Дмитрий Градобоев: Челябинск останется просторным

Одна из задач, которую Дмитрий Градобоев поставил перед собой, когда занял кресло начальника главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска, — найти общий язык с застройщиками.

Неохваченные стройкой территории Челябинска позволят городу еще добрый десяток лет развиваться внутри себя, уверен Дмитрий Градобоев. Но не за счет уплотнения существующих кварталов, а как в советские времена — возводя целые микрорайоны.

Челябинск останется просторным

Одна из задач, которую Дмитрий Градобоев поставил перед собой, когда занял кресло начальника главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска, — найти общий язык с застройщиками. С одной стороны, есть генеральный план, согласно которому развивается город. С другой, есть интересы конкретных строительных компаний. Задача Градобоева — найти точки соприкосновения.
— Я сам когда-то работал на стройке, был генеральным подрядчиком и заказчиком, сидел на «стуле напротив», признаюсь честно, очень сложно было выстраивать отношения. И очень хотелось, чтобы главархитектуры повернулось к застройщикам лицом (смеется). Именно поэтому у нас сегодня в правилах ежеквартальные встречи, на которых мы рассматриваем все наболевшие вопросы и формируем план работы на квартал. Сначала застройщики относились к этому с недоверием, а сегодня это система.
А вот строители часто жалуются, что строить им не дают.
— Я понимаю. Мне приносят заявки на строительство пачками. Но каждую стройку необходимо градостроительно обосновать. Помните, на Кашириных начали строить плавательный бассейн? Положили блок, и выяснилось, что он в структуру-то не вписывается! Убрали. Или взять «Синегорье». Построили — красотища! А сегодня мы привели туда улицу Курчатова и не можем проехать на виадук в Ленинский район. Мы сегодня в корне меняем отношение к градостроительству. Город будет строиться не по инициативе интересантов, а по плану и с градостроительным обоснованием.

Проблема земли под строительство скоро исчезнет
Главный принцип развития Челябинска сегодня — это интенсивность, обращает внимание Дмитрий Градобоев. Согласно генплану, принятому шесть лет назад, город до 2023 г. будет строиться внутри своих границ: «Норма обеспеченности жильем в Челябинске будет расти. Сейчас она составляет примерно 24,6 кв. м на человека. Это уже немало. В Финляндии, например, на одного человека приходится 26 кв. м, в Австрии и Германии — 30-32. А вот в Америке — 42. Это то, к чему мы должны стремиться».
Где в ближайшие годы развернется активное строительство?
— Есть два варианта. Мы можем строить новые кварталы на свободных территориях, переселять туда людей из ветхого жилья, а освобожденные территории в центре города развивать парками, скверами и бульварами. Либо мы можем на свободных территориях разбивать парки, скверы и бульвары, а строить в историческом центре на территориях, освободившихся после сноса ветхого жилого фонда.
А что лучше?
— Мне больше нравится первый вариант. По периметру города у нас и так много лесов, а вот в центре как раз не хватает озеленения.
Как думаете, когда Челябинску удастся полностью избавиться от ветхого жилья?
— Быстро не получится. У нас непригодного для проживания жилья по статистике — 3 млн кв. м. Но по моим представлениям, в два раза больше. А 6 млн кв. м не будет снесено и за 10 лет — не стоить питать надежд. Сегодня много говорят о федеральных программах сноса ветхоаварийного жилья, но мы мало видим реальных денег. Объем сноса в Челябинске составляет примерно 20-30 тыс. кв. м ветхого жилья в год. Это инициатива застройщиков, которые высвобождают коммерчески интересные площадки под застройку. Нетрудно посчитать, сколько понадобится лет, чтобы в таком темпе снести все 6 млн. Если не будет подпитки извне, поверьте, по 600 тыс. «квадратов» застройщики сносить не будут.
Если не вместо ветхих зданий, то где будут строиться жилые кварталы?
