Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
73,74
83,24

Долги партнеров: списать на кризис или добиваться выплат

Общая проблема российского бизнеса сегодня: просроченная дебиторка. Каждый пытается найти управу на должников, и иногда это приводит к нестандартным решениям. Так, коммунальщики пос. Красногорски

Новые экономические условия спровоцировали небывалый рост дебиторской задолженности. Причем некоторые компании просто прикрываются кризисом, чтобы не платить. Как выяснилось, ничто в этой ситуации не действует на истинных и мнимых должников более отрезвляюще, чем наличие исполнительного листа.

Участники
Андрей Амирханов исполнительный директор розничной сети «Проспект»
Александр Ищенко председатель комитета по закупкам Евразийской строительной компании
Сергей Киви директор ООО «Восток-Сервис-Реклама»
Дмитрий Митронин директор челябинского филиала компании «Халык-Лизинг»
Елена Мозолева директор челябинского представительства банка «Национальная факторинговая компания»
Ирина Новикова генеральный директор ГК «АФиНА»
Антон Рудаков директор по маркетингу ЧОП «Варяг»
Константин Терентьев управляющий партнер компании MD Group
Александр Целых генеральный директор компании «СпецЮст»

Общая проблема российского бизнеса сегодня: просроченная дебиторка. Каждый пытается найти управу на должников, и иногда это приводит к нестандартным решениям. Так, коммунальщики пос. Красногорский Челябинской области, которым население задолжало порядка 16 млн руб., начали отключать злостным неплательщикам канализацию, причем довольно необычным способом. Специальный аппарат запускается в канализационную трубу, там он находит стоки квартиры должника и ставит в них заглушку. Такой подход позволил красногорским коммунальщикам повысить собираемость платежей с 60 до 92%.
Какие способы воздействия на должников-партнеров чаще всего оказываются самыми эффективными — этой теме решили посвятить очередное заседание участники Дискуссионного клуба «ДК».

