«Есть куча франшиз, за которыми, кроме аккаунтов в соцсетях, ничего нет», — Олег Гердт

«Порог входа в салонный бизнес серьезно упал. Рынок наводнен дешевым оборудованием – как новым, так и подержанным. Пытаясь заявить о себе, новые салоны идут на откровенный депминг».

О том, как управлять сетью салонов, находящихся на расстоянии тысячи километров друг от друга, как защититься от недобросовестных франчайзи и мотивировать персонал, DK.RU рассказал директор  центра эстетической медицины «Клеопатра» Олег Гердт.

1. Быть первопроходцем тяжело. Но это открывает необозримые горизонты. Первый салон «Клеопатры», где оказывались услуги лазерной фотоэпиляции, открылся в Челябинске 20 лет назад. В то время подобные салоны были разве что в Москве и Санкт-Петербурге, а все, что за их пределами — дремучий лес и в прямом, и в переносном смысле. Но к роли первооткрывателей было не привыкать — за десять лет до этого мы первыми в стране начали заниматься коррекцией зрения с использованием мягких контактных линз, где я начинал свою карьеру в качестве менеджера по развитию регионов. Открыли сеть салонов «Аргос» в семидесяти городах. Так что опыт освоения «голубого океана» уже был.

2. Важно правильно угадать момент выхода на рынок. Примерно через год-два после запуска первых салонов в России наша компания задумалась о том, чтобы применить полученный успешный опыт в Китае. Отправились в деловую поездку, чтобы нащупать схемы работы, на месте изучить нюансы налогообложения, возможно, заключить договоренности о партнерстве. И в качестве экспресс-анализа местного рынка набрали целую стопку мужских журналов. И оказалось, что в Китае только-только озаботились изменением внешнего облика, пытаясь с помощью отбеливания кожи лица и пластики век принять более европеизированный вид. А все, что скрыто под одеждой, по-прежнему казалось не столь уж важным. Перегруженные этим знанием, мы вернулись на родину. В российских регионах тоже была, конечно, непаханая целина, но рынок уже созрел.

 3. У истоков компании стояли два основателя: один из них физик по образованию, а другой — врач. И сама идея, по сути, родилась на стыке медицины и техники, приоритетом в выборе методик и оборудования всегда были не красота корпуса или размер дисплея, а технические параметры. На местах начинать пришлось с самых азов, все эти годы занимались просвещением, рассказывая, чем эпиляция отличается от депиляции.

По сути, за прошедшие десятилетия в плане технологии ничего кардинально не изменилось, а все «новые методы» — это, по большому счету, маркетинговые уловки, нацеленные на сокращение сроков окупаемости, хотя бы на бумаге.

4. Быть монолайнером непросто. Но любая хозяйка знает, что самые крутые соковыжималки умеют только выжимать сок — и ничего больше. Ни взбить коктейль, ни замесить тесто, ни измельчить фарш — для этого есть другая кухонная техника. Зато могут выжать сок хоть из орехов, хоть из пророщенной пшеницы.

5. Сегодня порог входа в салонный бизнес серьезно упал. Есть куча франшиз, за которыми, кроме аккаунтов в соцсетях, ничего нет, рынок наводнен дешевым оборудованием – как новым, так и подержанным. Пытаясь заявить о себе, новые салоны идут на откровенный депминг. Но клиенты уже разбираются, и убедившись через месяц-два в отсутствии эффекта от процедуры, заканчивают эксперименты и возвращаются в «проверенные» места.

6. Преимущество большой компании — возможность бесконечно экспериментировать. Выдвигая ту или иную гипотезу, мы проверяем ее в одном из филиалов, делаем выводы, а затем масштабируем только положительный опыт.

7. Модные тренды на цифровую экономику в истории нашего бизнеса давно стали нормой.

Еще с начала 90-х годов прошлого века, работая с большой номенклатурой контактных линз и десятками филиалов, мы научились фиксировать каждую транзакцию, что позволило оптимизировать ресурсы. И это на определенном этапе помогло понять процессы, которые происходили на рынке. Сейчас это называется биг-дата, а тогда не называлось никак.

8. Полезный опыт можно вынести из любой жизненной ситуации, в том числе не слишком приятной. Я давний приверженец автомобилей марки Land Rover, и каждый раз раздражался, когда при обращении в салон официального дилера консультант спрашивал мою фамилию, телефон, а потом долго-долго листал тетрадочку, спрятанную за красивой стойкой. В итоге я остался верен марке, но сменил автодилера. И сделал очень важные, правильные выводы, собрал разработчиков и озвучил свое видение: нужно сделать так, чтобы когда клиент еще только набирает номер, система автоматически распознавала его и выдавала подсказку оператору: как к нему обратиться по имени, какой салон он посещает, как часто, с какой целью, вероятнее всего, звонит. Это было лет десять назад, когда про CRM-системы никто не слышал. Разработка заняла, конечно, не одну неделю, но это того стоило: надо было слышать восхищенную заминку, когда оператор снимала трубку и говорила: «Добрый день, Елена Викторовна. На какое время записать вас на процедуру?»

