Интернет-провайдеры развивают дополнительные услуги

В 2007 г. челябинский рынок провайдинга продолжил интенсивное развитие, начавшееся несколько лет назад. Компании осваивали новые технологии и расширяли спектр услуг. Основной тенденцией стало актив

В 2007 г. челябинский рынок провайдинга продолжил интенсивное развитие, начавшееся несколько лет назад. Компании осваивали новые технологии и расширяли спектр услуг. Основной тенденцией стало активное внедрение дополнительных приложений. Провайдеры, предлагающие своим пользователям лишь услугу доступа в Интернет, постепенно теряют свои доли рынка.

эксперты
Дмитрий Быков
начальник управления маркетинга ЧФЭ ОАО «Уралсвязьинформ»
Леонид Вахрамеев
председатель совета директоров ГК «Интерсвязь»
Игорь Емченко
коммерческий директор компании «Инсис»
Михаил Иванов
коммерческий директор компании «Южурал-Транстелеком»
Дмитрий Максимов
технический директор ЗАО «Универсальные системы связи»
Дмитрий Мартынов
руководитель коммерческой службы ООО «КомЛайн» (Synterra – Ural)
Василий Мырза
директор компании «Континенталь Линк-М»
Михаил Мясников
директор Южно-Уральской Телефонной Компании
Сергей Устюжанин
коммерческий директор челябинского филиала ЗАО «Престиж-Интернет» («Энфорта – Челябинск»)

Почему продажа трафика становится второстепенной услугой?
Зачем провайдерам собственные биллинговые системы?
Почему некоторые провайдеры отказываются от развития технологии ADSL?

В объеме доходов доля продаж интернет-трафика постепенно снижается, в 2007 г. она составила 70-95%. Чтобы обеспечить прирост клиентской базы, челябинские провайдеры продают пользователям дополнительные услуги. «Интернет в «Интерсвязи» не приоритетное направление развития. Основные инвестиции направлены на развитие условно бесплатных приложений, которые предлагаются как бонус к Интернету и пользуются большей популярностью, чем доступ к всемирной сети», – говорит председатель совета директоров ГК «Интерсвязь» ЛЕО­НИД ВАХРАМЕЕВ. Еще одна причина форсированного развития доп­услуг в том, что из-за усиливающейся конкуренции провайдеры вынуждены регулярно снижать розничные цены на передачу трафика и предлагать безлимитные тарифные планы.

Интернет-провайдеры зарабатывают на развлечениях

В 2007 г. на челябинском рынке провайдинга коэффициент проникновения сетей был равен примерно 20%, и, по прогнозам экспертов, в ближайший год он удвоится. Основным фактором, способствующим этому процессу, стал спрос абонентов на дополнительные медиауслуги, практически не связанные с Интернетом. Это развлекательные сервисы в сегменте частных пользователей и опции, позволяющие отказаться от бумажного документооборота, в корпоративном секторе. Наиболее распространенные услуги среди частников – доступ к файлообменным и игровым серверам, общение через интернет-пейджеры (ICQ, Jabber). На рынке корпоративных абонентов самые популярные сервисы – видео- и телефонные конференции, голосовая почта, меню, переадресация, групповые вызовы. Продажа дополнительных услуг позволяет интернет-провайдерам сохранить уровень рентабельности при регулярном снижении цен. «Мы делаем акцент на дополнительные сервисы, потому что домашним пользователям Интернета хочется обмениваться файлами между собой, скачивать фильмы, музыку, играть по сети в пределах города, общаться на сайтах знакомств, по ICQ, электронной почте. В сентябре мы организовали в сети «Инсис» дисковое пространство, через которое пользователи могут обмениваться данными», – говорит коммерческий директор компании «Инсис» ИГОРЬ ЕМЧЕНКО. Цены на услуги провайдеров в этом году продолжали падать, и продажа дополнительных медиа­услуг позволила компаниям сохранить уровень рентабельности в 25-30%.

