Главные бизнес-провалы 2015 года
Среди самых громких бизнес-неудач уходящего года названо банкротство российской авиакомпании «Трансаэро», неудачный перезапуск «Кинопоиска» и неудачная стратегия компании Secret.
Издание Секрет Фирмы собрало самые крупные бизнес-неудачи уходяшего года.
Итак, для кого этот год оказался провальным?
«Кинопоиск»
В 2013 году «Яндекс» купил сайт «Кинопоиск» за $80 млн и заявил о планах по перезапуску проекта. Аудитория долгое время ждала этого. Но перезапуск оказался провальным, что стало ясно уже в первый день. На сайте Newkinopoisk новый «Кинопоиск» получил 96% отрицательных отзывов. Свои претензии пользователи публиковали огромными списками, они жаловались на всё — от технических проблем и потери важных функций до убийства духа «Кинопоиска». 12 октября «Яндекс» признал ошибки и вернул старую версию. Руководитель проекта Ольга Мансурова покинула свой пост, её заменил Дмитрий Степанов, раньше курировавший в «Яндексе» все медийные проекты.
«Сотмаркет»
Интернет-магазин «Сотмаркет» существовал десять лет, а в этом году основатель Всеволод Страх объявил о продаже. Последние несколько лет он брал кредиты, Страх был уверен, что компанию можно было спасти: сократить категории и персонал, уменьшить оборот на 40%, но он выбрал другой путь. Предполагалось, что стоимость актива может составить $1 млн. Страх вёл переговоры с «М.Видео», «Эльдорадо» и MediaMarkt, однако покупателя нет уже больше полугода.
«Трансаэро»
До октября 2015 года «Трансаэро» была вторым авиаперевозчиком в стране и крупнейшей частной авиационной компанией. Однако последние несколько лет были очень сложными для копании, прибыль она получила только в 2011 году и с того момента каждый год был убыточным. В октябре компания прекратила полёты, а 15 декабря началась процедура банкротства. Главной причиной краха «Трансаэро» стали долги компании — сейчас она должна 250 млрд рублей лизинговым компаниям, которым платила в валюте, и банкам-кредиторам. Компания слишком активно увеличивала авиапарк и маршрутную сеть.
American Apparel
Продавец одежды American Apparel с 26-летней историей продолжал открывать новые магазины, хотя последние пять лет компания терпела убытки. В октябре 2015 года компания подала иск о банкротстве. К этому времени было открыто 227 магазинов, в American Apparel работало около 9000 сотрудников. Причина банкротства в том, что конкуренты постоянно предлагали что-то новое и снижали цены, а American Apparel на это пойти не могла — вся продукция шилась только в США. Кроме того, компанию обвиняли в слишком сексуальной рекламе.
Circa
Новостной агрегатор Circa привлёк $5,7 млн за три года существования, но в 2015 году денег не хватило — после безуспешных поисков покупателя в июне основатели объявили о закрытии проекта. Идея умного новостного потока, когда пользователи получают шанс следить за развитием конкретной истории в медиа, была оригинальна, но не оправдала ожидания пользователей.
Enter
Enter задолжал поставщикам 1,2 млрд рублей в настоящий момент. Контрагенты подают на компанию иски о банкротстве и взыскании долгов. Некоторые кредиторы согласились принять дисконтные векселя на сумму задолженности без учёта пеней, компенсаций и иных начислений.
Evernote
В 2012 году сервис создания и хранения заметок Evernote был оценён в $1 млрд, но спустя три года единорог стал погибать. В 2015 компания решила сократить 18% сотрудников и закрыть три офиса — в Москве, на Тайване и в Сингапуре. Одной из главных причин неудач Evernote стала ставка на модель freemium. Согласно этому подходу пользователи получают ограниченный бесплатный функционал, а дополнительные функции надо покупать. Но аудитория Evernote оказалась не готова платить за продукт. Недавно сервис даже снизил цены на свои услуги. TechCrunch оценил выручку компании за 2014 год всего в $36 млн.
Secret
Анонимный сервис Secret привлёк $35 млн, получил 15 млн пользователей и просуществовал всего полтора года. В апреле 2015 года его основатель Дэвид Байтау объявил о закрытии сервиса. Сервис развивался сразу на нескольких рынках, но не сумел угодить ни одному: американские пользователи уходили из-за обилия непонятных или неприятных записей из России, Мексики, Бразилии, а в развивающихся странах популярность Secret быстро сходила на нет.