЛА ШМАКОВ, директор компании «ИТ Энигма».
Рынок IT-аутсорсинговых услуг в Челябинске еще не завершил свое формирование и, по мнению экспертов, пока еще недостаточно насыщен. «Рынок любого продукта должен созреть в течение определенного времени. Мы считаем, что сейчас рынок IT-аутсорсинга в нашем регионе как раз проходит финальную стадию созревания. Об этом свидетельствуют простейшие признаки: все говорят об IT-аутсорсинге, многие начинают что-то предпринимать в этом направлении. В Москве такая ситуация была пару лет назад. В следующем году мы уже увидим появление нескольких компаний, предлагающих IT-аутсорсинг в Челябинске», – объясняет АЛЕКСАНДР ПОРТНЯГИН, директор компании PortVision.
Для IT-компаний аутсорсинг обычно выступает в роли дополнения к основной деятельности. Г-н Портнягин планирует создать отдельное предприятие по IT-аутсорсингу: «Эта сфера нам интересна. Мы видим, что есть спрос. Хотя еще мало кто на это решился, но тенденция уже понятна». Дочерняя компания начнет свою деятельность уже в начале следующего года. «В первую очередь мы начнем сотрудничество с одним из наших клиентов. Совместно с ним продумаем все процессы, в том числе собственные. Сейчас я далек от того, чтобы заявить, что мы все знаем и умеем, однако уверен, что работа с клиентом позволит нам полностью отработать схему взаимодействия», – признается Александр Портнягин.
Пока же компаний, занимающихся исключительно IT-аутсорсингом, в Челябинске нет. Данила Шмаков считает, что, делая аутсорсинг своим основным видом деятельности, компания должна позаботиться о предоставлении клиенту дополнительной услуги, например, разработки и внедрении проектов: «Дополнительная сфера деятельности дает заказчику дополнительные возможности, а значит, появляются преимущества перед конкурентами в глазах потенциальных клиентов». Это относится в первую очередь к такому виду IT-аутсорсинга, как поддержка имеющегося парка компьютеров и ПО. Компания «Скайтек» предоставляет услуги IT-аутсорсинга в области моделирования и анализа бизнес-процессов и управления информационными потоками предприятия. «Предприятие-заказчик получает реальный результат: внедрение наших решений в короткие сроки с фиксированным бюджетом и минимальными для предприятия рисками. А главное – максимальную отдачу от инвестиций в информационные технологии», – рассказывает ПОЛИНА ДУЙКОВА, директор по развитию и маркетингу ООО «Скайтек».
Основная аудитория IT-аутсорсинга – небольшие компании. «Использование услуг аутсорсинговых компаний выгодно в первую очередь предприятиям среднего бизнеса, отчасти и малого. Предприятие за сравнительно небольшие деньги получает качество услуг несоизмеримо выше, чем при найме собственных специалистов», – полагает АНТОН ГОНЧАРОВ, генеральный директор ООО «Лаборатория программных продуктов».
В последнее время целесообразность аутсорсинга стали признавать и крупные компании. ТЦ «Молния» передал на аутсорсинг обслуживание телекоммуникаций: телефонную связь, IP. Сейчас обсуждается вопрос о найме стороннего подрядчика для обслуживания оргтехники. АНДРЕЙ УСПАНОВ, директор по IТ Центра торговли «Молния»: «Аутсорсингу можно доверять только вторичные процессы, которые прозрачны и понятны. Например, услуги клининга (очевидно, что помещение должно быть чистым). Тоже в случае с IT. Например, есть копировальный аппарат. Зачем компании, которая занимается, скажем, программированием, содержать для этого специалиста? Проще заключить договор с аутсорсинговой компанией и требовать от нее результата. Это выгоднее и быстрее».
Правда, далеко не все потенциальные приобретатели этой услуги готовы идти «до конца». Антон Гончаров: «Топ-менеджеры хотят иметь все свое, и крупным предприятиям трудно решиться отдать свою IT-структуру на обслуживание сторонним организациям. В большинстве случаев они боятся доверить коммерчески важные данные посторонним людям». Андрей Успанов считает, что такие процессы, как разработка программного обеспечения и развитие информационных систем, достаточно рискованно целиком передавать на сторону.
В действительности предприятия также зависят от собственных IТ-сотрудников и не могут рассчитывать на их честность. Аутсорсинговым компаниям нецелесообразно злоупотреблять информацией клиентов, поскольку этот рынок не терпит ошибок. Антон Гончаров: «В России утечка коммерчески важных данных в подавляющем большинстве происходит изнутри предприятия, поэтому компания, заключив комплексный договор аутсорсинга, только выигрывает, страхуя себя условиями договора с компанией-аутсорсером (наличие штрафных санкций, проведение аудита системы на предмет утечки информации и т. д.)». Российские компании склонны в первую очередь отдавать на внешнее обслуживание печатающую и вычислительную технику (т. н. поддержка «железа»), но, как заявляет г-н Гончаров, процесс понимания преимуществ контрактов на полную техническую и консалтинговую поддержку нарастает, и в ближайшие два года ожидается лавинный спрос на услуги аутсорсинга.
