Импорт подержанных иномарок становится более цивилизованным

Подержанные иностранные авто в Россию начали ввозить еще в начале 90-х – тогда они представляли единственную альтернативу отечественному автопрому. ЕВГЕНИЙ ШАРМАНОВ, эксперт по продажам компании

Прошли времена, когда ввоз из-за границы подержанных автомобилей был чрезвычайно прибыльным бизнесом и притягивал всех и каждого. Постоянное повышение таможенных пошлин привело к тому, что сегодня заниматься им выгодно лишь компаниям с большими объемами продаж. Эксперты отмечают, что рынок становится более цивилизованным: конкуренция со стороны продавцов недорогих новых машин заставляет участников вторичного рынка совершенствовать сервис, уходить с открытых площадок в собственные салоны и работать с автомобильными аукционами. эксперты
Даниил Боготопов
директор компании «Индиго-авто»
Анастасия Водолазова
заместитель генерального директора по маркетингу ООО ТД «Джемир»
Олег Дерксен
директор ООО «Маленькая Япония»
Константин Каймаков
генеральный директор компании «Япония Авто»
Станислав Твердохлеб
генеральный директор группы компаний INOMARKET.RU (торговая марка «Катай-Пан»)
Евгений Шарманов
эксперт по продажам компании «Автодом»

Почему компании уходят с открытых авторынков?
Чем привлекают игроков автомобильные аукционы?
Что дает дилеру собственная площадка?

Подержанные иностранные авто в Россию начали ввозить еще в начале 90-х – тогда они представляли единственную альтернативу отечественному автопрому. ЕВГЕНИЙ ШАРМАНОВ, эксперт по продажам компании «Автодом», говорит, что еще пять лет назад в Челябинске было практически невозможно купить новую иномарку: «Когда мы начинали работать, в городе не было ни одного официального дилера, и подавляющая доля продаж приходилась на автомобили, которые поставлялись из-за границы». Торговля велась в основном с площадок, арендованных на открытых рынках, без оформления необходимой документации, что давало простор для деятельности всевозможным мошенникам. По словам АНАСТАСИИ ВОДОЛАЗОВОЙ, заместителя генерального директора по маркетингу ООО ТД «Джемир», максимальный приток подержанных иномарок Челябинск пережил в 2000-2002 гг. После того как в городе начали активно открываться дилерские салоны, бывшим в употреблении авто пришлось потесниться.

Сегодня практически все участники вторичного рынка заявляют, что новые машины не конкуренты подержанным, так как при сходной цене проигрывают по качеству, однако статистика говорит о том, что в последнее время объем «вторички» практически не растет. «Благосостояние населения повышается: все больше людей могут себе позволить купить новый автомобиль у официального дилера. Поэтому предпосылок для дальнейшего роста вторичного рынка нет», – полагает Анастасия Водолазова. Независимые исследователи отмечают, что стабилизация на вторичном рынке наблюдается уже около трех лет. Некоторые из них высказывают предположения о будущем исчезновении бизнеса по поставке подержанных машин из-за границы. Челябинские игроки это отрицают. КОНСТАНТИН КАЙМАКОВ, генеральный директор компании «Япония Авто»: «Этот бизнес будет существовать всегда, так как новые машины уже в момент продажи переходят в разряд «бэушных», хотя при этом ничего не теряют. Есть отдельный класс людей, для которых очень важно, чтобы никто до них не сидел в машине, и они готовы ради этого переплачивать, но таких немного. А покупать машины за границей интересно еще и потому, что часто они более полно укомплектованы и обладают дорогим оборудованием и аксессуарами в отличие от тех, что производятся на экспорт».

Главным аргументом в пользу покупки подержанного автомобиля специалисты называют то, что после нескольких лет эксплуатации он не теряет в цене. Иногда клиенту удается перепродать автомобиль даже дороже, чем он ему достался. Новая машина, напротив, сразу же после оформления документов купли-продажи теряет 10-15% своей стоимости. «Это телевизор после десяти лет использования можно выбросить, а, к примеру, «Тойота», на которой кто-то проездил десять лет, может после этого служить еще 20. На любой автомобиль найдется хозяин, и потому чем больше будут расти продажи новых машин, тем активнее будет развиваться вторичный рынок», – считает ОЛЕГ ДЕРКСЕН, директор ООО «Маленькая Япония».

