«Говорят: эти дети никак, нигде и никуда. А я — неформал, которого зря боится система»

Основатель ателье «Рука об руку» Людмила Григорьева — о том, сколько стоит социальный стартап, почему её компания пугает систему образования и чем отличается сотрудник с нарушением интеллекта.

«Сегодня была сложная педагогическая ситуация. Всё внутри трясётся. Но разрулила», — рассказывает о прошедшем рабочем дне Людмила Григорьева. 20 лет назад она выпустилась из техникума лёгкой промышленности и начала работать в ателье — шила и вязала. Сегодня эта женщина  основатель стартапа, который строится на работе тех, у кого, казалось бы, нет никаких шансов быть частью общества.

«Говорят: эти дети никак, нигде и никуда. А я — неформал, которого зря боится система» 1

Дело в том, что в её ателье «Рука об руку» работают только молодые люди с умственной отсталостью или очень серьёзными физическими отклонениями  у них, например, нет слуха и зрения. Это принципиальная позиция Людмилы Григорьевой: работать в «Рука об руку» могут только те, у кого тяжёлое заболевание  некоторые из ребят не могут ездить на общественном транспорте без сопровождения.

Чтобы запустить проект в сентябре 2018 г., предпринимательнице понадобилось вложить миллион рублей: аренда помещения, покупка материалов, зарплата сотрудникам  правда, эта статья расходов впоследствии компенсируется за счет субсидии. Сейчас в штате «Руки об руку» пятеро ребят, которым помимо Людмилы помогает работать профессиональная швея. Компания выпускает игрушки, постельное бельё, детскую одежду и даже разработала собственную коллекцию платьев. Скоро предпринимательница заключит контракты с «Вещеворотом», «Фабрикой шнуров» и другими мэтрами челябинского текстиля.

А началась её история работы «на себя» с того, что в середине нулевых она ушла в декрет и сидела дома с дочерьми-погодками.

Не могла устроиться на работу. Кризисное время для всей страны. На собеседованиях так и говорили: «Нам не нужны работники, у которых маленькие дети». Пришлось работать на дому, — рассказывает Людмила Григорьева.

«Говорят: эти дети никак, нигде и никуда. А я — неформал, которого зря боится система» 2

Сначала безработную женщину накрыла волна растерянности, а потом сарафанное радио начало разносить по знакомым, что в Челябинске появился ещё один человек, готовый шить на заказ любую одежду. С одной стороны, свобода от работодателя, а с другой: не найдёшь сама себе заказчика, не будет ни работы, ни денег. Больших, фабричных объёмов, конечно, не появилось, но сетка постоянных покупателей ручной продукции сформировалась и актуальна до сих пор. Спустя несколько лет, в 2011 г., работа на дому выросла в обычное ателье уже на арендованной территории с наёмными сотрудниками. А потом начался особый этап: получив образование по специальности олигофрено-педагогика, Людмила Григорьева начала не только руководить бизнесом, но и преподавать в промышленно-гуманитарном техникуме им.А.В. Яковлева.

Я даже не подозревала, честно говоря, что у нас в образовании обязательна профессиональная подготовка для ребят, которые выпустились из школ восьмого вида  для людей с ментальными нарушениями. До 2012 года они выпускались из школы и кто куда. А собственно, куда? Если у них только школьное образование, — рассказывает Людмила Григорьева.

«Говорят: эти дети никак, нигде и никуда. А я — неформал, которого зря боится система» 3Мало сказать, что для техникума преподаватель с таким образованием и опытом оказался удачной находкой. Совмещая руководство ателье, обучение особенных ребят и роль матери троих собственных детей, Людмила Григорьева научилась языку жестов, а потом в голове у предпринимательницы созрела идея: она может давать реальный шанс трудоустройства для выпускников учебного заведения. Так, в сентябре 2018 г. из уже существующего бизнеса выросла некоммерческая организация, ателье «Рука об руку». Предпринимательница арендовала в техникуме площади, привезла туда оборудование из своего ателье и начала набор сотрудников.

Мы принимаем на работу только тех выпускников, у кого просто не будет другой такой возможности. Некоторые не понимают сложность коммуникации с этими ребятами и говорят: «Да что вы, они могут найти себе применение». Да я водила ребят на предприятия, знакомила их с работодателями. На одном выпускница колледжа проработала две недели, мне позвонили и сказали: «Забирайте её, нам тяжело». На втором  позвонили уже после обеда первого рабочего дня… Хотя, когда ребята знакомились с руководителями, всё было нормально. Потому что начинается процесс, и вот они  много тонкостей и нюансов, — объясняет особенности работы Людмила Григорьева.

