«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее»

«Мы выставляли работы художника из Словакии стоимостью от тысячи евро, но поняли, что город не готов. Коллекционеров надо взращивать», — Марина Денкевич, A Table Gallery.

Почти два года назад в челябинском отеле «Арбат» открылась галерея A Table Gallery — коммерческий проект, цель которого — знакомить горожан с творчеством региональных художников. Что отличает настоящего коллекционера, кто создаёт новые тренды в современном искусстве и готовы ли челябинцы приходить на светские вечера, чтобы послушать лекции об искусстве, журналисту DK.RU рассказала арт-директор A Table Gallery Марина Денкевич.

С чего началась A Table Gallery?

— Сначала мы работали как филиал екатеринбургской Alvitr Gallery (сейчас она находится в Санкт-Петербурге) и привозили работы художников, с которыми она сотрудничала. Это были по большей части восточно-европейские авторы, но Челябинск оказался не готов в плане стоимости. Последний раз в галерее был выставлен художник из Словакии Питер Цвик. Его работы стоят от тысячи до пяти тысяч евро. Но интереса это не вызвало. Может быть, когда-то это произойдет, а пока коллекционеров надо взращивать. В Екатеринбурге ситуация другая.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 1

Основатели галереи Марина Денкевич и Яна Фесик 

А пока в A Table Gallery мы решили заниматься региональными художниками: продвигать местных авторов и приучать людей покупать их работы. Это было откровением: проходит художественная выставка, и не все догадываются о возможности приобрести картины. При этом авторы хотели бы продавать свои работы: так художник чувствует себя востребованным, особенно если его покупают какие-то коллекционеры с именем.

Скорее всего, большинство привыкло к тому, что в музеях выставляются бесценные произведения, художественное наследие. Много ли в Челябинске коллекционеров искусства?

— Виктор Новичков давно собирает челябинских авторов, выпустил каталог. Его коллекция выставлялась в Музее искусств на площади Революции. Ещё один известный коллекционер — Олег Малахов, который собирает предметы, принадлежащие различным культурам. Но для нашего города такие энтузиасты, меценаты — это скорее исключение из правила.

Тех, кто готов приобретать картины после выставки в галерее, не так много — всего порядка 15-20 человек. Плюс кто-то берёт в Союзе художников или напрямую у авторов. Мы призываем к тому, что каждый может стать коллекционером. Даже если он пока приобрел только одну картину  — он уже коллекционер. Искусство намного ближе, чем мы привыкли считать: его можно приносить домой, жить с ним. Искусство не предназначено для того, чтобы висеть в музеях, оно предназначено для того, чтобы им владели. Музеи просто сохраняют наиболее известные произведения.

В городе-миллионнике должно быть больше галерей, коллекционеров и художников. Мы сталкиваемся с нехваткой талантливых, самобытных авторов. Но, на самом деле, на это все жалуются, даже в Москве. Там постоянно ищут новые имена, проводят творческие конкурсы.

Какие формы и сюжеты востребованы сегодня?

— В России и на Западе популярна индустриальная тема. А мы в промышленном Челябинске сидим, и среди местных авторов крайне мало художников, которые работают с этой темой. В прошлом году мы делали проект «Арт-резиденция», пригласили художницу из Екатеринбурга Кристину Уманец, заказали ей серию работ о Челябинске. Она изобразила лакокрасочный завод, заброшенный элеватор, градирню и не совсем банальные челябинские виды. Получили хороший отклик. Думаем, что в течение года работы разойдутся.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 2

Конечно, охотнее покупают живопись на холсте — это универсальный формат, который ассоциируется с искусством. Холсты продаются лучше и дороже. Графика всегда дешевле, потому что это бумага. Покупателю сложно её воспринимать как вещь «на века», с которой ничего не случится. Работы Любови Серовой, которые сейчас выставлены в нашей галерее, мы продавали через дизайнеров интерьеров.

Инсталляциями пока не занимаемся: нужен определенный круг серьезных коллекционеров, меценатов. Кроме того, их необходимо хранить определённым образом, а если это громкое имя, налагается большая ответственность: часто работы даже при смене владельца не покидают стен галереи, где они выставлены.

 

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 3

Любовь Серова (слева) на открытии выставки в A Table Gallery

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 4

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 5

То есть важно не просто продать работу, но и отдать её в хорошие руки?

— Каждый уважающий себя галерист обязан знать, что и кому продал и как-то поддерживать отношения с коллекционерами. В Москве есть галереи, которые не продают предметы искусства первому встречному, какую бы цену те не предложили.

Из чего складывается цена произведения?

— Пятьсот долларов – сумма, за которую можно купить живопись художника, у которого есть хорошие выставки. Картина начинающего, но интересного автора может стоить порядка трехсот долларов. Со временем работы растут в цене, если художник получает признание на Западе, как наши «шестидесятники» (поколение советской интеллигенции, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 г. — Прим. ред.). Есть, к примеру, художник-концептуалист Эрик Булатов (многим известна его картина «Свобода», созданная для «Ельцин-Центра». — Прим. ред.), который 90-е не был востребован, но, когда возник интерес к неофициальному искусству, его работы резко подорожали, перешли отметку в $1 млн, хотя до этого не стоили фактически ничего. Если человек остаётся в искусстве на протяжении многих лет, его изучают эксперты, то на его работы будут хорошие цены.

