«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее»

«Мы выставляли работы художника из Словакии стоимостью от тысячи евро, но поняли, что город не готов. Коллекционеров надо взращивать», — Марина Денкевич, A Table Gallery.

Почти два года назад в челябинском отеле «Арбат» открылась галерея A Table Gallery — коммерческий проект, цель которого — знакомить горожан с творчеством региональных художников. Что отличает настоящего коллекционера, кто создаёт новые тренды в современном искусстве и готовы ли челябинцы приходить на светские вечера, чтобы послушать лекции об искусстве, журналисту DK.RU рассказала арт-директор A Table Gallery Марина Денкевич.

С чего началась A Table Gallery?

— Сначала мы работали как филиал екатеринбургской Alvitr Gallery (сейчас она находится в Санкт-Петербурге) и привозили работы художников, с которыми она сотрудничала. Это были по большей части восточно-европейские авторы, но Челябинск оказался не готов в плане стоимости. Последний раз в галерее был выставлен художник из Словакии Питер Цвик. Его работы стоят от тысячи до пяти тысяч евро. Но интереса это не вызвало. Может быть, когда-то это произойдет, а пока коллекционеров надо взращивать. В Екатеринбурге ситуация другая.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 1

Основатели галереи Марина Денкевич и Яна Фесик 

А пока в A Table Gallery мы решили заниматься региональными художниками: продвигать местных авторов и приучать людей покупать их работы. Это было откровением: проходит художественная выставка, и не все догадываются о возможности приобрести картины. При этом авторы хотели бы продавать свои работы: так художник чувствует себя востребованным, особенно если его покупают какие-то коллекционеры с именем.

Скорее всего, большинство привыкло к тому, что в музеях выставляются бесценные произведения, художественное наследие. Много ли в Челябинске коллекционеров искусства?

— Виктор Новичков давно собирает челябинских авторов, выпустил каталог. Его коллекция выставлялась в Музее искусств на площади Революции. Ещё один известный коллекционер — Олег Малахов, который собирает предметы, принадлежащие различным культурам. Но для нашего города такие энтузиасты, меценаты — это скорее исключение из правила.

Тех, кто готов приобретать картины после выставки в галерее, не так много — всего порядка 15-20 человек. Плюс кто-то берёт в Союзе художников или напрямую у авторов. Мы призываем к тому, что каждый может стать коллекционером. Даже если он пока приобрел только одну картину  — он уже коллекционер. Искусство намного ближе, чем мы привыкли считать: его можно приносить домой, жить с ним. Искусство не предназначено для того, чтобы висеть в музеях, оно предназначено для того, чтобы им владели. Музеи просто сохраняют наиболее известные произведения.

В городе-миллионнике должно быть больше галерей, коллекционеров и художников. Мы сталкиваемся с нехваткой талантливых, самобытных авторов. Но, на самом деле, на это все жалуются, даже в Москве. Там постоянно ищут новые имена, проводят творческие конкурсы.

Какие формы и сюжеты востребованы сегодня?

— В России и на Западе популярна индустриальная тема. А мы в промышленном Челябинске сидим, и среди местных авторов крайне мало художников, которые работают с этой темой. В прошлом году мы делали проект «Арт-резиденция», пригласили художницу из Екатеринбурга Кристину Уманец, заказали ей серию работ о Челябинске. Она изобразила лакокрасочный завод, заброшенный элеватор, градирню и не совсем банальные челябинские виды. Получили хороший отклик. Думаем, что в течение года работы разойдутся.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 2

Конечно, охотнее покупают живопись на холсте — это универсальный формат, который ассоциируется с искусством. Холсты продаются лучше и дороже. Графика всегда дешевле, потому что это бумага. Покупателю сложно её воспринимать как вещь «на века», с которой ничего не случится. Работы Любови Серовой, которые сейчас выставлены в нашей галерее, мы продавали через дизайнеров интерьеров.

Инсталляциями пока не занимаемся: нужен определенный круг серьезных коллекционеров, меценатов. Кроме того, их необходимо хранить определённым образом, а если это громкое имя, налагается большая ответственность: часто работы даже при смене владельца не покидают стен галереи, где они выставлены.

 

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 3

Любовь Серова (слева) на открытии выставки в A Table Gallery

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 4

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 5

То есть важно не просто продать работу, но и отдать её в хорошие руки?

— Каждый уважающий себя галерист обязан знать, что и кому продал и как-то поддерживать отношения с коллекционерами. В Москве есть галереи, которые не продают предметы искусства первому встречному, какую бы цену те не предложили.

Из чего складывается цена произведения?

— Пятьсот долларов – сумма, за которую можно купить живопись художника, у которого есть хорошие выставки. Картина начинающего, но интересного автора может стоить порядка трехсот долларов. Со временем работы растут в цене, если художник получает признание на Западе, как наши «шестидесятники» (поколение советской интеллигенции, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 г. — Прим. ред.). Есть, к примеру, художник-концептуалист Эрик Булатов (многим известна его картина «Свобода», созданная для «Ельцин-Центра». — Прим. ред.), который 90-е не был востребован, но, когда возник интерес к неофициальному искусству, его работы резко подорожали, перешли отметку в $1 млн, хотя до этого не стоили фактически ничего. Если человек остаётся в искусстве на протяжении многих лет, его изучают эксперты, то на его работы будут хорошие цены.

