Дмитрий Градобоев: Челябинск останется просторным

Одна из задач, которую Дмитрий Градобоев поставил перед собой, когда занял кресло начальника главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска, — найти общий язык с застройщиками.

Неохваченные стройкой территории Челябинска позволят городу еще добрый десяток лет развиваться внутри себя, уверен Дмитрий Градобоев. Но не за счет уплотнения существующих кварталов, а как в советские времена — возводя целые микрорайоны.

Челябинск останется просторным

Одна из задач, которую Дмитрий Градобоев поставил перед собой, когда занял кресло начальника главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска, — найти общий язык с застройщиками. С одной стороны, есть генеральный план, согласно которому развивается город. С другой, есть интересы конкретных строительных компаний. Задача Градобоева — найти точки соприкосновения.
— Я сам когда-то работал на стройке, был генеральным подрядчиком и заказчиком, сидел на «стуле напротив», признаюсь честно, очень сложно было выстраивать отношения. И очень хотелось, чтобы главархитектуры повернулось к застройщикам лицом (смеется). Именно поэтому у нас сегодня в правилах ежеквартальные встречи, на которых мы рассматриваем все наболевшие вопросы и формируем план работы на квартал. Сначала застройщики относились к этому с недоверием, а сегодня это система.
А вот строители часто жалуются, что строить им не дают.
— Я понимаю. Мне приносят заявки на строительство пачками. Но каждую стройку необходимо градостроительно обосновать. Помните, на Кашириных начали строить плавательный бассейн? Положили блок, и выяснилось, что он в структуру-то не вписывается! Убрали. Или взять «Синегорье». Построили — красотища! А сегодня мы привели туда улицу Курчатова и не можем проехать на виадук в Ленинский район. Мы сегодня в корне меняем отношение к градостроительству. Город будет строиться не по инициативе интересантов, а по плану и с градостроительным обоснованием.

Проблема земли под строительство скоро исчезнет
Главный принцип развития Челябинска сегодня — это интенсивность, обращает внимание Дмитрий Градобоев. Согласно генплану, принятому шесть лет назад, город до 2023 г. будет строиться внутри своих границ: «Норма обеспеченности жильем в Челябинске будет расти. Сейчас она составляет примерно 24,6 кв. м на человека. Это уже немало. В Финляндии, например, на одного человека приходится 26 кв. м, в Австрии и Германии — 30-32. А вот в Америке — 42. Это то, к чему мы должны стремиться».
Где в ближайшие годы развернется активное строительство?
— Есть два варианта. Мы можем строить новые кварталы на свободных территориях, переселять туда людей из ветхого жилья, а освобожденные территории в центре города развивать парками, скверами и бульварами. Либо мы можем на свободных территориях разбивать парки, скверы и бульвары, а строить в историческом центре на территориях, освободившихся после сноса ветхого жилого фонда.
А что лучше?
— Мне больше нравится первый вариант. По периметру города у нас и так много лесов, а вот в центре как раз не хватает озеленения.
Как думаете, когда Челябинску удастся полностью избавиться от ветхого жилья?
— Быстро не получится. У нас непригодного для проживания жилья по статистике — 3 млн кв. м. Но по моим представлениям, в два раза больше. А 6 млн кв. м не будет снесено и за 10 лет — не стоить питать надежд. Сегодня много говорят о федеральных программах сноса ветхоаварийного жилья, но мы мало видим реальных денег. Объем сноса в Челябинске составляет примерно 20-30 тыс. кв. м ветхого жилья в год. Это инициатива застройщиков, которые высвобождают коммерчески интересные площадки под застройку. Нетрудно посчитать, сколько понадобится лет, чтобы в таком темпе снести все 6 млн. Если не будет подпитки извне, поверьте, по 600 тыс. «квадратов» застройщики сносить не будут.
Если не вместо ветхих зданий, то где будут строиться жилые кварталы?