Кризис как повод не платить
В самом начале обсуждения модератор клуба, бизнес-тренер и директор компании «Мак-груп» ЮЛИЯ КУЛЬЧИЦКАЯ поинтересовалась у собравшихся: как определить, на самом ли деле дебитор не может расплатиться или просто прикрывается кризисом? Ведь у многих компаний долги сегодня возникают вовсе не потому, что они неплатежеспособны, а из-за того, что кризис, по их мнению, как и война, все спишет. «Если подходит срок оплаты, а платежа нет, при этом компания продолжает работать, то, скорее всего, это просто нежелание платить», — сделала вывод директор челябинского представительства банка «Национальная факторинговая компания» ЕЛЕНА МОЗОЛЕВА.
Чтобы определить, лукавит ли ваш партнер, нужно отследить движение по счетам должника в пользу контрагентов, предложил генеральный директор компании «Спец­Юст» АЛЕКСАНДР ЦЕЛЫХ. А бизнес-тренер, директор по маркетингу ЧОП «Варяг» АНТОН РУДАКОВ в таких случаях применяет испытанный метод «тайного покупателя»: «К примеру, мой друг звонит под видом клиента в эту компанию. Если они предлагают ему свои услуги, готовы выставлять счета и получать предоплату, значит, дела идут и деньги у них есть».
На вопрос, можно ли смириться с потерей денег и попытаться получить какую-то нематериальную выгоду в ситуации, когда тебе не платят, зал ответил однозначно — нет! Прощать долги нельзя, никаких неформальных козырей это не дает. Если невозможно вернуть деньги полностью, надо попытаться отыграть хотя бы что-то. «Лучше потерять часть, чем потерять все. Мы как лизингодатели пока еще ничего не изъяли у своих клиентов, но в ближайшее время собираемся это сделать. Выгоднее забрать сейчас и продать с дисконтом, чем ждать, когда оборудование совсем обесценится», — привел пример директор челябинского филиала компании «Халык-Лизинг» ДМИТРИЙ МИТРОНИН. Из зала предложили еще один вариант: часть дебиторки взять бартером. Крайний случай — полное списание долга, которое позволит хотя бы снизить налогооблагаемую базу. Правда, воспользоваться этим способом можно далеко не всегда, напомнила генеральный директор ГК «АФиНА» ИРИНА НОВИКОВА: «Вы можете списать дебиторку только тогда, когда она реально невзыскиваема. Это значит: предприятие было ликвидировано либо (например, в случае с индивидуальным предпринимателем) хозяин погиб. Если же вы просто прощаете долг, списать его в убыток и тем самым снизить налогооблагаемую базу вы не сможете, то есть просто подарите деньги должнику из своей чистой прибыли».
А что делать, если у дебитора есть деньги, но он не хочет платить? «Судиться!» — отреагировал зал. Кто-то подметил: до 30% платежеспособных должников начинают платить по счетам, если им грозят судебные расходы (которые иногда составляют до 10% от суммы иска). «А я бы сказал, что угроза обращения в суд отрезвляет в 80% случаев, — подхватил тему председатель комитета по закупкам Евразийской строительной компании АЛЕКСАНДР ИЩЕНКО. — Очень часто до судебного разбирательства дело даже и не доходит. Когда говорим людям, что будем встречаться в судах, практически все потихоньку начинают платить». В подтверждение Ищенко привел пример из собственного опыта, когда в должниках ходила его компания: «В свое время мы покупали одно предприятие, и меня направили туда разбираться с долгами. Разными способами люди пытались с нас выбить деньги: и мило улыбались, и посылали мужиков с цепями. Но наиболее отрезвляюще действовала бумага, что документы поданы на взыскание в суд. А еще более отрезвляло, когда приходил грамотный юрист и передавал мне эти документы в виде копий. Когда я показывал этот список собственникам своего предприятия, мне тут же находили нужные средства, только чтобы не допустить судебных разбирательств».
Судиться или «сломать должнику коленку»?
Модератор клуба поинтересовалась: как долго можно входить в положение должника? «Нисколько!» — уверенно воскликнул управляющий партнер компании MD Group КОНСТАНТИН ТЕРЕНТЬЕВ. По его словам, как только человек перестает платить вовремя, ему нужно отправлять грозное письмо: «Через день — еще одно. А через пять направлять исковое заявление в суд». С такой категоричной позицией не согласился директор компании «Восток-Сервис-Реклама» СЕРГЕЙ КИВИ: «Хвататься за бумаги и бежать в суд — это крайний случай. Часто с людьми можно просто договориться. Кроме того, я, например, всегда оцениваю, насколько этот долг мне интересен, стоит ли из-за него идти в суд, тратить время, терпеть убытки. Иногда дешевле подождать».
Случаются и другие ситуации, когда обращение в суд бессмысленно, заметила Ирина Новикова. Выиграть дело в суде — это одно, взыскать долг — совсем другое: «Например, у предприятия нет реальных активов, но я знаю, что директор может найти возможности и погасить долг. Если мы обратимся в суд, то окончательно испортим с ним отношения. При этом я потрачу время, деньги и ничего не получу». А Дмитрий Митронин привел другой пример. По его словам, многие малые и средние компании просто не хотят ссориться со своими дебиторами — крупными корпоративными клиентами: «Они знают, что долг взыскиваемый: можно пойти в суд и через три-четыре месяца получить 80-100% от его объема. Но они понимают, что кризис рано или поздно закончится, и эти крупные предприятия работать с ними больше не будут. Поэтому до 90% таких компаний в суд идти не хотят». В ответ на это Александр Целых счел нужным напомнить: «Тем, у кого есть основания подождать, я бы рекомендовал не пропустить сроки давности. Они не всегда составляют три года. По многим требованиям (например, в отношениях перевозок) это может быть и год, и полгода».
Есть ли другие стимулы заставить человека заплатить, помимо обращения в суд или переговоров? «Коленку ему сломать», — саркастично пошутили в зале. Кто-то из участников вспомнил случай, когда люди каждый день приходили в приемную генерального директора и встречали его вопросом: «Здравствуйте, Николай Петрович, а когда вы нам перечислите деньги?» Антон Рудаков тоже поделился забавными примерами, как собирают долги за рубежом: за человеком ходит актер, переодетый священником, читает ему проповеди. В другом варианте за автомобилем следует машина, расписанная яркими надписями «Передо мной едет должник». Или перед магазином встают пикетчики и кричат «Здесь должники! Они не платят». «Правда, в России такие методы не очень действенны. Здесь хорошо работают другие способы. Например, когда у твоего подъезда каждый вечер стоят два крепких «бей­сболиста» с битами. Ничего плохого не делают, просто здороваются и желают тебе спокойной ночи», — заметил Рудаков.
Своими соображениями поделился и Александр Целых. По его словам, существует целый комплекс дополнительных мер, с помощью которых можно добиться более или менее быстрого взыскания долга. Например, это может быть распространение информации в СМИ, и таким образом информирование партнеров и кредиторов должника. «Кроме того, это могут быть средства, связанные с законом о банкротстве. Благодаря ряду принятых поправок они стали более эффективны и реализуемы», — добавил Целых.
Говоря о том, как уберечь себя от подобной головной боли, исполнительный директор розничной сети «Проспект» АНДРЕЙ АМИРХАНОВ заметил, что легче предотвратить рост дебиторки, чем потом с ней бороться: «Помните «Незабудку»? У компании образовался огромный долг только потому, что вовремя не были обращены взыскания. Люди отгружали им продукцию, надеясь, что потом «чем-то да заберем». Забирали потом черт знает чем. Вывод: нужно четко понимать, когда следует остановиться». А как понять, что уже «звенит звоночек», поинтересовались из зала. «Если вы уже имеете дебиторку по какому-то клиенту, и вам интуитивно начинает что-то не нравиться, не нужно ее дальше увеличивать», — заметила Ирина Новикова.
Самое читаемое
  • Стало известно, за что челябинскую компанию «АСКО-Страхование» лишили лицензииСтало известно, за что челябинскую компанию «АСКО-Страхование» лишили лицензии
  • В Челябинске между ЮУрГУ и агроуниверситетом откроется питейный «Факультет»В Челябинске между ЮУрГУ и агроуниверситетом откроется питейный «Факультет»
  • Взлет «Икара» к White Group: белая архитектура как бренд и стиль жизниВзлет «Икара» к White Group: белая архитектура как бренд и стиль жизни
  • ЦБ отозвал лицензию у крупнейшей страховой компании Челябинской областиЦБ отозвал лицензию у крупнейшей страховой компании Челябинской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.