Финансовый затык

действующие лица Николай Сходняк генеральный директор Людмила Сходняк жена Николая Сходняка Амалия Тестоедова главный бухгалтер Наталья Карпатская финансовый директор Равшан Нигматуллин партнер, со

Затянувшийся конфликт между финансовым директором и главным бухгалтером «Любо-Дорого & Ко» дезорганизует работу компании. Решать проблему за счет увольнения сотрудников Николай Сходняк не хочет.

действующие лица
Николай Сходняк
генеральный директор
Людмила Сходняк
жена Николая Сходняка
Амалия Тестоедова
главный бухгалтер
Наталья Карпатская
финансовый директор
Равшан Нигматуллин
партнер, соучредитель
Алексей Носырев
коммерческий директор

досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

Пять лет назад, когда ­Людмила Сходняк покидала «Любо-Дорого & Ко», на место финдиректора, в одночасье ставшее вакантным, претендовала главбух Амалия ­Тестоедова. Ее надежды рухнули через две недели — в кресле финдиректора обосновалась ­Наталья Карпатская, протеже Равшана ­Нигматуллина.

Назначение человека со стороны Тестоедова считала ошибкой, которую не сегодня-завтра должны исправить, указав Карпатской на дверь. Но время шло, а сдавать позиции новый финдиректор не собиралась. Поначалу отношения двух женщин, контролировавших денежные потоки, напоминали сцену из гонконгского боевика, в котором персонажи ведут диалог, сжимая в каждой руке по пистолету. Короткого общения с Карпатской, впрочем, оказалось достаточно, чтобы понять: она из тех, кто стреляет первой. Будь поединок настоящим, Тестоедову давно бы отвезли на кладбище.

Примирившись с неизбежным, главбух перешла от нападения к обороне, страсти улеглись, жизнь вошла в колею, и тандем бухгалтера с финансовым директором заработал ритмично, как помповый насос. Дальнейшие подробности можно опустить, ограничившись фразой «прошли годы...».

Новый импульс увядшему противостоянию придали слухи о том, что жена Сходняка возвращается с намерением занять пост финдиректора. Информация, поступившая из источников, близких к осведомленным, привела Карпатскую в замешательство. Подозревая Сходняка в неискренности, она терзалась сомнениями и строила планы мести. Амалия Тестоедова подливала масла в огонь, отправляя начальнице по мейлу ссылки на объявления в Интернете: «Требуется финансовый директор не старше 30 лет, зарплата — от 5 тыс. руб.» — с припиской: «Вот еще неплохой вариант». Карпатская, которой недавно стукнуло 42, чувствовала себя ветераном социалистического труда, которого по-тихому списывают со счета. В голове у нее крутились обрывки фраз: «два венка от имени месткома» и «ваш трудовой подвиг не померкнет».

Противостояние достигло апогея, когда Тестоедова принялась ходить по коридору мимо двери Карпатской с мобильником в руке, громко объясняя невидимому абоненту, как Людмила Сходняк будет расчищать авгиевы конюшни, доставшиеся ей в наследство «от сами знаете кого, не будем показывать пальцем». Карпатская в долгу не осталась. Отыскав в квартальном отчете две опечатки, она велела главбуху пересчитать все показатели заново, и та просидела с калькулятором до шести утра. С первыми лучами солнца конфликт перерос в новое качество: женщины перестали общаться, сделав Николая Сходняка посредником и заложником. Теперь все контакты бухгалтер — финдиректор и финдиректор — бухгалтер шли через него. Со стороны это выглядело комично. Карпатская говорила: «Николай Евгеньевич, передайте главбуху, чтобы подготовила данные по уфимскому филиалу завтра к 9.30». Тестоедова огрызалась: «Объясните ей, что работа по выходным оплачивается в двойном размере». В отсутствие Сходняка коммуникации обрывались, что никак не способствовало оптимизации бизнес-процессов.

