Геннадий Курносов, «Южуралкондитер»: «В нелегкое время чай с конфетами пьют даже чаще!»

Уход «Рошена» с рынка никак не повлиял на сладкий бизнес, но «Милка» и кондитеры Казахстана покупателей переманивают. О трендах, «вкусе СССР» и экспансии рассказал DK.RU Геннадий Курносов.

Компания «Южуралкондитер» известна в России и за рубежом брендами с многолетней историей: например, своими конфетами «Ромашка» и «Мерендинками». Однако даже крупных кондитеров напрямую коснулись изменения на рынке, которые стали особенно заметны в последние месяцы. В интервью DK.RU генеральный директор предприятия «Южуралкондитер» Геннадий Курносов рассказал, чем для производителей конфет, печенья и мармелада запомнился уходящий год и какие тенденции нельзя оставить без внимания.

— Какие изменения произошли на кондитерском рынке в 2017 г.? Кризис продолжается?

— Конечно, мы ощущаем снижение реальных доходов населения. В 2016 г. они упали на 12%, а в этом — еще на 5,8%. Правда, население растет, так что, несмотря на низкие доходы, продажи сладостей выросли на 1,5%. Еще важно отметить, что медленно, но все же растут темпы производства кондитерских изделий. Конкретно на нашем предприятии прирост производства за год составил более 6%. Вырос объем продаж на домашнем региональном рынке — более чем на 10%.

В 2017 г. кондитеры по-прежнему делали акцент на развитии эконом-сегмента. К нему относится карамель и печенье, их ассортимент увеличивается. Когда у населения денег стало не так много, как было несколькими годами ранее, люди стали чаще покупать продукцию известного, давно зарекомендовавшего себя производителя. Иными словами — потребитель чаще покупает конфеты «Ромашка», чем сладости неизвестного производителя, даже если они дешевле.

— То есть даже в условиях сокращения расходов люди не отказывают себе в сладостях?

— Все-таки кондитерские изделия давно перешли в категорию продуктов ежедневного спроса, их покупают в качестве десерта для домашнего чаепития, на встречу с друзьями, подарка бабушкам, знака внимания коллегам. Сейчас нелегкие времена, но такие встречи с чаепитием происходят даже чаще!

— Какие именно сладости в этом году стали покупать реже? А на что спрос подскочил?

—Чуть снизилась доля мучной кондитерки — на 2%. Зато на почти 1% увеличилась доля рынка, например, конфет в коробках и весовых конфет. Но резких изменений во вкусах россиян, конечно, не было.

— Чем выделяются челябинские производители на федеральном рынке?

— Например, историей. Мы неслучайно производим советские марки конфет: «Ромашка», «Ласточка», «Красная шапочка». Для покупателей — это традиция, привычный вкус. Технологии отработаны десятилетиями, поэтому нам удается удерживать лидерские позиции. Неглазированное бисквитное пирожное «Мерендинка», которое, кстати, в 2016 году отметило 20-летний юбилей, глазированное пирожное «Аленка» — также стали известным брендом и продаются по всему миру.

— Эти марки близки для покупателей старшего возраста. А завоевывают ли южноуральские кондитеры молодую аудиторию?

— Неправильно думать, что советские марки известны только людям 45+. Понимаете, нельзя забывать о преемственности. Люди, которым сейчас 15 – 30 лет, с раннего детства ходили в гости к бабушкам и дедушкам. Культура потребления конфет классических марок остается. В результате конфеты «Ромашка» я вижу в каждой квартире, вне зависимости от возраста проживающих там людей. Но, конечно, мы запускаем и новые виды и вкусы кондитерской продукции — без консервантов и спирта.

Геннадий Курносов, «Южуралкондитер»: «В нелегкое время чай с конфетами пьют даже чаще!» 1

— Какие еще сладости сейчас в моде?

— Новые формы и нестандартные вкусы, конечно. В этом году, например, мы запустили линию необычной карамели: непривычной формы «кофейное зерно» и «цитрусовые дольки».

— Мешают ли иностранные бренды челябинским кондитерам?

— Конечно, есть популярные Milka, Mars, другие зарубежные марки. У них очень большие бюджеты, они проводят масштабные рекламные компании на федеральных телеканалах. Да, они несколько оттягивают наших потенциальных молодых покупателей. Но это дорогой продукт, поэтому потребление этих конфет — эпизодическое, а южноуральские сладости покупают на каждый день.

