дойти до торговой точки

Выпускать сахарозаменители компания «Арком» начала, когда в России этим занимались единицы. Поверив в новый продукт, Геннадий Тренихин отказался от бизнесов, которые гарантировали стабильный доход

В 2003 г. Геннадий Тренихин, владелец компании «Арком», выпускающей заменители сахара, поручил менеджерам пробиться в каждую торговую точку. К 2010 г. его продукцией торговали магазины во всех российских регионах и за границей. По словам г-на Тренихина, потеснить западных конкурентов помогла настойчивость, настойчивость и еще раз настойчивость.

Выпускать сахарозаменители компания «Арком» начала, когда в России этим занимались единицы. Поверив в новый продукт, Геннадий Тренихин отказался от бизнесов, которые гарантировали стабильный доход, и десять лет спустя убедился, что решение было правильным. Таб­летки, заменяющие сахар, принесли его компании больше денег, чем торговля консервами и бакалейными товарами.

Без китайцев не обошлось
Заменители сахара всегда считались выгодным товаром, говорит г-н Тренихин. В 90-х гг. прошлого века, когда оптовая компания, которой он владел вместе с компаньоном, возила эти продукты из-за границы, при небольших транспортных издержках товар можно было продать с хорошей прибылью. Помимо сахарозаменителей и подсластителей компания торговала алкоголем, приносившим около 50% доходов, консервацией и жевательной резинкой «Ригли». В 2001 г. алкогольное направление свернули, посчитав его малоперспективным. Затем учредители поделили бизнес — «Ригли» досталась компаньону, а Геннадий Тренихин сосредоточил усилия на продвижении продуктов для здоровья.
Занявшись снижением издержек, он открыл в г. Березовском Свердловской области предприятие, где таб­летки сахарозаменителя, привезенные из Германии в 25-килограммовых емкостях, фасовали в фирменные коробочки. Схема получилась более экономичной, но устраивала г-на Тренихина не полностью. «Из-за ошибок поставщиков и задержек на таможне товар поставляли с опозданием, а держать большой запас на складе было невыгодно, — говорит он. — Поразмыслив, мы пришли к выводу, что сумеем выпускать подсластитель самостоятельно». Собственное производство позволяло убрать противоречие между развитой системой мерчандайзинга и логистикой, зависящей от внешних рисков.
В 2003 г. в Березовском выставили на продажу помещения фармацевтической компании «ЛЕКФОРМ», созданной управленцами объединения «Уралмедбио­пром» в 90-е гг., когда от него откололись химико-фармацевтические и гидролизные заводы. Предприятие, выпускавшее расход­ные материалы под госзаказ и 15 наименований лекарственных препаратов, не выдержало конкуренции с «Уралбиофармом» и Ирбитским ХФЗ. По словам Геннадия Тренихина, покупка была выгодной — по сходной цене он получил два производственных корпуса, складские площади и офисы. Г-н Тренихин: «Серьезной реконструкции не потребовалось — на фармацевтических предприятиях санитарные нормы строже, чем на пищевых. Мы ограничились демонтажем ненужного технологического оборудования и сделали ремонт, ибо помещения оказались ветхими».
Разработкой сахарозаменителя занимались специалисты Уральской государственной медицинской академии. По словам Андрея Гаврилова, декана фармацевтического факультета, первый «Сладис» на основе сахарина и цикломата отличался от иностранных продуктов большей сладостью и вкусом, близким к обычному сахару. Г-н Гаврилов: «Вкус — не то, что мы себе представляем. Подсластители, у которых структура молекул напоминает глюкозу, обманывают головной мозг, посылая электрические сигналы, заставляющие рецепторы языка воспринимать их вкус как сладкий». К тому времени когда Геннадий Тренихин решил выпускать сахарозаменитель, ингредиенты — сахарин и цикломат — производили только в Китае. Поставщиков сырья, с которыми «Арком» работает девятый год, г-н Тренихин выбрал, изучив все предложения. Главная сложность, впрочем, была не в производстве, а в организации сбыта. С одной стороны, других российских производителей на рынке в то время не было, с другой — ритейлеры привыкли, что сахарозаменители и подсластители выпускают только иностранные фирмы.
Оценить женским взглядом
Освоение рынка начали с Екатеринбурга. «Поначалу продукт расходился неважно, — говорит Алексей Каменских, директор торгового дома «Арком и К». — И покупатель был не готов, и сотрудники магазинов считали, что наш продукт — карманного формата, его будут воровать. Мы не отступали, обещали восполнить любую недостачу, настаивали, чтобы «Сладис» регулярно выставляли на полку. Многие товары, не относящиеся к скоропортящимся, плохо продаются еще и потому, что подолгу лежат на складе, о них просто забывают. Нашим мерчандайзерам приходилось следить, чтобы сахарозаменитель быстрее попадал в торговый зал».