— У нас достаточно свободных территорий. Западный и восточный берег оз. Смолино, северо-западный берег оз. Новосинеглазово, территория поселков Шагол и Чурилово. Это южный берег Первого озера, почти 200 Га заброшенной территории, там, где сейчас шлакоотвалы ТЭЦ-2. Когда мы переведем ТЭЦ-2 на газ, зона санитарных ограничений серьезно уменьшится. Кроме того, это Красное поле, где сегодня уже возводятся первые три микрорайона. И это северо-западное планировочное направление — земли ЮУНИИПОКа. Это наш резерв.
На всей этой территории, вместе взятой, можно построить примерно 6 млн кв. м жилья­ (на данный момент в Челябинске порядка 24 млн кв. м). А ведь я далеко не все перечислил. Если дальше пальцы загибать — 13 мкр, 34-й, 33-й микрорайоны Северо-запада, «Западный Луч», Северные и Восточные Шершни и т.д. — это еще несколько млн кв. м жилья. И это хорошо. Территория Челябинска самодостаточна, мы можем развивать город внутри себя.
Причем я говорю и про индивидуальное жилье в том числе. Сегодня одна из наших задач — сделать землю реальным оборотным средством. Скоро мы уже не будем обсуждать, где ее взять. Приведу пример с автомобилями. Помните, как в 1992-1995 гг. люди под мышку зашивали 50 млн и ехали в Тольятти за «девяткой»? А сегодня этого делать не нужно: товар просто есть, и он разный. То же самое будет с землей. И уже никто не будет спрашивать, почему земля в Красном поле стоит 1 млн, в Тарасовке — 4 млн, а в Чурилово — 100 тыс. Мы уже сегодня начинаем активно формировать земельные участки и продавать их на аукционах. Заметьте, как снизилась цена: первые лоты у нас были по 3-4 млн за 10 соток. На последних торгах — 180-350 тыс. Уходят такие лоты влет. Значит, спрос есть, и наша задача удовлетворить его в полном объеме.
Чтобы строить, нужны энергомощности, а городу их и так не хватает.
— Мы как раз работаем над тем, чтобы закрыть потребности районов в сетевом обеспечении. Например, в 2007 г. мы ввели подстанцию «Каширинская» на Северо-западе. Сейчас строим еще две подстанции: на берегу Миасса и в Ленинском районе. В ближайшее время начнем строить еще три: на ЧМЗ, на границе Калининского района и ЧМЗ и на площадке «Красное поле».
Работаем и «по теплу». В прошлом году ввели третий блок ТЭЦ-3, получили дополнительные мощности, протянули ветку на ЧМЗ, закрыли там проблему с нехваткой тепла. Высвободившиеся мощности на северо-западной котельной сегодня перераспределяем на Красное поле. Выделяем компании «Фортум» (бывшая ТГК-10) площадку за Градским прииском, и, реализуя этот проект, полностью закрываем северо-западное направление.
По воде и канализации тоже многое делается. Например, в прошлом году провели водовод и канализационный коллектор в пос. Чурилово. Реконструируем насосные станции. В 2006 г. сделали проект ливневой канализации. Сейчас делаем проект водоснабжения Краснопольской площадки. Его стоимость порядка 5-6 млн руб. Но этот вопрос мы должны решать совместно с областью, так как на трубе будут «сидеть» и пригородные территории.
В Москве и Екатеринбурге городские власти активно обсуждают вопрос перемещения крупных производств за городскую черту и застройки освобождающихся площадей. Когда этот вопрос станет актуальным для Челябинска?
— Он уже актуален. Это тенденция, которую Запад уже прошел, и нам ее тоже не избежать. Посмотрите, уже не стало заводов «Калибр», «Строммашина» — сегодня это крупные торговые центры. На территории радиозавода «Полет» будет крупный общественный центр, я его уже видел в проектах. Старый завод АМЗ (тот, что расположен вдоль ул. Блюхера от Родькина до Трактовой, возле КПХ №1) тоже продан коммерческой структуре. Там будет центр общественного притяжения Советского района: с кинотеатром, гостиницей, торговыми центрами, магазинами. Бывшему заводу оргстекла, который находится в начале ул. Свободы, мы также сегодня даем новое функциональное назначение — крупный торгово-выставочный центр.