— Как изменило российский рынок исчезновение «Рошена»?

— Да никак. Эта компания вела агрессивную ценовую политику, предоставляя рынку более низкую цену. В результате фабрика, расположенная в Липецке, закрылась с убытком более 60 млн. руб. Теперь, согласно мирового рейтинга «Global 100», в 2017 году она сместилась с 22-го места на 24-е. К примеру, наш холдинг «Объеденные кондитеры», в состав которого входит кондитерская фабрика «Южуралкондитер», занимает 17 строчку рейтинга. Поэтому сейчас их влияние на рынок не заметно. Как конкурента их не стало, но появились другие.

— Правда ли, что в 2017 г. кондитеры из Казахстана стали активно занимать южноуральский рынок?

— В этом году они поставили перед собой задачу — экспансия на Южный Урал. Казахстанские компании получают поддержку от руководства своей страны: субсидии и кредиты по очень привлекательным ставкам. Ехать им до нашего региона близко, а разница в курсах национальных валют позволяет им демпинговать— себестоимость получается низкая, и они берут дешевизной. В последний год казахстанские производители резко начали открывать собственные розничные точки в нашей области — около 30, провели небольшую рекламную кампанию. Конечно, нам не хватает защиты в вопросе недобросовестной конкуренции – они выбирают стратегию «мимикрии», дублируя внешний вид наших лидирующих марок. Федеральные торговые сети пока не сотрудничают с ними, а вот челябинские — да. Но в основном эта продукция пока представлена на крупных рынках.

— А мы насколько активно выходили на зарубежные рынки?

— Несмотря на непростое время, экспорт увеличивать у кондитеров все-таки получается. По России в 2017 г. он достиг 387 тыс. т. Основная торговля сосредотачивается в странах ближнего зарубежья и СНГ, в Китае. Менее результативно выстраиваются отношения с США, Германией, Испанией, Израилем, странами Латинской Америки, но мы осуществляем поставки и в эти страны

— Что происходило с закупками сырья на протяжении 2017 года?

— Если с сырьем из-за рубежа все по-прежнему, то изменения в отечественной сфере, конечно, есть. Дело в том, что как в этом, так и в прошлом году аграрии говорят о переизбытке урожая. Они собирают большие урожаи сахарной свеклы и зерновых, что привело к переизбытку запасов сахара и муки. Поэтому все сырье, которое производится и продается за рубли, имеет тенденцию к снижению  из-за пресыщения рынка. И на фоне того, что в 2015 году на импортное сырье стоимость резко возросла, местные кондитеры смогли как в 2016-м, так и в 2017-м году удержать цены на продукцию без повышения.

— Чувствуется поддержка со стороны властей?

— Знаете, очень ощутима поддержка Минэкономразвития, Минсельхоза и торгово-промышленной палаты Челябинской области. У бизнеса в нашей сфере появилась возможность представить свою продукцию на международных выставках. Предприятия оплачивают за счет собственных средств только перелет сотрудников. В этом году мы представили свою продукцию в Китае, это дало новый толчок в отношениях с зарубежными партнерами. Например, учтя любовь китайцев к нашим «Мерендинкам», специально для них мы улучшили рецептуру, снизив содержание сахара. Помощь министерства коснулась не только экспорта, но и внутреннего рынка: на льготных условиях появилась возможность презентовать свою продукцию в разных регионах России.

— Вступили ли в силу какие-либо законы, которые в итоге мешают производителям сладостей?

— Сейчас мы ждем утверждения регламентов, которые меняют требования к информации на потребительской упаковке — должен вырасти объем текста. И речь не идет о том, что мы подробнее будем расписывать состав, содержание и предупреждение для покупателей. Увеличение коснется только шрифта. В результате, как ожидается, возникнут трудности с дизайном упаковок. Людям, которые любят почитать состав, это, конечно, понравится. А остальным? Продукт бывает очень маленький — может получиться так, что всю упаковку загромоздят буквы.

— Какие ожидания вы связываете с наступающим годом?

— В марте пройдут президентские выборы, и мы ждем активности государства в вопросе повышения доходов населения: прежде всего, тех, кто работает в бюджетных организациях, на оборонных предприятиях, и госслужащих. Это послужит импульсом для увеличения объема потребления — в том числе и кондитерских изделий. Так или иначе, полагаю, нам не стоит опасаться снижения спроса на традиционные российские сладости: конфеты, пряники, печенье.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.