Провайдеры активно развивают банкоматные сети. По словам коммерческого директора челябинского филиала ЗАО «Престиж-Интернет» (торговая марка «Энфорта – Челябинск») СЕРГЕЯ УСТЮЖАНИНА, банкоматы челябинских финансовых предприятий уже стоят практически во всех крупных торговых и торгово-развлекательных объектах, и банкиры сейчас активно инсталлируют их в стены жилых домов в отдаленных районах города. После подключения банкомата к сети кредитные учреждения платят провайдеру за связь до $20 за аппарат в месяц. Г-н Устюжанин рассказывает, что «Энфорта» первой заметила потенциал «банкоматного» сегмента. «Мы скорректировали предложения и сейчас работаем практически со всеми банками. Количество таких заказов составляет до 30% в объеме ежемесячных продаж. А еще год назад на этот сектор приходилось всего 5-10%», – говорит Сергей Устюжанин.

В этом году значительно выросла потребность пересылки по сети больших объемов информации, и интернет-провайдеры активно предлагали безлимитные тарифные планы и создавали собственные биллинговые системы. Клиенты, подключившиеся к такому тарифу, платят не за каждый переданный мегабайт, а за право пользоваться Интернетом определенное время и на фиксированной скорости. ДМИТРИЙ БЫКОВ, начальник управления маркетинга ЧФЭ ОАО «Уралсвязьинформ», уверен, что за безлимитными тарифными планами – будущее, так как нельзя пользоваться дополнительными сервисами, рассчитываясь за каждый мегабайт. «С традиционной системой оплаты даже при сниженных ценах придется платить очень много», – утверждает г-н Быков.

По словам Леонида Вахрамеева, все существующие биллинговые системы, использующиеся челябинскими провайдерами, были созданы с учетом потребляемого трафика. Большое количество дополнительных сервисов разработчики даже не предполагали. Разработать новые системы смогли только крупные компании, обслуживающие более 10 тыс. клиентов. Остальным не позволил объем прибыли, так как подобная разработка – дорогое удовольствие.

В прошлом году увеличилось количество актов вандализма, убытки провайдеров от охотников за цветным металлом возросли до 200-300 тыс. руб. в месяц. Как результат, весной 2007 г. значительно расширился антивандальный союз провайдеров. Сегодня его активными участниками являются около 10 компаний, среди которых «Интерсвязь», «Эр-Телеком», «Мультикабельные сети», «Тригор», «Уралуником» и др. По словам Леонида Вахрамеева, созданное партнерство оказалось эффективным. Количество случаев вандализма в Челябинске удалось снизить до так называемого «уровня шума», то есть профессиональных группировок, которые специализируются на краже кабеля или оборудования, в городе не осталось.

На смену ADSL приходят альтернативные технологии

Несмотря на развитие более со­временных интернет-технологий, по-прежнему на челябинском рынке провайдинга лидирующие позиции среди предлагаемых услуг занимает подключение по технологии ADSL. Как сообщили в челябинском филиале ОАО «Уралсвязьинформ», в этом году количество подключений по ADSL увеличилось в несколько раз. Дмитрий Быков объясняет, что ADSL остается самым доступным высокоскоростным способом интернет-доступа. Технология позволяет при минимальных затратах для абонентов предоставить им широкополосный канал, поэтому она и была выбрана компанией для внедрения. Кроме того, на базе широкополосного доступа челябинский филиал ОАО «Уралсвязьинформ» начал развивать новые услуги: услуги сети NGN и IP-TV (трансляция телепрограмм по интернет-каналам) и целый комплекс интерактивных услуг. Технология NGN позволяет при наличии интернет-канала предоставлять практически любые телекоммуникационные услуги: телефония, видеоконференция, «единый номер», мгновенное сообщение. Что касается IP-TV, то для компании «Уралсвязьинформ» развитие этой услуги в 2007 г. стало одним из приоритетных направлений деятельности: оператор активно начал тестировать новый сервис.