Потеряв терпение, гендиректор вызвал женщин на ковер и зловещим (в его представлении) тоном сообщил, что конфронтации более не потерпит. Десять минут спустя на его столе появилось два заявления об увольнении по собственному желанию. В связи с новым поворотом событий Николай Сходняк рассматривал четыре варианта: а) проститься с Карпатской; б) выгнать Тестоедову; в) подписать оба заявления; г) оставить все как есть в надежде, что женщины помирятся.

Разнообразие выбора было кажущимся. Расстаться сразу с обеими — и финдиректором, и главбухом — Сходняк не решался. «Если же уволить только Карпатскую, — рассуждал он, меряя шагами периметр кабинета (22 — в длину, 14 — в ширину), — Тестоедова решит, что ее правота доказана, и получит дубинку для разборок с другими сотрудниками, чего нельзя исключить ввиду ее склочного характера. Впоследствии мне снова придется выбирать, кого из двоих уволить. Другими словами, тупиковая ситуация будет тиражировать себя до тех пор, пока я не выгоню всех до одного». Продолжая ходить по комнате (шаги стали крупнее: 18 — в длину, 10 — в ширину), Сходняк пришел к аналогичному заключению в отношении Тестоедовой, после чего выбрал вариант «г» и спрятал заявления в нижний ящик стола.

«Клинический случай», — сказал вслух гендиректор и поймал себя на мысли, что хочет проконсультироваться с медиком. Последним врачом, с которым Сходняк имел дело, был психоневролог Рабинович, вылечивший его от бессонницы с помощью рисования. «Помогло мне, поможет и вам», — решил Сходняк, набирая телефонный номер. Изложение роковых обстоятельств заняло 14 минут. Он ждал совета, как эффективнее манипулировать подчиненными, но добрый доктор с некоторым даже сочувствием объяснил, что медицина тут бессильна.

— Упг`авленческие пг`облемы должны г`ешать менеджег`ы — им за это день­ги платят. А вы, я очень извиняюсь, хотите таскать каштаны из огня чужими г`уками.

— Может, все-таки попробуем, — Сходняк не сдавался. — Побеседуйте с ними ласково, как вы это умеете. Глядишь, одумаются.

— Г`усскому человеку хочется вег`ить в чудеса, — вздохнул Рабинович на том конце провода (Сходняк слышал, как психоневролог чешет затылок). — Впг`очем, если в вашей контог`е завелись лишние деньги, я согласен их освоить.

В понедельник утром Рабинович, не верящий в чудеса, прибыл в «Любо-Дорого & Ко» бросить взгляд на поведение главбуха и финдиректора и, сделав выводы, работал с ними до конца недели по специальному алгоритму. Официально это называлось тренингом личностного роста. В пятницу вечером психоневролог доложил Сходняку, что женщины согласились забыть распри и налаживают кон­структивное сотрудничество.

Сходняк мысленно похвалил себя за креативный подход, отправил Карпатской счет, выставленный Рабиновичем, и через два дня с легким сердцем отбыл в Москву на отраслевую конференцию, где ему предстояло выступить с докладом «Конт­роль за работой дилеров. Как его организовать?». Если бы генеральный директор предвидел, что в «Любо-Дорого & Ко» случится коллапс, то отложил бы поездку и задержался в Челябинске. Но, как говорят классики, история не терпит сослагательного наклонения.

Наведенные Рабиновичем мосты оказались непрочными. Пока Николай Сходняк рассказывал широкой публике о наработанном опыте, Карпатская и Тестоедова вдребезги рассорились, обсуждая невинную, казалось бы, тему — как планировать бюджеты будущих филиалов. Кончилось тем, что финдиректор обозвала главбуха идиоткой. В ответ Тестоедова заметила, что с Людмилой Сходняк сработается быстрее, хлопнула дверью и в офисе больше не появлялась. Ее внезапный уход парализовал отгрузку ТОВУСа потребителям и уфимским дилерам. Наталья Карпатская пошла на принцип — сообщила гендиректору в Москву, что банковские операции встали, а брать ответственность на себя она отказывается. Следом позвонил Алексей ­Носырев и в свойственной ему лаконичной манере проинформировал генерального, что недовольные покупатели могут перекинуться к конкурентам. Дозвониться до Тестоедовой не удалось — ее сотовый телефон отвечал: «В настоящее время абонент недоступен». Не досидев на конференции, Сходняк поехал в аэропорт.

