Дмитрий Мясников: «Введение новых СанПиНов может спровоцировать рост розничных цен и снижение спроса на мясопродукты»
В чем основные отличия новых СанПиНов от тех, которые действуют cейчас? — И действующая, и новая редакция СанПиНов четко определяет сырье, которое могут использовать мясопереработчики. Основное о
В чем основные отличия новых СанПиНов от тех, которые действуют cейчас?
— И действующая, и новая редакция СанПиНов четко определяет сырье, которое могут использовать мясопереработчики. Основное отличие в том, что в новой редакции предлагается исключить из разрешенного списка сырья замороженное мясо (курицу, говядину и свинину), оставив только охлажденное.
— Пока запрета нет, и что будут представлять из себя СанПиНы после всех согласований, сказать сложно. Я склоняюсь к оптимистичному сценарию: СанПиНы примут в точно таком же ключе, как и принятые чуть раньше для молочной промышленности. То есть производителям предпишут указывать на этикетке продукта тип сырья, из которого он сделан. Потребитель увидит эту информацию, и есть уверенность, что продажи перераспределятся в пользу тех, кто производит продукцию из охлажденного мяса.
— В этом случае стоимость сырья значительно вырастет: даже сегодня малейшие изменения квот на импорт мяса приводят к тому, что цены всего лишь за неделю увеличиваются на несколько рублей. Российского охлажденного мяса просто не хватит для того, чтобы компенсировать объемы импортного замороженного сырья. По моим данным, в Россию ежегодно ввозят порядка 5,5 млн т говядины, 3,5 млн т курицы и 3,4 млн т свинины. Эти объемы на порядки больше тех, что предлагает отечественное сельское хозяйство.
— Как минимум необходимо построить собственную бойню, цех обвалки и жиловки, приобрести специальный транспорт.
— Стоимость строительства бойни зависит от ее проектируемой мощности, цены земельного участка и коммуникаций. Тем производителям, у которых нет собственной бойни, организовать такое производство будет достаточно затратно. Нужно привлекать серьезные кредиты: расходы составят десятки миллионов рублей. Одно только создание проекта потребует от 1,5 до 2 млн руб. После подготовки документов для прохождения всех согласований потребуется минимум полгода. На само строительство бойни может уйти от восьми месяцев до полутора лет.
Цех обвалки и жиловки по сравнению с бойней потребует, скорее всего, меньших затрат. Объем расходов также будет зависеть от предполагаемой мощности цеха и его технического оснащения. Можно поставить самое простое оборудование: столы, разделочные доски и пилы. А можно высокотехнологичное, например, конвейерную линию. Как раз сейчас ее устанавливают в цехе «РОМКОРа».
Следовать мировым стандартам или использовать примитивное оборудование — в этом вопрос. Конечно, крупные предприятия сегодня ориентируются на международный уровень и без введения новых СанПиНов.
— Необходимо предусматривать возможное вступление России в ВТО и готовиться к тому, что требования к производителям колбасных изделий со стороны продуктовых сетей могут ужесточиться. Мясопереработчики просто не смогут поставлять свои товары в магазины, если не выполнят всех международных норм.
— Блочное мясо — это, как правило, мясо, упакованное в специальную тару коробочного типа. Оно хранится на палетах или стеллажах. Охлажденное мясо — это мясо на кости, и хранится оно на вешалах. Поэтому потребуется техническое переоснащение склада-холодильника.
— Конкурировать за сырье позволяют объемы закупа. Кто больше всех готов взять, тому и отгрузят. Второй важный фактор — время сотрудничества с поставщиком и отличная деловая репутация.
— Монополии точно не будет, потому что крупных игроков на Южном Урале несколько. Они устоят в любом случае. В других регионах России, если брать каждый по отдельности, серьезных мясопереработчиков меньше. И там вполне может появиться монополист. Но я думаю, что правительство не пойдет на принятие новых СанПиНов и не допустит региональных монополий в мясопереработке.
В случае худшего сценария «РОМКОР» сможет мобилизовать производственные мощности и на 100% перейти на охлажденное мясо, чтобы не потерять ассортимент. Но в этом варианте на рынке вырастут цены, следовательно, покупательский спрос упадет. Тогда даже крупным игрокам будет тяжело, не говоря уже о тех, кто производит меньше 500 т в месяц. Но паниковать не стоит. Я думаю, что будет принято благоразумное решение.
— Если цены вырастут и покупательский спрос упадет, магазины проиграют в объемах продаж. Если же просто изменятся правила маркировки, то никаких изменений для магазинов не будет.