По оценкам консалтинговой компании PriceWaterHouseCoopers, высказанным на конференции «Основные тенденции и итоги развития автомобильной промышленности России в 2006 году», отечественный рынок подержанных иномарок имеет неплохие перспективы. В ближайшее время его емкость может достигнуть порядка $8 млрд.

Компании уходят с открытых рынков

Долгое время челябинский рынок подержанных автомобилей развивался хаотично, и лишь около пяти лет назад на нем начал устанавливаться порядок. Экс­перты связывают это с политикой государства, которая направлена на постоянное ужесточение таможенного контроля за автоимпортом. Игроки были вынуждены либо стать более цивилизованными, либо уйти с рынка. Константин Каймаков говорит, что те компании, которые хотели работать достаточно профессионально, отказались от «базарной» формы торговли и начали открывать свои салоны и стоянки, как и продавцы новых машин. Среди тех, кто по-прежнему работает на открытых авторынках, увеличивается количество юридических лиц – приобретая товар у них, а не у частников, покупатель уже может рассчитывать на получение гарантии и сервиса.

80% продаж подержанных заграничных автомобилей в Челябинске приходится на несколько крупных компаний. По мнению разных экспертов, рынок контролируют от четырех до шести игроков. Каждый из них ежемесячно продает 40-60 машин. «Остальные 20% – это мелкие фирмы, список которых постоянно обновляется, так как они не могут закрепиться на высококонкурентном рынке», – считает Олег Дерксен.

Составить конкуренцию лидерам рынка непросто: для этого необходимы большие финансовые вложения, значительная часть которых уйдет на закупку машин и аренду площадки для их хранения. Многие начинающие игроки пытаются решить эти проблемы, ведя торговлю под заказ и «с колес». Для открытия такого бизнеса нужен лишь компьютер с выходом в Интернет, с помощью которого можно искать авто, выставленные на продажу в разных концах света. Такие фирмы приобретают машины на деньги, внесенные покупателем в качестве предоплаты. Однако все меньше клиентов рискует, выплачивая предварительно всю сумму, ведь в крупной компании им смогут предложить целый набор способов погашения долга.

ДАНИИЛ БОГОТОПОВ, директор компании «Индиго-авто», считает, что работа «с колес» – оптимальный вариант: «То, что привозится, обычно у нас не задерживается. Бывали случаи, когда клиенты забирали машины уже через три-четыре часа после их поступления в Челябинск. Так что в собственной площадке большой необходимости мы не испытываем». К таким методам работы другие игроки относятся с недоверием. Кон­стантин Каймаков говорит, что компания, не имеющая площадки и достаточного ассортимента автомобилей, автоматически лишается клиентов, которые не готовы ждать и хотят купить авто прямо сейчас. К примеру, на складе компании «Япония Авто» по­стоянно находится более 60 автомобилей различных марок и комплектаций.

Выходить на рынок без достаточного объема инвестиций не имеет смысла, но в бизнесе по поставкам машин из-за границы распространены различные схемы мошенничества, и возможность получения легких денег привлекает сюда множество компаний-однодневок. В то же время по сравнению с ситуацией пятилетней давности рынок стал гораздо более цивилизованным и прозрачным, говорят эксперты. «Сегодня наткнуться на машину, которая числится в розыске ГИБДД – большая редкость. Рынок самоочищается», – считает СТАНИСЛАВ ТВЕРДОХЛЕБ, генеральный директор группы компаний INOMARKET.RU (торговая марка «Катай-Пан»).

Покупка на аукционе – самый цивилизованный вариант

Именно для того, чтобы гарантировать клиенту «чистоту» автомобиля, все больше челябинских компаний начинают работать с аукционами. В аукционной карте каждой машины подробно описано ее техническое состояние – это дает и продавцу, и покупателю уверенность в качестве товара. Наличие карты также позволяет отказаться от проведения диагностики и тем самым упрощает работу.

Реальные аукционы транслируются в Интернете, и, для того чтобы получить доступ к базе выставленных на них автомобилей, компании достаточно просто зарегистрироваться на сайте. Профессиональные аукционы проводятся только в Японии и США, поэтому большая доля поставок подержанных иномарок приходится на эти страны. Только на япон­ских аукционах ежедневно продается более 100 тыс. машин, и значительное число из них попадает в Россию. Аналитики компании «Автомобильная статистика» прогнозируют, что в 2007 г. отечественный рынок по объему продаж японских марок обгонит все европейские.

