Словосочетание «нацпроект «Электронное правительство» часто вызывает кривую ухмылку. Однако процесс информатизации властей запущен. О том, как изменятся отношения между чиновниками и бизнесом, «ДК»
Словосочетание «нацпроект «Электронное правительство» часто вызывает кривую ухмылку. Однако процесс информатизации властей запущен. О том, как изменятся отношения между чиновниками и бизнесом, «ДК» рассказал министр информационных технологий и связи Челябинской области Дмитрий Тарасов. В сетях государственной власти
Самое сложное, по словам Дмитрия Тарасова, в том, чтобы вытащить ведомства из информационной скорлупы и объединить их знания в единую региональную (а в перспективе и национальную) базу данных.
На Южном Урале министерство информационных технологий и связи появилось довольно поздно. Во многих регионах аналогичные ведомства существуют где-то полгода, где-то год. Мы опаздываем, надо срочно нагонять?
— Не во всех субъектах созданы такие министерства. Из ближайших к нам— Екатеринбург, где аналогичное ведомство организовали около года назад. Внимание власти к информационным технологиям— достаточно свежее веяние, но в этом направлении уже есть лидеры— Татарстан, Башкирия, Москва и Московская область. Мы находимся где-то посередине, что-то придется нагонять, в каких-то сегментах мы выглядим лучше.
В чем заключается лидерство регионов, которые вы перечислили?
— В этих субъектах раньше других была построена ИТ-стратегия. Раньше появилось понимание, что это отдельная отрасль, которая требует пристального внимания и специализированного подхода. Проблема в том, что система управления ИТ до недавнего времени в Челябинской области была децентрализована. Безусловно, свои структуры информационных технологий существуют в разных подразделениях и ведомствах, но раньше они друг с другом практически не взаимодействовали, каждый жил в своем мире. При такой постановке вопроса решать общие задачи региона чрезвычайно сложно. Представьте себе три ведомства, в них— три гениальных системных администратора, каждый гениален по-своему, но друг с другом они не договорятся никогда, потому что каждый живет внутри своей системы и решает локальные задачи в рамках своего подразделения. Должен быть некий координирующий орган, который будет играть роль связующего звена для того, чтобы решать ИТ-задачи всего региона.
Есть впечатление, что стратегию определяет все-таки федеральный центр, а регионы вынуждены двигаться, что называется, в фарватере— в рамках тех же нацпроектов: «Электронное правительство», «Информационное общество»
— «Информационное общество»— это огромный проект. Безусловно, федерация дает нам какие-то обязательные рамки: необходима централизованная система электронного правительства, необходим единый региональный Центр обработки данных (ЦОД)— это позиции, которые не обсуждаются. Но есть позиции, которые требуют подробного обсуждения. И цель регионов— детально прописать все задачи, четко понимать, кто, в каком порядке и что должен делать.
Что самое сложное сейчас?
— Сложнее всего организовать процесс. Как только система простроена, все выверено, по сути уже без разницы, какую задачу ты решаешь. Как только есть адекватная управленческая структура с четким распределением обязанностей по сегментам, дальше все работает практически без сбоев.
Эта структура уже готова?
— Структура Министерства разработана и утверждена. В соответствии с существующими задачами постепенно она будет корректироваться.
Над чем вы сейчас работаете?
— Выстраиваю систему управления и контроля, которая будет работать при реализации областной целевой программы. Сама программа была принята в октябре 2010 г., теперь надо ее реализовать. В плане порядка 50 серьезных мероприятий. Они касаются различных подразделений исполнительной власти. Грубо говоря, это и есть та самая стратегия развития информационного общества в нашем регионе. Соответственно, мы должны четко определиться с порядком действий, выбрать максимально адекватные программно-технические решения и обозначить механизмы интеграции между ними.
Если все данные будут собраны в едином Центре, их будет намного проще украсть.
— Вопрос безопасности делится на несколько больших частей. Есть зона чисто технической безопасности, то есть физической сохранности данных. Здесь несколько уровней защиты— начиная с raid-массива на сервере и заканчивая дублированием серверов вплоть до создания дублирующих Центров обработки данных. Скажем, один ЦОД физически расположен здесь, второй ЦОД— удаленный, возможно, вообще за пределами региона. Между ними происходит постоянный обмен данными. Это то, что касается чисто физической защиты.