— У нас достаточно свободных территорий. Западный и восточный берег оз. Смолино, северо-западный берег оз. Новосинеглазово, территория поселков Шагол и Чурилово. Это южный берег Первого озера, почти 200 Га заброшенной территории, там, где сейчас шлакоотвалы ТЭЦ-2. Когда мы переведем ТЭЦ-2 на газ, зона санитарных ограничений серьезно уменьшится. Кроме того, это Красное поле, где сегодня уже возводятся первые три микрорайона. И это северо-западное планировочное направление — земли ЮУНИИПОКа. Это наш резерв.
На всей этой территории, вместе взятой, можно построить примерно 6 млн кв. м жилья­ (на данный момент в Челябинске порядка 24 млн кв. м). А ведь я далеко не все перечислил. Если дальше пальцы загибать — 13 мкр, 34-й, 33-й микрорайоны Северо-запада, «Западный Луч», Северные и Восточные Шершни и т.д. — это еще несколько млн кв. м жилья. И это хорошо. Территория Челябинска самодостаточна, мы можем развивать город внутри себя.
Причем я говорю и про индивидуальное жилье в том числе. Сегодня одна из наших задач — сделать землю реальным оборотным средством. Скоро мы уже не будем обсуждать, где ее взять. Приведу пример с автомобилями. Помните, как в 1992-1995 гг. люди под мышку зашивали 50 млн и ехали в Тольятти за «девяткой»? А сегодня этого делать не нужно: товар просто есть, и он разный. То же самое будет с землей. И уже никто не будет спрашивать, почему земля в Красном поле стоит 1 млн, в Тарасовке — 4 млн, а в Чурилово — 100 тыс. Мы уже сегодня начинаем активно формировать земельные участки и продавать их на аукционах. Заметьте, как снизилась цена: первые лоты у нас были по 3-4 млн за 10 соток. На последних торгах — 180-350 тыс. Уходят такие лоты влет. Значит, спрос есть, и наша задача удовлетворить его в полном объеме.
Чтобы строить, нужны энергомощности, а городу их и так не хватает.
— Мы как раз работаем над тем, чтобы закрыть потребности районов в сетевом обеспечении. Например, в 2007 г. мы ввели подстанцию «Каширинская» на Северо-западе. Сейчас строим еще две подстанции: на берегу Миасса и в Ленинском районе. В ближайшее время начнем строить еще три: на ЧМЗ, на границе Калининского района и ЧМЗ и на площадке «Красное поле».
Работаем и «по теплу». В прошлом году ввели третий блок ТЭЦ-3, получили дополнительные мощности, протянули ветку на ЧМЗ, закрыли там проблему с нехваткой тепла. Высвободившиеся мощности на северо-западной котельной сегодня перераспределяем на Красное поле. Выделяем компании «Фортум» (бывшая ТГК-10) площадку за Градским прииском, и, реализуя этот проект, полностью закрываем северо-западное направление.
По воде и канализации тоже многое делается. Например, в прошлом году провели водовод и канализационный коллектор в пос. Чурилово. Реконструируем насосные станции. В 2006 г. сделали проект ливневой канализации. Сейчас делаем проект водоснабжения Краснопольской площадки. Его стоимость порядка 5-6 млн руб. Но этот вопрос мы должны решать совместно с областью, так как на трубе будут «сидеть» и пригородные территории.
В Москве и Екатеринбурге городские власти активно обсуждают вопрос перемещения крупных производств за городскую черту и застройки освобождающихся площадей. Когда этот вопрос станет актуальным для Челябинска?
— Он уже актуален. Это тенденция, которую Запад уже прошел, и нам ее тоже не избежать. Посмотрите, уже не стало заводов «Калибр», «Строммашина» — сегодня это крупные торговые центры. На территории радиозавода «Полет» будет крупный общественный центр, я его уже видел в проектах. Старый завод АМЗ (тот, что расположен вдоль ул. Блюхера от Родькина до Трактовой, возле КПХ №1) тоже продан коммерческой структуре. Там будет центр общественного притяжения Советского района: с кинотеатром, гостиницей, торговыми центрами, магазинами. Бывшему заводу оргстекла, который находится в начале ул. Свободы, мы также сегодня даем новое функциональное назначение — крупный торгово-выставочный центр.