9. Задача любого бизнеса — все время предвосхищать ожидания. Делать это приходится все изощреннее, в свое время мы слишком сильно задрали планку.

10. Одна из основных задач, с которой сталкиваешься, управляя салонами, разбросанными по всей России — мотивация персонала. Понятно, что можно каждое утро устраивать пяти или пятнадцатиминутные селекторные совещания или сидеть целый день у монитора, отслеживая записи с камер наблюдения. Но мы разработали и внедрили программный продукт с элементами искусственного интеллекта, позволяющий анализировать, ставить и предоставлять  результаты выполненных задач. Более того, система настроена таким образом, что если сотрудник в течение определенного времени не пользуется служебной программой, она эти задачи начинает выдавать на экран в автоматическом режиме, извещая, что через одну минуту, например, будет проведено соединение с клиентом. Не остается ничего иного, как снять трубку и провести разговор по скрипту, потому что вызов уже идет.

11. Может показаться, что тотальная цифровизация воспринимается сотрудниками в штыки. На самом деле то, что начальник сидит далеко, в их глазах — огромный плюс. Гораздо хуже, когда он слоняется где-то рядом и непонятно, что ему надо. Как многодетный отец, я прекрасно понимаю, как важно четко придерживаться одной и той же политики.

В некоторых компаниях продвижение по карьерной лестнице и премия зависят от того, как сотрудник коммуницирует с руководителем. А я могу, например, не помнить в лицо менеджера салона в Оренбурге — но я четко вижу, что он работает в полтора раза эффективнее и поэтому получает более высокую заработную плату.

12. Мы начали заключать партнерские соглашения, когда слово «франчайзинг» не было в обиходе предпринимателей. Разработали алгоритм поиска и выбора партнеров, который включал в себя онлайн и офлайн методики. Делали скрин-анализ и ранжировали потенциальных партнеров по определенным параметрам, чтобы отобрать потенциально наиболее интересных. При этом все, что связано с коммуникацией, оставляли за собой. И если партнеру спустя полгода начинало казаться, что он выплачивает необоснованно большое роялти, просто меняли настройки и перенаправляли поток клиентов.

13. Иногда меня охватывает предпринимательский вирус. Я его не душу: если появляется идея, которая кажется интересной и перспективной — почему бы не попробовать? Но это всегда совершенно другая сфера бизнеса. И каждый раз получается так, что наработанные навыки и знания оказываются полезными для общего дела. Многие проекты, которые сегодня реализуются в рамках компании, так или иначе связаны с моим предпринимательским опытом.

14. Социальные сети – это работающий канал поиска и коммуникаций с клиентами. В последние годы и мелкий, и крупный бизнес бросился в SMM с рекламными бюджетами. Но зачем загонять клиентов, за которых мы уже заплатили, в единый табор корпоративного аккаунта? Большое число подписчиков может быть интересным показателем разве что в момент продажи бизнеса.

К счастью, многие маркетологи уже вынужденно признают, что соцсети — всего лишь одна из точек касания с потенциальными клиентами, предназначенная скорее для «разогрева» в туннеле продаж. А как только человек перешел в статус клиента — выводи из группы, прячь, выстраивай индивидуальные каналы взаимодействия.

15. Несколько лет назад мы аннулировали все рекламные бюджеты, отказались от традиционного подхода, когда в конце каждого года планировали определенные суммы расходов на канцелярию,  корпоративы, рекламу и прочее. И отдел маркетинга  осваивал  рекламный бюджет. Вместо этого направили ресурсы и силы на то, чтобы плотнее взаимодействовать с существующими клиентами.

16. Изначально появление в семье детей стало мотивацией встать с дивана и зарабатывать деньги. Сейчас это уже не борьба за выживание, как в 90-е, а духовный рост. На днях младшая дочь, которой недавно исполнилось пять лет, заявила, что в садик больше не пойдет. Потому что, по ее словам, воспитатели говорят одно, а делают — другое. Детям твердят: «Когда я ем, я глух и нем», а сами во время обеда с набитым ртом разговаривают. Дети остро чувствуют фальшь. И как бы мы не старались воспитывать детей или сотрудников, только собственный пример может реально что-то изменить. Моему сыну сейчас семнадцать, в этом возрасте возникает соблазн попробовать алкоголь. Поэтому полтора года назад я полностью отказался от спиртного — даже в Новый год. А как иначе рассказать детям о его вреде?

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.