Вторая группа угроз— все, что касается функционирования открытых источников, тех же сайтов. Например, угроза DDоS-атак. Здесь уже другой уровень защиты— это спецтехнические средства.
Недавно международная система интернет-платежей ChronoPay признала факт взлома и похищения данных нескольких тысяч интернет-покупателей. Не боитесь подобных случаев?
—Это как раз третья часть безопасности— охрана персональных данных, непосредственная защита от кражи. Для этого существуют средства спецшифрования, эти угрозы тоже отрабатываются, но подробности разглашать не могу— это закрытая информация.
На уровне исполнения защитой по всем трем направлениям будет заниматься какая-то государственная структура или независимая коммерческая компания?
— Думаю, подход будет двойным. Основные системы защиты возьмем на себя— то, что по модели угроз представляет максимальный интерес для злоумышленников. Менее критичные направления мы по закону имеем право отдать аутсорсерам, у которых есть соответствующие сертификаты— порядка 4-5 сертификатов должно быть у фирмы, которая будет обеспечивать безопасность.
«Правительство для себя»— это всего 5% задач
Перевод всего делопроизводства в электронный вид не только ускоряет движение документов. Когда все ходы записаны, становится меньше неразберихи, любую информацию легко найти. При этом прозрачными становятся не только действия каждого конкретного чиновника, но и поведение коммерческих структур. Это повысит ответственность обеих сторон, заставит и власть и бизнес внимательнее относиться друг к другу, считает Дмитрий Тарасов.
Одна из задач проекта «Электронное правительство»— перевод всего делопроизводства в электронный вид. Когда исчезнет бумажный документооборот?
— Система электронного документооборота— это лишь около 5% того, что предусматривает вся программа развития ИТ-структуры в регионе. Задача проекта «Электронное правительство»— улучшить качество жизни южноуральцев. Исходный посыл— чтобы людям было комфортно получать услуги от государства. Граждане смогут видеть, на каком этапе рассмотрения находится документ.
Электронный документооборот разрабатывается и внедряется для органов власти и муниципальных образований, и его смысл в том, чтобы ускорить движение документов. Соответственно, мы сэкономим время.
Сроки внедрения определены постановлениями Правительства РФ. Есть два распоряжения о первоочередных услугах, которые должны оказываться в электронном виде. В первом документе описаны 4 этапа развития проектов: информирование о существовании услуги, возможность получить шаблоны документов в электронном виде, возможность подать заявление, и наконец, возможность контролировать прохождение документа в органах власти. Окончательное завершение планируется в 2014 г.
Второй документ описывает 17 первоочередных услуг, перевод которых в электронную форму должен закончиться в 2012 г.
Как видите, сроки достаточно конкретные. Если говорить об областной целевой программе, которую мы приняли, период ее действия— два года, в ней зафиксированы четкие показатели, которых мы должны достичь к концу 2012 г. Программа открытая, ее может прочесть каждый, она есть и в «Гаранте», и в «Консультанте», и на сайте www.pravmin74.ru.
Улучшение качества жизни больше связано с физлицами. А что такие программы могут дать бизнес-сообществу?
— «Электронное правительство» можно условно разделить на три части: «правительство для граждан», «правительство для бизнеса» и «правительство для правительства».
У «правительства для бизнеса» есть две важные зоны развития. Во-первых, государственные закупки в виде электронных торговых площадок (с 1 января 2011 г. все аукционы проводятся в электронном виде на пяти площадках, плюс действует специальный единый портал со всей информацией о закупках). Во-вторых, услуги для бизнеса: предоставление земельных площадок, аренда помещений, выдача акцизов, патентов, лицензий и пр. В этих зонах также проводятся мероприятия по автоматизации, что сэкономит бизнесменам при получении каждой из услуг от трех дней до двух месяцев, в соответствии с действующим законодательством
Вы можете повлиять на очередность или сроки предоставления услуг различным отраслям экономики? Например, придет к вам влиятельный представитель рынка недвижимости и убедительно попросит
— Я этим заниматься не буду принципиально. У человека, который приходит с таким разговором, имеется свое финансирование, и это его задача— запланировать средства на автоматизацию ЕГО бизнес-процессов. Если возникнет вопрос интеграции его ИТ-систем с государственными, мы это обсудим. Но это не изменение приоритетов. Наша задача— выстроить стратегию, дать возможность всем попасть в единое пространство, но специально подстраиваться под какие-либо рынки или структуры мы не будем.
