Информационная пробка. Новый бизнес-кейс от «Любо-Дорого & Ко»

ЭКСПЕРТЫ Николай Сходняк - генеральный директор Наталья Карпатская - финансовый директор Юлия Белоусова - маркетолог Инна Гладышева - начальник отдела сбыта Родион Детушкин - директор челябинского

Николай Сходняк дал сотрудникам фирмы задание описать свои должностные обязанности. Практически все подчиненные поняли его распоряжение неправильно и по-разному, по компании начали расползаться слухи, грозящие вылиться в панику. Сходняку необходимо вернуть контроль над ситуацией, добиться выполнения задания, ликвидировав информационный кризис.

ЭКСПЕРТЫ

Николай Сходняк - генеральный директор

Наталья Карпатская - финансовый директор

Юлия Белоусова - маркетолог

Инна Гладышева - начальник отдела сбыта

Родион Детушкин - директор челябинского филиала

Алексей Носырев - коммерческий директор

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

Жанна Швецова - менеджер по продажам

**********************************************************************************************************************************************

Партнеры решили отказаться от казарменного режима внутри «Любо-Дорого & Ко». Вместо этого создали положение о коммерческой тайне, договорились, что стратегической информацией будут обладать только Нигматуллин, Сходняк и Носырев. Наружу собрались выдавать как правильные данные, так и десятки вариантов подделок, разбираться в которых конкурентам долго и дорого.

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У фирмы есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

*****************************************************************************************************************************************

Пробка по Сибирскому тракту глотала попавшихся автомобилистов и медленно переваривала их, как гигантская анаконда. Осознав, что в течение ближайшего часа ему предстоит плестись по пути ссыльных декабристов, причем примерно с такой же скоростью, НИКОЛАЙ СХОДНЯК развернул газету и пробежал глазами заголовки.

На первой полосе сообщалось, что слухи о крысах-мутантах в московском метрополитене оказались сильно преувеличены. Все дело в крупных особях мадагаскарских тараканов, расплодившихся под столицей по преступной халатности бывших владельцев. В метро насекомые мутировали и обрели способность летать, бросаться на людей стаями и кусать. Московская мэрия уже выслала в подземелье отряд диггеров для ликвидации… Бла-бла-бла…

Сходняк криво усмехнулся, крысотараканы напомнили ему одну историю. Как-то раз он в шутку сказал финдиректору НАТАЛЬЕ КАРПАТСКОЙ, что хорошо бы было знать, чем сотрудники занимаются во время рабочего дня, а то, как ни зайдешь, все чай хлебают. Через неделю он случайно подслушал, как в курилке ЖАННА ШВЕЦОВА нашептывала своей коллеге, что скоро в офисе установят новейшую систему слежения, причем камеры разместят прямо над рабочими столами и даже в туалетах! Понятно, монстры в столичном метро — это наверняка даже не «утка», а просто результат разрухи в головах. Не то услышали, недопоняли, вольно интерпретировали… Сарафанное радио — страшная сила!

Сходняк звонко гыкнул и обратился со словами «уважения» к родителям тех, кто спровоцировал всю эту тараканью ахинею. После чего развернулся и поехал длинным, но менее вредным для душевного здоровья путем.

В кабинете Сходняка дожидался непомерно большой, украшенный золотыми позументами скоросшиватель. Николай развернул его тугие корки, воззрился на два листка текста и понял, что авторство принадлежит ЮЛИИ БЕЛОУСОВОЙ. Сходняк не удивился: Юля работала в продвижении, а значит, любила спецэффекты.

Белоусова выполнила его распоряжение двухдневной давности. Через начальников служб он передал, что каждый сотрудник должен сформулировать и запечатлеть на бумаге перечень своих обязанностей для последующей систематизации и передачи «заветов» в будущие региональные подразделения. Чтобы каждый филиал знал законы внутреннего функционирования компании.

Сходняк не строил иллюзий по поводу ответственности каждого подразделения и особо не надеялся на стройные списки. Но он никак не ожидал, что маркетолог преподнесет ему фотографию своей рабочей недели, перечень выполненных за месяц дел, помпезно резюмировав в финале, что в других компаниях маркетологи выполняют тот же объем работ целой службой. В тугой папке Белоусовой был отчет по рекламному проекту, где Юля боязливо доказывала, что никаких подвязок с подрядчиком у нее нет и тендер проведен по всем правилам.