А те предприятия, которые работают и приносят прибыль? Что должно произойти, чтобы они оказались за чертой города?
— Нужны жесткие экологические законы. А у нас сегодня еще не все предприятия города сделали проекты санитарно-защитной зоны, хотя им это предписано. Необходим закон, который будет обязывать хозяина предприятия обслуживать эту зону, платить экологический сбор в городскую казну, модернизировать производство, чтобы уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. Тогда у предприятия будет выбор: либо быть на этой территории и выполнять все требования закона, либо переносить производство за черту города.
Освоение берегов Миасса займет тридцать лет
Свои представления о Челябинске через 10 лет Дмитрий Градобоев описывает несколькими эпитетами: современный, высокий, просторный и зеленый.
— Уже сегодня в наших проектах есть дома до 36 этажей (например, в «Западном луче»). Вы знаете, что город выше 16 этажа не развивался, потому что не было соответствующей пожарной машины. Сейчас мы можем строить 24 этажа. Но будет и больше.
В наших планах построить здание, которое станет главным «маяком» города. В Челябинске самая высокая точка находится на Свердловском тракте, за автомобильным училищем. Вот там мы и хотим построить «свечку» этажей в 50, чтобы ее могли видеть все жители города.
Я уверен, что Челябинск останется просторным. По сравнению, скажем, с Екатеринбургом, мы планировочно выстроены лучше и развиваемся внутри направлений с севера на юг и с запада на восток. Да, мы немножко отстали от наших соседей в образах, они нарядней. Но, с другой стороны, из-за этих «всплесков эмоций», созданных по принципу уплотнения, там проехать нормально нельзя. А мы сохраним широкие магистрали. Уверен, у нас появится много новых развязок.
И, конечно же, я вижу Челябинск чистым и зеленым. Мне, например, очень нравятся Хельсинки. Город-сад. Вот и Челябинск мы должны озеленить. У нас есть два замечательных памятника природы: Каштак и городской бор. Но у нас мало парков, скверов в шаговой доступности.
Какие градостроительные проекты сегодня самые масштабные?
—У нас все проекты масштабные. Потому что мы сегодня мало стали говорить об уплотнении. И все больше — о комплексной застройке. Вспомните город 5-10 лет назад: квартальных строек не было. А сегодня мы снова развиваемся микрорайонами, как это было принято в советское время. Но тогда в среднем строили по 400-500 тыс. кв. м жилья в год. Самый большой объем ввода был в 1986 г.: 556 тыс. «квадратов». А у нас в прошлом году цифры получились просто аховые: 880 тыс. кв. м.
У вас есть любимый проект?
— Однозначно, развитие реки Миасс и территорий, к ней прилегающих. Очень объемная тема. 27 км вдоль Челябинска. И вся эта территория сегодня абы как используется: заилено, заброшено, замусорено. Мы взялись за эту тему в прошлом году. НИИ водного хозяйства Екатеринбурга сделал для нас полное исследование Миасса и предложил меры, которые помогут улучшить его состояние: нужно построить дамбы, дополнительные очистные сооружения, сделать берего­укрепления и т.д.
Но сначала мы должны определить границы. Согласно водному кодексу, вода — это федеральная собственность. А где проходит граница федеральной и муниципальной зоны ответственности, непонятно. До конца года наша задача — принять решение по границе на уровне гордумы и заксобрания и выйти с инициативой на федерацию в части закрепления юридического права.
Когда мы получим границы, можно будет говорить о конкретных проектах. А пока мы начинаем отрабатывать эпюру (схематический чертеж) застройки. В этой году город выделил на эти работы больше 7 млн руб. Институт урбанистики разрабатывает для нас проект планировки. В ближайшее время мы будем показывать его на градсовете.
Расскажите, что там будет, в проекте?
