«Дайте бизнесу финансовую устойчивость, он сможет рисковать!» – Екатерина Мицына, «Метран»

Как заводу ужиться с налоговой, и почему аудиты — это полезно? На эти и другие вопросы «ДК» отвечает финансовый директор Промышленной Группы «Метран» Екатерина Мицына.

Ключевому активу международной компании «Эмерсон» в России — бизнесу «Метран» — 17 сентября этого года исполняется 25 лет со дня рождения. Два года назад завод переехал на новую современную площадку на Новоградском проспекте. «Деловой квартал» встретился с финансовым директором «Метрана» Екатериной Мицыной, чтобы узнать, как живется крупнейшему приборостроительному заводу России, и какие секреты финансового управления способствуют успеху.

«Метран» является основным активом международной компании «Эмерсон» в России. Как на вас влияют санкции?

— Ограничения не касаются нашего бизнеса напрямую, но они задевают наших заказчиков. После введения санкций мы опасались снижения объемов продаж, выручки, поступлений денежных средств на наше предприятие. Но этого не произошло, через некоторое время мы, наоборот, ощутили рост заказов. Проанализировали и поняли, почему. «Метран» находится в России, расширяет производство в России, использует качественные комплектующие. Те продукты, которые раньше мы перепродавали, закупая их за границей, теперь производим самостоятельно, что и требуется заказчику.

Стратегия локализации бизнеса, которую компания «Эмерсон» проводит в России с 2004 г., сработала на нас на 100%. Ни одна конкурирующая компания не имеет в России завода с полным циклом: от исследований и разработок до сервисного обслуживания.

Основные ваши заказчики — это энергетический сектор, и очевидно, что ограничение доступа к финансированию повлияло на них отрицательно. Какова роль этого фактора?

— Да, конечно, этот фактор сработал. Но при факторном анализе мы увидели, что эффект локализации бизнеса оказал большее положительное влияние на динамику заказов, чем все остальные негативные факторы, как, к примеру, попадание отдельных предприятий наших заказчиков в санкционные списки.

Также санкции существенно добавили нам работы. Для управления рисками был создан специальный отдел: каждый заказчик теперь проходит проверку, нет ли его в ограничительных списках. Мы были вынуждены увеличить документооборот вместо того, чтобы просто взять заказ и сразу разместить его в производство. Понятно, что мы все время совершенствуемся и упрощаем процессы, чтобы заказчики этого не почувствовали. Но факт есть.

 

«Дайте бизнесу финансовую устойчивость, он сможет рисковать!» – Екатерина Мицына, «Метран» 1

Только ленивый не ругает бюрократию в России и налоговую сложность. Как вы справляетесь, и что, по вашему мнению, нужно изменить, чтобы крупному инновационному бизнесу в России жилось легче?

— Справляемся. Не принимаем близко к сердцу, отрабатываем все запросы, которые к нам приходят. Так надо, другого не дано. Нужно задерживаться — задерживаемся, собираем пачки документов. Пришло требование от налоговой инспекции, отправляем ответ. Привыкли, никто не ропщет. Мы знаем, что это их работа. Но оцениваю контроль как избыточный, особенно внеплановые проверки.

Что делать?

— Упрощенный документооборот — это раз, то есть сокращение того объема отчетности, который запрашивают наши органы. К сожалению, количество документов с каждым годом растет. Чтобы соответствовать всем требованиям нашего законодательства, нужно иметь большой штат. Мы справляемся только потому, что у нас достаточное количество сотрудников, которые могут это оформлять, подписывать, собирать, отправлять. Второе — это налоговые льготы. Налоговая нагрузка очень большая. Если предприятие нестабильно получает денежные средства, то и перечисление денежных средств в налоговые органы становится проблемой.

Аудиторы держат в тонусе

Генерировать красивые бизнес-идеи и декларировать миссии можно сколько угодно, но принесет ли это успех? Если компания не будет финансово успешной, она очень быстро будет продана или реструктурирована.

Каким должен быть баланс между расчетом и мечтой?

— В каждом инновационном бизнесе присутствует свой риск. С моей точки зрения, даже при наличии «энного» количества денежных средств и инвестиций без риска не будет успешного бизнеса. Для этого надо видеть немного больше, предугадывать будущее чуть лучше, чем рынок, и уметь принимать решения высокого качества в условиях неопределенности. Грамотно рисковать — одна из ключевых компетенций.