В электронной почте Сходняк обнаружил целое эссе на тему «Чем я занимаюсь в компании». Как доходчиво писал ИГОРЬ СЕМЕРЯКОВ, выполняя поручение директора, он предлагает программу реформирования службы продаж. Работник пространно философствовал о том, что служба продаж — единственное незатратное подразделение, поэтому все остальные вспомогательные. В лирическом отступлении автор мягко намекал на необходимость повысить оплату всему отделу.

Не успел Сходняк переварить прочитанное, как в кабинете неожиданно материализовалась ИННА ГЛАДЫШЕВА. Сходняк приготовился к худшему.

— Николай Евгеньевич, меня увольняют? — Когда Инна волновалась, то бессознательно начинала оглушительно хрустеть суставами пальцев. Казалось, что кто-то давит тараканов.

— Инна, с чего ты взяла?? — неподдельно изумился Сходняк.

— Ну как же, мне сказали, что меня хотят уволить и перед этим я должна составить свою должностную инструкцию, чтобы передать по наследству.

Хруст пальцев уже, как кастаньеты, по нарастающей отбивал ритм.

— Инна, это все бред какой-то. Не пойму, откуда у тебя и у отдела продаж эта информация. Никто тебя увольнять не собирался. Нужно просто описать свои должностные обязанности, я это каждому поручил!

Когда дверь за ней недовольно скрипнула, Сходняк понял, что следующие буревестники не заставят себя долго ждать. Ему уже становилось интересно, какие информационные гримасы готовит день грядущий. Сходняк решил позвонить АЛЕКСЕЮ НОСЫРЕВУ и проверить его версию. Уж Носырев должен был адекватно понять распоряжение, поскольку слышал его из первых уст.

Алексей Носырев радовал Сходняка недолго. Его трактовка оказалась очень близка к истине. Но коммдир с чего-то решил, что готовится всеобщая реструктуризация фирмы. При этом он обиженно поинтересовался у Сходняка, почему он, не последний человек в «Любо-Дорого & Ко», изолирован от участия в таком масштабном проекте.

— Алексей, я разве что-то говорил про реструктуризацию? — поинтересовался Сходняк. — Вспомни хорошенько.

— А зачем еще вы вдруг решили взяться за должностные инструкции? До этих вещей руки доходят только в таких случаях, — просветил его Носырев.

— Вообще-то я это просил сделать для того, чтобы отослать в челябинский филиал. Вот и все. Вы с ума все посходили?

Носырев напряженно сопел в трубку. Сходняк понял: в «Любо-Дорого & Ко» образовалась информационная пробка.

Сходняк решил идти до конца. Он вышел из кабинета и начал общаться с народом. Он продвигался по коридорам, провожаемый шорохами, шепотками и тревожными взглядами сотрудников. Обстановка заметно накалялась.

Мобильник запел голосом Фредди Меркьюри «The show must go on». Звонил Носырев.

— Николай Евгеньевич, у меня сейчас был один из продавцов Семерякова. Он спросил: правда ли, что вы проводите инвентаризацию активов, потому что решили продать фирму?

Сходняк уже не смеялся. Эпидемия сарафанного радио завладела его фирмой. Если одно небольшое поручение вызвало такую бурю, что может случиться, если он действительно решит провести реструктуризацию?

В предбаннике у выхода было темно. Внезапно из темноты материализовалось бледное лицо. Лицо было печальным. «Привидение», — обреченно подумал измученный окружающим бредом Сходняк. Но при ближайшем рассмотрении хозяином лица оказался РОДИОН ДЕТУШКИН, свеженанятый директор Челябинского филиала. Он моментально утащил Сходняка в комнату переговоров. Покачиваясь на стуле, спросил, действительно ли филиал решили не открывать, и возмутился, что он только зря уволился с предыдущей работы.

— Я приехал, меня сразу отдел сбыта стал стращать, что в фирме началась реструктуризация, филиал решено ликвидировать, — скорбно уточнил он. — Я хотел обсудить рекламный бюджет, привез кое-что показать. Обратился с бюджетом к Карпатской, но она услала меня к Носыреву, сказала, этим он заведует. Носырев объявил, что рекламой занимается Белоусова, а она не хочет без него принимать решения по бюджету.

Когда Сходняк вернулся к себе, по кабинету бродила тетка в форменном халате и осматривала мебель. Не успел он открыть рот, чтобы проверить реальность видения, как в дверь просунулась голова секретарши.

— Николай Евгеньевич, вы распорядились инвентаризацию всех фондов провести, так это вот работают, — протараторила она.