— Во-первых, мы реку функционально зонируем. Первая зона — исторический центр (там, где цирк, Торговый центр). Вторая — «новый центр»: территория северо-запада от плотины до Молодогвардейцев. Между новым и историческим центром — зона жилищного строительства: от Молодогвардейцев до Свердловского моста. Северное направление реки — зона логистического развития. Челябинск — это транзит между Азией и Европой. В конкуренции с Екатеринбургом мы небо уже потеряли, так вот не нужно потерять еще железную и автодорогу.
Самые яркие задумки назовите.
— Например, мы хотим построить напротив цирка «Форум» — молодежный концертный центр. Помните разговоры о водных «карманах» возле цирка и кинотеатра «Родина»? Ученые нам сказали, что их быть не должно — это источник загрязнения. Поэтому наш проект предлагает их засыпать и продолжить ул. Цвиллинга параллельно ул. Кирова. Это еще генпланом 1936 г. предусмотрено. И вот на этой оси мы хотим построить «Форум». Вдоль Миасса за кинотеатром «Родина» и параллельно, за цирком, у нас по проекту высотная застройка. Таким образом, мы получаем симметрию высотных доминант с общественно-деловой и торговой зоной.
На пересечении ул. Бр. Кашириных и Свободы мы хотим сделать «Остров-Сад». Это будет досуговая зона: с музейным комплексом, гостиницей, рестораном. А в районе Ленинградского моста мы построим «Остров-Парк»: развлекательную зону районного масштаба с парковой архитектурой и аттракционами.
На территории мелькомбината возле ЧелГУ проектируем академический городок. Там предусмотрены лабораторные и учебные корпуса, дома для аспирантов и профессорско-преподавательского состава, крупный спортивный комплекс. Обязательно должна быть какая-то высотная доминанта. На углу Молодогвардейцев и Университетской Набережной хотим реанимировать пруд Коммунар. Здесь же будет аквапарк. А правый берег, от плотины до Молодогвардейцев, сделать полностью парково-рекреационной зоной.
А на выезде из города вдоль Свердловского тракта предлагаем создать информа­ционно-логистический центр. По задумке, каждая фирма будет иметь там свое представительство. Таким образом, все логистические вопросы можно будет решать, не заезжая в город, и, соответственно, не перенасыщая его транспортными потоками.
Когда проекту будет дан ход?
— Мы взяли на подготовительные работы три года. Сейчас идет второй. В следующем году мы будем готовить конкретные проекты. Когда они будут утверждены, начнется рабочее проектирование.
Деньги в первую очередь пойдут туда, где быстрая окупаемость. Поэтому, естественно, первым будет развиваться центр.
Какова цена вопроса?
— Миллиарды рублей. Проект очень объемный. Его реализация займет около 30 лет. Это очень захватывающая тема. Я иногда просыпаюсь и думаю: вот надо же, приснилось, что в Лос-Анджелесе живем. А потом понимаю: это не Лос-Анджелес, это Челябинск! (смеется)
Думаю, если реализуем все, что задумали, мы получим настоящий «город будущего».
Дмитрий Градобоев
Родился 16 июня 1971 г.
Карьера: 1993 г. — окончил Челябинский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». 1993-1997 гг. — мастер-прораб. 1997-2006 гг. — директор генподрядных строительно-монтажных организаций ЗАО «ЧФСК». С 2006 г. начальник управления градостроительства администрации г. Челябинска. С 2007 г. начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска. В 2008 г. присвоено звание «Почетный строитель России».