В то же время финансовый директор должен обеспечить бизнесу эту возможность риска, дать ему определенную финансовую устойчивость. Многие предприятия имеют хорошую отчетность, но у них нет свободных денежных средств, чтобы в принципе существовать. На данный момент финансовая устойчивость «Метрана» такова, что мы давно вообще не пользуемся заемными средствами, а, наоборот, занимаемся инвестиционной деятельностью. Это результат многолетнего применения мировых практик управления дебиторской и кредиторской задолженностями и кропотливой ежедневной работы с партнерами.

Одна из основ компании «Эмерсон» — ее политика этичного ведения бизнеса. Что это значит, и как она реализуется с финансовой точки зрения?

— Политика этичного ведения бизнеса предполагает нулевую толерантность к каким-либо нарушениям положений по этике. Проще говоря, нам не нужен никакой бизнес, никакая сделка, если она не может быть совершена в полном согласии с российским и международным законодательством и требованиями компании «Эмерсон». Что касается финансов, то здесь речь идет о прозрачности, достоверности, полноте учета, добросовестности и выполнении всех требований, имеющих отношение к нашему бизнесу.

За последние пять лет у нас не было ни одного замечания от аудиторов, только рекомендации. Мы постоянно проходим и внешние, и внутренние аудиты. Например, как компания с большой выручкой — в этом году около 5 млрд руб. — мы обязаны проходить ежегодный внешний аудит российской отчетности. Нас проверяет компания KPMG, остальные аудиты — внутренние, из подразделений «Эмерсон». Они часто привлекают стороннего аудитора, например, Ernst & Young. Им палец в рот не клади — откусят, потому что знают все и вся. Аудиты держат в тонусе, заставляют знать актуальные бизнес-процессы, законы, политику и процедуры, но все это идет только нам на пользу.

Судя по всему, бизнес впал в стагнацию и, видимо, долгосрочную. Что делать компаниям, по вашему мнению? Где открываются бизнес-возможности? Или всем придется затянуть пояса?

— Я могу говорить только относительно «Метрана» и приборостроительной отрасли. И мой совет — надо выигрывать конкуренцию. Если просто затягивать пояса, то похудеешь и все. Наш рынок высококонкурентный, на нем много игроков. Никто не мешает совершенствовать внутренние процессы, становиться эффективнее, растить производительность и таким образом получать лучшие финансовые результаты при том же объеме заказов. Также можно лучше обслуживать заказчиков, расширять производство в России, держать качество, сокращать сроки поставки, постоянно искать новых потребителей. Мы занимаем на рынке средств измерений хорошую долю рынка, почему бы не занять еще 3%?

Для «Метрана» также важен успех во внутрикорпоративной конкуренции. При переносе производств из Европы в Россию мы обязаны создать современные производственные линии, обучить и аттестовать сотрудников, внедрить систему менеджмента качества, все лучшие мировые практики и процедуры. Это большой труд, но это абсолютный императив — ни один прибор не уйдет к заказчику до тех пор, пока его качество не будет соответствовать тому, что он привык ранее получать из Германии или Швеции.

Если вы приедете на завод в Весслинге (Германия. — Прим. ред.) или в любой другой стране, вы не найдете никакого отличия между теми заводами и нашим. Потому что все, что регламентирует компания «Эмерсон», на 100% здесь воплощено.

Дальнейшие перспективы роста также связаны с локализацией, у нас большой список проектов по открытию новых производств, таких как расходомеры Rosemount и Micro Motion, регуляторы и соленоиды ASCO, также это проекты по расширению уже существующих модельных рядов или углублению переделов.

Хочется поделиться и таким простым секретом: уже 4–5 лет, как вопрос качества продукции совсем не поднимается в переговорах с заказчиками, потому что в этом отпала необходимость — заказчики нашим качеством довольны.

«Дайте бизнесу финансовую устойчивость, он сможет рисковать!» – Екатерина Мицына, «Метран» 2

О чем говорят цифры

Чтобы двигаться вперед, предприятию необходимо знать, каково его нынешнее финансовое состояние, и как исправить положение, если оно ухудшается. Разумеется, анализ ситуации в крупной компании невозможен без скрупулезного изучения цифр — они могут рассказать целую историю.

Только по тому, как выглядит завод «Метран», можно предположить, что предприятие находится в хорошей форме. Какие методы финансового управления позволяют этого добиться?

