Ирина Хакамада: «Уберите конкуренцию внутри компании — и вы победили»

Ирина Хакамада: «Уберите конкуренцию внутри компании — и вы победили»
Иллюстрация: Мастер-классы Ирины Хакамады/vk.com

«Чтобы создавать команды, договариваться с руководством, надо разобраться в себе самом. Если вы умеете управлять тем, что возникает после эмоции, вы можете делать любые чудеса».

Ежедневно человек испытывает стресс: по дороге на работу, в офисе, дома. Мы не можем управлять эмоциями, но в силах создавать нужные установки. Это и есть эмоциональный интеллект. Выстроив правильную модель, мы сможем не только переживать невзгоды, но и настроить своих коллег на продуктивную работу. Эмоциональный капитал — инструмент №1, убеждена экс-депутат Госдумы, бизнес-тренер Ирина Хакамада.

Вы идете к психологу, к Хакамаде, к маме... Но не идете к самому себе

Представьте: вы спешите на работу, а вам в автобусе наступили на ногу. Возникает боль, эмоция. Долго она будет длиться? Если, конечно, вам шпилькой не пробили насквозь ногу, через пять минут пройдет. Но дальше возникает установка: жизнь плохая, это утро я ненавижу, люди плохие, транспорт плохой, я урод последний и не могу денег заработать на машину и водителя. Жизнь прошла мимо.

Так вы грустные и унылые полжизни проходите! Это мир убогих установок, которые возникли в связи с тем, что мозг привык работать лениво, он сел на диван.

Все хотят быть счастливыми. Но хотят, чтобы им дали волшебную палочку, таблеточку, совет. Вас научили идти к психологу, к Хакамаде, к маме. Но не научили идти к самому себе, самостоятельно учиться. Разберитесь в себе, заставьте мозг работать.

Что такое эмоции? Например, крыса пробежала, девочки завизжали. Это ведь обычная мышь. При этом я спокойно смотрю на змей. То есть эмоция — это импульсивная реакция на любой внешний раздражитель. Можем ли мы управлять сиюминутными реакциями? Нет. Подавлять? Вы так «убьёте» себя, а мышь, которую вы боитесь, будет приходить к вам во сне, причем гигантских размеров.

Учетные подсчитали, что максимум эмоциональный накал проходит через 12 минут, даже если вам дали смертный приговор. Но эмоцию нужно прочувствовать до конца, прожить. Это как температура во время простуды: ее нельзя сбивать, потому что она убивает вирусы.

При этом, конечно, проживать эмоции нужно так, чтобы не навредить другим. Есть возможность — выйдите в туалет или прогуляйтесь на улице, подышите воздухом, если невмочь — всплакните. Конечно, если это публичное мероприятие и на вас смотрят сотни глаз, бежать некуда — представляйте, что идет кино, спокойно дышите и улыбайтесь.

Чем занимаются психологи? Ищут, где вас зацепило так, что вы с этим в голове всю жизнь ходите. Это же делают всякие шаманы. Лучше это делать самому. Быть психологом самому себе дешевле, да и доверия больше.

Позитивные установки тоже сильно могут травмировать человека. Возникает неадекватное ожидание. Например, начальник похвалил. Фейерверк эмоций! Вы уже ждете, что в следующем квартале вас повысят. А он взял и повысил сотрудника, которого вообще не хвалил. И в вашей голове возникает когнитивный разрыв. Но вам же никто ничего не обещал. Это вы сами придумали! Это ваша установка.

Управление эмоциями — это большая игра. Если вам это неинтересно, вы неинтересны сами себе. И вы никогда не добьетесь счастья в этой жизни.

Эмоциональный интеллект — способность перепрограммировать свои установки и таким образом сбалансировать общий эмоциональный фон. Если вы делаете это периодически, появляется опыт, который затем перейдет в привычку, как вождение автомобиля.

Если начальник готов уволить 

Обида — самая распространенная эмоция. Когда мы ревнуем, в нас сидят обида и страх. Когда мы завидуем — это обида, что у нас чего-то нет. Как убрать обиду? Ее стоит правильно прожить.

Приведу пример. Есть два начальника: одному около 60 лет, деспот с огромным опытом работы. Второму — 35 лет, молодой технократ, знает пять языков, получил два образования, настоящий профессионал. Совершенно два разных психотипа. И вот, допустим, первый вызывает вас в кабинет и с матом говорит, что все плохо, я тебя увольняю. У вас бешеная обида на саму подачу и возникает страх: семья, дети, ипотека.

Во втором случае начальник вежливо говорит: ваша последняя работа не соответствует уровню нашей компании и нам надо расстаться, не обессудьте, выходное пособие получите.

Что делать? Вы должны отделить слова, которые вас обидели, от носителя слов. В случае с деспотом анализируем только слова, про человека забыли. Если это прозвучало не при всех — хорошо, так как ни один руководитель не любит менять слова, которые прозвучали публично. Слова были грубыми? Да. И это тоже хорошо. Это означает эмоции, почти состояние аффекта. Когда человек говорит тихо, значит, все продумано.

Что прозвучало в этих словах? Последняя работа просто ужасна. Вы берете работу, анализируете ее, что можно исправить. После этого анализируете самого шефа. Он первый раз так раскричался? Нет. В аналогичных случаях люди увольнялись? Скорее всего, нет. Заходите и говорите: я исправил. Хотите увольняйте, хотите нет. А у начальника уже эмоции сошли. Типичная производственная разборка.

Теперь берем второй случай. Молодой технократ давит авторитетом, и вы сами начинаете сомневаться: а может и вправду не тянете? Попереживайте, выйдите из кабинета, пройдитесь по улице. Затем возьмите свою работу, поищите, что можно исправить и идите к начальству. Говорите: я все понял. И прошу дать мне последний шанс: два месяца испытательного срока. Если результат будет тот же, я первый подпишу заявление. Поймите, любому руководителю увольнять людей тоже невыгодно, найти нового сотрудника — это большая головная боль.

Как превратить эмоции в деньги?

Когда вы начинаете общаться с людьми по работе, считывайте их установки. Прекратите работать только на себя, вы можете подсунуть свои интересы вторым пластом.

Когда вы входите в коллектив в качестве руководителя или собственника, вы должны понимать, что здесь сталкиваются разные установки, эмоции, интересы. Чтобы компания работала, вы должны заниматься интересами. Самое сложное — выявить не формальное, что человек произносит на собеседовании, а реальное.

Надо убирать внутрифирменную конкуренцию. Если расположите сотрудников, чтобы их интересы не мешали друг другу, вы победили. Разделяй и властвуй. На среднем уровне специалисты должны быть связаны так, что ни один не может сдать проект без участия другого. Например, объединение маркетолог-разработчик-программист. Здесь они конкурируют не между собой, а с другой группой. Неважно, кто холерик, кто флегматик, они всегда договорятся, потому что их объединяет общий интерес: закончить проект и получить деньги.

Эмоциональный капитал может дать огромный доход. Не нужно бояться эмоций. Все в ваших руках. Эмоциональный интеллект — способность человека перепрограммировать эмоции для своей пользы, для своего душевного покоя или для своего успеха свои установки.

Написано специально для DK.RU на основе выступления Ирины Хакамады на мастер-классе «Эмоциональный капитал» в Челябинске.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.