Неравенство появилось раньше, чем «Информационное общество»
Кроме чисто технических проблем, Дмитрию Тарасову приходится преодолевать психологическое сопротивление людей: в сегодняшних реалиях почти любая инициатива властей воспринимается в негативном свете.
Часть общественных наблюдателей считает «электронные» нацпроекты грандиозной мистификацией. Звучат довольно резкие высказывания: «распил бабла»из них — далеко не самое крепкое.
— Любой новый проект проходит несколько этапов. Первый— люди узнают о его существовании. Как правило, реакция следует негативная, просто потому что «опять чиновники что-то затеяли, я не понимаю, что они делают, значит опять воруют». Люди не вникают в суть происходящего, а переживают, что опять все украли, и что самое обидное— все украли без них. Именно это расстраивает больше всего. На втором этапе уже приходит некое осознание происходящего. Но и здесь возможен негатив, потому что нужно время, чтобы понять, почувствовать на себе. Ничего не делать всегда проще: сидеть и ругать. А критика должна быть конструктивна.
Когда сможете уже что-то конкретное показать?
— Мы уже реализуем два пилотных проекта в тестовой эксплуатации на базе Магнитогорска: запись на прием к врачу в электронном виде и очередь в детские сады в электронном виде. Эти проекты в тестовом режиме презентовали Минэкономразвития РФ, отзыв был хороший. В планах к концу первого— началу второго квартала 2011 г. выпустить их в промышленную эксплуатацию.
Почему для «пилотов» выбрали Магнитогорск, а не Челябинск?
— В рамках административной реформы есть проект создания многофункциональных центров (МФЦ). В Магнитогорске— одна из самых серьезных баз по МФЦ, они там уже давно и успешно работают. Поэтому было принято решение наслоить эти услуги на существующую структуру. Не секрет, что существует некое цифровое неравенство— у людей совершенно разный уровень подготовки: есть продвинутые пользователи, а есть и другие— те, кто практически не пользуется Интернетом. МФЦ нужны для того, чтобы помочь людям, которые не в состоянии пользоваться Интернетом самостоятельно.
В Челябинске ситуация сложнее, про МФЦ пока только разговоры идут. Думаю, в течение 2011 г. этот вопрос мы проработаем.
А как быть с богом забытыми местами— когда там все эти блага появятся?
— Мы организуем кустовую систему: МФЦ появятся, но не в каждом селе, а, скажем, в узловых городских округах.
А это не приведет к усилению информационного неравенства?
— Никто не лишает сельских жителей возможности получать услуги так, как они их получали раньше. Напротив, они смогут пользоваться дополнительными сервисами, правда на небольшом удалении— будут ездить в райцентр не только на почту, но и в МФЦ.
Ваша персональная позиция— должны ли представители власти общаться с людьми с помощью электронных средств?
— Безусловно. Я стараюсь использовать общепринятые средства общения— ICQ, электронная почта. Об активной жизни в социальных сетях пока не думал. Это отнимает массу времени.
Дмитрий Тарасов
Родился 23 февраля 1978 г. в Риге.
Образование: в 2000 г. окончил Челябинскую государственную медицинскую академию.
Карьера: 2000— 2006гг.— преподавательская работа в Челябинской государственной медицинской академии; 2005— 2007гг.— заместитель директора по финансово-экономической безопасности компании «Модем»; 2007— 2010гг.— исполнительный директор «Урологической клиники»; С мая 2010 г.— председатель Комитета информационного и программного обеспечения Правительства Челябинской области; С 16 ноября 2010 г.— Министр информационных технологий и связи Челябинской области.Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.
