Федеральные авиаперевозчики завоевывают челябинское небо
Авиакомпания-дискаунтер «Скай Экспресс» начнет выполнять рейс Челябинск—Москва со 2 июня. МАРИНА БУКАЛОВА, генеральный директор авиакомпании «Скай Экспресс», объясняет, что открытие нового рейса св
Авиакомпания-дискаунтер «Скай Экспресс» начнет выполнять рейс Челябинск—Москва со 2 июня. МАРИНА БУКАЛОВА, генеральный директор авиакомпании «Скай Экспресс», объясняет, что открытие нового рейса связано с расширением маршрутной сети авиакомпании за счет пассажироемких и популярных направлений. Почти одновременно «Скай Экспресс» запускает рейс Москва—Самара. В общей сложности летом у авиаперевозчика будет уже 11 направлений полетов. Таким образом г-жа Букалова рассчитывает к концу года увеличить долю компании на рынке внутренних регулярных авиаперевозок с нынешних 4% до 6%.
Рейс Челябинск—Москва будет осуществляться ежедневно один раз в день на Boeing 737. Стандартный тариф перевозчика (без учета топливных сборов) составляет 1900 руб. По словам МАКСИМА ПОБЕРЕЖНИКА, директора по маркетингу «Скай Экспресс», компания планирует ежегодно перевозить до 50 тыс. пассажиров по маршруту Челябинск—Москва и занять на этом направлении до 15% рынка.
Еще один авиаперевозчик, который появится в челябинском аэропорту — «Аэрофлот Дон» из Ростова-на-Дону. Как сообщил ДМИТРИЙ БАКУЛИН, пресс-секретарь ОАО «Аэрофлот Дон», авиакомпания будет выполнять полеты из Сочи в Челябинск и обратно с 27 мая по 12 сентября 2008 г. Рейс будет осуществляться дважды в неделю на ТУ-154. По словам г-на Бакулина, авиакомпания прогнозирует высокую загрузку маршрута, поскольку рейс рассчитан на отдыхающих.
Появление новых авиаперевозчиков на челябинском рынке вполне обоснованно, отмечают эксперты. Число людей, пользующихся воздушным транспортом, в последние годы неуклонно растет. Так, только на московском направлении, по данным челябинского представительства компании «Аэрофлот — Российские авиалинии», пассажирооборот челябинского аэропорта в прошлом году вырос на 60%. Сейчас перевозки в столицу из Челябинска осуществляют четыре авиакомпании: S7 Airlines, «Аэрофлот — Российские авиалинии», «ВИМ-авиа» и «Кубанские авиалинии». Ежедневно из Челябинска в Москву вылетает от 6 до 10 самолетов. Однако, как отмечает ЮРИЙ КИРГИЗОВ, глава челябинского представительства авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», спрос остается неудовлетворенным: «Процент заполняемости самолетов составляет около 80, то есть превышает общепринятую в гражданской авиации величину удовлетворенного спроса — 65%. В пиковые дни: пятницу и понедельник — купить билеты на Москву бывает очень сложно».
Сочинское направление в теплое время года для авиаперевозчиков не менее интересно, чем московское. Помимо компании «Аэрофлот Дон», возить челябинцев в столицу будущей Олимпиады этим летом планируют «Дальавиа», S7 Airlines и «ВИМ-авиа» (в общей сложности четыре компании будут выполнять девять рейсов в неделю). «Я за то, чтобы в Челябинск приходило как можно больше перевозчиков. В результате конкуренции и качество перевозок растет, и цены на билеты становятся ниже. Московское направление может вместить еще пять компаний — пассажиры от этого только выиграют. В Сочи в летний период нужно как минимум пять рейсов в день», — заявил в интервью «ДК» представитель одной из авиакомпаний, пожелавший остаться неизвестным.
Сейчас ситуация на челябинском рынке авиаперевозок более благоприятна для привлечения новых авиакомпаний, чем еще некоторое время назад, отмечают участники рынка. Например, в 2003 г. число авиаперевозчиков в челябинском аэропорту можно было пересчитать по пальцам, а подавляющее число перевозок осуществлял «Энкор», бывшая дочерняя компания «Челябинского авиапредприятия». Позже монополия перешла по наследству «Сибири» (ныне — S7 Airlines). У других авиакомпаний не было возможности развернуться. Так, например, самолеты «Аэрофлота» могли летать в Москву только ночью. В наиболее востребованных утренних слотах перевозчику отказывали. География полетов в челябинском аэропорту развивалась слабо. Большие потоки челябинских пассажиров уходили в «Кольцово».
Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь полтора года назад. Миноритарные акционеры ОАО «Челябинское авиапредприятие», в том числе председатель совета директоров ЧАП АЛЕКСАНДР МЕРТЕН, были против монополии «Сибири», и в конце 2006 г. г-н Мертен заявил об изменении политики в отношении авиаперевозчиков. Первой ласточкой «новой жизни» стала договоренность с «Аэрофлотом»: перевозчик наконец-то получил утренний слот на Москву. В январе-феврале 2007 г. в Москву стали летать также самолеты компаний «Авиапрад» и «Уральские авиалинии».
В 2007 г. из аэропорта «Баландино», по данным ОАО «Челябинское авиапредприятие», осуществляли регулярные рейсы уже 14 авиаперевозчиков. В первом квартале 2007 г. количество обслуженных в аэропорту пассажиров по сравнению с тем же периодом 2006 г. увеличилось на 48% — до 178 тыс. человек, а цены на авиабилеты снизились в среднем на 30%.
Сейчас, по данным «Агентства НЭК», из Челябинска выполняют рейсы 12 авиаперевозчиков. География полетов охватывает 17 городов России и ближнего зарубежья (если учитывать только прямые рейсы). С начала этого года местный аэропорт заключил договор с двумя новыми авиаперевозчиками: компанией «ВИМ-авиа», заменившей «Авиапрад» (предприятие прекратило полеты по причине банкротства) на маршруте Челябинск—Москва, и компанией «Авиационные линии Кубани», начавшей в марте 2008 г. выполнять регулярные рейсы по маршруту Челябинск—Москва—Краснодар.
Дальнейшую судьбу аэропорта эксперты связывают с развитием географии полетов. По оценкам Юрия Киргизова, пассажиропоток будет увеличиваться на 20-30% ежегодно: «Челябинскому аэропорту необходимо восстанавливать ту сеть маршрутов, которая была еще при Советском Союзе. Сейчас она выполняется лишь частично. Правда, отрабатывать маршруты придется не один месяц, а года полтора, чтобы появились стабильные пассажиропотоки. Для этого у челябинского аэропорта есть все возможности: удачное географическое положение, благоприятные климатические условия и одна из лучших взлетно-посадочных полос в России».