История знает случаи, когда художника при жизни никто не знал, а теперь его полотна стоят космических денег. Проще ли в этом плане современным авторам или, чтобы работы начали ценить, по-прежнему нужно умереть?

— Растёт интерес к региональным художникам, которые говорят о своём городе, дают оценку происходящему. Все же сейчас стремятся к уникальности.

Сейчас ценится, насколько художник показывает себя миру. Как со временем меняется его стиль. Для признания нужно очень много писать, делать больше выставочных проектов. В идеале — поймать тренд или изобрести свой собственный.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 6

Есть ли в Челябинске или соседних регионах примеры, когда изобрели новый тренд?

— У нас художественная среда инертная, но мы стремимся её развивать. То, что делает Алексей Илькаев, известный фирменным изображением Sad Face — я бы не сказала, что это новый тренд, но он яркий и заметный. Немногое художники высказываются на тему смерти, а он делает это очень открыто.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 7

Sad Face — фирменное изображение Алексея Илькаева

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 8

Русская печальная матрёшка

Все пропагандируют бессемртие, даже вечно молодые звезды шоу-бизнеса, которые не одно поколение уже пережили. Даже слово «смерть» стараются не поизносить, а Илькаев нарушил это табу, поэтому эксперты его высоко оценили. В Перми была даже инсталляция «Смерть не за горами»: он заменил слово «счастье» на «смерть» у знаменитого арт-объекта. Так судьба стала вкладываться, что он стал знаменитым благодаря своим чуть ли не скандальным работам, когда о нём заговорила пресса.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 9

Замену слова «счастье» на «смерть» признали вандализмом и оштрафовали художника на 15 тыс. руб.

Художница Алиса Горшенина снимает себя в масках в родном селе Якшино, размышляя о том, каково быть художником в провинции. Это региональное искусство, которое популярно в Москве.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 10

Может ли человек без специального образования разобраться в искусстве, особенно современном?

— Это зависит только от «насмотрености». Недавно я продала живопись Алексея Илькаева. Понятно, что он сложный художник, и когда он оставил свои работы из серии «Рик и Морти» (перерисовка из одноимённого мультфильма, завязанная на его эмоции), я сама не знала, сможем ли их продать. Работы брали на съёмки в интерьер, в детские комнаты. Покупатель нашелся. И, как оказалось, выбрал их не потому, что это ярко и прикольно. А прочитал о художнике, проникся его идеей и абсолютно осознанно купил работы Илькаева, а не цветной постер. Меня это воодушевило. Алексей сказал, что первый раз продал работу через галерею.

Часто государственные музеи жалуются, что не все горожане готовы купить билет на художественную выставку за 100-300 руб., а большинству это просто неинтересно. Вы проводите арт-ужины, больше похожие на светские вечера. Кто Ваши гости?

— Как правило, это люди, которые много путешествуют по миру, часто посещают большие культурные события в Екатеринбурге, Москве. Не обязательно это коллекционеры. Это люди, которые хотят знать что-то об искусстве, посещают музеи в разных городах и странах, и в Челябинске им хочется встретить некую отдушину, даже просто побеседовать об искусстве, поделиться впечатлениями. И часто это люди пенсионного возраста. В стоимость арт-ужина (а это от 500 до 1,5 тыс. руб.) входит не только просмотр выставки или лекция об искусстве, но и ужин в ресторане, часто шеф-повар готовит блюда национальной кухни.

Поддерживает ли ваши проекты министерство или городское управление культуры?

— Да, нам помогли с организацией фестиваля «Белый квадрат», так как это городской проект, направленный на популяризацию современного искусства. Мы устраиваем мероприятия, чтобы люди приходили, проникались, узнавали что-то новое в искусстве и даже об арт-рынке. Мы стремимся сделать проект ещё и социальным. Разбиваем стереотипы о том, что современное искусство — это где-то далеко, это не про нас, и оно стоит миллионы долларов.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 11

На открытие фестиваля «Белый квадрат» пришли вице-губернатор Вадим Евдокимов и депутат Илья Мительман

На фестиваль приезжали авторы из небольшого города Тара Омской области. Один из них, Денис Русаков, уже выставлялся в Центре современного искусства «Винозавод» в Москве. Мы их привезли в Челябинск, чтобы они встретились с молодыми художниками и рассказали, как правильно строить карьеру. Есть определенные алгоритмы, механизмы, чтобы художник делал правильные шаги, но в художественных училищах этому не учат. Мы также сделали маркет, где художники, которые не сотрудничают с галереей, смогли получить возможность продать работы.

Что стоит понимать под современным искусством? В музеях можно встретить работы начала прошлого века, но кто-то считает, что это должны быть работы, которые создаются в наше время.

— Современное искусство — то, что говорит о современности. Понятие современности появляется в конце XIX в. Первыми художниками в этом направлении стали импрессионисты. Это Франция, научно-технический прогресс, и художники начинают говорить о том, что мир вокруг изменяется, даже воздух становится другого цвета. Художники пытались уловить моменты, которые окружают нас в современности, потому что до этого искусство говорило только о каких-то идеалах прошлого, о вечных темах.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.