Какие действия нужно предпринять Николаю Сходняку?
Можно ли решить конфликт, не прибегая к увольнению сотрудников?

Дина Хабибулина
руководитель отдела по подбору персонала компании «ВнешЭкономАудит»
 Занимать позицию невмешательства в конфликте двух сотрудников не стоит. Роль руководителя — именно управлять этим конфликтом. Если допустить, что обе сотрудницы важны компании и увольнение недопустимо, то можно посоветовать следующее:

1. Выяснить причины конфликта. Насколько я понимаю, никто в них не разбирался. Ситуация такова, что обе сотрудницы демонстрируют личностную незрелость и вряд ли сами для себя четко формулируют причины непонимания.

2. Узнать, чего же хотят обе стороны, и грамотно обыграть каждый мотив.

3. Руководителю необходимо дать свою оценку сложившейся ситуации, поговорить с каждым участником конфликта и высказать свои дальнейшие ожидания, скорректировать поведение сотрудников в будущем, только в этих условиях согласиться на удовлетворение их мотивов. В любом случае персонал должен понимать, кто здесь руководитель.

4. Предоставить сотрудникам полную и объективную информацию об их дальнейших перспективах в компании. Опровергнуть или подтвердить слухи о возвращении Людмилы Сходняк. Это снимет напряжение и позволит перейти от оборонительных действий к конструктивному решению конфликта.

5. Отправить обеих сотрудниц на тренинг личностного роста, чтобы они могли понять и простить прошлые обиды.

Екатерина Томилова
главный редактор ООО «МАССИВ-Медиа»
 Николай Сходняк изначально допустил несколько ошибок. Во-первых, На­талья Карпатская — протеже его компаньона, об этом, судя по всему, было известно подчиненным. Во-вторых, Николай четко не выстроил иерархию в своем коллективе и не пресек первые «бои» двух женщин, предоставив им самим разбираться в данной ситуации. По сути дела, женщины уже начали манипулировать Сходняком, когда он решил вмешаться. Привлечение постороннего человека, а тем более психоневролога, возможно, даже усугубило ситуацию. Что касается возможных увольнений, то «хирургическое вмешательство» неизбежно. Амалия Тестоедова уже хлопнула дверью, поставив компанию в непростую ситуацию, так что здесь вопросов не может быть. Дальше Николаю Сходняку надо четко разграничить роли и функции главного бухгалтера и финансового директора, определить зоны ответственности каждой, выстроить систему иерархии и т. д.

А вообще, гендиректору «Любо-Дорого & Ко» не позавидуешь! Неспособность руководить коллективом сильно ударила по имиджу фирмы. Ему необходимо срочно развивать в компании концепцию корпоративной культуры регламентирующего менеджмента.

Алексей Овакимян
директор ООО «АФ «Авуар»
 По моему мнению, система управления небольшими компаниями должна строиться на основе командного принципа, взаимовыручки и взаимозаменяемости.

Возникшую проблему надо было устра­нять пять лет назад. Сегодня половинчатыми мерами решить вопрос не удастся. Так, увольнение одной из участниц конф­ликта даст второй право думать, что она вправе манипулировать компанией, а бездействие руководства может погубить фирму.

Считаю оптимальным выходом из сложившейся ситуации увольнение обеих. Согласен, что для фирмы это будет стресс, но, во-первых (и это главное), такое решение дисциплинирует остальных работников; во-вторых, лучше единовременно пережить стресс и через 3-6 месяцев приступить к нормальной работе, чем еще пять лет находиться на пороховой бочке, успокаивая себя незаменимостью обоих специалистов. На период отсутствия руководителей финансово-бухгалтерского блока можно заключить договор на данный вид услуг со специализированной организацией, которая за это время даст оценку работе обеих специалистов и определит перечень вопросов, на которые надо обратить особое внимание.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.