Новое министерство в правительстве Челябинской области появилось совсем недавно— в ноябре прошлого года. Перед новенькой, даже еще не до конца сформированной, структурой со штатом в 45 человек стоят амбициозные задачи— за два-три года сделать то, что не удавалось властям последние два десятилетия: перевести общение с чиновником в виртуальную сферу.
Самое сложное, по словам Дмитрия Тарасова, в том, чтобы вытащить ведомства из информационной скорлупы и объединить их знания в единую региональную (а в перспективе и национальную) базу данных.
На Южном Урале министерство информационных технологий и связи появилось довольно поздно. Во многих регионах аналогичные ведомства существуют где-то полгода, где-то год. Мы опаздываем, надо срочно нагонять?
— Не во всех субъектах созданы такие министерства. Из ближайших к нам— Екатеринбург, где аналогичное ведомство организовали около года назад. Внимание власти к информационным технологиям— достаточно свежее веяние, но в этом направлении уже есть лидеры— Татарстан, Башкирия, Москва и Московская область. Мы находимся где-то посередине, что-то придется нагонять, в каких-то сегментах мы выглядим лучше.
В чем заключается лидерство регионов, которые вы перечислили?
— В этих субъектах раньше других была построена ИТ-стратегия. Раньше появилось понимание, что это отдельная отрасль, которая требует пристального внимания и специализированного подхода. Проблема в том, что система управления ИТ до недавнего времени в Челябинской области была децентрализована. Безусловно, свои структуры информационных технологий существуют в разных подразделениях и ведомствах, но раньше они друг с другом практически не взаимодействовали, каждый жил в своем мире. При такой постановке вопроса решать общие задачи региона чрезвычайно сложно. Представьте себе три ведомства, в них— три гениальных системных администратора, каждый гениален по-своему, но друг с другом они не договорятся никогда, потому что каждый живет внутри своей системы и решает локальные задачи в рамках своего подразделения. Должен быть некий координирующий орган, который будет играть роль связующего звена для того, чтобы решать ИТ-задачи всего региона.
Есть впечатление, что стратегию определяет все-таки федеральный центр, а регионы вынуждены двигаться, что называется, в фарватере— в рамках тех же нацпроектов: «Электронное правительство», «Информационное общество»
— «Информационное общество»— это огромный проект. Безусловно, федерация дает нам какие-то обязательные рамки: необходима централизованная система электронного правительства, необходим единый региональный Центр обработки данных (ЦОД)— это позиции, которые не обсуждаются. Но есть позиции, которые требуют подробного обсуждения. И цель регионов— детально прописать все задачи, четко понимать, кто, в каком порядке и что должен делать.
Что самое сложное сейчас?
— Сложнее всего организовать процесс. Как только система простроена, все выверено, по сути уже без разницы, какую задачу ты решаешь. Как только есть адекватная управленческая структура с четким распределением обязанностей по сегментам, дальше все работает практически без сбоев.
Эта структура уже готова?
— Структура Министерства разработана и утверждена. В соответствии с существующими задачами постепенно она будет корректироваться.
Над чем вы сейчас работаете?
— Выстраиваю систему управления и контроля, которая будет работать при реализации областной целевой программы. Сама программа была принята в октябре 2010 г., теперь надо ее реализовать. В плане порядка 50 серьезных мероприятий. Они касаются различных подразделений исполнительной власти. Грубо говоря, это и есть та самая стратегия развития информационного общества в нашем регионе. Соответственно, мы должны четко определиться с порядком действий, выбрать максимально адекватные программно-технические решения и обозначить механизмы интеграции между ними.
Если все данные будут собраны в едином Центре, их будет намного проще украсть.
— Вопрос безопасности делится на несколько больших частей. Есть зона чисто технической безопасности, то есть физической сохранности данных. Здесь несколько уровней защиты— начиная с raid-массива на сервере и заканчивая дублированием серверов вплоть до создания дублирующих Центров обработки данных. Скажем, один ЦОД физически расположен здесь, второй ЦОД— удаленный, возможно, вообще за пределами региона. Между ними происходит постоянный обмен данными. Это то, что касается чисто физической защиты.