А те предприятия, которые работают и приносят прибыль? Что должно произойти, чтобы они оказались за чертой города?
— Нужны жесткие экологические законы. А у нас сегодня еще не все предприятия города сделали проекты санитарно-защитной зоны, хотя им это предписано. Необходим закон, который будет обязывать хозяина предприятия обслуживать эту зону, платить экологический сбор в городскую казну, модернизировать производство, чтобы уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. Тогда у предприятия будет выбор: либо быть на этой территории и выполнять все требования закона, либо переносить производство за черту города.
Освоение берегов Миасса займет тридцать лет
Свои представления о Челябинске через 10 лет Дмитрий Градобоев описывает несколькими эпитетами: современный, высокий, просторный и зеленый.
— Уже сегодня в наших проектах есть дома до 36 этажей (например, в «Западном луче»). Вы знаете, что город выше 16 этажа не развивался, потому что не было соответствующей пожарной машины. Сейчас мы можем строить 24 этажа. Но будет и больше.
В наших планах построить здание, которое станет главным «маяком» города. В Челябинске самая высокая точка находится на Свердловском тракте, за автомобильным училищем. Вот там мы и хотим построить «свечку» этажей в 50, чтобы ее могли видеть все жители города.
Я уверен, что Челябинск останется просторным. По сравнению, скажем, с Екатеринбургом, мы планировочно выстроены лучше и развиваемся внутри направлений с севера на юг и с запада на восток. Да, мы немножко отстали от наших соседей в образах, они нарядней. Но, с другой стороны, из-за этих «всплесков эмоций», созданных по принципу уплотнения, там проехать нормально нельзя. А мы сохраним широкие магистрали. Уверен, у нас появится много новых развязок.
И, конечно же, я вижу Челябинск чистым и зеленым. Мне, например, очень нравятся Хельсинки. Город-сад. Вот и Челябинск мы должны озеленить. У нас есть два замечательных памятника природы: Каштак и городской бор. Но у нас мало парков, скверов в шаговой доступности.
Какие градостроительные проекты сегодня самые масштабные?
—У нас все проекты масштабные. Потому что мы сегодня мало стали говорить об уплотнении. И все больше — о комплексной застройке. Вспомните город 5-10 лет назад: квартальных строек не было. А сегодня мы снова развиваемся микрорайонами, как это было принято в советское время. Но тогда в среднем строили по 400-500 тыс. кв. м жилья в год. Самый большой объем ввода был в 1986 г.: 556 тыс. «квадратов». А у нас в прошлом году цифры получились просто аховые: 880 тыс. кв. м.
У вас есть любимый проект?
— Однозначно, развитие реки Миасс и территорий, к ней прилегающих. Очень объемная тема. 27 км вдоль Челябинска. И вся эта территория сегодня абы как используется: заилено, заброшено, замусорено. Мы взялись за эту тему в прошлом году. НИИ водного хозяйства Екатеринбурга сделал для нас полное исследование Миасса и предложил меры, которые помогут улучшить его состояние: нужно построить дамбы, дополнительные очистные сооружения, сделать берего­укрепления и т.д.
Но сначала мы должны определить границы. Согласно водному кодексу, вода — это федеральная собственность. А где проходит граница федеральной и муниципальной зоны ответственности, непонятно. До конца года наша задача — принять решение по границе на уровне гордумы и заксобрания и выйти с инициативой на федерацию в части закрепления юридического права.
Когда мы получим границы, можно будет говорить о конкретных проектах. А пока мы начинаем отрабатывать эпюру (схематический чертеж) застройки. В этой году город выделил на эти работы больше 7 млн руб. Институт урбанистики разрабатывает для нас проект планировки. В ближайшее время мы будем показывать его на градсовете.
Расскажите, что там будет, в проекте?