— Все начинается с формирования подробного бюджета года. Качественное планирование — это та база, тот слон, на котором все стоит. Хотя в сегодняшних условиях точно спланировать больше, чем на год, сложно. Второй момент — это оперативное ежемесячное прогнозирование результатов на основании текущей ситуации. В третьих, мы анализируем результаты со всех сторон: по отношению к бюджету, к прогнозу, постатейно, по центрам финансовой ответственности, ежемесячно проводим различные факторные анализы.

Мы находим причины, если что-то пошло не так, фиксируем, что удалось лучше, чем мы планировали. Делаем соответствующие выводы, которые позволяют нам корректировать дальнейшие действия и свое­временно реагировать на внешние и внутренние изменения.

Как вы определяете, куда стоит инвестировать, а где нужно экономить?

— Прежде чем сделать какой-то вывод, экономист или аналитик обязательно все посчитает. Есть определенные инструменты, на основании которых мы считаем окупаемость инвестиций, отдачу инвестиций. Это ROI (коэффициент возврата инвестиций. — Прим. ред.) в первую очередь. Он должен быть не меньше 15%. Для срока окупаемости идеальный вариант — 1,5 года, но мы пропускаем и 5 лет.

Чтобы развиваться на перспективу, нужно мыслить, как руководитель бизнеса, уметь вкладываться в длинные проекты, и мы можем себе это позволить. Иначе сегодня можно сэкономить, а через три года потерять возможность. Также есть проекты, для которых мы не считаем окупаемость. Они связаны с качеством продукции или с безо­пасностью работы сотрудников.

Что нужно, чтобы сделать карьеру в сфере экономики и финансов? Считаете ли вы, что это перспективное образование?

— Ни дня не пожалела, что я пошла учиться на экономику. Считаю, что успех зависит от того, любишь ты цифры или нет. Не любишь цифры — не ходи, это однозначно. Если говорить о способностях, два основных столпа — очень хорошая память и аналитические способности. В голове одновременно нужно держать большое количество информации по разным направлениям, чтобы принимать определенные решения. И уметь всю эту информацию анализировать. Если такая способность в человеке присутствует, то он экономист, аналитик. Когда я смотрю на очередную сухую таблицу данных, я вижу целую историю. Знания, которые были получены еще в далеком институте, опыт и практика работают вместе. Умение анализировать — это больше, чем знание методик, это какое-то чутье и умение задавать правильные вопросы, чтобы построить полную картинку события, тренда или явления.

Как сохранять баланс между женственностью, красотой, семьей, воспитанием сына и такой большой ответственностью? Ваши коллеги говорят, что Вы не задерживаетесь на работе.

— Сейчас да, но для этого было сделано очень много. В 2007 г. меня назначили одновременно начальником отдела контроллинга и заместителем финансового директора. Финансовый директор тогда находился в Москве, и фактически я исполняла три должности: начальника отдела, зама и самого директора для «Метрана». Все разом свалилось, и я «жила» на работе. Наверное, на том этапе это было правильно, иначе я бы не разобралась во всех тонкостях.

Тогда меня очень поддержал муж, а сейчас выстроилась команда, которая со мной работает. Большая часть оперативной работы делается их руками, их мозгами. Я стараюсь выделять время, чтобы подумать. Сейчас у меня есть время на дачу, где я люблю заниматься цветами, и время на спорт, я учусь играть в большой теннис.

Сын учится в институте, сам выбрал профессию, пошел на экологию, ему нравится. Этим летом работал в гараже, занимался ремонтом машин, решил, что ему нужен практический опыт. Зарабатывает себе на карманные расходы, горжусь им.

«Метрану» этой осенью исполняется 25 лет, а сами Вы сколько работаете здесь?

— В прошлом году меня поздравили с двадцатилетием, значит, в этом году исполнился 21 год. Я немного запуталась с датой и совершенно не ожидала поздравления. Директор по персоналу собрал на третьем этаже весь департамент, мне позвонили и сказали, что «срочно нужно прийти». А я ничего понять не могу, думаю: наверное, что-то случилось. Прибегаю — а там 60 человек стоят и поздравляют меня. Я, конечно, была сначала в шоке, потом в восторге. Но было очень приятно. Эти 20 лет были разными, насыщенными и очень стремительными.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.