Популярность покупки подержанного автомобиля в Японии эксперты объясняют несколькими причинами. Во-первых, эти машины лучше по качеству и отличаются более сложной комплектацией, чем те, которые поступают на первичный рынок из Японии или других стран, где организовано производство этих марок. Вторая причина – хорошее состояние, в котором находятся машины после нескольких лет использования, это выгодно отличает их от «убитых» американ­ских авто. Эксперты говорят, что из США сегодня выгодно возить только дорогие марки, которым нет аналогов на японском рынке: большие транспортные расходы значительно повышают стоимость товара и делают его непривлекательным в глазах покупателей.

В последнее время многие челябин­ские фирмы отказываются от ввоза автомобилей из Европы. Даниил Боготопов: «Спрос на машины с европейского рынка серьезно снизился за последний год. Евро по­стоянно растет, и поставки «легковушек» малорентабельны. Сейчас из Европы имеет смысл везти только большегрузную технику». В некоторых компаниях говорят, что они не работают с европейским рынком еще и потому, что на нем не проводятся аукционы, и невозможно проверить качество автомобиля и его реальный пробег. Евгений Шарманов утверждает, что необязательно ограничивать поиски необходимых машин аукционными базами. «Автодом» их привозит со всего света, и состояние оценивается уже на месте. Это удобно для клиента: он может своими глазами увидеть все недостатки машины, чего с аукционным автомобилем сделать не получится», – говорит г-н Шарманов. Однако если компании, работающие с аукционами, дают покупателям гарантию на свой товар, «Автодом» этого сделать не может. Такую форму работы многие эксперты считают устаревшей.

Продавцы расширяют перечень услуг

В пользу растущей «цивилизованности» вторичного авторынка говорит и то, что даже самые маленькие компании начинают оказывать клиентам широкий перечень услуг. Если раньше их деятельность сводилась к голословному расхваливанию товара, то сегодня продавцы подержанных авто дают гарантию, занимаются страхованием и кредитуют своих клиентов.

По словам экспертов, кредитование значительно увеличило уровень продаж как подержанных автомобилей, так и мотоциклов и спецтехники. «Сегодня в Челябинске практически половина всех автомобилей с пробегом продается в кредит. Банки постоянно смягчают условия, делая их более привлекательными для клиента. Это положительно сказывается на нашем бизнесе», – говорит Константин Каймаков.

Одной из проблем, традиционно возникающих у покупателей подержанных иномарок, был дефицит запчастей и дороговизна техобслуживания. Сегодня с этим намного проще, так как большин­ство компаний стремится развивать эти направления. Компания «Маленькая Япония», занимающая лидирующее положение по продажам запчастей, помимо этого, предлагает покупателям машин устранить недостатки правого руля с помощью видеокамеры или системы зеркал. «Япония Авто» также предоставляет своим клиентам возможность установки практически любого дополнительного оборудования. Эксперты отмечают, что обслуживать автомобили, привезенные из-за границы, сегодня ненамного дороже, чем те, которые были куплены у официальных дилеров.

Некоторые челябинские компании не только ввозят из-за границы автомобили с пробегом, но и принимают их у местных жителей на комиссию, а также развивают направление trade-in. Таким образом они пытаются максимально расширить число своих клиентов, предложив им богатый выбор. Однако, для того чтобы заниматься бизнесом, нужны собственные площадки, ведь комиссионная машина может задержаться у продавца на несколько месяцев. Позволить себе иметь стоянку для продаваемых автомобилей в Челябинске могут единицы, но планируют обзавестись ею почти все. Станислав Твердохлеб утверждает, что до конца года у INOMARKET.RU появится своя площадка, на которой можно будет оказывать весь комплекс услуг по приемке машин, предпродажной подготовке и цивилизованной продаже. «Мы даже планируем сами проводить аукционы», – говорит г-н Твердохлеб.

По словам экспертов, практически все крупные поставщики ведут свой бизнес к созданию сервисного центра. Правда, на сегодняшний день фирм, которые оказывали бы полный комплекс услуг, в Челябинске нет, но в Москве они уже действуют, а значит, их появления можно ожидать и у нас.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.