— Во-первых, мы реку функционально зонируем. Первая зона — исторический центр (там, где цирк, Торговый центр). Вторая — «новый центр»: территория северо-запада от плотины до Молодогвардейцев. Между новым и историческим центром — зона жилищного строительства: от Молодогвардейцев до Свердловского моста. Северное направление реки — зона логистического развития. Челябинск — это транзит между Азией и Европой. В конкуренции с Екатеринбургом мы небо уже потеряли, так вот не нужно потерять еще железную и автодорогу.
Самые яркие задумки назовите.
— Например, мы хотим построить напротив цирка «Форум» — молодежный концертный центр. Помните разговоры о водных «карманах» возле цирка и кинотеатра «Родина»? Ученые нам сказали, что их быть не должно — это источник загрязнения. Поэтому наш проект предлагает их засыпать и продолжить ул. Цвиллинга параллельно ул. Кирова. Это еще генпланом 1936 г. предусмотрено. И вот на этой оси мы хотим построить «Форум». Вдоль Миасса за кинотеатром «Родина» и параллельно, за цирком, у нас по проекту высотная застройка. Таким образом, мы получаем симметрию высотных доминант с общественно-деловой и торговой зоной.
На пересечении ул. Бр. Кашириных и Свободы мы хотим сделать «Остров-Сад». Это будет досуговая зона: с музейным комплексом, гостиницей, рестораном. А в районе Ленинградского моста мы построим «Остров-Парк»: развлекательную зону районного масштаба с парковой архитектурой и аттракционами.
На территории мелькомбината возле ЧелГУ проектируем академический городок. Там предусмотрены лабораторные и учебные корпуса, дома для аспирантов и профессорско-преподавательского состава, крупный спортивный комплекс. Обязательно должна быть какая-то высотная доминанта. На углу Молодогвардейцев и Университетской Набережной хотим реанимировать пруд Коммунар. Здесь же будет аквапарк. А правый берег, от плотины до Молодогвардейцев, сделать полностью парково-рекреационной зоной.
А на выезде из города вдоль Свердловского тракта предлагаем создать информа­ционно-логистический центр. По задумке, каждая фирма будет иметь там свое представительство. Таким образом, все логистические вопросы можно будет решать, не заезжая в город, и, соответственно, не перенасыщая его транспортными потоками.
Когда проекту будет дан ход?
— Мы взяли на подготовительные работы три года. Сейчас идет второй. В следующем году мы будем готовить конкретные проекты. Когда они будут утверждены, начнется рабочее проектирование.
Деньги в первую очередь пойдут туда, где быстрая окупаемость. Поэтому, естественно, первым будет развиваться центр.
Какова цена вопроса?
— Миллиарды рублей. Проект очень объемный. Его реализация займет около 30 лет. Это очень захватывающая тема. Я иногда просыпаюсь и думаю: вот надо же, приснилось, что в Лос-Анджелесе живем. А потом понимаю: это не Лос-Анджелес, это Челябинск! (смеется)
Думаю, если реализуем все, что задумали, мы получим настоящий «город будущего».
Дмитрий Градобоев
Родился 16 июня 1971 г.
Карьера: 1993 г. — окончил Челябинский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». 1993-1997 гг. — мастер-прораб. 1997-2006 гг. — директор генподрядных строительно-монтажных организаций ЗАО «ЧФСК». С 2006 г. начальник управления градостроительства администрации г. Челябинска. С 2007 г. начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска. В 2008 г. присвоено звание «Почетный строитель России».