Замысел основательницы «Рука об руку» — не просто создать социально значимый стартап. Дело в том, что процедура трудоустройства ребят с нарушением развития в России до сих пор не налажена. Образовательные учреждения не находят возможности заниматься этим вопросом, а ведь хорошо было бы, если бы компании, которые принимают на работу нестандартных сотрудников, создавались на базе колледжей и техникумов. Людмила Григорьева убеждена в том, что обучение и трудоустройство должно происходить рука об руку, а не врозь. И даже помещения для ателье арендует на территории техникума, где ребята обучаются.

«Говорят: эти дети никак, нигде и никуда. А я — неформал, которого зря боится система» 4

Мне хочется, чтобы была система  дети выпустились и трудоустроились. Но как бы красиво это не звучало, в образовательную систему эта идея внедряется с большим трудом. Основное препятствие  сознание людей. Любая образовательная организация  это система, у неё сложившиеся традиции, взаимоотношения с коллегами и другими системами. И вдруг в ней появляется что-то, что создает нечто новое. Тогда система сразу думает: её будут рушить. На самом деле, никто ничего рушить не собирался, — рассказывает Людмила Григорьева.

Из пятерых ребят, которые сейчас работают в «Рука об руку», у троих инвалидность по слуху и интеллектуальные нарушения. У двоих  эти интеллектуальные нарушения крайне серьёзные. Все они работают скорее как подмастерья: не кроят, но вяжут полотна, шьют ткани с помощью машинки  следуют чётко заданию.

Мальчишки вяжут полотна очень быстро. Мотают пряжу без остановки. Я даже думаю иногда: какую работу им дать. Кто-то медленнее работает, кто-то быстрее. Да всё, как у обычных людей. Например, да, им в руки надо положить работу. Но ведь это такой менталитет российского сотрудника,  иронизирует Людмила Григорьева.

«Говорят: эти дети никак, нигде и никуда. А я — неформал, которого зря боится система» 5

Партнёрами ателье часто становятся не только крупные компании, но и начинающие стартаперы: они скупают вещи, созданные в «Рука об руку», делают красивые фото и продают через соцсети под собственным брендом. Особая группа покупателей продукции – молодые мамы, для которых натуральные ткани, ручное производство  принципиальные моменты. Ателье подстраивается под запросы: выпускает и стандартные шапки с носочками, и вязаные трусики для многоразовых подгузников. Покупатели, узнав, что товар сшили или связали ребята с расстройствами, быстро соглашаются купить товар. «Пару лет назад такого отношения не было. Что-то в обществе поменялось…»  отмечает основатель ателье.

Родителей своих нестандартных подопечных  Людмила Григорьева называет «тылом».

Я будто оглядываюсь, а они сзади стоят, и для меня уже нет пути назад. Не смогу я сказать им, что оставляю проект. Некоторых из них даже подумать не могли о том, что их ребёнок научится вязать, но это произошло. Представьте себе их радость,  рассказывает основательница «Рука об руку».

У родителей детей часто спрашивают, почему они не делают их недееспособными: чтобы  они не участвовали в формальных процедурах вроде продажи квартиры. «Они же вообще никак, нигде, никуда»,  — говорят юристы, и когда родители отвечают, что их сын или дочь работает как полноценный человек, им не верят. «В этом наша изюминка и смысл, мы потенциал вытягиваем», — отмечает Людмила Григорьева.

В планах «Рука об руку» на ближайшие годы  расширить штат, получить президентский грант, принять участие в максимальном количестве ярмарок. И если «дорожные карты» на прохождение пути к гранту и продажам уже разработаны, то с расширением штата — сложности. Помимо подмастерьев, которые приходят в ателье после выпуска из техникума, Людмила Григорьева ищет творческих людей. Чтобы широко заявить о себе, нужен  человек и с навыками дизайна и умеющий шить, но особенности работы устраивают не всех.

Проблема в поиске новых кадров. Приходят, собеседуемся, и никого не устраивает, что придётся каждый день взаимодействовать с людьми с особенностями развития. Никто не готов тратить на это время и эмоции, — рассказывает Людмила Григорьева.

Сама же предпринимательница эмоции не зажимает. Если кто-то из ребят мешает другим, она говорит об этом педагогично, но прямо, не избегая проблемы. Например: «Ты слишком громко жуёшь жевачку, давай сделаем так, чтобы никому  не мешать». Но чтобы эмоционально не выгорать, социальный предприниматель не стесняется ходить на тренинги и прорабатывать проблемы с психологом.

Большинство моих расстройств связано с тем, что мне сложно в системе. Я неформал, не буду говорить: «У тебя ничего не получается, но надо, надо, надо». Я скажу: «Слушай, а тебя получается, давай стремиться сделать ещё лучше».

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.