«Небанковский» стенд Сбербанка, белая металлургия без Челябинска и стенд со «мхом». Накануне в Екатеринбурге стартовала промышленная выставка «Иннопром». Рассказываем о самых интересных разработках.
Слева от входа в выставочный центр «Екатеринбург –ЭКСПО» гостей и участников встречает трамвай «Уралтрансмаш» (УВЗ): низкопольный, трёхсекционный, с комфортным салоном.
«Хоть где-то посмотрим нормальные трамваи», — шутят челябинцы, между делом читая свежие новости про нелегальные маршрутки. Пока остаётся только мечтать, как новенькие вагоны унесут нас в город будущего. Но о транспорте позже.
Стенд Челябинской области
Так и хочется прикоснуться к зелени
Ещё одна важная тема — экология нашла отражение на стенде Челябинской области. Конструкции украсили травами и ягелем, на зелёных островках «поселили» ящерок — олицетворений бажовской Хозяйки медной горы. Впрочем, у кого-то возникли другие ассоциации: область поросла мхом.
На стенде легко узнать макеты грузовиков «Урал». Представители автозавода отмечают, что для них участие в выставке — скорее имиджевое мероприятие, подписывать ключевые договоры на площадке «ЭКСПО» не планируется.
Автомобили «Урал» становятся экологичнее
«Есть машины на газомоторном топливе, в целом мы готовы оснастить любую технику газовыми двигателями, если этого потребует заказчик», — рассказал директор департамента продаж автомобилей РФ и СНГ автозавода «Урал» Сергей Пахоменко.
Рядом с машинами расположилось НПО «Андроидная техника». Оборудование с почти фантастическим названием «Экзокисть» делают не где-нибудь в «Силиконовой долине», а в Магнитогорске. В отличие от голливудских блокбастеров, экзоскелеты применяются не для межгалактических боёв, но для сражений не менее важных — за здоровье и качество жизни людей, перенесших инсульт и детей с ДЦП (то есть при поражении головного мозга).
Готовые экзоскелеты на выставку не привезли, только электродвигатели с магнитами
«Пациент сжимает здоровую руку, энцефалограф считывает эти данные, затем человек пытается пошевелить больной рукой и её сжимает изделие. Возникает иллюзия, что рука вам подчинится, — рассказал руководитель отдела сбыта компании «Андроидная техника» Леонид Чумаров. — Функции пораженной части мозга начинает перенимать другой участок, отвечающий за воображение. Эффект настолько яркий, у человека такой восторг, что было принято решение работать с психологом».
Техника сделана, как говорят производители, «с защитой от дурака», предполагается минимальное участие человека. Стоимость экзоскелета кисти руки — 5 млн руб. Уже продано 13 и подписано соглашение о поставке ещё 10 штук, но это очень мало для огромной страны. В разработке — комплексный ортез для рук и ног.
«Большая проблема в том, что реабилитация после инсульта ограничена двумя годами. Пока мы ведем переговоры, пока нас ставят в планы-графики, тысячи людей становятся инвалидами навсегда. А это потерянные рабочие места», — продолжает Леонид Чумаров.
Отечественный мессенджер Dialog, онлайн медицину и другие технологии будущего, которое, кажется, уже наступило, были представлены на стенде Сбербанка. В этом году впервые основное содержание стенда составили реально работающие продукты и сервисы «Экосистемы», которые не связаны с банковскими услугами в классическом виде. Как пояснили во время экскурсии, «эко» — это не об экологии.
«Эко — это жизнь. Сбербанк старается построить такую систему, которая будет охватывать все жизненные потребности, не только связанные с банковскими услугами», — рассказал на экскурсии начальник пресс-службы Уральского банка Сбербанка Максим Кассандров.
Технологии дополненной реальности
С помощью сервиса DocDoc можно записаться к врачу и даже получить консультацию онлайн. С сервисом «законнектились» уже более 38 тыс. докторов.
«Телемедицину можно приобрети как частное лицо. Мы предлагаем её корпоративным клиентам. Это может быть дополнением к соцпакету сотрудников», — добавил Максим Кассандров.
Журналисты прошли онлайн-медосвидетельствование: можно хоть в космос
На стенде Сбербанка был представлен прибор дистанционного медосвидетельствования. Он предназначен для компаний, сотрудники которых должны проходить осмотр врача. Например, водители. Без физического присутствия врача можно измерить давление, температуру и уровень алкоголя. Банк также представил коммуникативную платформу «Диалог», на основе которого можно сделать корпоративный мессенджер. На него есть сертификаты по конфиденциальности данных. Разработкой пользуются такие компании-гиганты как «Росатом» и «Почта России».