В отличие от конкурентов, продвигавших свою продукцию через оптовые рынки, «Арком» стремился работать со всеми розничными точками. Торговым представителям и мерчандайзерам г-н Каменских поставил задачу — убедить в преимуществах «Сладиса» коммерческих директоров, предпочитающих товары с понятной историей продаж. С сетями и одиночными магазинами самообслуживания компания договаривалась сама, в точки, торгующие через прилавок, товар поставляли дистрибьюторы — «ТОМ-УПИ», «ДИП» и другие компании. В некоторых уральских сетях — «Супермаркет «Кировский», «Купец», «Монетка» и др. — «Сладис» удалось разместить в прикассовой зоне, рядом с товарами импульсного спроса (жевательной резинкой, батарейками и компакт-дисками). Кое-где мерчандайзеры убедили ритейлеров поставить продукт рядом с сахаром. В остальных случаях «Сладис» попал в группу товаров для людей, соблюдающих диету. Вопреки мнению, что лучшие места в торговом зале располагаются справа по ходу движения покупателя (выписывающего то петли, то восьмерки), в помещениях нашлись и другие зоны, где баночки со «Сладисом» привлекали внимание целевой аудитории. Как выяснилось позже, у сахарозаменителя — три основные группы потребителей: больные сахарным диабетом, люди, которые следят за своим весом, и пенсионеры, предпочитающие сахару более дешевый продукт. Большинство из них — женщины, у которых в отличие от мужчин лучше развито периферийное зрение (замечают предметы справа, слева от центра и внизу, но оставляют без внимания продукты, расположенные на верхних полках), эта специфика учитывалась при выкладке. Поскольку мерчандайзеры имели дело с магазинами разных форматов, исповедующими разные принципы организации торгового пространства, задачу приходилось каждый раз решать заново.
Цену на входе сетям предлагали одинаковую. При этом в «Ашане» продукции с маркой «Сладис» продавалось меньше, чем в популярном местном супермаркете «Кировский», а федеральный «Гроссмарт» при многочисленных рекламных акциях торговал хуже, чем сменивший его гипермаркет «Карусель». Алексей Каменских полагает, что недостаточный результат в первом случае объясняется спецификой формата, во втором — ценовой политикой магазина: «Мы считаем, что наш продукт способствует привлечению дополнительных покупателей, которые помимо продуктов с сахарозаменителями приобретают и другие товары, тогда как в «Ашане» люди создают запасы на неделю — «Сладиса» в их списке нет. А «Гроссмарт» мало продавал из-за высоких наценок. В то время как другие магазины предлагали «Сладис-1200» за 60 руб., там он стоил около 100 руб. Желающих переплачивать нашлось немного».
По определению товары для ограниченной аудитории интересны торговым сетям, если их уникальность не мешает увеличению оборота. По словам ритейлеров, «Сладис» избежал ловушки stuck in the middle, в которую попадают продукты, застрявшие между массовыми и нишевыми. Александр Комиссаров, генеральный директор сети «Мегамарт»: «Сладис» мы относим к группе товаров для здоровья, куда входят диабетические продукты (галеты, джемы, конфеты, отруби, печенье, цикорий и пр.). Продажи они дают небольшие, но это товары, которые покупатель хочет видеть на полке. И поскольку группа людей, заботящихся о своем здоровье, увеличивается, продажи растут».
Выехать на плечах кондитеров
С 2004 г. «Сладис» начали продавать за пределами Свердловской области. Заняться дистрибуцией товара ТД «Арком и К» предлагал оптовым компаниям из других городов, специализировавшимся на поставках специй или диабетических продуктов. Таких было немного. Иной раз, договорившись о сотрудничестве с фирмой, убеждавшей в неограниченных возможностях, сотрудники «Аркома» выезжали на место и находили организацию с небольшим штатом сотрудников (или домашний офис, где два человека занимались продажами по телефону). Если ситуацию можно было исправить, набрав торговых представителей, ТД «Арком и К» помогал будущим партнерам наладить взаимодействие с ритейлерами. Таких случаев, впрочем, было немного — большинству оптовиков задача оказалась по силам, но продвижение одного только «Сладиса» их не интересовало.
Других продуктов у «Аркома» в то время не было, хотя расширять ассортимент компания собиралась и прежде. С выходом в регионы этот шаг стал необходимостью. По контракту с хлебокомбинатами и кондитерскими фабриками в Екатеринбурге, Челябинске, Ишиме и Кирове компания начала выпускать под своим брендом галеты на фруктозе, вафли, крекеры без сахара, печенье, пирожные, сушки, торты и пр. Г-н Каменских: «Если торговые сети Екатеринбурга ставили «Сладис» на полку без оговорок, то в других городах нам приходилось предлагать продукцию в комплексе. Многих дистрибьюторов привлекала «кондитерка», благодаря которой мы начинали продавать и «Сладис». Затем с помощью торговых представителей и рекламных мероприятий дистрибуцию сахарозаменителя расширяли, охватывая новые торговые точки».
Со временем продукция, ставшая локомотивом для вывода «Сладиса» на региональные рынки, превратилась в самостоятельное направление — к 2010 г. «Арком» продавал 150 видов кондитерских изделий. Их доля в общем объеме продаж достигла 70%.