Уже сейчас некоторые предприятия доверяют программное обеспечение сторонним компаниям. По этому пути пошла компания «ЮЖУРАЛ-АСКО». «Попытка самостоятельного упорядочения базы электронных документов натолкнула нас на ряд проблем, связанных с невозможностью своевременного обновления версий, отсутствием разграничений прав доступа к документам, а также отсутствием клиентских модулей для всех пользователей базы», – поясняет ОЛЬГА ДЕНИСОВА, инженер-программист, координатор по бизнес-процессам СК «ЮЖУРАЛ-АСКО».
Обычно компании приходят к необходимости внешнего обслуживания двумя путями. «Первый вариант – компания уже имеет опыт работы с собственным IT-подразделением. И на данном этапе ее цель – компенсировать свои затраты в управленческой области. Второй – когда все начинается с нуля, и компания совершенно не понимает, что ей нужно», – рассказывает Александр Портнягин. Андрей Успанов: «Передавать на аутсорсинг можно только то, в чем разбираешься сам. И компании, которые прошли путь упорядочивания бизнес-процессов, создания предписаний, формулирования различных критериев, могут легко переносить эту рутину на аутсорсинг. Они знают, как оценить работу стороннего специалиста, для них все прозрачно».
Содержать собственный штат IT-специалистов – достаточно дорогое удовольствие. Обратившись к IT-аутсорсингу, можно избежать расходов на поиск, привлечение и удержание квалифицированных специалистов. Не нужно тратить деньги на поддержание квалификации своих IТ-сотрудников, создание и поддержание их рабочего места. «Аутсорсинг экономичнее своего IT-подразделения, – считает Данила Шмаков. – Мы, к примеру, обслуживаем один компьютер за 500 рублей в месяц. А зарплата системного администратора – от 12 до 15 тысяч рублей. Поэтому организация, имеющая меньше 30 компьютеров, получает реальную выгоду». Несмотря на то, что в «ЮЖУРАЛ-АСКО» имеется информационно-техническое подразделение, компания тем не менее отдает ряд услуг на внешнее обслуживание. «Количественно оценить экономию довольно сложно. Для этого пришлось бы сравнить затраты на поставку и внедрение ПО с затратами на содержание дополнительного персонала для разработки довольно масштабной информационной системы. Причем понятно, что временные затраты на самостоятельную разработку составили бы не меньше года. По данным компании-разработчика внедренной у нас системы, затраты времени на документооборот снижаются более чем в четыре раза, а окупаемость составляет порядка пяти месяцев, тем более, что внедрение мы проводили самостоятельно, и это дополнительно снизило наши затраты», – объясняет Ольга Денисова.
Некоторые эксперты считают, что аутсорсинг выгоден прежде всего в стратегическом плане, поскольку дает компании возможность сконцентрироваться на основных бизнес-процессах. Андрей Успанов: «Если компания развивает все вторичные бизнес-процессы в сфере IT у себя внутри, то на определенном этапе, когда необходимо прикладывать усилия в другие области, они начинают тяготить ее».
Основное преимущество аутсорсера перед аналогичным отделом предприятия-заказчика в его клиентоориентированности. Это подтверждает Александр Портнягин: «Аутсорсинговая компания состоит из профессионалов, которые заинтересованы в выполнении определенной работы. То есть, обратившись к ней, директор предприятия решает также проблему мотивации собственного персонала. Если компания специализируется на IT, то эффективность ее работы может быть выше, нежели IT-подразделения, так как при низком уровне обслуживания есть риск потерять клиента. Поэтому и качество работы обычно достаточно высокое».
Внешнее IT-обслуживание помогает компании не впасть в зависимость от сотрудника, написавшего программу для управления и оптимизации бизнес-процессов. Полина Дуйкова: «Решение задач управления информационными технологиями силами собственных специалистов зачастую приводит к рискам. Это высокая степень зависимости от конкретных сотрудников (они могут заболеть или уйти к конкурентам со всеми наработками), увеличение сроков проектов (сотрудники обычно работают на повременной системе оплаты), необоснованное увеличение стоимости проектов за счет так называемых «откатных схем» работы с поставщиками и т. д.». Юридически оформленные договорные отношения с аутсорсинговой компанией страхуют предприятие от подобных «сюрпризов».
Плюсом аутсорсинга эксперты называют также прозрачность всех процессов взаимодействия. В «ИТ Энигма» проработана четкая система построения обслуживания, которая понятна заказчику и исполнителям. Данила Шмаков: «Сам был начальником IТ, сам знаю про мифы о программистах (зачем-то придут, что-то сделают). Наш принцип – полное информирование пользователя. Всегда объясняем, что у вас это произошло потому-то. Обязательная фиксация времени исполнения, факта, материальная ответственность с нашей стороны. Можно найти и студента, положив ему 6-7 тысяч, и он «что-то» будет делать. Но будет ли это «что-то» тем, что нужно?» Переходя на аутсорсинг, предприятие автоматически избавляется от всех проблем, связанных с техникой. Эту «головную боль» аутсорсинговая компания берет на себя. Андрей Успанов: «Разница между договором обслуживания и аутсорсинговым договором как раз и состоит в передаче рисков. Думаю, что многие крупные компании готовы такие риски передавать. Но вот есть ли компании, способные принять риски и управлять ими? На сегодня это больной вопрос».
IT-аутсорсинг (англ. IT-outsourcing) – передача (полностью или частично) специализированной компании функций, связанных с обслуживанием сетевой инфраструктуры; проектированием и реализацией автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системной интеграцией и оффшорным программированием.