Женат, воспитывает троих детей. Наиболее проблемные участки, требующие расширения в первую очередь:
перекрестки пр. Победы с ул. Красно­знаменной, Чайковского, Молдавской, 40 лет Победы;
перекресток ул. Молодогвардейцев и Куйбышева;
перекресток ул. Чичерина и Бр. Кашириных;
перекресток Комсомольского и Свердловского пр.;
перекрестки Комсомольского пр. с ул. Красно­знаменной, Чайковского и Молодогвардейцев;
перекресток ш. Металлургов с ул. Жукова и Сталеваров;
перекресток ул. Хлебозаводской и 32-й годовщины Октября;
перекресток ул. Хлебозаводской и автодороги Меридиан;
перекресток ул. Гагарина и Агалакова;
перекресток ул. Доватора и Федорова;
перекресток ул. Блюхера и Дарвина;
перекресток ул. Салютной и Героев Танкограда;
перекресток пр. Ленина и ул. Артиллерийской. В конце октября глава города Челябинска МИХАИЛ ЮРЕВИЧ поручил внести в план дорожных работ на будущий год расширение наиболее проблемных перекрестков города и прилегающих к ним участков дорог. «Практически все места затрудненного проезда известны, но город растет, это живой организм, и ситуация постоянно меняется. Где-то добавили полосы движения, и транспортный поток серьезно увеличился, значит, нужно срочно соседние улицы расширять, чтобы не образовалось новой пробки», — прокомментировал свое решение Михаил Юревич.
Как сообщает пресс-служба городской администрации, уже в ноябре начнутся проектные работы, чтобы подготовить к началу сезона недостающую техническую документацию.
Массово расширять перекрестки в Челябинске начали еще несколько лет назад. По словам заместителя главы города по транспорту и дорожному хозяйству ВЛАДИМИРА АЛЕЙНИКОВА, в 2009 г. были расширены 24 перекрестка. На недавнем совещании у главы города было рассмотрено еще 50 «узких мест». Часть из них будет сделана в 2010 г.
Чтобы разгрузить те участки, расширять которые уже некуда (например, перекресток Победы и Свердловского пр.), в мэрии планируют сделать дороги-дублеры. Так, дублером Свердловского пр. должна стать ул. Каслинская (для этого ее нужно расширить от пр. Победы до Бр. Кашириных и завершить реконструкцию ее участка от ул. Островского до Куйбышева). Дублером ул. Энгельса городские власти хотят сделать ул. Володарского (ее планируется расширить от Труда до ул. Коммуны).
Кроме того, в Центральном районе во избежание заторов по ул. Цвиллинга будет отодвинута остановка маршрутных такси, которая сейчас находится на пр. Ленина сразу за перекрестком.

В конце октября глава города Челябинска МИХАИЛ ЮРЕВИЧ поручил внести в план дорожных работ на будущий год расширение наиболее проблемных перекрестков города и прилегающих к ним участков дорог. «Практически все места затрудненного проезда известны, но город растет, это живой организм, и ситуация постоянно меняется. Где-то добавили полосы движения, и транспортный поток серьезно увеличился, значит, нужно срочно соседние улицы расширять, чтобы не образовалось новой пробки», — прокомментировал свое решение Михаил Юревич.
Как сообщает пресс-служба городской администрации, уже в ноябре начнутся проектные работы, чтобы подготовить к началу сезона недостающую техническую документацию.
Массово расширять перекрестки в Челябинске начали еще несколько лет назад. По словам заместителя главы города по транспорту и дорожному хозяйству ВЛАДИМИРА АЛЕЙНИКОВА, в 2009 г. были расширены 24 перекрестка. На недавнем совещании у главы города было рассмотрено еще 50 «узких мест». Часть из них будет сделана в 2010 г.
Чтобы разгрузить те участки, расширять которые уже некуда (например, перекресток Победы и Свердловского пр.), в мэрии планируют сделать дороги-дублеры. Так, дублером Свердловского пр. должна стать ул. Каслинская (для этого ее нужно расширить от пр. Победы до Бр. Кашириных и завершить реконструкцию ее участка от ул. Островского до Куйбышева). Дублером ул. Энгельса городские власти хотят сделать ул. Володарского (ее планируется расширить от Труда до ул. Коммуны).
Кроме того, в Центральном районе во избежание заторов по ул. Цвиллинга будет отодвинута остановка маршрутных такси, которая сейчас находится на пр. Ленина сразу за перекрестком.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.