«Если построить конгресс-холл, выбросов будет в два раза больше. Если развязку — в четыре»

Урбанисты раскритиковали идею построить третью очередь развязки на улице Братьев Кашириных, которая свяжет Кирова с Российской. Сторонники узких дорог и общественного транспорта объясняют, почему.

Команда проекта «Челябинский урбанист»:

— Решение о проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске еще окончательно не принято, но подготовка уже ведется. Начато строительство конгресс-холла, а скоро примутся за третью очередь дорожной развязки, планируют благоустроить набережную Миасса и «Сквер искусств». Однако строительство развязки станет еще одной градостроительной ошибкой Челябинска.

Экология

Новый уровень развязки станет дополнительным источником выбросов: пыль от резины и асфальта, реагенты, выхлопы автомобилей будут оседать на улицах, во дворах и в реке. Планировалось, что люди около конгресс-холла будут гулять по новому общественному пространству и дышать свежим воздухом.

Реальность окажется иной: воздух будет пахнуть выхлопными газами, принесенными ветром с развязки, находящейся в 150 метрах. При ветре с севера — от заводов — потоки выбросов будут концентрироваться в районе развязки, в прогулочной зоне конгресс-холла и у его фасада.

Если построить только конгресс-холл, то выбросов в этом районе будет оседать в 2 раза больше обычного. Если построить еще и новую развязку, то выбросов осядет в 4 раза больше. Пыльный воздух с запахом выхлопов оттолкнет часть бизнесменов от аренды офисов в конгресс-холле, снизит доходность недвижимости во всем районе.

«Если построить конгресс-холл, выбросов будет в два раза больше. Если развязку — в четыре» 1

Схема рассеивания вредных выбросов и пыли. Темно-красное — 3-я очередь развязки. У конгресс-холла будет дышать в четыре раза труднее, чем на загруженном перекрестке улиц Кирова и Братьев Кашириных

Согласно нормам, уровень шума около домов должен быть меньше 70 дБ днем и 60 дБ ночью. Шум от трех уровней развязки превысит нормы: в 50 метрах от нее уровень шума будет равен 80 дБ, в 200 метрах — 70 дБ.

В новых общественных пространствах у конгресс-холла и у реки нельзя будет спокойно отдохнуть в тени деревьев или прошептать на ухо приятные слова близкому человеку. Шум автомобилей не даст вам забыть о себе ни днем, ни ночью и испортит отдых.

Шум дороги оттолкнет желание предпринимателей открыть кафе на открытом воздухе или проводить общественные мероприятия у конгресс-холла. Так развязка снизит стоимость коммерческой недвижимости и жилья в этом районе.

Итак, строительство нового уровня развязки сделает воздух в центре грязнее, район у конгресс-холла — шумнее, а также снизит цены на недвижимость. Разорвать этот круг можно, только перестав строить новые дороги и развивая общественный транспорт. В развитых странах идея 20-го века о создании идеального для автомобилей города признана ошибочной. В Европе и США города массово отказываются от приоритета автомобилей при проектировании, отдают приоритет общественному транспорту и велосипедистам. Челябинску не нужно повторять ошибки других городов.

Транспорт

Физически невозможно сделать так, чтобы всем автомобилям хватило места. Новые дороги вызывают «спровоцированный спрос»: чем больше строится дорог, тем больше людям хочется пересесть на автомобиль, а не пользоваться общественным транспортом. Ведь автомобиль, на первый взгляд, комфортнее и быстрее. В итоге машин становится больше, дороги опять перестают справляться с возросшим трафиком и снова возникает потребность в новых дорогах. Образуется замкнутый круг, который уничтожает города, общественные пространства и экономику.

Из-за «дорожной революции» организованной бывшим губернатором Юревичем, количество автомобилей в Челябинске увеличилось примерно в полтора раза. Она же принесла массу затрат и долгов. Несмотря на все новые дороги, построенные тогда, город не избавился от пробок. Не улучшит ситуацию в центре и новая развязка.

Развязка приведет к новым пробкам

Планирующийся и уже построенные уровни развязки — это бессветофорные магистрали, предполагающие только сквозной быстрый проезд. Автомобили, движущиеся со скоростью более 50 км/ч, снижают пропускную способность каждой полосы: машины мчатся до ближайшего светофора или «бутылочного горлышка», а там создают пробку. Чтобы не допустить этого, трафик нужно дозировать частыми светофорами. Светофоры не создают пробки, это делают автомобили. Из-за частых светофоров машины не будут скапливаться в одном месте, а равномерно распределятся по всей длине дороги.

На уже имеющихся уровнях развязки легко заметить проблему «дороги-магистрали», не дозирующей трафик — машины быстро проезжают по развязке, а потом все вместе стоят перед светофором на пересечении улиц Труда и Российской.