Для увеличения пропускной способности и снижения риска обрыва проводов провайдеры переводят магистральные линии на оптоволокно, оставляя медную пару лишь непосредственно на участке «АТС-абонент». МИХАИЛ МЯСНИКОВ, директор Южно-Уральской Телефонной Компании: «У нас больше 90% проводов переведены на оптику. Оптический кабель проводится до узла, к которому подключается абонент». ДМИТРИЙ МАРТЫНОВ, руководитель коммерческой службы ООО «КомЛайн» (торговая марка Synterra – Ural), рассказывает, что подключение по ADSL сегодня стоит около 2 тыс. руб, минимальный тарифный план – 500 руб. в месяц, а за подключение по волоконно-оптическому каналу абонент заплатит существенно больше, но и качество услуги при этом выше. ВАСИЛИЙ МЫРЗА, директор компании «Континенталь Линк-М», поясняет, что при использовании ADSL по оптике передаются основные потоки данных: «Мы проектируем и прокладываем оптику между всеми АТС, в которых установлено оборудование ADSL, что позволяет увеличить скорость передачи данных. А до абонента прокладывается обычная телефонная линия. Вести оптоволокно к каждому абоненту очень дорого, да и нет в этом необходимости». Некоторые компании, переходя на оптоволокно, посчитали ADSL неперспективной технологией и в дальнейшем планируют отказаться от ее подключения. Так, в компании «Юж­урал-Транстелеком» уверены, что ADSL – это переходная технология от dial-up к домовым кабельным сетям. МИХАИЛ ИВАНОВ, коммерческий директор компании «Юж­урал-Транстелеком», рассказывает, что компания одной из первых в Челябинске запустила пул ADSL на 68-й АТС, принадлежащей РЖД, для корпоративных и частных пользователей, освоила эту технологию, а потом поняла, что будущего у ADSL нет: «Большие ограничения по расстоянию, по скорости, высокая нестабильность, зависимость от сезона приводят к снижению качества сервиса. Этот проект сейчас функционирует, но в дальнейшем мы его развивать не будем». Кроме того, г-н Иванов полагает, что со временем стоимость оборудования оптических кабельных сетей и конечного оборудования уменьшится. Уже сейчас, по его словам, прокладка медной линии и установка оборудования передачи Интернета по меди в 2-3 раза дороже, чем такое же решение на оптике.

ДМИТРИЙ МАКСИМОВ, технический директор ЗАО «Универсальные системы связи», рассказывает, что в его компании также было принято решение выбрать технологию, альтернативную ADSL, – широкополосный радиодоступ (доступ в Интернет, при котором передача данных осуществляется по выделенному радиоканалу со скоростью не менее чем 1 Мбит/с). Тем не менее г-н Максимов уверен, что и у ADSL, и у радиодоступа ресурсы ограничены, и переход провайдеров на оптоволокно неизбежен. Основными конкурентами компаний, продвигающих технологию ADSL, становятся так называемые «домашние сети» – компании-провайдеры, прокладывающие собственную сетевую инфраструктуру на основе Ethernet или оптоволокна. Михаил Мясников: «Домашние сети» предлагают внутрисетевые услуги для частных пользователей: телевидение, файлообменный сервис». В то же время многие компании пришли к универсализации, стали предлагать услуги из смежных сегментов. Например, «Интерсвязь» обеспечивает обмен данными между клиентами без выхода в Интернет, предоставляет поисковую систему E-Mule, файлообменный сервис P4P, IP-телефонию и телевидение.

В этом году на смену ADSL приходит ADSL2+. Компания «Континенталь Линк-М» подключает по этой технологии новых абонентов в Магнитогорске. Василий Мырза рассказывает, что новое поколение ADSL обеспечивает вдвое большую скорость передачи данных (ADSL – до 8 Мбит/с по входящему каналу и до 1 Мбит/с в обратном направлении, ADSL2+ до 24 Мбит/с по входящему и до 1200 Кбит/с по исходящему каналам), а чем выше скорость, тем больше возможностей увеличить спектр услуг.

По общему мнению участников рынка, в будущем году желание пользователей развлекаться по-прежнему останется основным фактором развития рынка. Однако, по прогнозам Дмитрия Быкова, актуальной тенденцией станет отказ от современных файлообменных серверов, в которых большая часть контента распространяется без ведома правообладателя. Вместо них провайдеры начнут подключать к сети хранилища лицензированных продуктов, будь то программы, игры или фильмы. Основная причина, по мнению г-на Быкова, будет заключаться в усилении борьбы с контрафактом со стороны государства. Весной 2007 г. «Уралсвязьинформ» уже запустил для своих клиентов файловый сервер лицензированного контента.

NGN (Next Generation Networks – сети нового поколения) – сеть, созданная для преодоления архитектурных ограничений, свойственных традиционным фиксированным телефонным сетям, за счет реорганизации сетевой архитектуры, выделения нового уровня управления услугами, слияния телефонии и информационных технологий и использования открытых протоколов.
DIAL-UP – способ подключения к Интернету посредством модема и коммутируемой линии городской телефонной сети.
ETHERNET – технология построения локальной вычислительной сети на основе коаксиального кабеля или витой пары. Скорость передачи данных – 10 или 100 Мбит/с.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.