Неподалёку мы нашли стенд группы ЧТПЗ. Правда, несмотря на то, что завод, как следует из названия, челябинский, белые металлурги были готовы говорить только про Первоуральский новотрубный завод.
Белые металлурги тоже любят котиков
«На этом стенде мы представляем, как будет улучшаться город Первоуральск. Здесь у нас есть VR-очки, там подробно показано, что будет меняться. Наш акционер Андрей Ильич [Комаров] подписал договор с губернатором [Свердловской области, Евгением Куйвашевым], будет выделено 70 млн руб. на улучшение нашего города. Стенд вкратце для этого», — отметил молодой человек в костюме белого металлурга с нашивкой Новотрубного завода.
Приветливые ребята готовы говорить о Первоуральске, но не о Челябинске
«А про Челябинск что-нибудь есть», — разочаровано спрашиваю я.
«Здесь все по Первоуральск. Группа ЧТПЗ — огромная компания, которая включает несколько дивизионов. В трубном дивизионе основные предприятия — ЧТПЗ и Первоуральский новотрубный», — отметил молодой человек и стало ясно, что расспрашивать про Челябинск бессмысленно.
Традиционно «дорого-богато» соорудила стенд Русская медная компания. Огромные экраны гордо рассказывают, что Коркинский разрез «будет рекультивирован благодаря Томинскому ГОКу» — вдруг кто-то ещё сомневается. А через VR-очки можно посмотреть в «светлое будущее» с зелёными лесами и современными городами.
Теперь верите, что РМК заботится о природе?
Между стендами находим ещё один трамвай с пафосным названием «Богатырь», уже производства ПК Транспортные системы — название для широкого круга южноуральцев неизвестно. Оказалось, компании всего шесть лет.
«Этот вагон — премьера года, — поясняет руководитель пресс-службы компании Ирина Дерябина, одетая в костюм бортпроводницы. — Мы внедрили систему активной помощи водителю и ведём разработку беспилотного трамвая. Большинство аварий происходит из-за человеческого фактора. У нас стоят камеры, которые распознают пешеходов и машины и, если водитель не реагирует, то трамвай сам останавливается. Тестируем его в Москве. Это безопасно, ведь для подстраховки в кабине есть водитель. Так программа «учится». К 2021 г. планируем представить первый беспилотник».
Столичная компания ПКТС собирает вагоны в Твери и Санкт-Петербурге
В новых трамваях кондукторов заменит техника
Стоимость вагона не озвучивают, ссылаясь на то, что многое зависит от техзадания, плюс в рамках аукционов участники стараются назвать наименьшую цену от заданного предела. Пока трамваем ПКТС на Урале нет.
Вагоны собирают, что называется, с миру по нитке — столичный производитель сотрудничает с партнёрами из разных регионов, в том числе из Челябинска. Компания «ЧелябТрансСервис» делает для вагонов токоприёмники — конструкция, с помощью которой трамвай крепится к проводам.
С челябинскими полупантографами ездят трамваи России, Белоруссии, Казахстана и стран Евросоюза
«Конструкция лёгкая, в ней мало подвижных деталей, она хорошо «слышит» контактную сеть. Благодаря этому контактная вставка изнашивается меньше и предприятие экономит средства, — рассказал гендиректор ЧТС Константин Гущин. — В нашем родном городе мы снабдили токоприёмниками даже старые вагоны».
Стенд «Транспортных систем» посетил врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер. Правда, о конкретных договоренностях по приобретению транспорта пока не известно.
В рамках «Иннопрома» главы соседних регионов Алексей Текслер, Евгений Куйвашев и Раиф Абдразимов (и.о. заместителя премьер-министра Башкортостана) подписали соглашение о создании Уральского промышленного кластера. Также врио губернатора Челябинской области пообщался с министром промышленности Беларуси Павлом Утюпиным. Стороны обсудили вопросы экономического сотрудничества, в том числе возможности совместного производства автобусной техники на Южном Урале и поставки южножноуральской продукции на белорусский рынок.
Читайте также: «Лучшие кузнецы в мире»: итальянцы поставят технику для нового челябинского предприятия