Вторая группа угроз— все, что касается функционирования открытых источников, тех же сайтов. Например, угроза DDоS-атак. Здесь уже другой уровень защиты— это спецтехнические средства.
Недавно международная система интернет-платежей ChronoPay признала факт взлома и похищения данных нескольких тысяч интернет-покупателей. Не боитесь подобных случаев?
—Это как раз третья часть безопасности— охрана персональных данных, непосредственная защита от кражи. Для этого существуют средства спецшифрования, эти угрозы тоже отрабатываются, но подробности разглашать не могу— это закрытая информация.
На уровне исполнения защитой по всем трем направлениям будет заниматься какая-то государственная структура или независимая коммерческая компания?
— Думаю, подход будет двойным. Основные системы защиты возьмем на себя— то, что по модели угроз представляет максимальный интерес для злоумышленников. Менее критичные направления мы по закону имеем право отдать аутсорсерам, у которых есть соответствующие сертификаты— порядка 4-5 сертификатов должно быть у фирмы, которая будет обеспечивать безопасность.
«Правительство для себя»— это всего 5% задач
Перевод всего делопроизводства в электронный вид не только ускоряет движение документов. Когда все ходы записаны, становится меньше неразберихи, любую информацию легко найти. При этом прозрачными становятся не только действия каждого конкретного чиновника, но и поведение коммерческих структур. Это повысит ответственность обеих сторон, заставит и власть и бизнес внимательнее относиться друг к другу, считает Дмитрий Тарасов.
Одна из задач проекта «Электронное правительство»— перевод всего делопроизводства в электронный вид. Когда исчезнет бумажный документооборот?
— Система электронного документооборота— это лишь около 5% того, что предусматривает вся программа развития ИТ-структуры в регионе. Задача проекта «Электронное правительство»— улучшить качество жизни южноуральцев. Исходный посыл— чтобы людям было комфортно получать услуги от государства. Граждане смогут видеть, на каком этапе рассмотрения находится документ.
Электронный документооборот разрабатывается и внедряется для органов власти и муниципальных образований, и его смысл в том, чтобы ускорить движение документов. Соответственно, мы сэкономим время.
Сроки внедрения определены постановлениями Правительства РФ. Есть два распоряжения о первоочередных услугах, которые должны оказываться в электронном виде. В первом документе описаны 4 этапа развития проектов: информирование о существовании услуги, возможность получить шаблоны документов в электронном виде, возможность подать заявление, и наконец, возможность контролировать прохождение документа в органах власти. Окончательное завершение планируется в 2014 г.
Второй документ описывает 17 первоочередных услуг, перевод которых в электронную форму должен закончиться в 2012 г.
Как видите, сроки достаточно конкретные. Если говорить об областной целевой программе, которую мы приняли, период ее действия— два года, в ней зафиксированы четкие показатели, которых мы должны достичь к концу 2012 г. Программа открытая, ее может прочесть каждый, она есть и в «Гаранте», и в «Консультанте», и на сайте www.pravmin74.ru.
Улучшение качества жизни больше связано с физлицами. А что такие программы могут дать бизнес-сообществу?
— «Электронное правительство» можно условно разделить на три части: «правительство для граждан», «правительство для бизнеса» и «правительство для правительства».
У «правительства для бизнеса» есть две важные зоны развития. Во-первых, государственные закупки в виде электронных торговых площадок (с 1 января 2011 г. все аукционы проводятся в электронном виде на пяти площадках, плюс действует специальный единый портал со всей информацией о закупках). Во-вторых, услуги для бизнеса: предоставление земельных площадок, аренда помещений, выдача акцизов, патентов, лицензий и пр. В этих зонах также проводятся мероприятия по автоматизации, что сэкономит бизнесменам при получении каждой из услуг от трех дней до двух месяцев, в соответствии с действующим законодательством
Вы можете повлиять на очередность или сроки предоставления услуг различным отраслям экономики? Например, придет к вам влиятельный представитель рынка недвижимости и убедительно попросит
— Я этим заниматься не буду принципиально. У человека, который приходит с таким разговором, имеется свое финансирование, и это его задача— запланировать средства на автоматизацию ЕГО бизнес-процессов. Если возникнет вопрос интеграции его ИТ-систем с государственными, мы это обсудим. Но это не изменение приоритетов. Наша задача— выстроить стратегию, дать возможность всем попасть в единое пространство, но специально подстраиваться под какие-либо рынки или структуры мы не будем.
