Екатеринбургская аптечная сеть объявила о планах по расширению на челябинском рынке
Екатеринбургская аптечная сеть планирует расширяться в Челябинске. Компания хочет открыть еще 50 аптек. DK.RU выяснил, как местные аптечные сети относятся к появлению нового игрока на рынке.
В сентябре в Челябинске открылось 2 аптеки сети «Живика». В следующие три года компания планирует открыть еще 50 аптек. Как рассказал «ДК» генеральный директор сети «Живика» Александр Востротин, рынок Челябинска консолидирован сильнее, чем екатеринбургский. Но за счет оптимизации компания планирует уже в 2015 году стать серьезным конкурентом на аптечном рынке.
«Последние четыре года мы совершенствовали и автоматизировали бизнес-процессы, в том числе внедрили несколько ноу-хау, — поясняет г-н Востротин. — Не ошибусь, если скажу, что сегодня у нас лучшее программное обеспечение в России — оно дает «Живике» колоссальное преимущество перед другими участниками аптечного рынка. И мы намерены им воспользоваться. В 2015 г. «Живика» планирует потратить на развитие порядка 85 млн руб., открыв около 15 аптек в Челябинске и не менее десяти в Екатеринбурге».
По мнению генерального директора сети аптек «Классика» Александра Ширекова, выход «Живики» на челябинский рынок – вполне закономерное явление.
«"Классика" также работает на рынке Екатеринбурга — в домашнем регионе "Живики". Мы будем и дальше наращивать свои усилия по увеличению доли рынка Екатеринбурга и Свердловской области, также мы будем работать на рынке Тюмени. Для каждого региона прорабатываются свои тактические решения. Конкуренция нас не пугает».
По словам Александра Ширекова, по объемам рынок Екатеринбурга примерно в 2 раза больше, чем рынок Челябинска. В Екатеринбурге несколько иная структура долей рынка, больше игроков с сопоставимыми долями, меньше концентрация:
«Открывать новые аптеки, не имея серьезных конкурентных преимуществ, становится нецелесообразным в тех регионах, где насыщенность ими и так достаточно велика».
В пример насыщенного рынка Александр Ширеков приводит рынок Тюмени, где, по его словам, количество аптек в пересчете на численность населения города на 10-15% выше, чем в Челябинске. При этом, как поясняет г-н Ширеков, почти все аптеки предлагают покупателю одно и то же — низкие цены. В результате мало кто способен зарабатывать там существенную норму прибыли.
«Будет ли «Живике» здесь легко? Конечно же, нет. Речь может идти и уже идет, в первую очередь, о покупке наименее удачливых игроков челябинского рынка как способе получить сравнительно быстро свою часть рыночного пирога», — считает г-н Ширеков.
Челябинский рынок аптечных сетей готов к приходу конкурентов. Директор сети «Алвик» Александр Куперберг:
«Мы совершенно спокойно относимся к приходу «Живики». Рынок постоянно развивается – не придут одни, придут другие. Без конкуренции не обойтись».
По мнению экспертов, одной из проблем, препятствующих нормальному ведению аптечного бизнеса, стала нехватка кадров.
«Единственное препятствие, мешающее нам развиваться быстро, это нехватка квалифицированных кадров. Но мы не берем на работу кого попало — только специалистов с профильным образованием», - говорит Александр Востротин.
Кадры в числе своих приоритетов называет и аптечная сеть «Классика»:
«Эта проблема есть на отраслевом рынке, не думаю, что «Живика» владеет ноу-хау по ее решению. Инструменты у всех игроков рынка одни и те же – создание более привлекательных для персонала условий работы и рабочих мест», – считает Александр Ширеков.
По данным «ДК», 89% всех аптек Челябинска входят в состав сетей. Всего в состав крупнейших аптечных сетей входят более 250 аптек в Челябинске. Фармрынок региона ежегодно растет на 10-12%.