Сходняк не стал убеждать ее, что не давал такого поручения. Он осознал, что снежный ком, который начал свое движение еще утром, сейчас упал на него всем своим весом. Информационный кризис требовал срочного разрешения.

Что нужно сделать Сходняку, чтобы наладить эффективную коммуникацию в «Любо-Дорого»?

Илья Черев
генеральный директор РМГ «New Market Russia»
Удивительно, что в такой крупной компании нет своего директора по персоналу. По крайней мере, в этой истории он себя никак не проявляет, хотя составление должностных инструкций – это именно его компетенция. Сотрудник при составлении списка своего функционала, скорее всего, станет занижать количество обязанностей, «забудет» упомянуть то, что он не умеет либо не хочет делать. И, конечно же, должностные инструкции не будут выполнены в едином стандарте.

Кроме того, заслуга хорошего «персональщика» в том, что он налаживает коммуникации между сотрудниками и руководством. Не с каждым вопросом подчиненному удобно подойти к начальству. В этом случае именно директор по персоналу может донести до руководителя настроения, которые царят в коллективе, и, в свою очередь, рассеять возможные опасения сотрудников. Опять же, не всегда слухи могут быть со знаком минус. Иногда целесообразно пустить определенный слух, чтобы проверить реакцию коллектива на решение, в котором директор не уверен.

В данной ситуации Сходняку можно посоветовать провести общее собрание с коллективом (чего, скорее всего, не было сделано), на котором рассказать о цели написания инструкций. Проговорить те слухи, которые появились, и развеять их. А чтобы предотвратить такую ситуацию в дальнейшем, безусловно, следует начать поиски эффективного директора по персоналу.

 

Юлия Петрова
директор Ассоциации содействия бизнесу
Проблема неэффективных коммуникаций типична для многих фирм. Объективные противоречия возникают, когда работа ведется в рамках административно-командной структуры, это результат борьбы различных подразделений фирмы за ограниченные ресурсы. Задание сотрудникам описать свои обязанности просто усилило эти противоречия.

В данной ситуации можно посоветовать перейти от административно-командной структуры управления предприятием к более современному и эффективному процессному подходу. То есть вместо описания должностных обязанностей стоит заняться описанием бизнес-процессов каждого подразделения: управления маркетингом, сбытом, финансами. В этом случае каждый сотрудник увидит свой реальный вклад в общее дело, и должностные обязанности превратятся в рабочие функции, поддер­живающие бизнес-процессы.

С психологической точки зрения, чтобы исправить ситуацию, когда коллеги воспринимают друг друга как конкурентов в борьбе за звание «Самый трудолюбивый сотрудник», г-ну Сходняку необходимо объединить их против общего «врага», то есть найти конкуренцию вовне. Например, Сходняк может просто сказать людям: «На рынок входит московская фирма-конкурент, мы сможем выстоять только за счет оптимизации внутренних процессов. Чтобы их оптимизировать, мне необходимо их знать, а кто, как не вы, четко и грамотно может описать все процессы?» Нужно объяснить сотрудникам, что описание обязанностей поможет усовершенствовать систему управления предприятием.

 

Николай Козенец
генеральный директор ТД «Спецтранс»
Проблема в том, что руководитель не разъяснил сотрудникам целей задания, поэтому люди восприняли его в штыки и подумали, что их собираются выгонять. Директору следует собрать всех подчиненных и сказать: «Мы появились на рынке не так давно, а уже достигли очень хороших результатов благодаря усилиям нашего коллектива».

Потом стоит перечислить заслуги всех сотрудников, подчеркнув значимость каждого, и постепенно перейти к тому, что предприятие растет, границы деятельности расширяются и открывается первый филиал в Уфе. Сходняк должен сказать: «Там нет специалистов такого уровня, как мы с вами, поэтому я буду благодарен вам за участие. Для этого каждому необходимо прописать свои должностные инструкции, которые станут настольной книгой для руководителя филиала в Уфе. Это позволит уменьшить сроки подбора персонала и увеличить отдачу от организации данного филиала».

У нас была подобная ситуация, и я поступил именно так. Каждый сотрудник хочет быть значимым, оцененным по достоинству, поэтому, когда с ним советуются, это его окрыляет, и он делает все возможное, чтобы помочь. В конце Сходняк должен добавить: «Все это делается для укрепления позиций на рынке и, следовательно, вашей уверенности в завтрашнем дне».

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.