Неравенство появилось раньше, чем «Информационное общество»
Кроме чисто технических проблем, Дмитрию Тарасову приходится преодолевать психологическое сопротивление людей: в сегодняшних реалиях почти любая инициатива властей воспринимается в негативном свете.
Часть общественных наблюдателей считает «электронные» нацпроекты грандиозной мистификацией. Звучат довольно резкие высказывания: «распил бабла»из них — далеко не самое крепкое.
— Любой новый проект проходит несколько этапов. Первый— люди узнают о его существовании. Как правило, реакция следует негативная, просто потому что «опять чиновники что-то затеяли, я не понимаю, что они делают, значит опять воруют». Люди не вникают в суть происходящего, а переживают, что опять все украли, и что самое обидное— все украли без них. Именно это расстраивает больше всего. На втором этапе уже приходит некое осознание происходящего. Но и здесь возможен негатив, потому что нужно время, чтобы понять, почувствовать на себе. Ничего не делать всегда проще: сидеть и ругать. А критика должна быть конструктивна.
Когда сможете уже что-то конкретное показать?
— Мы уже реализуем два пилотных проекта в тестовой эксплуатации на базе Магнитогорска: запись на прием к врачу в электронном виде и очередь в детские сады в электронном виде. Эти проекты в тестовом режиме презентовали Минэкономразвития РФ, отзыв был хороший. В планах к концу первого— началу второго квартала 2011 г. выпустить их в промышленную эксплуатацию.
Почему для «пилотов» выбрали Магнитогорск, а не Челябинск?
— В рамках административной реформы есть проект создания многофункциональных центров (МФЦ). В Магнитогорске— одна из самых серьезных баз по МФЦ, они там уже давно и успешно работают. Поэтому было принято решение наслоить эти услуги на существующую структуру. Не секрет, что существует некое цифровое неравенство— у людей совершенно разный уровень подготовки: есть продвинутые пользователи, а есть и другие— те, кто практически не пользуется Интернетом. МФЦ нужны для того, чтобы помочь людям, которые не в состоянии пользоваться Интернетом самостоятельно.
В Челябинске ситуация сложнее, про МФЦ пока только разговоры идут. Думаю, в течение 2011 г. этот вопрос мы проработаем.
А как быть с богом забытыми местами— когда там все эти блага появятся?
— Мы организуем кустовую систему: МФЦ появятся, но не в каждом селе, а, скажем, в узловых городских округах.
А это не приведет к усилению информационного неравенства?
— Никто не лишает сельских жителей возможности получать услуги так, как они их получали раньше. Напротив, они смогут пользоваться дополнительными сервисами, правда на небольшом удалении— будут ездить в райцентр не только на почту, но и в МФЦ.
Ваша персональная позиция— должны ли представители власти общаться с людьми с помощью электронных средств?
— Безусловно. Я стараюсь использовать общепринятые средства общения— ICQ, электронная почта. Об активной жизни в социальных сетях пока не думал. Это отнимает массу времени.
Дмитрий Тарасов
Родился 23 февраля 1978 г. в Риге.
Образование: в 2000 г. окончил Челябинскую государственную медицинскую академию.
Карьера: 2000— 2006гг.— преподавательская работа в Челябинской государственной медицинской академии; 2005— 2007гг.— заместитель директора по финансово-экономической безопасности компании «Модем»; 2007— 2010гг.— исполнительный директор «Урологической клиники»; С мая 2010 г.— председатель Комитета информационного и программного обеспечения Правительства Челябинской области; С 16 ноября 2010 г.— Министр информационных технологий и связи Челябинской области.Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.