Строить еще одну «бессветофорную улицу непрерывного движения» Челябинску не нужно. Она не позволит равномерно распределять трафик по всей своей протяженности, не улучшит скорость проезда этого района, а вызовет лишь заторы в районе остановки «Нагорная» на ул. Российской. Более того, она привлечет больше автомобилей в центр: люди будут думать, что проедут до места назначения быстрее.

Даже математика говорит, что нельзя решить проблему пробок строительством развязок и новых полос. Существующий парадокс Браеса, который часто объясняют на примере дорожной сети, приводит к контринтуитивному выводу: строительство более широких дорог только ухудшает ситуацию с дорожным движением.

Новый уровень развязки повысит аварийность и смертность

На быстрой развязке без светофоров автомобили сложнее контролировать и обезопасить: из-за большой скорости у водителей снижается время на реакцию. При выезде с прилегающих «рукавов» развязки, водителям нужно сильно поворачивать голову влево, чтобы убедиться в безопасности маневра. Это отвлекает от вождения и водители могут врезаться во впереди идущие автомобили или в ограждения.

Проблему безопасности пересекающихся уровней развязки можно было решить с помощью светофоров, которые пропускали бы трафик по очереди. Однако светофоры проектом развязки не запланированы, да они и противоречат всей задумке проекта — создать скоростную бессветофорную среду. На низких скоростях риск серьезных аварий падает, но формальное ограничение скорости с помощью знаков не является панацеей: водители часто игнорируют такие запреты. 

Современная урбанистика предлагает улучшать безопасность дорог с помощью успокоения трафика, например, с помощью шикан, узких полос, приподнятых перекрестков.

Все эти решения не планируются, да и невозможны для применения на новой развязке, ведь она задумана как скоростная и бессветофорная. Безопасность водителей не была поставлена в приоритет при ее разработке. Эти ошибки обернутся смертями и травмами людей. Мы считаем, что такой проект нельзя реализовывать.

«Если построить конгресс-холл, выбросов будет в два раза больше. Если развязку — в четыре» 2

Выезжающие с будущего уровня развязки водители будут рисковать столкнуться на большой скорости с другими автомобилями, вклиниваясь в поток

Развязка не улучшит ситуацию с транспортом и сделает город беднее

По мнению челябинского эксперта в области транспорта Якова Гуревича, пропускная способность автомобильных дорог в городе сейчас избыточна — дорог уже слишком много. В центре города часто ширина дороги составляет по 4-5 полос в одну сторону, но, тем не менее, центр города остается загруженным. Ситуация с пробками не улучшается, потому что из-за «спровоцированного спроса» количество автомобилей растет. Такие меры, как дальнейшее расширение дорог и бессветофорная среда не помогут.

С борьбой против пробок Челябинску помогло бы развитие общественного транспорта: пересмотр маршрутов, закупка нового транспорта, борьба с маршрутками. Однако, руководство города продолжает тратить ресурсы и время на заведомо неэффективные решения, в том числе, на новую развязку.

Сейчас город по инерции времен Юревича продолжает уничтожать городскую среду в центре (развязка займет около 3 га). В утвержденном в конце 2017 г. проекте планировки этого района есть третий уровень развязки, новый автомобильный мост по ул. Цвиллинга через реку и автомобильная северная набережная Миасса. 

Читайте также: «Челябинску нужна не ВСМ, а еще одна М-5 и новые трамваи», — Дмитрий Чудиновских

Помимо неэффективности, новые дороги еще и дОроги. Площадь асфальта за годы «дорожной революции» была увеличена в 1,5 раза, который теперь затратно обслуживать.

Миллиарды рублей, потраченных тогда на неэффективные дорожные решения, могли бы помочь системе городского общественного транспорта и действительно привести к улучшениям.

Плохие решения привели к тому, что транспортная инфраструктура города деградировала. Новая развязка усилит эту тенденцию, ведь стоимость только ее строительства обойдется в ~1.2 млрд руб. На эти деньги можно было бы купить 13 новых трамваев Витязь-М как в Москве.

Новая развязка и другие проекты не предусматривают движение общественного транспорта. Интересы меньшинства будут поставлены в приоритет, ведь автомобилистов только ~35% населения. Развязка сделает среду еще более недоступной для людей, в том числе для пешеходов.

Новая развязка планируется только до улицы Российской, до Меридиана она рискует никогда не дойти, ведь на ее пути — жилые дома. Уже в этом году она разрушит уникальный исторический квартал в границах улиц Нагорная — Российская — Миасская — Красноармейская.

Развязка сделает Челябинск хуже для человека, не решит проблем с пробками и уничтожит городскую среду в этом районе — люди не будут там гулять, пространство будет потеряно для бизнеса. На нее уйдут миллиарды, которые могли бы действительно помочь городу.

Иллюстрации: «Челябинский урбанист»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.