История знает случаи, когда художника при жизни никто не знал, а теперь его полотна стоят космических денег. Проще ли в этом плане современным авторам или, чтобы работы начали ценить, по-прежнему нужно умереть?

— Растёт интерес к региональным художникам, которые говорят о своём городе, дают оценку происходящему. Все же сейчас стремятся к уникальности.

Сейчас ценится, насколько художник показывает себя миру. Как со временем меняется его стиль. Для признания нужно очень много писать, делать больше выставочных проектов. В идеале — поймать тренд или изобрести свой собственный.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 6

Есть ли в Челябинске или соседних регионах примеры, когда изобрели новый тренд?

— У нас художественная среда инертная, но мы стремимся её развивать. То, что делает Алексей Илькаев, известный фирменным изображением Sad Face — я бы не сказала, что это новый тренд, но он яркий и заметный. Немногое художники высказываются на тему смерти, а он делает это очень открыто.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 7

Sad Face — фирменное изображение Алексея Илькаева

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 8

Русская печальная матрёшка

Все пропагандируют бессемртие, даже вечно молодые звезды шоу-бизнеса, которые не одно поколение уже пережили. Даже слово «смерть» стараются не поизносить, а Илькаев нарушил это табу, поэтому эксперты его высоко оценили. В Перми была даже инсталляция «Смерть не за горами»: он заменил слово «счастье» на «смерть» у знаменитого арт-объекта. Так судьба стала вкладываться, что он стал знаменитым благодаря своим чуть ли не скандальным работам, когда о нём заговорила пресса.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 9

Замену слова «счастье» на «смерть» признали вандализмом и оштрафовали художника на 15 тыс. руб.

Художница Алиса Горшенина снимает себя в масках в родном селе Якшино, размышляя о том, каково быть художником в провинции. Это региональное искусство, которое популярно в Москве.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 10

Может ли человек без специального образования разобраться в искусстве, особенно современном?

— Это зависит только от «насмотрености». Недавно я продала живопись Алексея Илькаева. Понятно, что он сложный художник, и когда он оставил свои работы из серии «Рик и Морти» (перерисовка из одноимённого мультфильма, завязанная на его эмоции), я сама не знала, сможем ли их продать. Работы брали на съёмки в интерьер, в детские комнаты. Покупатель нашелся. И, как оказалось, выбрал их не потому, что это ярко и прикольно. А прочитал о художнике, проникся его идеей и абсолютно осознанно купил работы Илькаева, а не цветной постер. Меня это воодушевило. Алексей сказал, что первый раз продал работу через галерею.

Часто государственные музеи жалуются, что не все горожане готовы купить билет на художественную выставку за 100-300 руб., а большинству это просто неинтересно. Вы проводите арт-ужины, больше похожие на светские вечера. Кто Ваши гости?

— Как правило, это люди, которые много путешествуют по миру, часто посещают большие культурные события в Екатеринбурге, Москве. Не обязательно это коллекционеры. Это люди, которые хотят знать что-то об искусстве, посещают музеи в разных городах и странах, и в Челябинске им хочется встретить некую отдушину, даже просто побеседовать об искусстве, поделиться впечатлениями. И часто это люди пенсионного возраста. В стоимость арт-ужина (а это от 500 до 1,5 тыс. руб.) входит не только просмотр выставки или лекция об искусстве, но и ужин в ресторане, часто шеф-повар готовит блюда национальной кухни.

Поддерживает ли ваши проекты министерство или городское управление культуры?

— Да, нам помогли с организацией фестиваля «Белый квадрат», так как это городской проект, направленный на популяризацию современного искусства. Мы устраиваем мероприятия, чтобы люди приходили, проникались, узнавали что-то новое в искусстве и даже об арт-рынке. Мы стремимся сделать проект ещё и социальным. Разбиваем стереотипы о том, что современное искусство — это где-то далеко, это не про нас, и оно стоит миллионы долларов.

«Искусство предназначено для того, чтобы им владели, а не висеть в музее» 11

На открытие фестиваля «Белый квадрат» пришли вице-губернатор Вадим Евдокимов и депутат Илья Мительман

На фестиваль приезжали авторы из небольшого города Тара Омской области. Один из них, Денис Русаков, уже выставлялся в Центре современного искусства «Винозавод» в Москве. Мы их привезли в Челябинск, чтобы они встретились с молодыми художниками и рассказали, как правильно строить карьеру. Есть определенные алгоритмы, механизмы, чтобы художник делал правильные шаги, но в художественных училищах этому не учат. Мы также сделали маркет, где художники, которые не сотрудничают с галереей, смогли получить возможность продать работы.

Что стоит понимать под современным искусством? В музеях можно встретить работы начала прошлого века, но кто-то считает, что это должны быть работы, которые создаются в наше время.

— Современное искусство — то, что говорит о современности. Понятие современности появляется в конце XIX в. Первыми художниками в этом направлении стали импрессионисты. Это Франция, научно-технический прогресс, и художники начинают говорить о том, что мир вокруг изменяется, даже воздух становится другого цвета. Художники пытались уловить моменты, которые окружают нас в современности, потому что до этого искусство говорило только о каких-то идеалах прошлого, о вечных темах.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.