Первоначальная стратегия «Аркома» развивать бизнес во всех городах-миллионниках, кроме Москвы, изменилась в 2009 г. — в столице начали работать два представителя компании (Москва и Центральный регион). Первой сетью, поставившей «Сладис» на полку, стала «Бахетле». С 2010 г. «Арком» ведет переговоры с «Седьмым континентом», «Мосмартом» и Х5 Retail Group. Головной офис ищет сбыт за рубежом. Результат его усилий — продажи товара в Белоруссии, Казахстане и Азербайджане.
Под прикрытием
Компания «Арком» несколько лет поставляла «Сладис» в аптечные сети «Атолл-Фарм» и «Здравник». На первый взгляд в продажах сахарозаменителей через аптеки была своя логика (дистрибьютор в Челябинске и сейчас работает с аптеками), но результаты были скромными, и Алексей Каменских не рассматривал аптеки как эффективный канал сбыта. Отчасти этому способствовала позиция фармацевтической розницы. Дмитрий Карпов, владелец аптечной сети «Диолла»: «Сахарозаменители присутствуют в нашем ассортименте, имеют стабильный спрос, но серьезного вклада в товарооборот не вносят. Соответственно мы не делаем на них ставку, предлагая эти продукты ограниченной аудитории покупателей». О том же говорила и практика работы с аптечными сетями в Санкт-Петербурге — даже в аптеках с открытой формой выкладки сахарозаменители продавали в ограниченных объемах.
Последним шагом в этом направлении стала попытка использовать эффект масштаба. Алексей Каменских и Геннадий Тренихин полагали, что контракт с федеральной сетью поможет «Аркому» наладить продажи «Сладиса» по всей стране. Самой крупной сетью в России, даже после потерь в кризис, оставалась «36,6» — на 1 января 2010 г. она объединяла 1 026 аптек в 29 регионах. В ходе переговоров о реализации «Сладиса» появился другой вариант — выпускать сахарозаменитель под брендом «36,6». Популяризации собственного бренда такой ход не способствовал, но при гарантированных объемах поставок позволял рассчитывать на стабильный доход. Г-н Тренихин согласился, полагая, что выпуск продукции private label дает некоторые преимущества — в отличие от розницы, которая меняет поставщиков, не успевая расплатиться, в продажах товаров с собственным товарным знаком компания заинтересована. Диляра Акбулатова, руководитель департамента Дирекции по коммерческой деятельности и развитию портфеля ЗАО «Управляющая компания «Аптечная сеть 36,6»: «Сегмент «Здоровое питание» сеть «36,6» начала в 2007 г., тогда же в ассортименте появились сахарозаменители под собственной торговой маркой. Сопоставляя данные 2009 и 2008 гг., мы видим, что рост продаж по данной категории удвоился — покупатели предпочитают сахарозаменители отечественного производства импортным брендовым аналогам».
По словам г-на Каменских, продвижению сахарозаменителей мешает информационная война в Интернете. На форумах, где потребители делятся сведениями, почерпнутыми из разных источников, можно встретить утверждения вроде «сахарин вызывает рак мочевого пузыря у животных» или «длительное употребление аспартама вызывает головную боль, звон в ушах, аллергию, депрессию и бессонницу». Поначалу «Арком» нанимал специального человека, который участвовал в дискуссиях, объясняя, что эти сведения не соответствуют действительности. Позже от борьбы с ветряными мельницами отказались, сосредоточив усилия на пропаганде здорового образа жизни. Андрей Гаврилов: «Сообществу врачей ничего не известно о вреде сахарозаменителей, которыми пользуются 30 млн больных сахарным диабетом. По данным Всемирной организации здравоохранения, ни одного случая негативного воздействия сахарозаменителей на организм человека не зарегистрировано. Достоверно доказана лишь пагубность злоупотребления сахаром, провоцирующего ожирение».
Для больных сахарным диабетом «Арком» выпускает газету «Диабетический вестник» тиражом 15 тыс. экземпляров (распространяется в районных поликлиниках). Редколлегия, которую возглавляет Геннадий Тренихин, печатает в бюллетене научные статьи и рассказы об известных людях, страдавших сахарным диабетом. На объемы продаж «Диабетический вестник» не влияет, но способствует просвещению масс.

Группа компаний «Арком»
Продукция: подсластитель «Сладис», кондитерские изделия, фиточаи, цикорий, соусы, соевое мясо, клетчатка, талкан, отруби
1989 г.
начало деятельности
157 чел.
количество работающих
288 млн руб.
консолидированный оборот в 2009 г.

К 2010 г. «Сладис» добрался до Москвы
11 городов- миллионников,
в которых продается «Сладис»
Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Красноярск, Уфа
29 регионов охватывает сеть аптек «36,6»
Сахарозаменитель под брендом «36,6» производства «Арком» продается в 1 026 аптеках сети
80%
доля инорегиональных продаж в общем объеме выручки

Источник: данные компании.
Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.