Женат, воспитывает троих детей. Наиболее проблемные участки, требующие расширения в первую очередь:
перекрестки пр. Победы с ул. Красно­знаменной, Чайковского, Молдавской, 40 лет Победы;
перекресток ул. Молодогвардейцев и Куйбышева;
перекресток ул. Чичерина и Бр. Кашириных;
перекресток Комсомольского и Свердловского пр.;
перекрестки Комсомольского пр. с ул. Красно­знаменной, Чайковского и Молодогвардейцев;
перекресток ш. Металлургов с ул. Жукова и Сталеваров;
перекресток ул. Хлебозаводской и 32-й годовщины Октября;
перекресток ул. Хлебозаводской и автодороги Меридиан;
перекресток ул. Гагарина и Агалакова;
перекресток ул. Доватора и Федорова;
перекресток ул. Блюхера и Дарвина;
перекресток ул. Салютной и Героев Танкограда;
перекресток пр. Ленина и ул. Артиллерийской. В конце октября глава города Челябинска МИХАИЛ ЮРЕВИЧ поручил внести в план дорожных работ на будущий год расширение наиболее проблемных перекрестков города и прилегающих к ним участков дорог. «Практически все места затрудненного проезда известны, но город растет, это живой организм, и ситуация постоянно меняется. Где-то добавили полосы движения, и транспортный поток серьезно увеличился, значит, нужно срочно соседние улицы расширять, чтобы не образовалось новой пробки», — прокомментировал свое решение Михаил Юревич.
Как сообщает пресс-служба городской администрации, уже в ноябре начнутся проектные работы, чтобы подготовить к началу сезона недостающую техническую документацию.
Массово расширять перекрестки в Челябинске начали еще несколько лет назад. По словам заместителя главы города по транспорту и дорожному хозяйству ВЛАДИМИРА АЛЕЙНИКОВА, в 2009 г. были расширены 24 перекрестка. На недавнем совещании у главы города было рассмотрено еще 50 «узких мест». Часть из них будет сделана в 2010 г.
Чтобы разгрузить те участки, расширять которые уже некуда (например, перекресток Победы и Свердловского пр.), в мэрии планируют сделать дороги-дублеры. Так, дублером Свердловского пр. должна стать ул. Каслинская (для этого ее нужно расширить от пр. Победы до Бр. Кашириных и завершить реконструкцию ее участка от ул. Островского до Куйбышева). Дублером ул. Энгельса городские власти хотят сделать ул. Володарского (ее планируется расширить от Труда до ул. Коммуны).
Кроме того, в Центральном районе во избежание заторов по ул. Цвиллинга будет отодвинута остановка маршрутных такси, которая сейчас находится на пр. Ленина сразу за перекрестком.

В конце октября глава города Челябинска МИХАИЛ ЮРЕВИЧ поручил внести в план дорожных работ на будущий год расширение наиболее проблемных перекрестков города и прилегающих к ним участков дорог. «Практически все места затрудненного проезда известны, но город растет, это живой организм, и ситуация постоянно меняется. Где-то добавили полосы движения, и транспортный поток серьезно увеличился, значит, нужно срочно соседние улицы расширять, чтобы не образовалось новой пробки», — прокомментировал свое решение Михаил Юревич.
Как сообщает пресс-служба городской администрации, уже в ноябре начнутся проектные работы, чтобы подготовить к началу сезона недостающую техническую документацию.
Массово расширять перекрестки в Челябинске начали еще несколько лет назад. По словам заместителя главы города по транспорту и дорожному хозяйству ВЛАДИМИРА АЛЕЙНИКОВА, в 2009 г. были расширены 24 перекрестка. На недавнем совещании у главы города было рассмотрено еще 50 «узких мест». Часть из них будет сделана в 2010 г.
Чтобы разгрузить те участки, расширять которые уже некуда (например, перекресток Победы и Свердловского пр.), в мэрии планируют сделать дороги-дублеры. Так, дублером Свердловского пр. должна стать ул. Каслинская (для этого ее нужно расширить от пр. Победы до Бр. Кашириных и завершить реконструкцию ее участка от ул. Островского до Куйбышева). Дублером ул. Энгельса городские власти хотят сделать ул. Володарского (ее планируется расширить от Труда до ул. Коммуны).
Кроме того, в Центральном районе во избежание заторов по ул. Цвиллинга будет отодвинута остановка маршрутных такси, которая сейчас находится на пр. Ленина сразу за перекрестком.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.